Урок "Программная инструментальная музыка. А.К. Лядов "Три симфонические картины по мотивам русских народных сказок"
Включение школьников в личностно-развивающую среду на уроках музыки
(из опыта работы учителя музыки)
Одним из эффективных способов включения школьника в личностно-развивающую ситуацию является обращение к эмоционально-ценностному опыту учеников, их умению сопереживать. Развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке произведения является важной составляющей каждого урока. Для этого использую огромный арсенал выразительных возможностей различных видов искусства: включение видеоряда изобразительного искусства, фрагментов оперных и балетных сцен, художественных фильмов, спектаклей, мультипликацию. Знакомясь с произведениями музыкальной классики, я прошу ребят изложить свои впечатления, размышления от прослушанного музыкального фрагмента не только в устной, но и письменной форме. Мне хотелось бы привести несколько примеров из таких сочинений учащихся 7-х классов:
-
«Музыка Моцарта нравится мне тем, что она легкая, изящная, «летающая в облаках». Симфония соль минор понравилась мне особенно. Музыка проникает в душу настолько глубоко, что хочется петь, танцевать…Мне кажется, что каждый человек должен познакомиться с его сочинениями. Я думаю, что Моцарт ворвался в души детей и взрослых, слушающих музыку этого гения!» (Дарья Р.)
-
«Сегодня я слушал «Токкату и фугу ре минор» Иоганна Себастьяна Баха. Это небольшое произведение для органа звучит 9 минут. Название у этой пьесы сложное, поэтому я перевел его. Токката (в переводе с итальянского) – музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. Фуга – это музыкальное произведение, основанное на многократном проведении одной и той же темы в разных голосах. «Ре» - один из музыкальных звуков. Минор – грустная музыка. Когда я слушал эту музыку, я представлял себе леса и горы с высоты птичьего полета. Музыка спокойна, величава. Мы слушали эту пьесу вместе с мамой, и она мне сказала, что эти звуки напоминают ей море при вечернем закате солнца, чуть взволнованное, с огромными волнами…Я понял, что каждый человек воспринимает музыку по-своему…» (Георгий К.)
-
«Мне очень нравятся произведения многих композиторов - Моцарта, Баха, Бетховена, Глинки, но одно из них произвело на меня особенно сильное впечатление. Это «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха. Его исполняет орган, и этот инструмент передает всю величественность и красоту произведения. Необыкновенные аккорды создают, как мне кажется, картину звездного неба в миллионах маленьких сверкающих точках бесконечной Вселенной…» (Анна К.)
-
«Эта пьеса понравилась мне тем, что когда я слушала музыку, то представляла себе распускающийся бутон таинственного цветка. Из-за горы всходило солнце и освещало утреннюю Норвегию. Пастухи выгоняли скот на пастбище, звенели колокольчики, в небе проплывали огромные перистые облака. В этой музыке отражается великолепие природы, доброты и счастья людей…» (Надежда И. о пьесе Э. Грига «Утро»)
Знакомясь с симфонической музыкой, предлагаю ребятам придумать свою программу, отталкиваясь от собственных музыкальных впечатлений, сообщая им только название произведения. Такие творческие задания очень нравятся моим ученикам. Приведу несколько примеров программ семиклассников к симфонической картине Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро».
-
«Это озеро находится в волшебном лесу. В нем плавают золотые рыбки. Дно этого озера покрыто большим золотым ковром. В этом озере живет Водяной. У него борода из золотых нитей, а волосы из серебра. В этом озере находится коралловый лес, посреди которого стоит золотой дворец. Каждый день гуляет Водяной в своем подводном лесу и собирает ракушки, в которых находятся прекрасные жемчужины. У Водяного во дворце несметные богатства. В это озеро втекает множество ручейков, а вода в них очень вкусная, чистая и прозрачная…» (Мария П.)
-
«Я представляю себе прекрасное лесное озеро, в котором живут волшебники добра, любви и счастья! В этом восхитительном озере плавают серебряные рыбы, а на берегу озера, в маленьком сказочном домике живет Леший-добряк. Он восхитительный и очень веселый. По вечерам над озером образуется еле видимый купол из блесток. Как прекрасно волшебное озеро в эту пору!» ( Сергей Ш.)
-
«Маленькие ключики и роднички стекаются в одно большое и прекрасное озеро. И по этому озеру плывет огромный корабль. Он медленно передвигается по волнам, покачиваясь в разные стороны. Прекрасная погода. Светит солнце. По небу плывут пушистые облака. Впереди корабля резвятся в воде веселые рыбки. Все так сказочно и необыкновенно. И вдруг моряки замечают скалу, на которой сидят прекрасные существа – русалки. Одни из них что-то шепчут друг другу, другие красуются, глядя в зеркало и расчесывая свои прекрасные волосы. Корабль плывет все дальше и дальше, встречая на своем пути много других необыкновенных чудес!» ( Анастасия Ш.)
-
«Один раз Колобок катился, катился по лесу и прикатился к прекрасному озеру. На поляне вокруг озера цвело много невиданных и диковинных цветов. Вокруг этих цветов кружили пестрые птицы. Вдруг из этого чудесного озера выплыла красавица-русалка в перламутровом одеянии. Всколыхнулось прекрасное озеро, и глаза всех устремились туда, откуда показался золотой корабль. Вокруг дивного корабля кружили прекрасные лебеди. Это была необыкновенно чарующая картина. На волны озера падали лучи солнца, и красота увиденного поразила всех! Но вот волны успокоились, и все исчезло, как будто все это было лишь воображением. Но скажу вам по секрету, что на дне этого озера до сих пор стоит необыкновенный, сказочный город...» ( Маргарита П.)
Я никогда не мыслила свою профессиональную деятельность вне музыкального искусства. И на уроках стараюсь научить своих воспитанников не только полюбить его, сделать неотъемлемой частью своей жизни, но и мыслить, творить!!! По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, творчества!
Остапцова Татьяна Николаевна
учитель музыки, МХК
МАУ ШИЛИ, Калининград, 2011 год
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К РЕСУРСУ
-
фамилия, имя, отчество автора:
Остапцова Татьяна Николаевна
-
должность
учитель музыки, МХК
-
место проживания:
г. Калининград
-
название учебного заведения:
МАУ ШИЛИ
-
дисциплина:
Музыка (искусство)
-
название ресурса:
Программная инструментальная музыка. А.К. Лядов. Три симфонические картины по мотивам русских народных сказок
-
класс (курс):
Данный ресурс может быть использован в среднем звене школы на уроке музыки вне зависимости от программы
-
ресурс
презентация, методическое сопровождение
-
среда (редактор), в которой выполнена презентация:
Microsoft PowerPoint 2010
-
цель использования ресурса и задачи, решение которых реализуется с его помощью:
-
Включить школьников в личностно-развивающую среду на уроке музыки (на примере симфонической картины А.К. Лядова «Волшебное озеро»), закрепить знания по теме «Программная инструментальная музыка»;
-
развить чувственное восприятия у учащихся, способность к эмоционально-эстетической оценке музыкального произведения, творческое воображение;
-
расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о русской композиторской школе конца XIX века.
-
рекомендации по использованию ресурса:
Уважаемые коллеги! Хотелось поделиться личным опытом включения школьников в личностно-развивающую среду на уроках музыки. Объектом изучения выбраны симфонические картины А.К. Лядова на темы русских народных сказок (раздел «Программная инструментальная музыка»). Предлагаю Вашему вниманию материалы, которые включают презентацию к уроку (с музыкальными иллюстрациями), статью, в которой можно познакомиться с программами учащихся. Ресурс разработан для урока музыки в среднем звене школы.
-
план урока
Слайд №1 |
Тема урока |
Слайд №2-4 |
Программная музыка. Типы программности |
Слайд №5-7 |
Программные произведения. Повторение |
Слайд №8 |
Задание по теме урока |
Слайд №9-12 |
А.К. Лядов. Эстетические принципы, творческий образ композитора |
Слайд №13-14 |
Три симфонические картины по мотивам русских народных сказок |
Слайд №15 |
«Баба Яга» |
Слайд №16 |
«Кикимора» |
Слайд №17-21 |
«Волшебное озеро» |
Слайд №22-23 |
Творческое задание. Слушание симфонической картины «Волшебное озеро». Сочинение программы к картине |
Слайд №24 |
Заключительный слайд |
Слайд №25 |
Интернет-ресурсы |
-
справка об использованных источниках:
Интернет-ресурсы:
Содержательная часть:
http://froland.ru/lyceum/muslit/man4_3_1.html
http://classic-online.ru/ru/composer/Lyadov/246
http://www.belcanto.ru/lyadov.html
http://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_260_261.shtml
http://www.philharmonia.spb.ru/rus/lyadov.php
Иллюстрации:
http://www.ruslania.com/pictures/big/4607053321104.jpg
http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/o273.jpg
http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/dd_sm.jpg
http://belcanto.ru/vivaldi.html
http://ilya-repin.ru/jpg/master/repin-musorgsky.jpg
http://stihi.ru/pics/2009/05/04/5402.jpg
http://www.rodon.org/art-080827085822
http://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/img/lyadov.jpg
http://orpheusmusic.ru/_pu/9/92952902.jpg
http://biblio.conservatory.ru/History/Cons/Rimskiy/Img/04.jpg
http://www.ruslania.com/pictures/big/9781001525099.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5812/12772809.1/0_6938d_20f2adcf_XL
http://s51.radikal.ru/i132/1012/b3/f47878b5b1e4.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/44/114/44114399_baba_yaga_13.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/113/44113943_Bilibin_Baba_YAga.jpg
http://www.vitanova.ru/images/gallery/3010.gif
http://s009.radikal.ru/i307/1109/93/5c2fbc8603fd.gif http://s60.radikal.ru/i167/1103/df/1f0e2cb5ee3a.jpg
http://lkolosov.com/images/random/hraniteli1.jpg
http://artnow.ru/img/588000/588975.jpg
http://magic-street.ru/wp-content/uploads/2012/03/kikimora.jpg
http://s46.radikal.ru/i112/1103/ce/7504703c62ec.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bc/Kikimora.jpg
http://img.biser.info.s3.amazonaws.com/files/images2node/biser.info_66304794a6ad1dcf0ac9_o.jpg
http://egame.clan.su/_ld/2/206.jpg
Анимация
http://www.gifzona.com/i/priroda/22.gif
http://images.paraorkut.com/img/lide/Krajiny_1012230732_67.gif
http://www.gifmania.ru/Animated-Gifs-Animated-Cartoons/Animations-Pink-Panther/index3.htm
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/856/83856591_muzikaa308.gif
http://anime.wayy.ru/_ph/49/2/275027777.gif
http://1.bp.blogspot.com/_rx_-aFmEwuE/S-bke755iRI/AAAAAAAAAS4/Czu4Z0rjEFw/S220/ani-237.gif
http://fantasyflash.ru/anime/index.php?kont=balloons&n=2
http://r12.imgfast.net/users/1212/74/63/93/smiles/815617.gif
http://i6.tagstat.com/image05/f/2843/00yI054POx3.gif
А.К. Лядов. «Волшебное озеро»,
сказочная картинка для оркестра, соч. 58 (Изд. 1909)
Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или мелкая рябь озера, то начинает казаться, что кто-то рисует на воде своей невидимой кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время меняется. Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз, подглядывающий за тобой прямо из глубины.
Человек не может жить в воде, но сидя на берегу, особенно в сумерках, очень верится в то, что там, на дне тоже своя жизнь. И она так же прекрасна, как и среди людей, и даже еще прекрасней, потому что непостижима для простого смертного. Лишь только легендарный Садко отважился спуститься на дно к Царю Морскому, да и то потом оказалось, что все ему просто приснилось...
Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Лядову привиделась волшебная жизнь озера. В его четырехтактном эскизном наброске сохранился рисунок лесного озера в окрестностях деревни Полыновки, с камышами и елями на берегу, который, вероятно, послужил прототипом для написания музыки. Если бы он был художником, он бы нанес эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел. Когда Лядова просили сыграть это произведение на рояле, он отговаривался: «что там играть – одна фигурация...» Но все же когда играл, то так, что в каждом звуке рояля словно слышались тембры разных инструментов.
Точного программного (литературного) содержания в партитуре нет, как в «Кикиморе» или «Бабе-Яге». Но известно высказывание самого композитора о нем: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине! А главное – без людей – без их просьб и жалоб – одна мертвая природа – холодная, злая, но фантастичная, как в сказке».
В этом высказывании композитора таится небольшое противоречие: с одной стороны он говорит, что природа мертвая, холодная и злая, с другой – он сам же ее «оживляет», наделяет волшебным даром. И музыка у него получилась такая же – живая и волшебная. Известный критик и музыковед, современник Лядова, Б.Асафьев определил сущность этого произведения как «лирический симфонический пейзаж». Что такое, в данном случае, лирика? Быть может, та мягкость настроения и прозрачность музыкальной ткани, которая пронизывает все произведение... А может быть, это то удовольствие, с которым работал автор над партитурой? «Какое мое «Волшебное озеро» хорошее! Играю – и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял», - признался как-то Лядов Асафьеву без тени хвастовства, ведь по природе он был человеком скромным, и даже застенчивым.
В этом произведении воплотилась давняя мечта композитора. Как известно, Лядов задумывал написать оперу «Зорюшка», но так и не сделал этого. Материал, который стал «озером» предназначался для сцены с русалками, эскизы которой были написаны в начале 90-х годов XIX века. Таким образом, замысел композитора воплотился без малого через двадцать лет. И автор, безусловно чувствовал удовлетворение каждым тактом и каждой деталью, чего он всегда искал в произведениях других композиторов, но не всегда находил, особенно в крупных формах.
Примечательно одно из писем Лядова к Беляеву, сохранившееся в автографе, где речь идет о музыке А. Скрябина, его современника:
«Господи, да куда же делась музыка? Со всех кусков, со всех щелей ползут декаденты. Помогите, святые угодники! Караул! Я убит, избит, как Дон-Кихот пастухами... После Скрябина Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом. Кажется, сейчас я с ума сойду... Куда бежать от такой музыки?»
Но, видимо, бежать было некуда, действительно некуда. Наступало начало века, и само Время вступало в свои права. Хоть эскиз и был написан Лядовым еще в конце прошлого века, но в уже в 1903-04 году, то есть на пять лет раньше «озера» появилась «Божественна поэма» Скрябина. И «Волшебное озеро», как ни странно, тоже не лишено влияния Скрябинского языка. Кстати, в это же время (1903) была написана оркестровая картина Дебюсси «Море», (есть с чем сравнить).
Конечно, кажется, что сами образы волн, волшебства и фантастики требуют именно такого воплощения: короткие мотивы с отсутствием мелодической темы как таковой, гармония с альтерированными тонами (повышенными или пониженными относительно основного лада), прозрачная, легкая оркестровка, приглушенные тембры (con sordini) и струнных, и деревянных духовых, и все это при отсутствии медной духовой группы (труб, тромбонов и тубы), которые обычно играют громче, чем все вышеперечисленные. Все тихо, завороженно, фантастично. Лишь редкие “всплески” оживляют таинственный шелест волн... Но ведь фантастические образы Глинки – совсем иные! И Лядов не воспользовался впрямую языком и средствами родоначальника русской классики. На первый взгляд, музыка «Озера» скорее вызывает ассоциации со Скрябиным, нежели с кем-то еще, даже с Римским-Корсаковым. Таким образом, «волшебная палочка» в руках Лядова сыграла с ним злую шутку. Хотя, надо отметить, что это сходство касается только лишь самого музыкального языка. Сама эстетика Лядова полностью противоположна Скрябину. Если Скрябин выражает крайние эмоциональные состояния – экстатические, то Лядов напротив – спокоен и гармоничен. Его музыкальная «сказочная картинка» рисует краткий, но очень цельный и законченный музыкальный образ, как это вообще свойственно Лядову, достойному миниатюристу русской композиторской плеяды.
Инна АСТАХОВА
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар "Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка"
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Международный вебинар "Музыкальные инструменты. Рождение фортепиано"
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)