Симон Ушаков. Политическая и художественная "программа" времени.
Краткое описание
Познакомить учащихся с историей создания иконы, потому, как здесь представлена икона в иконе — чудотворный образ, палладиум земли русской — Владимирская, представлена как великолепный цветок на древе, вырастающем из Успенского собора Московского Кремля, который в народе величали Домом Богородицы.
Описание
Политическая и художественная «программа» времени.
В 1668 году Симон Ушаков написал икону, которую в последнее время принято называть «Дерево государства Московского», в научном же обиходе она фигурирует под несколькими названиями — «Богоматерь Владимирская», «Похвала Богоматери Владимирской», «Насаждение государства Московского», но все они условны и даны учёными-исследователями, так как сам мастер не подписал свое творение.
Но вот автограф он оставил. Внизу на изображении кремлевской стены — две надписи чёрной краской: в центре — «Писана сия икона от сотворения света текуща под солнцем 7176 [1668] лета во дни благочестивого и христолюбивого государя царя и великаго князя Алексея Михайло[ви]ча всея великия и малыя и белыя росии самодержца», и в правом нижнем углу — «А писал сии образ его государев изограф Пимин зовомый Симон Ушаков».
Внизу на фоне Успенского собора за кремлевской стеной митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита сажают и поливают дерево (виноградную лозу — символ жизни), которое как бы прорастает сквозь Успенский собор и покрывает ветвями всю икону. На ветвях дерева — медальоны с изображениями святых, в центральном, самом большом — Богоматерь Владимирская, главная святыня государства, заступница русских земель. Наверху в облаках — Спас, в руках он держит венец и ризу для Алексея Михайловича. Самого царя Алексея Михайловича можно видеть внизу слева за кремлёвской стеной, а справа царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором.
На первый взгляд, композиция иконы достаточно ясна, идеи её, как говориться, лежит на поверхности. Однако каждая деталь этого памятника несёт свою особую, подчас очень важную информацию.
Архитектурный мир «Дерева».Видимо, первое о чем надо сказать, это — московская архитектура, которая сразу узнается по Кремлю. Изображение Кремля даёт довольно точное представление о том, каким он был в 1668 году. Кремль окружен двумя стенами, между ними — ров, который как бы подчеркивает неприступность, непобедимость, надёжную защиту главной московской твердыни. Однако символическая содержательность ушаковского произведения заставляет видеть в каждом фрагменте особый смысл.Архитектура Фроловской (ныне Спасской) башни почти почти не изменилась, очень похожим остался декор; но во времена Ушакова на ней были установлены часы, и солнечные, и механические. другие башни — Набатная, Сенатская и Никольская — впоследствии были значительно перестроены, а Царской тогда ещё не было. Для большей убедительности (или в силу своей пунктуальности) Симон Ушаков показывает даже такую, казалось бы, малозначительную деталь в композиции, как спуск кремлевской стены к Москве-реке (слева). В этом «живоподобном» изображении Кремля сказалось умение мастера и его немалый опыт в составлении географических карт, которые чертились в те времена как бы с высоты птичьего полёта.Удивляет некоторое «несоответствие» между кремлёвской стеной, написанной вполне реалистически, достоверно, с соблюдением теней, пропорций, и условно изображённым Успенским собором. Кроме того, возникает вопрос, почему Симон Ушаков их всех Кремлевских храмов выбирает именно Успенский? Ведь уже была выстроена Соборная площадь с Архангельским и Благовещенским соборами, с колокольней Ивана Великого. Но иконописцу нужен был только главный, кафедральный — Успенский, который и должен был быть написан традиционно, по иконному, чтобы «вместить» прорастающее сквозь него дерево. Это сочетание архитектуры условной и конкретной наводит на мысль, что автор не стремился запечатлеть московский городской пейзаж, перед художником стояла иная задача — в аллегорической форме передать идею единства государства и церкви. А это было живым откликом на актуальное и главное событие того времени — церковный раскол.«Парсуны» царей.Интересны в композиции также портреты членов царской семьи. «Парсун» Алексея Михайловича сохранилось несколько, но все они анонимны и не датированы, таким образом, только на иконе Симона Ушакова изображение царя имеет автора и дату! По одним этим миниатюрным изображениям трудно судить о портретном мастерстве художника, не стоит искать в них психолочической окраски, настроения — сам жанр был нов для русского художника того времени. Но что бесспорно, так это, судя по сохранившимся «парсунам» царя Алексея Михайловича, портретное сходство, которого Симон Ушаков достигает, применяя технику иконного письма. А созданный мастером мягкий образ царицы Марии Ильиничны — вероятнее всего, единственный дошедший до нас её портрет.В руках всех святых в медальонах — свитки с акафистными словами, прославляющими Богоматерь. Только свиток Алексея Михайловича обращен не к Богоматери, а к Спасу на небесах: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое»; а надписи около фигуры Христа обращены к Алексею Михайловичу, в одной из них начертано: «Будучи мне верен до смерти и дам ти венец живота». Обе надписи слагаются в своеобразный диалог царя небесного и царя земного, что во многом и определяет одну из основных идей этого произведения — правящий род Романовых выведен на иконе Симона Ушакова достойным преемником предыдущей династии, избранным самим небом продолжателем славной русской летописи, осененным самой историей Руси, ибо в данном случае крона дерева является аллегорией истории московской, а само изображение было, видимо, первым гениалогическим древом русской истории и, до известной степени, царствующего дома.Каждый из изображенных не случайно выбран Симоном Ушаковым для этой уникальной иконы, все они являются лицами, сыгравшими важнейшую роль в истории нашего Отечества. Практически, в этих своеобразных «портретах» художник показал всю историю Москвы — главного, столичного русского града. Биография каждого царя, митрополита, патриарха, блаженного — это, без преувиличения,«биография» Москвы в ее героические и трагические времена.4 мая 1325 года московский митрополит Пётр вместе с Великим князем Иваном Даниловичем Калитой заложил в Москве каменную церковь Успения Богоматери. Именно этот момент и показан на иконе Симона Ушакова. Закончив строительство нового Московского собора, в него перенесли митрополичью кафедру из Владимира. Это было решающее событие для политического возвращения Московского княжества, с этого времени и начинается история Москвы как центра русского государства.
В 1668 году Симон Ушаков написал икону, которую в последнее время принято называть «Дерево государства Московского», в научном же обиходе она фигурирует под несколькими названиями — «Богоматерь Владимирская», «Похвала Богоматери Владимирской», «Насаждение государства Московского», но все они условны и даны учёными-исследователями, так как сам мастер не подписал свое творение.
Но вот автограф он оставил. Внизу на изображении кремлевской стены — две надписи чёрной краской: в центре — «Писана сия икона от сотворения света текуща под солнцем 7176 [1668] лета во дни благочестивого и христолюбивого государя царя и великаго князя Алексея Михайло[ви]ча всея великия и малыя и белыя росии самодержца», и в правом нижнем углу — «А писал сии образ его государев изограф Пимин зовомый Симон Ушаков».
Внизу на фоне Успенского собора за кремлевской стеной митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита сажают и поливают дерево (виноградную лозу — символ жизни), которое как бы прорастает сквозь Успенский собор и покрывает ветвями всю икону. На ветвях дерева — медальоны с изображениями святых, в центральном, самом большом — Богоматерь Владимирская, главная святыня государства, заступница русских земель. Наверху в облаках — Спас, в руках он держит венец и ризу для Алексея Михайловича. Самого царя Алексея Михайловича можно видеть внизу слева за кремлёвской стеной, а справа царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором.
На первый взгляд, композиция иконы достаточно ясна, идеи её, как говориться, лежит на поверхности. Однако каждая деталь этого памятника несёт свою особую, подчас очень важную информацию.
Архитектурный мир «Дерева».Видимо, первое о чем надо сказать, это — московская архитектура, которая сразу узнается по Кремлю. Изображение Кремля даёт довольно точное представление о том, каким он был в 1668 году. Кремль окружен двумя стенами, между ними — ров, который как бы подчеркивает неприступность, непобедимость, надёжную защиту главной московской твердыни. Однако символическая содержательность ушаковского произведения заставляет видеть в каждом фрагменте особый смысл.Архитектура Фроловской (ныне Спасской) башни почти почти не изменилась, очень похожим остался декор; но во времена Ушакова на ней были установлены часы, и солнечные, и механические. другие башни — Набатная, Сенатская и Никольская — впоследствии были значительно перестроены, а Царской тогда ещё не было. Для большей убедительности (или в силу своей пунктуальности) Симон Ушаков показывает даже такую, казалось бы, малозначительную деталь в композиции, как спуск кремлевской стены к Москве-реке (слева). В этом «живоподобном» изображении Кремля сказалось умение мастера и его немалый опыт в составлении географических карт, которые чертились в те времена как бы с высоты птичьего полёта.Удивляет некоторое «несоответствие» между кремлёвской стеной, написанной вполне реалистически, достоверно, с соблюдением теней, пропорций, и условно изображённым Успенским собором. Кроме того, возникает вопрос, почему Симон Ушаков их всех Кремлевских храмов выбирает именно Успенский? Ведь уже была выстроена Соборная площадь с Архангельским и Благовещенским соборами, с колокольней Ивана Великого. Но иконописцу нужен был только главный, кафедральный — Успенский, который и должен был быть написан традиционно, по иконному, чтобы «вместить» прорастающее сквозь него дерево. Это сочетание архитектуры условной и конкретной наводит на мысль, что автор не стремился запечатлеть московский городской пейзаж, перед художником стояла иная задача — в аллегорической форме передать идею единства государства и церкви. А это было живым откликом на актуальное и главное событие того времени — церковный раскол.«Парсуны» царей.Интересны в композиции также портреты членов царской семьи. «Парсун» Алексея Михайловича сохранилось несколько, но все они анонимны и не датированы, таким образом, только на иконе Симона Ушакова изображение царя имеет автора и дату! По одним этим миниатюрным изображениям трудно судить о портретном мастерстве художника, не стоит искать в них психолочической окраски, настроения — сам жанр был нов для русского художника того времени. Но что бесспорно, так это, судя по сохранившимся «парсунам» царя Алексея Михайловича, портретное сходство, которого Симон Ушаков достигает, применяя технику иконного письма. А созданный мастером мягкий образ царицы Марии Ильиничны — вероятнее всего, единственный дошедший до нас её портрет.В руках всех святых в медальонах — свитки с акафистными словами, прославляющими Богоматерь. Только свиток Алексея Михайловича обращен не к Богоматери, а к Спасу на небесах: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое»; а надписи около фигуры Христа обращены к Алексею Михайловичу, в одной из них начертано: «Будучи мне верен до смерти и дам ти венец живота». Обе надписи слагаются в своеобразный диалог царя небесного и царя земного, что во многом и определяет одну из основных идей этого произведения — правящий род Романовых выведен на иконе Симона Ушакова достойным преемником предыдущей династии, избранным самим небом продолжателем славной русской летописи, осененным самой историей Руси, ибо в данном случае крона дерева является аллегорией истории московской, а само изображение было, видимо, первым гениалогическим древом русской истории и, до известной степени, царствующего дома.Каждый из изображенных не случайно выбран Симоном Ушаковым для этой уникальной иконы, все они являются лицами, сыгравшими важнейшую роль в истории нашего Отечества. Практически, в этих своеобразных «портретах» художник показал всю историю Москвы — главного, столичного русского града. Биография каждого царя, митрополита, патриарха, блаженного — это, без преувиличения,«биография» Москвы в ее героические и трагические времена.4 мая 1325 года московский митрополит Пётр вместе с Великим князем Иваном Даниловичем Калитой заложил в Москве каменную церковь Успения Богоматери. Именно этот момент и показан на иконе Симона Ушакова. Закончив строительство нового Московского собора, в него перенесли митрополичью кафедру из Владимира. Это было решающее событие для политического возвращения Московского княжества, с этого времени и начинается история Москвы как центра русского государства.
15 августа 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»