Обличение человеческих пороков в сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Обличение человеческих пороков в сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
УРОК - СУД
( урок литературы в 7 классе)
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №2082
Учитель русского языка и литературы Рагулина Татьяна Николаевна
Цели урока: раскрыть тему крепостничества в России, помочь учащимся понять иносказательный смысл произведения, его идею, совершенствовать навыки характеристики героев, показать значение и роль художественных приемов, развивать творческие способности учеников.
Методические приемы: анализ и обобщение, наблюдение, сравнение.
Оборудование урока: видеозапись сказки, портрет автора, иллюстрации к сказке; класс разделен на 2 группы: обвинители и защитники, в центре класса – подсудимые 2 генерала.
Словарь литературоведческих терминов: юмор, сатира, сарказм, гипербола, гротеск, ирония, антитеза, фантастика.
Эпиграф: « Народ освобожден, но счастлив ли народ…»
(Н.А.Некрасов)
Ход урока
-
Организационный момент.( Класс делится на 2 группы: обвинители и защитники)
-
Слово учителя. Вы познакомились с биографией Салтыкова-Щедрина и с его сказкой «Повесть…». Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавию он скрывает за сказочными мотивами. В своих политических сказках он правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.
В своих сказках автор высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость и глу-
пость.
-
Просмотр отрывка сказки ( видео.)
-
-Слово обвинению. Отрицательные черты героев.
Служили в какой-то регистратуре, никому не нужной, ничего не понимали и не знали, кроме слов: «примите….»Сатира ( резкое осмеяние)
-Слово защите. Да разве они виноваты? У низ нет ни рода-племени, нет семьи, нет близких людей . «Служили всю жизнь в регистратуре: там родились, там состарились, поэтому ничего и не знали. Они даже уверены, что булки в готовом виде на дереве растут. Они просто продукты государственной системы. Разве их можно за это обвинять? Упразднили регистратуру, а их за ненадобностью выпустили «на волю».
- Учитель. Какой художественный прием использует автор?
Ответ уч-с-я. Гипербола (доказывают примерами из текста)
-Обвинение. Да. Если вспомнить , при отмене крепостного права крестьян тоже выпустили на волю , но изрядно обобрав. А генералов обеспечили солидной пенсией, за счет которой они могли бы устроить свою жизнь в Петербурге. Но это обеспеченное житье кончилось самым неожиданным образом – генералы оказались на необитаемом острове, как символе новой жизни. Ведь не случайно там оказались не только генералы, но и мужик. После отмены крепостного права ему тоже надо начинать новую жизнь. Но мужик спит под деревом.
-Защита. Это можно понимать ,как стремление отдохнуть после многолетних трудов. Он еще не знает, что ему делать , как жить дальше. А генералы очень взволнованы, они не знают, как им жить без привычного комфорта.( Антитеза- противопоставление)
-Учитель. Посмотрим, как построена завязка. На первом плане фактор внезапности, неожиданности для генералов. «Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят..»
Подсудимые, вам слово.
(текст)
-Обвинение. Хочется вспомнить роман Д.Дефо о Робинзоне Крузо, как один матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.
И в том и другом случае ситуация одинакова- борьба за выживание, но поведение героев разное. Робинзон с честью выдерживает все испытания , а генералы сразу же показывают свою беспомощность и чуть не погибают.
Подсудимые. Текст. ( инсценирование отрывка)
-Учитель. Обвинение, найдите еще примеры, доказывающие никчемность генералов.
-Обвинение. Примеры по тексту.
-Учитель. Защищайте своих клиентов.
-Защита. Можно ли их винить в том, что у них нет сноровки лазать по деревьям, ловить рыбу руками , ведь они этого никогда не делали . Да они толстые и неуклюжие ,у них нет привычки трудиться , хотя они не раз слыхали библейскую заповедь- в поте лица добывать свой хлеб. Они уже начинают понимать, что в жизни не так все просто. Но привилегированное положение, т.е. «Регистратура « приучила их к мысли, что хлеб для них должен добывать кто-то другой
-Учитель. Итак, голод довел их до состояния остервенения. ( читать текст)
(Гротеск. Чрезмерное преувеличение, придающее уродливо комический характер.)
-Учитель. Почему Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов. Ведь дело не только в том, чтобы проучить их за легкомыслие и желание жить чужим трудом. Главное для сатирика показать , что такое существование вполне естественно для эксплуататорских кругов, к которым и принадлежат генералы. Найденная ими газета ни о чем другом не сообщает, как о роскошных пиршествах. Никто не задумываются, как достигаются этим блага.
Для щедринских генералов, оказавшихся на необитаемом острове, беспечное житье неожиданно оборвалось. Им пришлось всерьез задуматься о том, кто же этот «Злодей», по вине которого им приходится испытывать такие лишения. Ответ прост «Злодей» имеет конкретное имя – это социальные реформы 1860г., и в первую очередь отмена крепостного права.
-. Что вы знаете из истории об отмене крепостного права ?
-Ответ уч-ся. (опора на урок обществознание. Манифест об отмене крепостного права.)
-Обвинение. Для помещиков это была катастрофа. И генералы не могут смириться со своим положением, им не нужна такая воля. И когда их ждала голодная смерть, они вдруг вспомнили о мужике. Да как они вообще посмели о нем вспомнить , ведь мужик уже свободен.
-Защита. Так как генералы были глупы, никаких документов не читали, возможно, они и не знали об отмене крепостного права.
-Учитель. Итак, генералы искали мужика, и они его нашли. «Под деревом, брюхом кверху и ,подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».
-Защита. Он имеет право, он свободный человек.
(Метод Антитеза Мужик спокоен , а генералы в панике.)
-Обвинение. Текст. У них нет больше власти над мужиком.
-Учитель . А что же мужик? (текст)
-Защита. Да он физически сильнее и умнее генералов, но он настолько привык к рабскому положению, что готов и дальше подчиняться и служить.
-Учитель. Понимают ли генералы, что не имеют права заставлять его работать на них?
-Обвинение. Тупые генералы, не знавшие ничего, кроме своей регистратуры, твердо усвоили один принцип: мужик должен работать на них.. и что мужик есть везде.
-Учитель. Почему же мужик не наелся сам, после того , как столько наготовил еды, а ждал, когда генералам на ум придет: «А не дать ли и тунеядцу частичку.»
А вот здесь на место сказки приходит реальность. Что особенно трогало и волновало С.-Щ. -народного заступника. Это низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои ,пусть даже ограниченные, но все же права.
Даже автор не щадит мужика, который не только не уклоняется от работы , но и с усердием служит генералам. Громаднейший мужичина не сумел воспользоваться своей волей. Рабское прошлое дает о себе знать. Этим и воспользовались генералы.
-Оценили ли генералы усердие мужика?
-Обвинение. Текст.
-Защита. Если рассматривать с точки зрения современности, то согласно конституции, принятой 19 декабря 1993 года, каждый человек имеет различные права. И свободы. Но мужик не пользуется своей свободой. Он не может победить свою психологию раба и даже гордится этим.
-Обвинение. Ну мужика можно понять , а вот генералы еще больше обнаглели. Их уже не устраивает сытая жизнь на острове. Им теперь захотелось в Петербург. (как в сказке о рыбаке и рыбке) . А мужик и здесь мастер на все руки. Текст.
Так как мужик безропотно им служит - значит генералы еще больше убеждаются в своих правах на эксплуатацию чужого труда. (Текс. Конец сказки. )
-Учитель. Конец сказки, развязка, как и ее начало, выдержаны в строго фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, но какой щедринский метод внесен в концовку сказки?( Сарказм )
«Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра.: веселись, мужичина»
-Обвинение. Генералы не сами вышли проститься с о своим спасителем, а выслали ему свою благодарность с кем-то из слуг.
-Учитель. С.-Щ. не случайно обратился к жанру сказки сразу после реформы 1860 г. Он знал, сколько обид и несправедливостей перенес народ-труженик за годы крепостного рабства, да и после освобождения во весь рост встал вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ»?
Своей сказкой сатирик наглядно показал, сколько еще «генералов» готово вскочить на шею раскрепощенному мужику и продиктовать свои условия жизни даже после реформы.
«Повесть…» была призвана пробудить народное самосознание, дать народу возможность почувствовать свою цену, свое место в государстве.
Итак, заканчивая наш урок , предоставим последнее слово подсудимым. Осознали ли вы свою вину?
-Подсудимые. Не будет этого мужика, будут другие. Мужик есть всегда и везде , и он будет работать на нас. Мужик тунеядец и его надо заставлять работать, а не то мы так и с голоду помрем.
-Защита. Мы отказываемся от последнего слова.
-Приговор обвинения. Мы посовещались и решили , что генералы приговариваются к резкому осмеянию и порицании за свое невежество и лень и приговариваются к исправительным работам на еще более отдаленном острове, где нет мужика. Они должны научиться сами работать на себя, так как мужик теперь свободен и эксплуатировать его никто не имеет право.
-
Подведение итогов. Выставление отметок.
-
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по сказке Салтыкова-Щедрин на тему: «Народ освобожден, но счастлив ли народ…»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»