МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА И АНАЛИЗА РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Автор- составитель: ЯШКИНА М.Ю.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Приморского Административного района г. Санкт-Петербурга
Центр современного музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА И АНАЛИЗА РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)
Автор-составитель: ЯШКИНА
МАРИНА ЮРЬЕВНА
Санкт-Петербург
2012
Уважаемые коллеги!
Для повышения качества образовательного процесса и грамотного ведения отчетной документации рекомендую прописать перспективный план по предложенной схеме, используя примеры и варианты формулировок.
План работы структурного подразделения (отдела) ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс» разрабатывается на основе предложений по планированию (из опыта работы УДОД), анализа работы отдела за предыдущий год, а также в соответствии с программой развития ОУ. План работы должен соответствовать единой для всех отделов структуре (см. ниже). Все мероприятия плана распределяются по месяцам с указанием ответственных за их реализацию.
В перспективном плане рекомендую прописать:
-
Анализ деятельности
-
Цели и задачи деятельности в текущем году
-
Содержание деятельности в текущем году (с указанием количественных и качественных характеристик)
-
Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей
-
Активизация деятельности по участию педагогов в педагогических конкурсах
-
Диагностика результативности образовательного процесса
-
Выявление потребностей специалистов в повышении квалификации
-
Аналитическая деятельность
Анализ деятельности за учебный год должен содержать:
-
Анализ состава педагогического коллектива.
-
Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ.
-
Анализ результатов итоговой аттестации учащихся
-
Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.
-
Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.
-
Анализ деятельности по контролю.
-
Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.
-
Анализ работы с родителями.
Критерии оценки анализа работы отдела за прошедший учебный год.
-
Определить степень выполнения поставленных целей и задач,
-
Анализ всех основных аспектов воспитательной работы.
-
Соответствие содержания анализа поставленным задачам.
-
Выявление проблем и способы их решения.
-
Выделить результаты работы отдела.
-
Выводы, рекомендации на основе анализа.
-
Выводы об эффективности выполнения задач и причины затруднений, если задача не выполнена.
-
Очертить круг проблем, зафиксированных в ходе деятельности.
В приложение прикладываем аналитические справки о ходе мероприятий, проектов и т. д.
Особое внимание в анализе методической деятельности прошу уделить следующим вопросам:
Каково количество методических материалов Вами подготовлено и выпущено (перечислите наименование)?
Что предполагаете представить по вопросу обобщения опыта?
Анализ деятельности структурного подразделения за учебный год представляется руководителем отдела заместителю директора ОУ по учебно-воспитательной работе.
Структура и содержательные ориентиры перспективного плана работы структурного подразделения (отдела)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Приморского Административного района г. Санкт-Петербурга
Центр современного музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс»
Утверждаю
Директор
ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»
И.В.Поликарпова
______________________
Перспективный план работы
_________ (наименование отдела)
на 2012-2013 учебный год
Санкт-Петербург
2012
Разделы перспективного плана
1. Анализ работы за 2011-2012 учебный год
2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 учебный год
-
Разделы работы:
-
Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.
-
Образовательная деятельность
-
Организация образовательной деятельности.
-
Формы отслеживания результативности образовательного процесса.
-
Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях
Организационно - массовая работа
-
Участие детских коллективов в городских массовых мероприятиях (концертная деятельность).
-
Массовые мероприятия для учащихся отдела, района (воспитательная работа).
Организация работы отдела
3. 1.6. Работа с кадрами:
Ведение плановой и рабочей документации
3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса
3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдел
Организационно-методическое обеспечение деятельности отдела
3.1.9. Методическое сопровождение образовательного процесса
3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта
3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами
3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции
3.1.13. Аналитическая деятельность
3.1.14. Работа по повышению квалификации
и профессионального мастерства
специалистов
-
Работа с родителями.
5. Работа с социальными институтами (партнерами).
6. Приложения.
ПРИМЕР
анализа деятельности
за __________ учебный год.
Основными задачами деятельности в _______ учебном году были:
1. С целью повышения уровня методического обеспечения образовательного процесса в _______отделе усилить деятельность методического объединения педагогов доп. образования.
2. С целью повышения качества образования особое внимание уделять методической поддержке и инновационной деятельности в отделах.
3. Способствовать развитию профессиональной компетентности кадров.
4. С целью развития и распространения инновационного опыта работы создать базу данных передового педагогического, инновационного опыта. Совершенствовать формы презентации опыта.
5. Совершенствование учебно-воспитательной деятельности _________
6. Укрепить систему координации деятельности ЦИ «Эдельвейс» по методическому сопровождению и сетевого взаимодействия структур, занимающихся дополнительным образованием детей.
7. Организовать аналитическую и информационно-методическую составляющие деятельности отдела.
Вопросы, на которые нужно дать полный ответ.
1.Анализ состава педагогического коллектива.
-
количественная и качественная характеристика кадрового состава: сколько педагогов работает в отделе, их образовательный уровень, стаж работы, квалификационная категория;
-
кадровые изменения (сколько и какие педагоги приняты на работу в текущем учебном году, сколько и какие педагоги уволились), влияние кадровых изменений на качество работы отдела.
2. Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ. Краткая характеристика контингента.
-
Какие направленности детского творчества существуют в отделе?
-
Количество групп в отделе, количество в них учащихся (по плану, по факту). Распределение учащихся по возрастным категориям (6/7 – 9/10 лет, 10/11 – 14/15 лет, 15/16 – 17/18 лет), по годам обучения (первый, второй, третий и последующие).
-
Какие новые направления были открыты в этом учебном году?
-
% отсева учащихся из учебных групп, его причины (какие педагоги обеспечили высокую сохранность контингента, у каких педагогов, в группах произошел наибольший % отсева, и проанализировать его причины).
-
Какие группы, направления были закрыты? Причины.
-
Анализ потребностей детей и родителей в направленностях и направлениях дополнительного образования.
Программное обеспечение: сколько программ реализуется в отделе; как распределяются программы по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный);
-
перспективы создания новых образовательных программ, по каким направлениям деятельности;
-
как осуществляется контроль за полнотой реализации образовательных программ педагогами;
-
анализ состояния учебно-методических комплексов по реализации образовательных программ (обеспеченность пособиями, рекомендациями, памятками в адрес учащихся, дидактическими и наглядными материалами и т.д.).
Технологическое обеспечение образовательного процесса:
-
занятия, каких педагогов были посещены и проанализированы руководителем и методистом, администрацией ОУ (указать фамилии и темы занятий). Проанализировать качество занятий, каким спектром форм и методов проведения занятий пользуются педагоги, какие из них наиболее эффективны;
-
на какие вопросы (проблемы), касающиеся технологического обеспечения образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).
3. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся
-
какая существует система выявления результатов образовательного процесса (формы, критерии, периодичность, кто осуществляет);
-
анализ уровня освоения учащимися образовательных программ (с указанием педагогов и программ) по основным параметрам: освоение теоретической информации и способов деятельности, приобретенный опыт общения, творчества, социально-значимой деятельности;
-
используемые формы предъявления (демонстрации) результатов образовательного процесса;
-
востребованность и значение результатов занятий учащихся и их достижений в основной школе;
-
на какие вопросы (проблемы), касающиеся выявления результатов образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).
-
достижения учащихся:
-
районного уровня:
-
городского уровня:
-
российского уровня:
-
международного уровня:
-
По каждому уровню в хронологическом порядке указываются: результат (место, лауреат, дипломант, участие), название коллектива, фамилия и инициалы педагога, название фестиваля, смотра, соревнований и т.д., место и время проведения).
4. Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.
-
Анализ воспитательной работы в учебных группах и коллективах.
-
Анализ проведенных массовых мероприятий с указанием названий, места и времени проведения (традиционные и новые формы воспитательной и массовой работы), % охвата учащихся и родителей.
-
Участие педагогов и учащихся в подготовке и проведении массовых мероприятий на уровне района и города.
5. Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.
Повышение квалификации кадров:
-
информация о прохождении курсов повышения квалификации сотрудниками отдела за последние 2 года (указывается Ф.И.О. сотрудника, год окончания курсов, их название, место проведения, количество часов)
№ |
Ф.И.О. |
2011 год |
2012год |
|
|
|
|
|
|
|
|
-
анализ состояния повышения квалификации сотрудников (% педагогических кадров, прошедших обучение; сотрудники, не повышавшие свою квалификацию, причины этого положения)
-
использованные в этом учебном году формы обучения и анализ их эффективности:
-
курсы при ГЦРДО (какие, кто направлен, кто окончил, кто выбыл и по каким причинам);
-
обучение в других учреждениях (каких, кто закончил);
-
семинары, мастер-классы в ОУ (проанализировать, как сотрудниками отдела используются на практике материалы семинаров);
-
открытые занятия (каких педагогов, по какой теме, для каких категорий, качество проведения);
другие формы.
Достижения педагогов:
-
участие сотрудников в конкурсах образовательных программ, педагогических достижений, методических выставках (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).
-
участие сотрудников в профессиональных (по своему направлению) конкурсах, смотрах, фестивалях и т.д. (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).
6.Анализ деятельности по контролю.
-
Используемые формы контроля с указанием целей, периодичности, результатов и их эффективность (посещение и анализ занятий и мероприятий, в том числе и открытых; собеседование с педагогами, сбор и анализ статистической информации, проверка наполняемости групп и трудовой дисциплины и т.д.).
-
Эффективность совещаний в отделе (тематических и информационных).
7. Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.
Обобщение и распространение педагогического опыта:
-
в какой форме в этом учебном году проходила работа по данному направлению (семинары, открытые занятия, выступления на педсоветах, конкурсы, смотры и т.д.);
-
какая методическая продукция (методические разработки, рекомендации, положения) была создана в этом году: педагогами, методистом;
-
какая методическая продукция будет создана в следующем году (указать название планируемых разработок и авторов).
8. Анализ работы с родителями.
-
Формы взаимодействия с родителями в учебно-воспитательной и массовой работе.
-
Анализ работы с родительским активом.
-
Перспективы развития работы с родительской общественностью.
Выводы и обобщенные перспективы деятельности отдела в следующем учебном году.
Например: В основном поставленные задачи были решены. Не в полном объеме решена задача по ___________________________________________________________
Наиболее значимыми результатами работы можно назвать: _________________ и т.д.
2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 уч. год
-
Реализация Программы развития на 2011-2015 гг.
-
Формирование эффективной системы взаимодействия с образовательными и другими учреждениями в воспитательном пространстве Приморского района.
-
Усиление внимания воспитательным, социально-педагогическим аспектам деятельности, активное участие в программах и проектах федерального, регионального и районного уровней, Учреждения, направленных на формирование инициативы и ответственности, толерантности, мотивации к познанию и творческой деятельности у детей.
-
Организация методической работы с педагогами в использовании эффективных форм работы по обеспечению качества образовательного процесса.
-
Выстраивание и моделирование новых форм в работе с родителями, постоянное их информирование о стратегии развития образовательного процесса в ЦИ, источниках его развития, творческих возможностях их ребенка в образовательном пространстве Учреждения, совместная работа на успех ребенка и создание креативной среды.
-
Активное представление достижений учащихся в городе, регионе, стране . за рубежом. Целенаправленная подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, смотрах – мероприятиях, повышение качественного уровня и воспитательной роли городских массовых мероприятий.
-
Совершенствование форм управления и контроля.
-
Изменение гендерного состава обучающихся, т.е. увеличение количества мальчиков в объединениях.
-
Продолжить целенаправленную работу по развитию педагогического мастерства педагогов.
-
Обучение информационным и Интернет технологиям и применение их в учебном процессе.
-
Совершенствовать работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового педагогического опыта.
-
Совершенствовать учебно-воспитательную деятельность.
-
Продолжить работу с творчески одаренными детьми и создать условия для совершенствования их мастерства.
-
Разделы работы:
-
Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.
-
Образовательная деятельность
-
Организация образовательной деятельности.
(таблица для примера)
№ п\п |
Направления деятельности, мероприятия |
сроки |
Ответственный |
1. |
Формирование контингента обучающихся и его нормативно-правовое оформление, мониторинг запросов учащихся и родителей |
|
руководители структурных подразделений |
1.2. |
Организация работы по заключению договоров с родителями (законными представителями) обучающихся |
|
руководители структурных подразделений |
1.3. |
Обработка и анализ полученных сведений по результатам формирования контингента |
|
|
1.4. |
Разработка и тиражирование информационных материалов по комплектованию |
Весь период |
|
1.5. |
Мониторинг потребностей детей и родителей в области образовательной деятельности |
Весь период |
|
1.7. |
Проведение родительских собраний |
|
руководители структурных подразделений. |
1.8. |
Проведение комплектования на новый учебный год |
Последняя неделя апреля |
руководители структурных подразделений. |
1.9. |
Использование массовых мероприятий для информирования родителей и детей о возможностях занятий в Учреждении |
В течение года |
|
3. |
Работа с педагогическими кадрами |
|
|
3.1. |
Утверждение списка педагогических работников, направляемых на курсы ПК, в ГМО. |
до 10.09 |
|
3.2. |
Проведение общего педагогического совета |
Сент. |
|
3.5. |
Подготовка к аттестации |
|
|
3.6. |
Составление расписания |
|
|
-
Формы отслеживания результативности образовательного процесса.
Примечание: Формы прописывать в соответствии с образовательными программами.
-
Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях.
№ п/п |
Сроки |
Мероприятия |
Место проведения |
Контингент (возраст) |
Ответственный |
|
|
|
|
|
|
Организационно - массовая работа
-
Участие детских коллективов в городских массовых мероприятиях (концертная деятельность).
№ п\п |
Направления деятельности, мероприятия |
сроки |
Ответственный |
1. |
|
|
руководители структурных подразделений |
-
Массовые мероприятия для учащихся отдела (воспитательная работа).
№ п\п |
Направления деятельности, мероприятия |
сроки |
Ответственный |
1. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
|
|
|
|
|
|
2 |
Нравственно-эстетическое воспитание |
|
|
|
|
|
|
3 |
Физкультурно – оздоровительное направление |
|
|
|
|
|
|
Мероприятия
для учащихся
образовательных учреждений
Приморского района
(таблица для примера)
№ п/п |
Дата |
Название массовых мероприятий |
Возраст участников (класс) |
Количество |
№ |
|
участников |
зрителей |
филиала |
||||
|
1.09.11 |
Концерт, посвященный Дню знаний Удельный парк (для школьников Приморского района) |
4 -9 классы |
120 |
600 |
49 635 601 |
Организация работы отдела
3. 1.6. Работа с кадрами:
Ведение плановой и рабочей документации (в соответствии с номенклатурой дел).
3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса
(таблица для примера)
Сроки |
Содержание контрольно-аналитической работы |
Формы |
Итоговый документ |
Ответственный |
сентябрь |
Анализ и контроль организации комплектования детских объединений |
контрольные посещения; беседы с учащимися, родителями; анализ итоговых справок, справок по заключению договоров; посещение родительских собраний, собраний учащихся |
справка по итогам заключения договоров |
Зав. отделом
|
ежемесячно |
Анализ и контроль организации образовательного процесса |
посещение учебных занятий (не менее 2 в неделю); фронтальные проверки наполняемости (не менее 2 в месяц) контрольные проверки выполнения календарного тематического планирования |
Ежемесячные справки по наполняемости (до 28 числа каждого месяца) Справка за полугодие (до 30.12. и 05.06) |
Зав. отделом методисты |
декабрь |
Проверка содержания и организации образовательного процесса в отделе |
анализ учебных занятий; анализ учебной документации; тестирование учащихся; анкетирование учащихся |
Аналитическая справка (до 15.01.2011) |
|
февраль |
Проверка учебной документации |
анализ нормативно-правовой базы организации образовательного процесса |
Аналитическая справка (до 15.03.2011) |
|
апрель май |
Фронтальная проверка организации итоговых (зачетных) занятий групп дополнительного образования |
посещение итоговых, контрольных занятий, испытаний; анализ итоговых испытаний; |
Аналитическая справка (до 10.06.2011) |
|
май-июнь |
Проверка организации деятельности |
контрольные посещения; анализ документации |
Приказ (до 25.06.2011) |
|
3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдела
Примечание: перечислить планируемые материально-технические ресурсы.
Организационно-методическое обеспечение деятельности отдела
Рекомендуемые формы:
-
Информационно-методическое обеспечение педагогов отдела;
-
Организация деятельности по формированию базы данных;
-
Программно-методическое обеспечение;
-
Разработка УМК к образовательным программам;
-
Координация деятельности по совершенствованию педагогического мастерства;
-
Аналитическая деятельность (аналитические справки).
-
Обобщение и распространение педагогического опыта
3.1.9. Методическое сопровождение образовательной деятельности
(таблица для примера)
№ п/п |
Дата, время, сроки проведения |
Название мероприятия |
Объект, контингент |
Ответственный |
|
Октябрь-ноябрь 2012 Март-апрель 2013 |
Проведение социологических исследований: -степень информированности родителей о возможностях развития ребенка; -мониторинг ожиданий родителей от занятий в ЦИ |
Родители |
Рук. филиалов |
3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта
№ |
Наименование мероприятия |
сроки |
Ответственный |
1 |
Накопление и систематизация фонда методической и научной литературы по теории и практике учебно- воспитательной работы, социально- педагогической деятельности |
Сентябрь-май, еженедельно |
методист |
3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами
(таблица для примера)
№ п/п |
Дата, время, сроки проведения |
Название мероприятия |
Объект, контингент |
Ответственный |
|
В течение года |
Консультации для молодых специалистов, начинающих педагогов по вопросам организации образовательного процесса |
Молодые специалисты |
Яшкина М.Ю. Зав.отделами. |
|
В течение года |
Открытые занятия, организация взаимопосещения занятий (мероприятий) |
Молодые специалисты |
Зав. отделами |
3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции
(таблица для примера)
№ п/п |
Наименование продукции |
Сроки |
Ответственный |
|
Информационные материалы о приеме в детские творческие коллективы (флайерсы, афиши, объявления) |
Август-сентябрь 2012 |
Зав. филиалами, Зам. директора Андреева М.О. |
|
Выпуск буклетов к памятным датам, о деятельности ЦИ. |
|
Смирнова О.И. |
|
Методическое пособие: 1.Развивающие танцевальные игры для детей 6-7 лет |
апрель |
Квачек В.С. |
-
Аналитическая деятельность (таблица для примера)
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Объект исследования |
Ответственный |
|
Анализ качества и эффективности проведенных мероприятий |
В течение года (в соответствии с планом мероприятий) |
мероприятия, подведение промежуточных итогов |
|
|
Изучение контингента воспитанников с целью выявления детей группы риска |
В течение года |
Журналы учета работы групп, анкетирование |
Зав. филиалами |
-
Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
специалистов
(таблица для примера)
№ п/п |
Дата, время, сроки проведения |
Название мероприятия |
Участники |
Ответственный |
|
До 20.09.2012 |
составление списков педагогических работников, направляемых на курсы ПК, ГМО, |
Специалисты ЦИ |
|
|
Весь период |
Подготовка к процедуре аттестации педагогических работников |
Аттестующиеся педагогические работники |
|
3.1.15. Участие специалистов во всероссийских мероприятиях, городских и районных педагогических конференциях, семинарах, смотрах и конкурсах в системе дополнительного образования детей
№ |
Название мероприятия |
Дата и время |
Место проведения |
ФИО ответственного |
|
|
|
|
|
4. Работа с родителями
(таблица для примера)
№ |
Мероприятие |
Дата, время, сроки проведения |
Ответственные |
|
Родительские собрания в коллективах |
|
|
5. Работа с социальными институтами (партнерами).
(таблица для примера)
№ п/п |
Наименование государственных учреждений, общественных организаций, родительской общественности |
Формы взаимодействия (указать) |
Сроки проведения |
Ответственный |
|
Северо-западный Военный округ |
Совместные проекты |
В течение года |
Поликарпова И.В. |
6.Приложения
-
Анализ деятельности методиста
-
Список на аттестацию педагогических работников
-
График работы педагогических работников
-
Нагрузка педагогов, концертмейстеров
-
График открытых занятий
-
Состав и план методического объединения
Список используемой литературы:
При составлении данных методических рекомендаций были использованы методические материалы Красносельского ДДТ г. Санкт-Петербурга и материалы из опыта работы.
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации
- Международный вебинар «Дополнительное образование детей как территория успешности для каждого ребёнка в рамках реализации федерального проекта “Успех каждого ребенка”»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС