Родительское собрание "Как уберечь детей от наркотиков"
Краткое описание
Материалы для беседы с родителями на тему: "Как уберечь детей от наркотиков". Приводятся основные причины употребления наркотиков детьми и подростками. Для родителей сформулированы рекомендации по теме беседы.Большое внимание уделяется проблеме духовно- нравственного воспитания детей в семье.
Описание
Родительское собрание
«Как уберечь детей от наркотиков»
За последние годы в стране произошел обвальный рост числа людей употребляющих наркотики. По самым скромным подсчетам, в России число больных наркоманией составляет около 3 миллионов человек. В геометрической прогрессии растет число ВИЧ – инфицированных, 80% которых – это наркоманы. Согласно расчетам Центра демографии и экологии человека, смертность в России в 1,7 раза превышает рождаемость.
Кажется, сегодня не осталось родителей, которые не были бы обеспокоены проблемой наркомании. И поэтому любые меры профилактики встречают безоговорочную поддержку общества. Вопросами профилактики наркомании занимаются и медики, и педагоги. Министерство образования РФ разработало «Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде », а специалисты на местах создают соответствующие программы, которые все более уверенно занимают свое место в школьном образовательном пространстве.
Тема наркомании и борьбы с ней действительно важная, в буквальном смысле – жизненно важная. Вот почему возникает необходимость познакомить родителей с причинами детской и подростковой наркомании.
Почему дети начинают принимать наркотики?
Однозначно на вопрос, почему дети начинают принимать наркотики, не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди всех слоев общества, в любых семьях, любых учебных заведениях, независимо от их элитности.
Большинство исследователей этой проблемы давно пришли к выводу, что прием наркотиков (героина и марихуаны), а также других психоактивных веществ (табака и алкоголя) является не симптомом конкретного заболевания, а симптомом культуры, симптомом психологического состояния общества.
Средний молодой человек нашей страны, достигший 15- летнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме. Он не знает, зачем он живет на свете. Система ценностей и интересов в нашем обществе, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечному сидению у телевизора, его не интересует. Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения — ему кажется, что он не такой, как все. Он становится целиком и полностью зависимым от мнения своего подросткового коллектива. Он боится внешнего мира, реальности с ее грязными законами. Он не хочет взрослеть...
Духовный вакуум — это духовная пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа человеческая тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, всегда найдет себе внешний наполнитель. Нынешний мир подсунул детям наркотики.
Первая причина- потеря смысла.
Осознание своего жизненного предназначения, поиск ответа на вопрос о смысле собственной жизни — одна из главных потребностей человеческой души. Это ось, вокруг которой вращается наша психическая жизнь. Православные мыслители называли главную человеческую потребность метафизической потребностью и описывали ее как потребность понять промысел Божий в своем собственном предназначении и судьбе.
Великий русский философ Николай Бердяев описывал эту потребность как потребность в Творчестве. Бердяев подразумевал под понятием «творчество» потребность в повторении главного деяния Бога — создание собственного мира.
Американский психолог А.Маслоу в 70-е годы XX в. научно доказал существование такой потребности, которую он называл гиперпотребностью. Суррогаты, которые сегодняшнее общество подсовывает для ее удовлетворения, не могут устроить подростка, пытающегося стать Человеком.
Эта потребность особенно остро осознается в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Молодому человеку необходимо найти смысл собственного бытия. Иначе отсутствует ось, стержень, вокруг которого формируется индивидуальность.
Конечно, молодой человек не осознает этого процесса, однако что-то внутри его болит. Ощущение несправедливости окружающего мира, неспособность взрослых ответить на какой-то очень важный вопрос, который вертится на кончике языка, их невнимание к тому, что они считают глупой подростковой романтикой, приводит к ощущению бессмысленности реальной жизни.
Вторая причина –одиночество.
Ощущение подростка, что его жизнь бессмысленна, порождает другое, казалось бы, противоречивое чувство. Ему начинает казаться, что муки бессмысленности, страдания от них испытывает только он один.
Молодой человек начинает ощущать одиночество. Он думает, что все окружающие не понимают и не разделяют этих его чувств. Ему кажется, что у всех, кроме него, есть друзья. Все они веселы и счастливы. И только его одного мучают вопросы смысла своего существования, а всем остальным это просто неинтересно.
Молодой человек чувствует, что он хуже окружающих сверстников. Страдает его чувство самоуважения. В рамках традиции индивидуальной психологии А. Адлера угроза самоуважению, исходящая от угрожающей подростку среды, рассматривается как главный психологический механизм, приводящий человека к употреблению наркотиков.
Личность молодого человека переживает процесс становления. Ощущение самоуважения в этот временной период практически равно ощущению индивидуальности. Интересы социальной среды противоречат интересам личности подростка, его желанию быть лидером, быть любимым и уважаемым всеми окружающими. Молодой человек очень подвержен давление внешнего мира, который стремится скорректировать его индивидуальность. Самоуважение развивается очень медленно, с детства. Оно развивается через восприятие окружающих людей и предметов как своей собственности и использование их для достижения поставленной цели.
Однако такому поведению тоже нужно учить. Низкое самоуважение, а вместе с ним и отсутствие ощущения ценности собственной индивидуальности могут быть результатом излишней опеки родителей, особенно матери. Оно возникает как результат попытки матери или обоих родителей взять на себя всю ответственность за любые поступки ребенка. Постоянные незаслуженные ребенком подарки и вознаграждения фактически приводят не к повышению чувства самоуважения, а к его снижению, поскольку нужные ребенку предметы появляются из внешней среды сами собой, без затраты усилий на овладение ими. Возникает ситуация, в которой личности не нужно ставить перед собой никаких задач для достижения цели или удовольствия. Когда такая личность сталкивается с окружающей средой, выясняется, что эта подростковая среда не хочет его уважать.
Низкое самоуважение может сформироваться вследствие и прямо обратной ситуации. Оно становится проблемой подростка, выросшего в семье слишком сильно занятых или небрежных родителей, которые не уделяют ребенку достаточного внимания.
Отсутствие внимания со стороны родителей с раннего детства как бы ставит перед ребенком другую невыносимо сложную задачу: преждевременно стать взрослым. Так как эта задача не может быть выполнена, она порождает ощущение ничтожности, ненужности собственной индивидуальности.
Как избыток внимания с излишней опекой, так и недостаток внимания равно приводят к замкнутому кругу: низкое самоуважение — ощущение ничтожности и одиночества — наркотики как универсальное лекарство — еще большее снижение самоуважения — полная неспособность бороться с наркотической зависимостью.
Надо отметить, что особенно сильно ощущение изоляции проявляется у талантливых, тонко и глубоко чувствующих ребят. Они остро реагируют на несоответствие своих интересов и интересов окружения. Родители чаще всего не знают, что сказать своему ребенку в такой ситуации, и не могут пробиться сквозь возникшую вдруг у подростка замкнутость и нежелание общаться.
Более того, невнимание к детской душе, к потребности ребенка в общении, к необходимости обучения искреннему общению и получению от него удовольствия очень часто «уводит » ребенка из семьи. Мы делим семейные разговоры и встречи на «взрослые» и «детские».
Мы очень часто прогоняем ребенка и, говоря «Уйди, это не детский разговор… Иди, иди, играй, ты в этом все равно ничего не поймешь». Мы сами изолируем ребенка от нормальных, необходимых ему коммуникаций с взрослыми, а потом удивляемся, почему он чувствует себя одиноким и не имеет друзей.
А подросток тем временем, для того чтобы избежать одиночества, пытается стать таким «как все». Его тянет в компанию сверстников, которые, как ему кажется, не чувствуют одиночества. Он думает, что «романтически» шушукающиеся о чем-то в потаенных местах ребята — это именно те люди, которые ему нужны, и ему в их компании явно не будет одиноко. Они крутые — они знают все...
Третья причина — тяжесть свободы.
Состояние нашего общества последнего десятилетия можно описать как шок от наступившей свободы. Давайте задумаемся о том, что такое свобода. На собственной шкуре мы убедились, что свобода — это необходимость выбора из целого ряда возможностей, которые на первый взгляд кажутся равными.
До сих пор мы с вами подолгу стоим у прилавков с колбасой, не будучи в состоянии выбрать лучший сорт или производителя. Даже при такой элементарной необходимости выбора мы очень часто бываем не в состоянии выбрать сами и обращаемся за помощью к продавцу с надеждой, что он точно знает какая «колбаска получше».
Свобода подразумевает умение выбирать. В свою очередь, это умение требует образования, позволяющего правильно оценить открывающийся мир возможностей.
В посттоталитарном обществе, не привыкшем к возможности свободного выбора, свобода начинает вызывать тревогу и депрессию. Человек, вместо радостного ощущения свободы, начинает чувствовать тревожную неопределенность своего бытия.
Он хочет знать, что с ним будет завтра, и отказывается понимать, что в обществе, избравшем путь свободы, знать это невозможно. Ощущение тревоги, вызванное неопределенностью будущего, — одно из главных мучающих нас ощущений. То же самое чувство мучает и наших детей. И они, точно так же, как и мы, пытаются найти лекарство, чтобы избавиться от мучительно-тревожных ощущений неопределенности завтрашнего дня, особенно если в семье отношение между родителями нестабильны. И даже в постоянстве собственного дома молодой человек не может быть уверен.
В нормальном случае тревога, вызванная не определенностью будущего, проходит тогда, когда человек принимает решение, то есть тогда, когда он смог сделать выбор. Когда вы уже купили колбасу, поздно жалеть о том, что на прилавке остался лучший, еще более вкусный сорт. Придется, есть ту, которую купили. То есть придется отвечать за принятое решение.
Но подросток не привык к ответственности за свои поступки, которая, по сути, и означает переход от детской жизни к жизни взрослых людей. Мы не научили его этому.
Он избалован. Он привык, что все, что ему нужно, от одежды и до любимой девушки, ему приносят родители на блюдечке с голубой каемочкой в готовом виде. Он уже ждет, что все важные решения за него примет кто-то другой.
Он глубоко и естественно убежден в том, что это не он поступит в институт, а его «поступят» в институт; что это не он устроится на работу, а его устроят на работу. Все это можно продолжать описывать до бесконечности. Мы часто сталкиваемся с тем, что у будущих наркоманов даже отношения с любимой девушкой (юношей) выясняют родители. Нам часто приходится слышать потрясающие фразы типа «Они меня избаловали — вот пусть они теперь меня и лечат...».
В действительности такая «избалованность» означает, что молодой человек включился в порочную цепь событий: он не приучен с детства отвечать за свои поступки — значит, он не в состоянии принимать самостоятельные решения — следовательно, он боится свободы и испытывает страх за собственное будущее — поэтому ему становится необходимо лекарство от ответственности и неопределенности завтрашнего дня — внешний мир подсовывает ему наркотик.
Можно описать тяжесть свободы и другими словами: взрослеть очень не хочется. Желание жить статично, в неизменном мире, в привычном тепле семьи, которая исполняет малейшие прихоти молодого человека, и главное, желание жить без ответственности, не удовлетворяется, как говорят психологи, фрустрируется.
Четвертая причина — страх смерти.
Мы очень редко затрагиваем этот вопрос. Однако все мы знаем, что жизнь каждого из нас заканчивается смертью, и это единственный закон, который не удалось преодолеть никому и когда-либо живших на земле людей. Все мы боимся смерти. Никто не знает точно, что ждет нас за ее порогом.
Казалось бы, как-то нелогично: смерть и наркотики. Наркотики смертельно опасны. Они приближают к смерти. Это очевидно.
Мы забыли свою молодость. Мы забыли о том, как в пятнадцать — восемнадцать лет нас интересовала проблема смерти. Как мы любили стихи Есенина, посвященные ей, и одновременно как мы боялись умереть. Вспомните, как часто вам, когда вы были подростком, снилась ваша смерть и смерть близких вам людей.
Ребенок начинает понимать, что люди смертны, где-то в возрасте от четырех до пяти лет. Если мы скрываем от него этот факт и не готовим человека к правильному восприятию смерти с самого раннего возраста, то подростковом периоде страх смерти может стать практически невыносимым.
В православии постоянно живущий в нас страх смерти носит образное название, он называется смертной памятью. Смертная память внутри человеческой души может быть преобразована в творческий импульс. Только то, что человек создал в своей жизни и в жизни своих детей, способно пережить его тленное тело. Этому преобразованию посвящена масса замечательных православных книг. Вот как описывает смертную память священник Тимофей в своем «Пособии по аскетике для юношества»:
«Память смертная не есть панический ужас смерти. Она есть лишь верная оценка земной жизни и ее временных благ. Эти блага для помнящего последний час суть не более чем пища червей, равно как и тело наше, пользующееся нами. Безудержная погоня за тленным и временным влечет за собою суровый ответ в день Суда...»
Наркотики — лекарство от всех перечисленных проблем, вызывающих неосознанное беспокойство. Наркотик быстро и незаметно на месте проблем человеческой души ставит проблему «души травяной». Вместо огромного количестве вопросов, на которые нужно ответить молодому человеку и в материальной жизни, и в духовной, встает один: «Как добыть следующую дозу?» Так как добыть ее достаточно просто, то все вопросы решаются сами собой.
Тем более что наркотик для подростка — это нечто загадочное, преступное и романтическое одновременно. Наркотик — это то, что колют мрачные, загадочные и неопрятные ребята. У них есть какая-то тайна от лживого мира взрослых, к которой очень хочется причаститься.
Наркотики — это следствие протеста молодежной культуры против несправедливости, лживости и продажности нашего мира.
В этом ужас наркотиков. Все проблемы души решаются простым уколом, понюшкой или затягиванием дымом.
Говорят, что сатана прячется в простых решениях.
В самой сущности наркотиков заключен величайший обман сатаны. Молодой человек пытается лечиться ими от чувства звенящей пустоты в душе, от холода, который его окружает. А наркотик приносит взамен другую, «теплую» пустоту. В «теплоте» наркотиков тоже нет никакого смысла, никакого содержания. Это тупик.
Это бегство — неудачное бегство подростка от несправедливости жизни и несоответствия идеалов и реальности.
Нам кажется, что талантливые ребята, люди с тонкой, чуткой душевной организацией в наше время чаще других становятся жертвами наркотиков. Они болезненнее воспринимают бессмысленность, холод и несправедливость мира, а бороться с этими страшными ощущениями их никто не научил. Они пытаются убежать от остроты собственных ощущений, пытаются стать такими, «как все», а эти «все» употребляют наркотики.
Пятая причина — подражание.
Все перечисленные проблемы в становлении личности и трудности в получении удовольствия, очевидно, приводят подростка к подражанию сверстникам. Он воспринимает свою личность как ущербную, а свое будущее как зыбкую неопределенность. Подростку нужна точка опоры, если мы с вами, родители, ее не создали, то он будет искать такую опору в неформальном общении с подобными себе. Неуверенность и неопределенность ведут к подражанию.
Так формируется подростковая мода. Сегодня в моде наркотики...
Подражание и мода начинают эксплуатировать одно из замечательных свойств человеческой личности — любопытство. Любопытство — это необходимое человеку свойство, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире. В каждом из нас живет ориентировочный рефлекс «Что такое?». Человек прекращает любопытствовать после того, как «тайна» разъяснилась и незнакомое явление стало знакомым. Разумеется, у ребенка любопытство выражено гораздо сильнее, чем у взрослых.
Весь детский мир состоит из незнакомых вещей и впечатлений. По мере взросления любопытство у очень многих людей постепенно превращается в жажду новых впечатлений, и эта жажда порой оказывается сильнее осторожности, даже сильнее страха смерти.
В конце 70-х годов психолог М. Цукерман создал теорию, описывающую потребность в различных новых впечатлениях, переживаниях и стремление к физическому и социальному риску ради этих впечатлений. Цукерманом был создан специальный тест, с помощью которого можно определять:
а) желание физического риска (интерес к опасным видам спорта и любой опасной деятельности);
б) желание нового психологического опыта (употребление наркотиков, сексуальные извращения, бродяжничество и т. д.);
в) желание антисоциального поведения (включение в молодежные банды, употребление алкоголя, азартные игры и т. д.);
г) желание избавиться от скуки, стремление к новым знакомствам, неприязнь к монотонным занятиям.
Здесь приводятся названия шкал теста Цукермана для того, чтобы было понятно, насколько разными формами поведения может выражаться человеческое любопытство, перерастающее в естественную для человека жажду новых впечатлений.
Подростки, которые демонстрируют высокие показатели по любой из шкал теста Цукермана, более других стремятся к экспериментам с наркотиками. Они быстрее попадают в зависимость от любых психоактивных веществ. Наркотики позволяют им смоделировать в своей психике ощущения нарастающего напряжения и разрядки, которые возникают в момент совершения рискованного поступка.
ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАШ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ НАРКОМАНОМ?
1. В человеческой семье кроме чисто бытовых и материальных ценностей должны существовать иные смыслы. Таким смыслом может быть религия. Лучше, если это религиозность не одного из членов семьи, а семьи в целом: с семейными праздниками, постами, семейным обсуждением религиозных и нравственных проблем.
Таким смыслом может быть музыка, живопись, коллекционирование, спорт. Только спорт не должен быть только отцовским «преступным увлечением», с которым отчаянно борется мама. А коллекционирование, например, изделий из Гжели должно быть не просто накоплением красивеньких штучек на полочке в кухне, а совместным семейным интересом к волшебному фарфору и тем смыслам и символам, которые может сотворить из него человеческий гений.
Если ваша семья не увлечена ничем, кроме коллекционирования денег, то вы должны понимать, что совместное увлечение должно появиться хотя бы ради вашего ребенка.
2. Ребенок должен постоянно чувствовать, что взрослых интересуют его мысли, его маленькие тайны и радости. Мы с вами не имеем права выгонять маленького ребенка из взрослой компании. Он должен чувствовать, что то, о чем говорят взрослые люди, они говорят для всех, включая сюда и его самого. Только тогда, когда ваш ребенок достигнет подросткового возраста, его можно попросить выйти и дать возможность посекретничать.
Главное, ребенок должен ощущать, что вам и приходящим в ваш дом людям интересны его мысли и высказывания.
3. С самого раннего возраста, после того как маленький человечек научился ходить, он должен приучаться отвечать за свои поступки. Конечно, в этом должно быть чувство меры, и мы не призываем наказывать и изолировать ребенка по поводу малейшей провинности. Наказание должно быть реакцией на его поступок, точно так же, как и поощрение. Любую похвалу маленький человечек должен заслужить. С самого раннего возраста у него в доме должны быть обязанности, обязанности необременительные и соответствующие возрасту. Но он должен знать, например, что игрушки должны быть убраны на место и это будет радовать и маму, и папу.
4. Как только ребенок достиг четырех-пятилетнего возраста, мы уже не сможем изолировать его от информации о том, что окружающие его люди и он сам смертны. Не надо пытаться скрыть этот факт от ребенка. Конечно, маленький ребенок не может принять участия в похоронах близкого родственника. Но о том, что родители участвуют в церемонии прощания, он знать должен. Вы заранее должны быть готовы к разговору о смерти. Вы должны продумать его и научиться не избегать этой темы. Для того чтобы научиться разговаривать о смерти, вам снова придется обратиться к религии. Вы должны дать ребенку — понять, что смерть — это не конец, а начало нового таинственного пути человеческой души. Вы можете воспользоваться для этого православными представлениями о смерти и возрождении, можете восточными — о реинкарнации. Можете даже привлечь — сюжеты сказок. Но уже при первых разговорах с ребенком о смерти вы обязаны оставить ему надежду, дать понять, что конца жизни его души не будет, хотя и его земная жизнь закончится.
5. Для нормального развития биохимии мозга ребенку необходимы новые яркие и острые впечатления. Способов создания таких впечатлений существует бесконечное множество. Начиная от первого в жизни катания на санках или лыжах с горы и заканчивая поездками за границу, незапланированными выездами на природу, походами в театр и т. д. Лучше, чтобы такие впечатления были для ребенка приятным сюрпризом, неожиданностью. Тогда ребенок сможет правильно развить свою потребность в новизне и «рискованном» поведении.
6. Вы, наверное, заметили, что все 5 предыдущих пунктов этой главы фактически имеют еще одну внутреннюю задачу. Все они обучают ребенка получению удовольствия. Нормальное удовольствие — это удовольствие от интеллектуальных и эмоциональных новых впечатлений и от искусства управлять собственным телом и чувствовать его. Разумеется, удовольствию управления собственным телом может научить только физическая активность. Лучше, если маленький ребенок начинает занятия спортом вместе с одним или обоими родителями.
7. Не дожидаясь, пока за нас это сделает школа или другие педагогические организации, мы с вами обязаны первый раз рассказать ребенку о существовании наркотиков и о вреде, который они приносят, в девяти-десятилетнем возрасте. Это непростой разговор. Вы можете построить его так, как считаете нужным. Вашу беседу лучше составить из двух приблизительно равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо дать информацию о наркотиках. Например, откуда они взялись, какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы вы должны рассказать все самое страшное о зависимости, ее последствиях и ранней смерти от наркотиков. Помните, что, если вы будете разговаривать об ужасах, связанных с приемом наркотиков, вы не удовлетворите свойственное ребенку любопытство, и ваша информация не будет иметь эффекта.
Закончить свое выступление мне хочется словами из обращения участников конференции « Россия против наркотиков», в которой принимали участие священнослужители, представители 40 епархий Русской Православной Церкви, а также врачи, учителя, юристы.
«Сегодня перед нами стоит проблема выживания нации. Число погибших от наркотиков сопоставимо с потерями в кровопролитной войне, причем гибнет самая молодая и трудоспособная часть российского общества. Необходимо вместе выступить против наркомании – этого страшного зла, обрушившегося в первую очередь на самых беззащитных: детей и подростков.
Мы обращаемся к вам, родители, с призывом всеми силами укреплять и защищать свою семью, быть достойным примером для детей, воспитывать в них любовь к высоким духовным традициям нашего Отечества- все это с помощью Божьей убережет их от сетей наркомании».
Список литературы
1. 1.ГиппенрейтерЮ.Б.Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2010- 238с.2.Медведева И.Я., Шишова Т.Л.Воспитание без ошибок.Книга для трудных родителей.-СПб.: Речь, 2008.-223с.3.На краю безды. Церквь против наркотиков.Материалы конференции «Россия без наркотиков».-М.: Издание Сретенского монастыря, 2004-142с.4.Шишова Т.Л. Подсказки для родителей. Чтобы ребенок не был трудным.- СПб.: Речь,2008.-384с.
Родительское собрание
«Как уберечь детей от наркотиков»
За последние годы в стране произошел обвальный рост числа людей употребляющих наркотики. По самым скромным подсчетам, в России число больных наркоманией составляет около 3 миллионов человек. В геометрической прогрессии растет число ВИЧ – инфицированных, 80% которых – это наркоманы. Согласно расчетам Центра демографии и экологии человека, смертность в России в 1,7 раза превышает рождаемость.
Кажется, сегодня не осталось родителей, которые не были бы обеспокоены проблемой наркомании. И поэтому любые меры профилактики встречают безоговорочную поддержку общества. Вопросами профилактики наркомании занимаются и медики, и педагоги. Министерство образования РФ разработало «Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде », а специалисты на местах создают соответствующие программы, которые все более уверенно занимают свое место в школьном образовательном пространстве.
Тема наркомании и борьбы с ней действительно важная, в буквальном смысле – жизненно важная. Вот почему возникает необходимость познакомить родителей с причинами детской и подростковой наркомании.
Почему дети начинают принимать наркотики?
Однозначно на вопрос, почему дети начинают принимать наркотики, не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди всех слоев общества, в любых семьях, любых учебных заведениях, независимо от их элитности.
Большинство исследователей этой проблемы давно пришли к выводу, что прием наркотиков (героина и марихуаны), а также других психоактивных веществ (табака и алкоголя) является не симптомом конкретного заболевания, а симптомом культуры, симптомом психологического состояния общества.
Средний молодой человек нашей страны, достигший 15- летнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме. Он не знает, зачем он живет на свете. Система ценностей и интересов в нашем обществе, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечному сидению у телевизора, его не интересует. Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения — ему кажется, что он не такой, как все. Он становится целиком и полностью зависимым от мнения своего подросткового коллектива. Он боится внешнего мира, реальности с ее грязными законами. Он не хочет взрослеть...
Духовный вакуум — это духовная пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа человеческая тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, всегда найдет себе внешний наполнитель. Нынешний мир подсунул детям наркотики.
Первая причина- потеря смысла.
Осознание своего жизненного предназначения, поиск ответа на вопрос о смысле собственной жизни — одна из главных потребностей человеческой души. Это ось, вокруг которой вращается наша психическая жизнь. Православные мыслители называли главную человеческую потребность метафизической потребностью и описывали ее как потребность понять промысел Божий в своем собственном предназначении и судьбе.
Великий русский философ Николай Бердяев описывал эту потребность как потребность в Творчестве. Бердяев подразумевал под понятием «творчество» потребность в повторении главного деяния Бога — создание собственного мира.
Американский психолог А.Маслоу в 70-е годы XX в. научно доказал существование такой потребности, которую он называл гиперпотребностью. Суррогаты, которые сегодняшнее общество подсовывает для ее удовлетворения, не могут устроить подростка, пытающегося стать Человеком.
Эта потребность особенно остро осознается в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Молодому человеку необходимо найти смысл собственного бытия. Иначе отсутствует ось, стержень, вокруг которого формируется индивидуальность.
Конечно, молодой человек не осознает этого процесса, однако что-то внутри его болит. Ощущение несправедливости окружающего мира, неспособность взрослых ответить на какой-то очень важный вопрос, который вертится на кончике языка, их невнимание к тому, что они считают глупой подростковой романтикой, приводит к ощущению бессмысленности реальной жизни.
Вторая причина –одиночество.
Ощущение подростка, что его жизнь бессмысленна, порождает другое, казалось бы, противоречивое чувство. Ему начинает казаться, что муки бессмысленности, страдания от них испытывает только он один.
Молодой человек начинает ощущать одиночество. Он думает, что все окружающие не понимают и не разделяют этих его чувств. Ему кажется, что у всех, кроме него, есть друзья. Все они веселы и счастливы. И только его одного мучают вопросы смысла своего существования, а всем остальным это просто неинтересно.
Молодой человек чувствует, что он хуже окружающих сверстников. Страдает его чувство самоуважения. В рамках традиции индивидуальной психологии А. Адлера угроза самоуважению, исходящая от угрожающей подростку среды, рассматривается как главный психологический механизм, приводящий человека к употреблению наркотиков.
Личность молодого человека переживает процесс становления. Ощущение самоуважения в этот временной период практически равно ощущению индивидуальности. Интересы социальной среды противоречат интересам личности подростка, его желанию быть лидером, быть любимым и уважаемым всеми окружающими. Молодой человек очень подвержен давление внешнего мира, который стремится скорректировать его индивидуальность. Самоуважение развивается очень медленно, с детства. Оно развивается через восприятие окружающих людей и предметов как своей собственности и использование их для достижения поставленной цели.
Однако такому поведению тоже нужно учить. Низкое самоуважение, а вместе с ним и отсутствие ощущения ценности собственной индивидуальности могут быть результатом излишней опеки родителей, особенно матери. Оно возникает как результат попытки матери или обоих родителей взять на себя всю ответственность за любые поступки ребенка. Постоянные незаслуженные ребенком подарки и вознаграждения фактически приводят не к повышению чувства самоуважения, а к его снижению, поскольку нужные ребенку предметы появляются из внешней среды сами собой, без затраты усилий на овладение ими. Возникает ситуация, в которой личности не нужно ставить перед собой никаких задач для достижения цели или удовольствия. Когда такая личность сталкивается с окружающей средой, выясняется, что эта подростковая среда не хочет его уважать.
Низкое самоуважение может сформироваться вследствие и прямо обратной ситуации. Оно становится проблемой подростка, выросшего в семье слишком сильно занятых или небрежных родителей, которые не уделяют ребенку достаточного внимания.
Отсутствие внимания со стороны родителей с раннего детства как бы ставит перед ребенком другую невыносимо сложную задачу: преждевременно стать взрослым. Так как эта задача не может быть выполнена, она порождает ощущение ничтожности, ненужности собственной индивидуальности.
Как избыток внимания с излишней опекой, так и недостаток внимания равно приводят к замкнутому кругу: низкое самоуважение — ощущение ничтожности и одиночества — наркотики как универсальное лекарство — еще большее снижение самоуважения — полная неспособность бороться с наркотической зависимостью.
Надо отметить, что особенно сильно ощущение изоляции проявляется у талантливых, тонко и глубоко чувствующих ребят. Они остро реагируют на несоответствие своих интересов и интересов окружения. Родители чаще всего не знают, что сказать своему ребенку в такой ситуации, и не могут пробиться сквозь возникшую вдруг у подростка замкнутость и нежелание общаться.
Более того, невнимание к детской душе, к потребности ребенка в общении, к необходимости обучения искреннему общению и получению от него удовольствия очень часто «уводит » ребенка из семьи. Мы делим семейные разговоры и встречи на «взрослые» и «детские».
Мы очень часто прогоняем ребенка и, говоря «Уйди, это не детский разговор… Иди, иди, играй, ты в этом все равно ничего не поймешь». Мы сами изолируем ребенка от нормальных, необходимых ему коммуникаций с взрослыми, а потом удивляемся, почему он чувствует себя одиноким и не имеет друзей.
А подросток тем временем, для того чтобы избежать одиночества, пытается стать таким «как все». Его тянет в компанию сверстников, которые, как ему кажется, не чувствуют одиночества. Он думает, что «романтически» шушукающиеся о чем-то в потаенных местах ребята — это именно те люди, которые ему нужны, и ему в их компании явно не будет одиноко. Они крутые — они знают все...
Третья причина — тяжесть свободы.
Состояние нашего общества последнего десятилетия можно описать как шок от наступившей свободы. Давайте задумаемся о том, что такое свобода. На собственной шкуре мы убедились, что свобода — это необходимость выбора из целого ряда возможностей, которые на первый взгляд кажутся равными.
До сих пор мы с вами подолгу стоим у прилавков с колбасой, не будучи в состоянии выбрать лучший сорт или производителя. Даже при такой элементарной необходимости выбора мы очень часто бываем не в состоянии выбрать сами и обращаемся за помощью к продавцу с надеждой, что он точно знает какая «колбаска получше».
Свобода подразумевает умение выбирать. В свою очередь, это умение требует образования, позволяющего правильно оценить открывающийся мир возможностей.
В посттоталитарном обществе, не привыкшем к возможности свободного выбора, свобода начинает вызывать тревогу и депрессию. Человек, вместо радостного ощущения свободы, начинает чувствовать тревожную неопределенность своего бытия.
Он хочет знать, что с ним будет завтра, и отказывается понимать, что в обществе, избравшем путь свободы, знать это невозможно. Ощущение тревоги, вызванное неопределенностью будущего, — одно из главных мучающих нас ощущений. То же самое чувство мучает и наших детей. И они, точно так же, как и мы, пытаются найти лекарство, чтобы избавиться от мучительно-тревожных ощущений неопределенности завтрашнего дня, особенно если в семье отношение между родителями нестабильны. И даже в постоянстве собственного дома молодой человек не может быть уверен.
В нормальном случае тревога, вызванная не определенностью будущего, проходит тогда, когда человек принимает решение, то есть тогда, когда он смог сделать выбор. Когда вы уже купили колбасу, поздно жалеть о том, что на прилавке остался лучший, еще более вкусный сорт. Придется, есть ту, которую купили. То есть придется отвечать за принятое решение.
Но подросток не привык к ответственности за свои поступки, которая, по сути, и означает переход от детской жизни к жизни взрослых людей. Мы не научили его этому.
Он избалован. Он привык, что все, что ему нужно, от одежды и до любимой девушки, ему приносят родители на блюдечке с голубой каемочкой в готовом виде. Он уже ждет, что все важные решения за него примет кто-то другой.
Он глубоко и естественно убежден в том, что это не он поступит в институт, а его «поступят» в институт; что это не он устроится на работу, а его устроят на работу. Все это можно продолжать описывать до бесконечности. Мы часто сталкиваемся с тем, что у будущих наркоманов даже отношения с любимой девушкой (юношей) выясняют родители. Нам часто приходится слышать потрясающие фразы типа «Они меня избаловали — вот пусть они теперь меня и лечат...».
В действительности такая «избалованность» означает, что молодой человек включился в порочную цепь событий: он не приучен с детства отвечать за свои поступки — значит, он не в состоянии принимать самостоятельные решения — следовательно, он боится свободы и испытывает страх за собственное будущее — поэтому ему становится необходимо лекарство от ответственности и неопределенности завтрашнего дня — внешний мир подсовывает ему наркотик.
Можно описать тяжесть свободы и другими словами: взрослеть очень не хочется. Желание жить статично, в неизменном мире, в привычном тепле семьи, которая исполняет малейшие прихоти молодого человека, и главное, желание жить без ответственности, не удовлетворяется, как говорят психологи, фрустрируется.
Четвертая причина — страх смерти.
Мы очень редко затрагиваем этот вопрос. Однако все мы знаем, что жизнь каждого из нас заканчивается смертью, и это единственный закон, который не удалось преодолеть никому и когда-либо живших на земле людей. Все мы боимся смерти. Никто не знает точно, что ждет нас за ее порогом.
Казалось бы, как-то нелогично: смерть и наркотики. Наркотики смертельно опасны. Они приближают к смерти. Это очевидно.
Мы забыли свою молодость. Мы забыли о том, как в пятнадцать — восемнадцать лет нас интересовала проблема смерти. Как мы любили стихи Есенина, посвященные ей, и одновременно как мы боялись умереть. Вспомните, как часто вам, когда вы были подростком, снилась ваша смерть и смерть близких вам людей.
Ребенок начинает понимать, что люди смертны, где-то в возрасте от четырех до пяти лет. Если мы скрываем от него этот факт и не готовим человека к правильному восприятию смерти с самого раннего возраста, то подростковом периоде страх смерти может стать практически невыносимым.
В православии постоянно живущий в нас страх смерти носит образное название, он называется смертной памятью. Смертная память внутри человеческой души может быть преобразована в творческий импульс. Только то, что человек создал в своей жизни и в жизни своих детей, способно пережить его тленное тело. Этому преобразованию посвящена масса замечательных православных книг. Вот как описывает смертную память священник Тимофей в своем «Пособии по аскетике для юношества»:
«Память смертная не есть панический ужас смерти. Она есть лишь верная оценка земной жизни и ее временных благ. Эти блага для помнящего последний час суть не более чем пища червей, равно как и тело наше, пользующееся нами. Безудержная погоня за тленным и временным влечет за собою суровый ответ в день Суда...»
Наркотики — лекарство от всех перечисленных проблем, вызывающих неосознанное беспокойство. Наркотик быстро и незаметно на месте проблем человеческой души ставит проблему «души травяной». Вместо огромного количестве вопросов, на которые нужно ответить молодому человеку и в материальной жизни, и в духовной, встает один: «Как добыть следующую дозу?» Так как добыть ее достаточно просто, то все вопросы решаются сами собой.
Тем более что наркотик для подростка — это нечто загадочное, преступное и романтическое одновременно. Наркотик — это то, что колют мрачные, загадочные и неопрятные ребята. У них есть какая-то тайна от лживого мира взрослых, к которой очень хочется причаститься.
Наркотики — это следствие протеста молодежной культуры против несправедливости, лживости и продажности нашего мира.
В этом ужас наркотиков. Все проблемы души решаются простым уколом, понюшкой или затягиванием дымом.
Говорят, что сатана прячется в простых решениях.
В самой сущности наркотиков заключен величайший обман сатаны. Молодой человек пытается лечиться ими от чувства звенящей пустоты в душе, от холода, который его окружает. А наркотик приносит взамен другую, «теплую» пустоту. В «теплоте» наркотиков тоже нет никакого смысла, никакого содержания. Это тупик.
Это бегство — неудачное бегство подростка от несправедливости жизни и несоответствия идеалов и реальности.
Нам кажется, что талантливые ребята, люди с тонкой, чуткой душевной организацией в наше время чаще других становятся жертвами наркотиков. Они болезненнее воспринимают бессмысленность, холод и несправедливость мира, а бороться с этими страшными ощущениями их никто не научил. Они пытаются убежать от остроты собственных ощущений, пытаются стать такими, «как все», а эти «все» употребляют наркотики.
Пятая причина — подражание.
Все перечисленные проблемы в становлении личности и трудности в получении удовольствия, очевидно, приводят подростка к подражанию сверстникам. Он воспринимает свою личность как ущербную, а свое будущее как зыбкую неопределенность. Подростку нужна точка опоры, если мы с вами, родители, ее не создали, то он будет искать такую опору в неформальном общении с подобными себе. Неуверенность и неопределенность ведут к подражанию.
Так формируется подростковая мода. Сегодня в моде наркотики...
Подражание и мода начинают эксплуатировать одно из замечательных свойств человеческой личности — любопытство. Любопытство — это необходимое человеку свойство, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире. В каждом из нас живет ориентировочный рефлекс «Что такое?». Человек прекращает любопытствовать после того, как «тайна» разъяснилась и незнакомое явление стало знакомым. Разумеется, у ребенка любопытство выражено гораздо сильнее, чем у взрослых.
Весь детский мир состоит из незнакомых вещей и впечатлений. По мере взросления любопытство у очень многих людей постепенно превращается в жажду новых впечатлений, и эта жажда порой оказывается сильнее осторожности, даже сильнее страха смерти.
В конце 70-х годов психолог М. Цукерман создал теорию, описывающую потребность в различных новых впечатлениях, переживаниях и стремление к физическому и социальному риску ради этих впечатлений. Цукерманом был создан специальный тест, с помощью которого можно определять:
а) желание физического риска (интерес к опасным видам спорта и любой опасной деятельности);
б) желание нового психологического опыта (употребление наркотиков, сексуальные извращения, бродяжничество и т. д.);
в) желание антисоциального поведения (включение в молодежные банды, употребление алкоголя, азартные игры и т. д.);
г) желание избавиться от скуки, стремление к новым знакомствам, неприязнь к монотонным занятиям.
Здесь приводятся названия шкал теста Цукермана для того, чтобы было понятно, насколько разными формами поведения может выражаться человеческое любопытство, перерастающее в естественную для человека жажду новых впечатлений.
Подростки, которые демонстрируют высокие показатели по любой из шкал теста Цукермана, более других стремятся к экспериментам с наркотиками. Они быстрее попадают в зависимость от любых психоактивных веществ. Наркотики позволяют им смоделировать в своей психике ощущения нарастающего напряжения и разрядки, которые возникают в момент совершения рискованного поступка.
ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАШ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ НАРКОМАНОМ?
1. В человеческой семье кроме чисто бытовых и материальных ценностей должны существовать иные смыслы. Таким смыслом может быть религия. Лучше, если это религиозность не одного из членов семьи, а семьи в целом: с семейными праздниками, постами, семейным обсуждением религиозных и нравственных проблем.
Таким смыслом может быть музыка, живопись, коллекционирование, спорт. Только спорт не должен быть только отцовским «преступным увлечением», с которым отчаянно борется мама. А коллекционирование, например, изделий из Гжели должно быть не просто накоплением красивеньких штучек на полочке в кухне, а совместным семейным интересом к волшебному фарфору и тем смыслам и символам, которые может сотворить из него человеческий гений.
Если ваша семья не увлечена ничем, кроме коллекционирования денег, то вы должны понимать, что совместное увлечение должно появиться хотя бы ради вашего ребенка.
2. Ребенок должен постоянно чувствовать, что взрослых интересуют его мысли, его маленькие тайны и радости. Мы с вами не имеем права выгонять маленького ребенка из взрослой компании. Он должен чувствовать, что то, о чем говорят взрослые люди, они говорят для всех, включая сюда и его самого. Только тогда, когда ваш ребенок достигнет подросткового возраста, его можно попросить выйти и дать возможность посекретничать.
Главное, ребенок должен ощущать, что вам и приходящим в ваш дом людям интересны его мысли и высказывания.
3. С самого раннего возраста, после того как маленький человечек научился ходить, он должен приучаться отвечать за свои поступки. Конечно, в этом должно быть чувство меры, и мы не призываем наказывать и изолировать ребенка по поводу малейшей провинности. Наказание должно быть реакцией на его поступок, точно так же, как и поощрение. Любую похвалу маленький человечек должен заслужить. С самого раннего возраста у него в доме должны быть обязанности, обязанности необременительные и соответствующие возрасту. Но он должен знать, например, что игрушки должны быть убраны на место и это будет радовать и маму, и папу.
4. Как только ребенок достиг четырех-пятилетнего возраста, мы уже не сможем изолировать его от информации о том, что окружающие его люди и он сам смертны. Не надо пытаться скрыть этот факт от ребенка. Конечно, маленький ребенок не может принять участия в похоронах близкого родственника. Но о том, что родители участвуют в церемонии прощания, он знать должен. Вы заранее должны быть готовы к разговору о смерти. Вы должны продумать его и научиться не избегать этой темы. Для того чтобы научиться разговаривать о смерти, вам снова придется обратиться к религии. Вы должны дать ребенку — понять, что смерть — это не конец, а начало нового таинственного пути человеческой души. Вы можете воспользоваться для этого православными представлениями о смерти и возрождении, можете восточными — о реинкарнации. Можете даже привлечь — сюжеты сказок. Но уже при первых разговорах с ребенком о смерти вы обязаны оставить ему надежду, дать понять, что конца жизни его души не будет, хотя и его земная жизнь закончится.
5. Для нормального развития биохимии мозга ребенку необходимы новые яркие и острые впечатления. Способов создания таких впечатлений существует бесконечное множество. Начиная от первого в жизни катания на санках или лыжах с горы и заканчивая поездками за границу, незапланированными выездами на природу, походами в театр и т. д. Лучше, чтобы такие впечатления были для ребенка приятным сюрпризом, неожиданностью. Тогда ребенок сможет правильно развить свою потребность в новизне и «рискованном» поведении.
6. Вы, наверное, заметили, что все 5 предыдущих пунктов этой главы фактически имеют еще одну внутреннюю задачу. Все они обучают ребенка получению удовольствия. Нормальное удовольствие — это удовольствие от интеллектуальных и эмоциональных новых впечатлений и от искусства управлять собственным телом и чувствовать его. Разумеется, удовольствию управления собственным телом может научить только физическая активность. Лучше, если маленький ребенок начинает занятия спортом вместе с одним или обоими родителями.
7. Не дожидаясь, пока за нас это сделает школа или другие педагогические организации, мы с вами обязаны первый раз рассказать ребенку о существовании наркотиков и о вреде, который они приносят, в девяти-десятилетнем возрасте. Это непростой разговор. Вы можете построить его так, как считаете нужным. Вашу беседу лучше составить из двух приблизительно равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо дать информацию о наркотиках. Например, откуда они взялись, какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы вы должны рассказать все самое страшное о зависимости, ее последствиях и ранней смерти от наркотиков. Помните, что, если вы будете разговаривать об ужасах, связанных с приемом наркотиков, вы не удовлетворите свойственное ребенку любопытство, и ваша информация не будет иметь эффекта.
Закончить свое выступление мне хочется словами из обращения участников конференции « Россия против наркотиков», в которой принимали участие священнослужители, представители 40 епархий Русской Православной Церкви, а также врачи, учителя, юристы.
«Сегодня перед нами стоит проблема выживания нации. Число погибших от наркотиков сопоставимо с потерями в кровопролитной войне, причем гибнет самая молодая и трудоспособная часть российского общества. Необходимо вместе выступить против наркомании – этого страшного зла, обрушившегося в первую очередь на самых беззащитных: детей и подростков.
Мы обращаемся к вам, родители, с призывом всеми силами укреплять и защищать свою семью, быть достойным примером для детей, воспитывать в них любовь к высоким духовным традициям нашего Отечества- все это с помощью Божьей убережет их от сетей наркомании».
Список литературы
1. 1.ГиппенрейтерЮ.Б.Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2010- 238с.2.Медведева И.Я., Шишова Т.Л.Воспитание без ошибок.Книга для трудных родителей.-СПб.: Речь, 2008.-223с.3.На краю безды. Церквь против наркотиков.Материалы конференции «Россия без наркотиков».-М.: Издание Сретенского монастыря, 2004-142с.4.Шишова Т.Л. Подсказки для родителей. Чтобы ребенок не был трудным.- СПб.: Речь,2008.-384с.
Размещено в
разделах:
19 августа 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ