Образовательная программа по музыке для группы дошкольного образования
Комитет по управлению образованием
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Образовательная программа по музыке для группы дошкольного образования
Срок реализации: 1 год
Возрастной состав: 5,5 – 6,5 лет
Разработала: Петренчук Тамара Васильевна,
учитель музыки.
г. Краснокаменск
2010 год
Пояснительная записка
Доступность дошкольного воспитания рассматривалась еще в работах Я. А. Каменского. В настоящее время особое внимание проблеме введения дошкольного образования в средние общеобразовательные учреждения уделено в Постановлении Правительства РФ «Концепция модернизации российского образования за период до 2010 года».
В последнее время все чаще в школах организуются группы дошкольного образования, которые посещают неорганизованные дети 5,5 – 6 лет. Во многих населенных пунктах остается открытой проблема обеспечения всех дошкольников местами в детских садах, поэтому введение дошкольного образования в школах позволяет выровнять стартовые возможности детей.
Единые стартовые возможности к началу школьного обучения для детей, не посещающих детский сад, за один год могут быть достигнуты при особом психолого-педагогическом сопровождении и внедрении в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Специалисты выделяют два основных направления подготовки детей дошкольного возраста к школе:
- формирование психологической готовности к обучению в первом классе, формирование учебной мотивации.
Первостепенное значение имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника. Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей к обучению в школе. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают различными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться в школе на уроках математики, русского языка, родного слова и в процессе изучения предметов эстетического цикла.
Шестилетние дети и музыка!.. В основе содержания музыкального воспитания шестилетних детей лежит систематическая работа по формированию музыкальной культуры.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, приобщить к музыкальному искусству, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная программа вводит ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через темы, интонации, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Программное содержание реализуется через интерес шестилеток к музыке, к музыкальным занятиям, обобщение и систематизацию уже имеющегося у них жизненно-музыкального опыта, первичных представлений о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей шестилетних детей, с целью не упустить уникальную возможность этого возраста в освоении музыкального языка как родной речи, что в более позднем возрасте невосполнимо (интеллектуальное мышление у детей развивается позже), поэтому в программе сделан акцент на музыкальной деятельности - на ведущем для данного возраста ее игровом типе. Курс имеет практическую направленность – теоретические сведения включены лишь в той мере, в какой необходимы для навыков выразительного музыкально-осмысленного пения и практического музицирования на музыкальных инструментах. Размышления о музыке предложено в таких доступных детям темах и формах, которые способны заинтересовать их лично.
Программа составлена на основе авторских программ И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
При разработке программы были просмотрены следующие программы музыкального образования: «Слушание музыки», автор Захаренко Л.В., педагог дополнительного образования ГОУ «Дворец детей и молодежи» г. Москва; авторская программа вокального ансамбля "Веснушки", автор - Трубач Оксана Андреевна.
Основная идея программы - развитие личности ребенка, обогащения его духовного мира. Навыки и специфические знания о музыке формируются незаметно, в процессе решения больших задач, а на первом плане остается развитие способностей личности, таких способностей, которые создают возможность овладения этими навыками...
Цель – создание условий для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста и формирования фундамента музыкальной культуры как части его общей и духовной культуры.
Задачи:
-
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
-
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
-
изучение особенностей музыкального языка;
-
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
-
Принципы учебно-воспитательного процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
-
личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 5,5 – 6,5 лет.
Психологические особенности детей
Шестилетние дети очень восприимчивы, чувствительны, доверчивы. Формирование интереса к учебной деятельности связано с переживанием чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство оценкой, похвалой учителя.
У шестилеток личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них актуальна игровая деятельность. Этот возраст благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.
Ведущее место занимает наглядно-образная память, словесно-логическая память слабая. Внимание непроизвольное, концентрация внимания может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет.
Для детей этого возраста характерны следующие мотивы познавательной деятельности:
- “потребности во внешних впечатлениях”, которые реализуются при участии взрослого; его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление учиться, приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Срок реализации программы – 1 год.
В группу принимаются дети, не посещающие детский сад.
Количественный состав группы - 15 - 25 детей.
Принципы построения содержания
В основе подхода к разработке содержания программы лежит понимание этого возрастного периода не как подготовительного к освоению программы по музыке в следующих классах школы, а как самоценного процесса вхождения в музыкальное искусство, как начального этапа систематического формирования музыкальной культуры в условиях общеобразовательной школы.
Все темы программы — это не что иное как «зоны проникновения» в музыку. В качестве ведущей для музыкального развития детей выступает тема «Искусство слышать». На начальном этапе музыкального воспитания шестилеток должен быть заложен фундамент развития способности слышать музыку. А тема «Как можно услышать музыку?» - главная тема года. Услышать музыку — это значит почувствовать и пережить то открытие, которое каждый ребенок вдруг сделал для себя и которое заставит его «исследовать» собственные чувства, подтолкнет к размышлениям об окружающей жизни. Слышать музыку — это значит проходить школу эмоционального общения, школу «вживания» в музыкальный образ, школу перевоплощения, школу нравственного переживания, а значит, и школу духовного, нравственного совершенствования...
Содержание программного материала построено на принципе доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки - музыкальной классики. На ее основе, а также на основе лучших образцов фольклора, современной советской и зарубежной музыки может быть воспитана подлинно духовная культура. Это те произведения, на которых «взращивались» таланты. Это музыка Баха, Моцарта, Грига, Верди, Чайковского, Лядова, Мусоргского, Прокофьева, Хачатуряна, Кабалевского, И. Сац, 3. Левиной.
Практика показывает: когда детям интересно и когда определенным образом организована их деятельность, подчиненная законам искусства,— можно сконцентрировать внимание детей так, что их общение с двумя-тремя произведениями будет полноценным и продуктивным...
Следующей позицией, на основе которой складывается содержание программы для шестилетних детей, стало обращение к народной мудрости. Народная мудрость прекрасно выражается в музыкальном и поэтическом творчестве: хороводы, заклички, словесные игры, загадки и поговорки, частушки и прибаутки — это родные корни, основа, столь необходимая в детстве. Дети учатся искусству интонировать смысл слова. Можно просто сказать слово, а можно его проинтонировать так, что сразу же заразить слушателя образным смыслом, выразительностью слова.
Принципиально и то, что в процессе постижения народной художественной мудрости дети учатся бережному отношению к поэтическому слову, отношению к слову как к родному слову. При этом чем глубже вникаем в поэтический образ, тем легче создавать образ музыкальный...
Принципы организации образовательного процесса
-
Принцип «пройти путь рождения музыки» - дети ставятся в положение творца-поэта, творца-музыканта, как бы заново создающего для себя и для других музыкально-поэтическую жемчужину,— здесь дети погружаются в сами истоки возникновения искусства!
-
Принцип органичного рождения самими детьми того или иного танцевального движения как естественного выражения чувства переживания. (Пластическое интонирование — это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение, становятся формой эмоционального выражения содержания).
-
Импровизационность. Ценность импровизирования - в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.
-
Принцип образно-игрового вхождения в музыку. Заключается в создании "образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения. Особое место занимает музыкальная игра, которая наполняется тем смыслом, который она искони имела и имеет в народном искусстве: исполнить песню — значит сыграть песню! Так называемый «сценарий» игры-песни (игры-танца, игры-произведения) детям заранее неизвестен, потому они сами выбирают себе роль и находят те выразительные средства, которые, как они считают, необходимы для выражения их образного видения. Принцип образно-игрового вхождения в музыку, как легко увидеть, тесно связан с импровизационностью и принципом «пройти путь рождения музыки»...
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:
-
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
Метод эмоциональной драматургии;
-
Метод создания «композиций»;
-
Метод игры;
-
Метод художественного контекста.
Освоение музыкального языка шестилетками происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.
Объем программного материала составляет ….. часа за учебный год.
Формы и режим занятий.
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 30 минут в учебное время. Занятия проходят в специально оборудованном кабинете, в котором соблюдены санитарно-гигиенические нормы для организации образовательного процесса.
Программа рассчитана на работу со всей группой, но может изменяться в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка, т. е. ребенок может развиваться по индивидуальному маршруту.
Программой предусмотрены как практические, так и теоретические занятия.
Основной формой проведения занятий являются занятия в учебном кабинете. Для выполнения задачи снятия статического напряжения предлагается использовать различные формы организации учебного процесса, а именно: занятие-концерт, занятие - беседа, занятие - игра, занятие – импровизация, занятие – викторина, занятие –театрализация, занятие – сказка, занятие - экскурсия.
Формы подведения итогов:
В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; творческие отчеты-концерты; выполнение различных заданий для контроля ЗУН – опрос, тесты; работа с кроссвордами, составление рассказов по картине; музыкальные игры, праздники, открытые занятия; итоговый контроль выполняется в виде тестирования.
В конце каждого учебного года проводится годовое итоговое занятие в форме коллективно-творческой игры, викторины, игровой программы.
Одной из традиционных форм является проведение открытого занятия-концерта для родителей. Такое занятие позволяет продемонстрировать новые грани и способности детей, о которых не всегда знают родители.
Также результатом работы детей является участие в различных мероприятиях детского творчества, проводимых вне школы.
Программа предусматривает консультации и общение с психологом, преподавателями школы искусств, родителями.
Требования к уровню подготовки детей.
По окончанию курса обучения дети должны
знать и понимать:
-
жанры музыки (песня, танец, марш);
-
что музыка имеет содержание, воспринимать ее выразительно-изобразительные средства;
-
что музыка может выражать мысли и чувства;
-
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
-
особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
уметь:
-
выявлять жанровое начало музыки;
-
оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
-
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Учебно-тематический план
-
Тема урока
Кол-во часов
Из них:
Теория
Практика
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
30
12
18
1
«И Муза вечная со мной!»
1
0
1
2
Хоровод муз
2
1
1
3
«Повсюду музыка слышна...»
2
1
1
4
Мелодия - душа музыки.
2
1
1
5
Музыка осени
2
1
1
6
Сочини мелодию
2
1
1
7
Музыкальная азбука
6
2
4
9
Звучащие картины
2
1
1
10
Разыграй мелодию
2
1
1
11
«Пришло Рождество, начинается торжество»
2
1
1
13
Добрый праздник среди зимы
6
2
4
14
Обобщающее занятие по теме «Музыка вокруг нас»
1
0
1
Раздел 2. «Музыка и ты»
34
16
18
16
Край, в котором ты живешь
2
1
1
17
Поэт, художник, композитор
1
1
0
18
Музыка утра
2
1
1
19
Музыка вечера
2
1
1
20
Музы не молчали
4
1
3
21
Музыкальные инструменты
4
2
2
22
Мамин праздник
2
1
1
23
Музыкальные портреты
2
1
1
24
Разыграй сказку
2
1
1
25
Музыка в цирке
2
1
1
26
Дом, который звучит
2
1
1
27
Опера-сказка
2
1
1
28
Ничего на свете лучше нет…
2
1
1
29
Обобщающее занятие по теме «Музыка и ты»
1
0
1
30
Заключительное занятие-концерт
4
2
2
ИТОГО:
64
28
36
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
№
Тема занятия
Примерное содержание занятия
Примерный музыкальный материал
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
1.
И Муза вечная со мной! (занятие-концерт)
Знакомство с Музой – феей звуков. Сравнение значений слов «муза» и «музыка». Значение понятий «композитор-исполнитель-слушатель». Исполнение песен о школе: определение характера и настроения музыки, исполнителей.
1. Д. Кабалевский “Песня о школе”, Ю. Чичков “Наша школьная страна”, Г. Струве “Школьный корабль”
2. “Па-де-де” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”
3. Ролевая игра “Дирижируем оркестром”
4. Разучивание песни по выбору учителя
2.
Хоровод муз (занятие-игра)
Понятия «хор» и «хоровод». Сравнение музыкальных особенностей русского хоровода, греческого танца сиртаки, молдавской хоры.
Повторение песен, работа над текстом и чистотой интонации.
1. Работа над песней
2. Р.н.п. “Во поле береза стояла”
3. Молдавская народная мелодия “Сырбу”
4. Греческий танец “Сиртаки”
3.
Повсюду музыка слышна (занятие-импровизация)
Определение характера, настроения, жанровой основы песенок для импровизации. Мелодекламация стихотворных строчек. Сочинение песенных импровизаций.
Повторение песен, работа над образным строем.
1. Ролевая игра “Играем в композитора”
2. Речевые импровизации
3. Работа над песнями
4.
Мелодия - душа музыки (занятие-концерт)
Повторение песен, работа над образным строем.
Определение «мелодии». Сравнение разнохарактерных пьес, определение жанровой основы. Пластическое интонирование («Марш деревянных солдатиков»,
«Вальс»), инструментальное музицирование (“Полька”).
1.Повторение песен.
2. Три пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского:
«Сладкая греза»,
«Марш деревянных солдатиков»,
«Вальс» (или “Полька”).
5.
Музыка осени (занятие-экскурсия)
Выяснение жизненных впечатлений детей об осени на основе работы со стихотворным рядом. Определение характера музыкальных фрагментов, подбор стихов к музыке. Пластическое интонирование (изображение падающих капелек), инструментальное музицирование (Попатенко “Скворушка прощается”).
Разучивание песни об осени.
1. А. Пушкин “Унылая пора”
2. Попатенко “Скворушка прощается”
3. Г.Свиридов “Осень”
4.П.Чайковский “Осенняя песенка”
5. Павленко “Капельки”
6.
Сочини мелодию (занятие-импровизация)
Повторение песни, работа над текстом и чистотой интонации.
Мелодекламация стихотворения «Золотая осень». Сочинение мелодии по цепочке. Создание ритмической партитуры. Сочинение песенки-диалога. Определение настроения музыки.
1. Стихи А. Барто “Золотая осень”
2. Ролевая игра “Играем в композитора”. Сочинение мелодии на тему “Дождь идет”
3. Попатенко “Скворушка прощается”, Павленко “Капельки”
7.
Музыкальная азбука (занятие-театрализация)
Знакомство с элементами нотного письма и музыкальной грамотой. Работа над качеством кантиленного пения (Попатенко “Скворушка прощается”), над дикцией и артикуляцией (Дроцевич “Семь подружек”).
Разучивание песни по выбору учителя.
1. Паулс “Алфавит”,
Фрид “Песенка о буквах”
2. Дроцевич “Семь подружек”
8.
Звучащие картины
Повторение песен, работа над образным строем.
Знакомство с тембром флейты. Имитация игры на музыкальных инструментах, передача характера музыки в пластическом интонировании.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель – флейта, гусли – арфа - фортепиано. Имитация игры на флейте. Выбор инструмента, соответствующего картине.
1. Ф.н.п. “Пастушья песня”,
В. Поплянова “Камышинка-дудочка”
2. Тема Птички из симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева
3. “Шутка” из оркестровой сюиты № 2 И.-С. Баха, “Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка
4. Л.н.п. “Дудочка”
5. В. Кикта “Фрески Софии Киевской” – концертная симфония для арфы с оркестром, “Гусляр Садко”.
9.
Разыграй мелодию
Работа с текстом, составление исполнительского плана каждого куплета, исполнение пластических этюдов (Книппер “Почему медведь зимой спит”).
Разучивание песни.
Пластическое интонирование (Дакен “Кукушка”).
1. Ф.н.п. “Пастушья песня”,
В. Поплянова “Камышинка-дудочка”
2. Л.н.п. “Дудочка”
3. Книппер “Почему медведь зимой спит”
4.Дакен “Кукушка”
10.
Рождество Христово
Знакомство с легендой о рождении Христа, прослушивание и разучивание рождественских песен.
Разыгрывание песен-колядок, сочинение пожеланий “добрым людям”.
1. Рождественские песни – “Пойдем вместе в Вифлеем” Е. Каверина, “Ночь тиха над Палестиной”, “Поспешают к Вифлеему пастушки”
2. Песня “Тихая ночь” Ф. Грубера (международный рождественский гимн)
3. Рождественские колядки – “Рождество Христово”, “Все идут, спешат на праздник”
11.
Добрый праздник среди зимы
Постановка музыкальной сказки на сюжет сказки Т. Гофмана и музыки балета П. Чайковского “Щелкунчик”. Просмотр видеофрагментов балета “Щелкунчик”. Сочинение песни для Маши и Щелкунчика.
П. Чайковского “Щелкунчик”:
“Марш” детей у новогодней елки,
“Вальс снежных хлопьев”,
“Па-де-де” из второго акта.
12.
Обобщающее занятие по теме «Музыка вокруг нас»
Музыкальная викторина на определение жанра: песня-танец-марш. Обобщение по теме: композитор-исполнитель-слушатель. Постановка музыкальной сказки на сюжет «Щелкунчика».
Раздел 2. «Музыка и ты»
1.
Край, в котором ты живешь
Определение значения слова через логическую цепочку: РОД – РОДня – наРОД – приРОДа – РОДина. Прослушивание и разучивание песни по выбору, определение содержания и выразительных средств музыки. Определение особенностей русской музыки на примере произведения С.С.Прокофьева.
1. З. Александрова “Если скажут слово “родина”…”
2. “Моя Россия” Г. Струве (стихи Н. Соловьевой), “Утро” А. Парц-халадзе (стихи Ю. Полунина), и “Добрый день!” Я. Дубравина (стихи В. Суслова)
3. “Песенка о солнышке, радуге и радости” И. Кадомцева, стихи Р. Копф)
4.С. Прокофьев “Ходит месяц над полями”
2.
Поэт, художник, композитор
Продолжение работы над песней. Определение выразительных средств разных видов искусств.
Определение тембров музыкальных инструментов. Знакомство с тембром скрипки, имитация игры на скрипке.
Определения настроения картины, цветовой палитры, особенностей композиции.
Пластический этюд “Восход солнца” под стихотворение И. Никитина, чтение с усиливающейся динамикой.
1.“Пастораль”, “Наигрыш” А. Шнитке
2. “Пастораль” Г. Свиридова
3. Картина “Утро” В. Васильева
4. Стихотворение И. Никитина “Вот и солнце встает”
3.
Музыка утра
Сравнение пьес, интонационно-образный анализ.
Вокализация темы Э.Грига со словами “Солнышко всходит, и утор светлеет, природа проснулась, и утро пришло”.
Вокальная импровизация со словами “Доброе утро”. Разучивание песни.
Понятие контраста.
1.“Пастораль”, “Наигрыш” А. Шнитке и “Пастораль” Г. Свиридова
2. Картина “Утро” В. Васильева и стихотворение И. Никитина “Вот и солнце встает”
3. “Зимнее утро” П. Чайковского (из “Детского альбома) и “Утро” Э. Грига (из музыки к драме “Пер Гюнт” Г. Ибсена)
4.“Доброе утро!” Д. Кабалевского (из кантаты “Песни утра, весны и мира” на стихи Ц. Солодаря)
4.
Музыка вечера
Сочинение вокальной импровизации «колыбельной»
с движениями покачивания. Пение знакомых колыбельных.
Слушание пьес по выбору, сравнение, определение настроения и звукоизобразительных моментов, интонационно-образный анализ.
Определение настроения картины, цветовой палитры, особенностей композиции.
1 Колыбельная Умки” из мульфильма “Умка”, музыка Е. Крылатова, стихи Ю. Яковлева; “Спят усталые игрушки” А. Осторовского, стихи З. Петровой
2. Стихи Фета, Никитина о вечере
3. С. Прокофьев “Вечер”, А. Хача-турян “Вечерняя сказка”, Салманов “Вечер”
4. Репродукция с картины В. Марковой “Пейзаж с лошадью”
5.“Вечерняя музыка” В. Гаврилина из хоровой симфонии-действа по прочтению В. Шукшина
5.
Музы не молчали
Раскрытие темы защиты Отечества. Определение значения слов: память-памятник. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Определение характерных черт солдатских песен.
Разучивание песен.
1.А. Бородин. “Богатырская симфония”
2.Старинная народная песня “Солдатушки, бравы ребятушки”
3.“Песня о маленьком трубаче” С. Никитина (слова С. Крылова)
4. “Песня о веселом барабанщике”
5. Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент”
6.
Музыкальные инструменты
Ритмизированное чтение, разучивание песни. Определение тембров народных инструментов.
Вокализация основных тем, знакомство с имитацией тембров народных инструментов (свирели, дудочки, рожка, гуслей) в классической музыке.
Разучивание песен.
1. Стихи о музыкальных произведениях
2. Ф.н.п. “Пастушья песня”
3. Фрагменты народных наигрышей
4. Мелодия из “Симфонии № 6” (“Пасторальной”) Л. Бетховена (русский текст К. Алемасовой)
5.В. Поплянова “Камышинка-дудочка”
7.
Народные музыкальные инструменты
Повторение песен, работа над текстом и чистотой интонации.
Специфика звучания народных инструментов. Имитация игры на гуслях. Сопоставление жанров плясовой и колыбельной, определение места фрагментов в тексте.
1. Ф.н.п. “Пастушья песня”,
В. Поплянова “Камышинка-дудочка”
2. “Былинные наигрыши”
3. Фрагменты из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова – плясовая песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” и “Колыбельная Волховы”
7.
Мамин праздник
Выразительное чтение стихотворения “Тихо, тихо, очень тихо…” В. Орлова, подбор музыки.
Инструментальное музицирование: подбор тембров музыкальных инструментов (треугольники, металлофоны). Пластическое интонирование под музыку.
Продолжение работы над песней.
1. “Колыбельная” Г. Гладкова или “Колыбельная” (из “Детского альбома”)
2. “Спасибо” И. Арсеева (стихи З. Петровой), “Вот какая бабушка! Т. Попатенко (стихи И. Черницкой), “Праздник бабушек и мам” М. Славкина (стихи Е. Кагановой)
8.
Музыкальные портреты
Пение колыбельных песен.
Ролевая игра “Узнай незнакомца”, интонационно-образный анализ произведений.
Подбор и разыгрывание танцевальных движений (Моцарт «Менуэт»).
Определение выразительных средств скороговорки, выявление отношения автора к героине миниатюры.
2.«Баба- Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.
3.Моцарт «Менуэт».
4.Вокальная миниатюра «Болтунья» С. Прокофьева.
9.
Разыграй сказку
Сочинение мелодии песенки-дразнилки про Бабу-Ягу. Инструментальная импровизация на созданную мелодию. Разучивание игры.
Разучивание песни, имитация игры на музыкальных инструментах, пение с солистом.
1. Русская народная сказка “Баба- Яга”.
2.Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент”
10.
Музыка в цирке
Музыкальное путешествие на цирковое представление, выявление музыкальных особенностей. Имитация дирижирования оркестром.
Ритмическое сопровождение инструментами шумового оркестра, стуком кулачком, изображение цокота копыт (“Галоп” И. Дунаевского).
Пластическое интонирование в сопровождении шумового оркестра (Д. Кабалевский “Клоуны”).
Разучивание песни.
1.“Выходной марш” из кинофильма “Цирк” Дунаевского
2.“Галоп” И. Дунаевского
3. “Мы катаемся на пони” Г. Крылова (стихи М.Садовс кого), “Добрые слоны” А. Журбина (стихи В. Шленского)
4.Д. Кабалевский “Клоуны”
11.
Дом, который звучит
Определение жанра оперы и балета.
Знакомство с жанром оперы и балета.
Пластическая импровизация (танец золотых рыбок).
Имитация игры на воображаемой флейте в сопровождении ансамбля скрипачей.
Продолжение работы над песней.
1. Рассказ о Детском музыкальном театре
2. Отрывки из знакомых произведений: “Садко” Н. Римского-Корсакова, “Щелкунчик” П. Чайковского
3. Отрывки из балета Р. Щедрина “Конек-Горбунок” - “Золотые рыбки”, оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка - (“Мелодия”)
4. “Мы катаемся на пони” Г. Крылова (стихи М.Садовского), “Добрые слоны” А. Журбина (стихи В. Шленского)
12.
Опера-сказка
Определение жанра детской оперы. Рассказ о детском театре Н.И.Сац. Разучивание тем (Болтушки, Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Малыша и др.), постановка театральной сцены с исполнением марша под музыку.
Разучивание и исполнение с инструментами шумового оркестра (треугольники, металлофоны, колокольчики).
1. Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят” (либретто Е. Манучаровой)
2. “Колыбельная Мамы-Козы”
3. “Воинственный марш”, хор “Семеро козлят”
4. Заключительный хор из оперы “Муха-цокотуха” М. Красева (стихи К. Чуковского)
13.
Ничего на свете лучше нет…
Прослушивание музыкально-литературной композиции, характеристика тем главных персонажей.
Просмотр мультфильма “Бременские музыканты”
Разучивание песен по выбору.
Рисование портретов главных героев.
1. “Песенка друзей” из музыки Г. Гладкова к мультфильму “Бременские музыканты”
2. Фрагменты из музыкальной фантазии к мультфильму: “Песня друзей”, “Песня трубадура”.
3. Музыкально-литературная композиция “Бременские музыканты”
4. Песни по выбору из любимых мультфильмов
14.
Обобщающее занятие по теме «Музыка и ты»
Тестирование по авторской разработке Сергеевой Г.П.
Подготовка к заключительному уроку-концерту: создание афиши любимых произведений, прослушанных за год.
Повторение музыкальных произведений.
Любимые произведения по выбору учащихся
15.
Заключительное занятие-концерт
1. Исполнение песни о школе
(о родине, о дружбе)
2. Вокальная импровизация детей на заданную интонацию или стихотворный текст
3. Концертное исполнение (фрагмент из детской оперы с элементами драматизации, “разыгрывание” песни)
4. Конкурсы (по выбору учителя): исполнение знакомой песни, конкурс дирижеров, конкурс барабанщиков, конкурс марша и т.п.
Методическое обеспечение программы
№ п/п |
Тема занятия |
Тип занятия |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
|
|
|
|
||
|
|
||||
1 |
«И Муза вечная со мной!» |
Вводное |
Муза, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер, звуки музыкальные и шумовые. |
Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель |
Слушание музыки. Хоровое пение. Звуковая «Угадай-ка!». |
2 |
Хоровод муз |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Хор, хоровод, танцы разных народов мира |
Знать: понятия: хор, хоровод |
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкально-ритмические движения. |
3 |
«Повсюду музыка слышна...» |
Закрепление знаний, выработка умений и навыков |
Композитор, импровизация учащихся на тексты русских народных песенок |
Знать: понятие композитор. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст) |
Ролевая игра «Играем в композитора». |
4 |
Душа музыки -мелодия |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Мелодия, марш, танец, песня, образ, характер, настроение |
Знать: понятия: мелодия, марш, танец, песня |
Слушание музыки. Пластические импровизации. Хоровое пение. |
5 |
Музыка осени |
Интегрированное |
Образцы поэзии, рисунков художников, музыкальных произведений об осени |
Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений. |
Слушание музыки. Чтение стихов. Разучивание песен. |
6 |
Сочини мелодию |
Закрепление знаний, выработка умений и навыков |
Импровизации учащихся на стихотворения А. Барто, Н. Михайловой |
Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст). |
Ролевая игра «Играем в композитора». |
7 |
Музыкальная азбука |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Музыкальная азбука: ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ |
Знать: понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ. |
Разучивание новых и повторение ранее изученных песен. Хоровое пение. |
8 |
Музыка вокруг нас |
Повторение и обобщение полученных знаний |
Закрепление понятий, изученных в I четверти |
Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент; композитор, исполнитель, слушатель; звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ. |
Фронтальный опрос, слушание музыки, хоровое пение. |
9 |
Звучащие картины |
Повторение и обобщение полученных знаний |
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления. Инструменты, на которых играют музыканты |
Знать: отличия народной от профессиональной музыки. Уметь: приводить примеры; отвечать на проблемные вопросы |
Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. Слушание музыки, хоровое пение. |
10 |
Разыграй песню |
Расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков |
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни |
Уметь:
выразительно исполнять песню;
составлять исполнительское
развитие вокального сочинения исходя
из сюжета стихо |
Выразительное исполнение песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой. |
11 |
«Пришло Рождество, начинается торжество» |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Народные праздники, духовная жизнь людей; рождественские песни |
Знать: понятия: народные праздники, рождественские песни |
Выразительное исполнение рождественских песен. |
12 |
Родной обычай старины |
Расширение и углубление знаний |
Праздник «Рождество Христово»; колядки |
Уметь: выразительно исполнять колядки |
Сольное и хоровое выразительное исполнение рождественских колядок |
13 |
Добрый праздник среди зимы |
Закрепление знаний, выработка умений и навыков |
Любимый праздник детей - Новый год. Сказка Т. Гофмана и музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» |
Уметь:
определять настроение, характер
музыки; посильным образом |
Слушание музыки. Музицирование. Пластическое интонирование музыки. Интонационно-образный анализ. |
|
|
||||
14 |
Край, в котором ты живешь |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Родина, родной край (малая родина), родная природа, народ |
Знать: понятия: родина, малая родина. Уметь: объяснять их |
Слушание музыки. Исполнение песен о Родине |
15 |
Художник, поэт, композитор |
Интегрированное |
Искусство имеет общую основу - саму жизнь, но у каждого вида искусства свой язык |
Уметь: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже
|
Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. Хоровое пение. |
16 |
Музыка утра |
Расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков
|
Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки
|
Уметь: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства,характер, настроение)
|
Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Пластическое интонирование музыки. Хоровое пение. Выполнение рисунков «Картина утра», «Настроение вечера».
|
17 |
Музыка вечера |
||||
18 |
Музыкальные портреты |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Музыкальные портреты. Инструментальная и вокальная музыка |
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений |
Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование «Менуэта».
|
19 |
Народные музыкальные инструменты |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с народной музыкой и инструментами. «Садко» (из русского былинного сказа) |
Знать: понятие народная музыка. Уметь: определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей |
Слушание музыки. Хоровое пение. Ролевая игра «Играем в композитора». |
20 |
Музыкальные инструменты |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами |
Знать: понятие: музыка авторская (композиторская). Уметь: определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано. |
Слушание музыки. Хоровое пение. |
21 |
Дом, который звучит |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Детский музыкальный театр. Опера. Балет |
Знать: что такое балет и опера. Уметь: различать в музыке песенность, мар-шевость, танцевальность |
Музыкальная «Угадай-ка!». Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. |
22 |
Опера-сказка |
Закрепление знаний, выработка умений и навыков |
Знакомство с детскими операми: «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева |
Знать: понятие опера. Уметь: выразительно исполнять фрагменты из опер |
Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение фрагментов из опер. |
23 |
«Ничего на свете лучше нету...» |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Познакомить учащихся с музыкой Г. Гладкова, написанной для мультфильма «Бре-менские музыканты» |
Уметь: выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму |
Слушание и выразительное исполнение фрагментов из музыки к мультфильму. |
24 |
Обобщающее занятие по теме «Музыка и ты»
|
Повторение и обобщение знаний |
Закрепление понятий и впечатлений, полученных за учебный год. |
Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры; мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная. |
Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся учащимся.
|
25 |
Музыка вокруг нас.
|
Занятие-концерт |
Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся |
|
|
Условия, необходимые для реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинета со столами и стульями для 25 человек;
- коллекция музыкальных инструментов;
- аудиозаписи, видеоматериалы;
- звуковоспроизводящая и видеоаппаратура;
- репродукции художественных полотен, иллюстрации, наглядные пособия.
Для успешной реализации программы необходимо наличие педагога с профессиональным музыкальным и педагогическим образованием, имеющим стаж работы с детьми.
Литература для педагога
-
Брагинская Ж.И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар. -М., «Профиздат», 1986.
-
Говорушина М., Игонин В. Вопросы музыкальной педагогики. -Ленинград, изд. «Музыка»,1985.
-
Менабени А.Г.«Методика обучения сольному пению» Москва 1987г.
-
Русанова Т.Н. «Методические рекомендации для детских вокальных и хоровых коллективов» Чита 2001г.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка, под руководством Д.Б. Кабалевского. – М. «Просвещение», 2006.
-
Селевко Г К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
-
Способин И.В. Музыкальная форма. - М, МузГИЗ, 1967.
-
Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2002.
-
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
-
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., изд. «Педагогика», 1975.
Литература для детей
-
Сэт Риггз – «Пойте как звёзды»
-
Поляков А.С. – «Эстрадное пение» Москва 2005г.
-
Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов, - Киев, издательство «Муэычна Украйина».
Приложение 1.
Тест для проверки ЗУН
Цель тестирования: выявить степень ориентации учащихся в жанрах музыки, объем эмоционального словаря, уровень музыкальных предпочтений детей.
Процедура организации тестирования.
1. Педагог объясняет детям, что отвечать на вопросы нужно письменно, после звучания музыки, подчеркивая ответ на вопрос.
2. Последовательность заданий:
1) Звучат в записи последовательно три фрагмента. После звучания каждого из них дети подчеркивают верные, по их мнению, ответы.
- «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского;
- «Скворушка прощается» Т.Попатенко;
- «Вальс» П.И.Чайковского из «Детского альбома».
2) Звучат те же фрагменты в той же последовательности. После каждого произведения учитель читает словесные определения, данные в тексте.
Дети подчеркивают те, по их мнению, передают характер и настроение произведения.
3) Вопрос к учащимся: «Какое из произведений понравилось больше всего?» Учащиеся подчеркивают нужную цифру.
4) Вопрос к учащимся: «Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки?» Учащиеся подчеркивают выбранные ими виды деятельности.
1. ПЕСНЯ ( )
ТАНЕЦ ( )
МАРШ ( )
2. ЗАДОРНО РИТМИЧНО ГРУСТНО ЭНЕРГИЧНО
ЛАСКОВО ПЕЧАЛЬНО ГРОЗНО НЕЖНО
РАДОСТНО ТЯЖЕЛО НАПЕВНО СВЕТЛО
3. 1 2 3
4. ПЕТЬ ТАНЦЕВАТЬ МАРШИРОВАТЬ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
- Международный вебинар "Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка"
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)
- Международный вебинар "Музыкальные инструменты. Рождение фортепиано"
Пожалуйста, добавьте логотип Портала в верхний колонтитул разработки, а также укажите ссылки на интернет-источники, использованные Вами при подготовке данной разработки.
С уважением, С.А. Колодин.