В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе Л.Занкова

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе Л.Занкова

дарья куклина
Тип материала: Программа
просмотров: 15034
Краткое описание
Рабочая программа разработана для обучения младших школьников литературному чтению в соответствии с ФГОС второго поколения.
Описание
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 71»

«Утверждаю»
Директор МОБУ «СОШ № 71»
Бодина Т.М._______________

« 25 » августа 2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Рабочая учебная программа по курсу«Литературное чтение» для 1 класса по УМК « Л. Занкова»
Программа разработана учителем начальных классов Куклиной Дарьей Демьяновной. Оренбург,2012 год Содержание: 1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты и система оценивания
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
4. Содержание учебного предмета
1.Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа разработана в соответствии: · С основной образовательной программой начального общего образования · Со статьей 15 п.5, статьей 32 п.6, 7 «Закона РФ «Об образовании» · С основной образовательной программой начального общего образования МОБУ «СОШ № 71» · С примерной учебной программой начального общего образования, Ч.1-М: Просвещение, 2011 · С авторской программой В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

· Учебник Свиридова В. Ю. «Литературное чтение»,Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
Цель курса литературного чтения — воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
· развитие личности школьника, его творческих способностей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
· воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Задачами курса литературного чтения, ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.
В основе данного курса лежит единый методологический подход изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики — художественной образности.
На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.
Программа курса рассчитана на 40 ч в год, 4 часа в неделю.
2. Планируемые результаты и система оценки. Личностные результаты:
· положительное отношение к уроку литературного чтения;
·  эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
· способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
· первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
· восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;
· чувство любви к природе родного края;
· основы для развития творческого воображения.
Регулятивные результаты:
· осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
· принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
· принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
· принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные результаты:
· использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
· воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
· понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
· принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Предметные результаты:
· читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
·  читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
· понимать содержание прочитанного;
· пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
· эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; находить и придумывать рифмы;
· определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
· отличать монолог от диалога;
· уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
· отвечать на вопросы по содержанию текста;
· пересказывать небольшие по объему тексты; оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ системы оценивания образовательных результатов, определённых ФГОС 1-й этап. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценивания. На этом этапе вводится только два правила, которые составляют основу оценивания, без опоры на которые невозможно реализовать все её прочие правила и элементы. 1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: – учитель у себя в таблице результатов ставит «+», – ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или «закрашивает кружок». В последующих классах, при появлении балльных отметок, правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (задания). 2-е правило (самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты решения задач по «Алгоритму самооценки»: В первом классе алгоритм состоит лишь из четырех вопросов: 1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы). 2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью). 3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки). 4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс). В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д. 2-й этап. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценивания. На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ученика. 3-е правило (одна задача – одна оценка) используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. 4-е правило (таблицы результатов и портфель достижений) используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из их заданий в таблицу результатов (в рабочий журнал учителя). В текущей работе, в заполнении официального журнала, учитель руководствуется привычными ему традиционными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются: – в первом классе в виде «+» (зачёт, решение задачи-задания) или отсутствие «+» (задача не решена); – в других классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционные 5-балльные отметки). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны). Только эти данные учитель переносит в портфель достижений ученика. Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (в консультации с учителем). 6-е правило (уровни успешности) используется частично. Учитель использует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических, руко-водствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания. 7-е правило (итоговые оценки) используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и портфеля достижений). В текущей работе при определении четвертных отметок учитель сохраняет привычные ему традиционные правила. Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, введение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат. Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 мин. учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2–3 недели), его использование значительно повысит эффективность учебной работы учеников. Таким образом, от учителя требуются некоторые дополнительные усилия в то же самое время.
3-й этап. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценивания. На этом этапе учитель может (если захочет) вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект. 4-е правило (таблицы результатов и портфель достижений) используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно, текущими отметками, а не только после контрольных работ. Для исключения двойного выставления отметок в таблицы результатов и в официальный журнал рекомендуется воспользоваться правом образовательного учреждения на определение порядка заполнения журнала. Выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в рабочем журнале учителя и в дневниках школьников. 5-е правило (право отказа от отметки и право пересдачи) новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент. 6-е правило (уровни успешности) используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания. 7-е правило (итоговые оценки) используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую отметку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные отметки за четверть, и комплексную оценку за год. 3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю., Березина Э.В. Учись читать: Пособие по чтению. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Хрестоматия по литературному чтению. 1, 2, 3, 4 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2,3, 4 кл. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Специфическое сопровождение (оборудование):
иллюстрации к литературным произведениям; портреты писателей; репродукции произведений живописи; интерактивная доска (по возможности).
4. Содержание учебного предмета 1. Виды речевой и читательской деятельности
· Аудирование (слушание).
· Чтение вслух. Чтение про себя.
· Говорение (культура речевого общения).
· Письмо (культура письменной речи).
· Работа с разными видами текста.
· Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
· Библиографическая культура.
· Работа с текстом художественного произведения
2. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
· Чтение и литература.
· Стихи и проза.
· Литература и устное народное творчество (фольклор).
· Жанр художественного произведения.
· Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому).
· Эмоциональный тон произведения.
3. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Круг чтения
Малые жанры фольклора
Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки.
Русские народные сказки
«Репка», «Терем мышки»*, «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка_сестричка и волк»*, «Кот и лиса», «Гуси-лебеди»*, «Лиса и козел»*,«Лиса и журавль»*, «Зимовье зверей»*.
Зарубежные народные и авторские сказки
«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька»*, Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»*.
Русские писатели и поэты
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Туманский*, А.К. Толстой, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин. Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун»,
«Отец и сыновья», «Мальчик играл...»*, «Два товарища»*, «Орел»*, «Пожарные собаки»*; К. Ушинский «Утренние лучи», «Лиса Патрикеевна»; М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, И. Токмакова*, Е. Благинина*, * Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматии. Э. Мошковская*, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая*, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин, М. Яснов, А. Усачев*, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин*, Н. Ламм, П. Барто*, Л. Фадеева, Н. Друк; Г. Виеру, З. Зелк*, Дж. Чиарди*, Ян Бжехва*.М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский*, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова*; П. Неруда, японские трехстишия. Е. Чарушин «Волчишко», «Томка испугался»; Н. Сладков «Свиристели», «Деревья»*, «Певица»*, «В конце таинственного следа...»*, «Медвежья горка»*; М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб»*; Г. Снегирев «Про пингвинов»*; В. Панова«Сережа» (отрывок); Ф. Кривин «Муравей»*, «Ночь»*, «Любовь»*; Н. Носов «Затейники»; В. Драгунский «Друг детства»,«Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится…»*; Ю. Коваль «Воробьиное озеро», «Алый»*; Э. Успенский «Про Веру и Анфису»; Г. Остер «Задачи», «Это я ползу» (отрывок), «Середина сосиски»,«Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности»*, «Эхо»*, «Где лучше бояться»*; Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение»*.Дж. Родари «Приключения Чиполлино»(отрывок), «Откуда берутся день и ночь?»; А. Милн «Винни Пух и все_все_все» (отрывок); Д. Биссет «Под ковром», «Шшшшш!»*,«Блэки и Реджи»*.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Глава 1. Книги – твои друзья (6 часов)
1. Что такое книга. Кто в книгах живет.
С. Морозов, С.Я. Маршак. Стихотворения. «Что ты любишь делать с книгами?».
2. Книга как особый мир, населенный разными героями, который раскрывается при помощи фантазии и воображения. Герои, созданные фантазией и воображением писателя. «Под ковром» (По Д. Биссету).
3. Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: рифма», «поэзия», «проза» без введения определений. Портрет поэта (С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Д.И. Хармс). Д.И. Хармс «Я проснусь…», К.И. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), «Когда ты берешь книгу…».
4. Разница между читателем, слушателем, зрителем. Книга в нашей жизни. История рождения книги. Лента времени.
5. Элементы книги. Понятие о библиотеке. Связь книги с разными сторонами человеческой жизни. «Как устроена книга…», В.Д. Берестов «Читалочка»,
«Я купил билет в библиотеку…».
6. Знакомство с жанром загадки. У всех ли текстов есть автор? Особенности работы писателя и поэта. Проверь себя. «Твой день. Здоровье в порядке _ спасибо зарядке», В.В. Лунин «Я видела чудо».
Глава 2. Путешествие в мир Литературы (5 часов)
1. Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов (на материале сравнительного анализа математической задачи, статьи словаря и литературного произведения). Задачи Г.Б. Остера, Г.Б. Остер «Я ползу». Пословицы.
2. Работа с понятиями «автор», «герой», «персонаж». Портрет писателя. Б.В. Заходер, Г.Б. Остер. Загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка как малые жанры фольклора. Б.В. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские.
3. Литературный герой, его имя, характер.  А. Милн «Винни Пух и все+все+все», К.И. Чуковский «Барабек», «Угадайте+ка», Е.П. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок).
4. Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. С.А. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели». Статья из энциклопедического словаря.
5. Различение научного и художественного текстов. Проверь себя. Сочинение о домашнем любимце. М.Д. Яснов «Радость».
Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов)
1. Формирование первичных представлений о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа, главный герой его характер. Автор и его герой.
Л.Н. Толстой «Косточка».
2. Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Название рассказа. Литературный герой, его имя и характер. Г.Б. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е.И. Чарушин «Томка испугался».
3. Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя.Прибаутка. Побасенка. Н.В. Ламм «Червяк», Н.М. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко».
4. Различение научного и художественного текста. Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому.
Ю.И. Коваль «Воробьиное озеро», В.В. Лунин «Стеклышко», И.М. Пивоварова «Секретики».
5. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя.А.Л. Барто «Я одна ничья сестра…», В.Н. Орлов «Кто кого обидел первый?..», В.Д. Берестов «Гляжу с высоты на обиду…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять».
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи  (8 часов)
1. Поэт во всем видит тайну, угадывает душу. Поэзия как особый взгляд на мир. О чем с нами говорит автор? И.М. Пивоварова «Тайна», Л.С. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…»
2. На поэтическую чуткость способен не только поэт. Выявление характера героя рассказа. В.Ю. Драгунский «Друг детства», М.Д. Яснов «Горести+
печалести».
3. Твоя игрушка _ живая. Посмотри на мир глазами поэта. Определение эмоционального настроя стихотворения и выявление характера героя.
М.Д. Яснов «Горести+печалести», А.Л. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б.В. Заходер «Я, на все, махнув рукой…», Е.В. Серова «Надо к пятнице Егорке…»
4. Поэтические сюрпризы. Олицетворение (одушевление предметов) как художественный прием. В.М. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н.Г. Орлова «Де
рево+жираф», Л.С. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…».
5. Оживляем все на свете. Прием олицетворения в сказке и загадке. Ищем сравнения. Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Загадки.
6. Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем. Прием олицетворения в авторской поэзии. А.С. Пушкин «Унылая пора...», К.Д. Бальмонт «Осень».
Сико. Хокку.
7. Сочиняем загадки. Что на что похоже. Прием сравнения в загадке и в авторской поэзии. Загадки, Е.В. Серова «Если мы растем на ели…», «Ежик
вырос...», Р.С. Сеф «На свете все на все похоже…».
8. Загадка в рассказе. Представляем героя. Проверь себя. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…».
Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов)
1. Такие незнакомые знакомые сказки. Русские народные сказки, их сюжеты и герои. Формирование первичных представлений о жанровой специфике сказки. Л.С. Друскин «Какие незнакомые предметы!..», М.Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», авторские задания.
2. Традиционные герои сказок о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных. Русские народные сказки «Лисичка+сестричка и волк»,
«Кот и лиса».
3. Сказки о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных. Обобщение читательского опыта. Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг.
4. Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Звукопись в авторском стихотворении. Сказочная область на карте Литературы.
Потешка. Скороговорки. Авторские стихотворения (В.Д. Берестов, Е.В. Серова). Пословицы. Отрывок из сказки Э.Н. Успенского «Про Веру и Анфису».
5. Сказки народные и авторские. «Сказочные» приемы в авторской литературе. Поэтические приемы в стихотворении. И.А. Бунин «Листопад».
6. Законы волшебной сказки. Традиционный сюжет волшебной сказки. Этапы бытования народной сказки. Русская народная сказка «Гуси+лебеди».
7. Общее в сказках разных народов. Народная и авторская сказка: сходство и различия. «Красная Шапочка» (в пересказе Ш. Перро).
8. Эмоциональный тон народного и авторского произведения. Проверь себя. С.В. Михалков «Прививка». Частушки. «Твой день».
Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов)
1. Характер героя в фольклоре и авторской литературе. Отношение автора к своему герою. Автор _ герой _ читатель. В.Д. Берестов «Заяц+барабанщик», Н.В. Ламм «Заячья любовь», Е.И. Чарушин «Волчишко», К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
2. Мир глазами ученого и писателя, исследователя и поэта. Различение художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература.
К.Д. Ушинский «Утренние лучи», С.Г. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?», В.Д. Берестов «Ботаника», Н.В. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…».
3. Поэзия в рассказе и стихотворениях. Прием олицетворения в разных жанрах. М.М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А.С. Пушкин «Цветок», А.К. Толстой «Колокольчики мои…».
4. Мир глазами поэта и ученого. Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия.  В.Д. Берестов «Весенняя сказка», С.Г. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов» (отрывок), тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого.
5. Неправда и фантазия, творческий вымысел. Ложь как нравственная проблема. Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении.
В.Ю. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый…».
6. Фантазия как часть жизни. Игра как творчество. Фантазия в авторском произведении. Портрет писателя. Николай Носов. Н.Н. Носов «Затейники», В.Я. Друк «Сказка».
7. Изобразительные возможности поэтического произведения. Ю.П. Мориц «Это _ да! Это _ нет!», Н.И. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…».
8. Проверь себя. Что читать летом.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока
Тема урока

Планируемые результаты (предметные)



Планируемые результаты (метапредметные)
Виды деятельности учащихся

Дата проведения
Глава 1. Книги — твои друзья (6 часов)
1 Что такое книга. Книга в нашей жизни.
С. Морозов, С. Маршак.
Стихотворения.

Иметь представление о новом учебном предмете – литературном чтении.
Знать о роли книги в жизни человека; стихи С. Я. Маршака.
Уметь выразительно читать стихотворения.
Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку.
Регулятивные: способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Познавательные: формулировать познавательную цель; поиск и выделение полученной информации; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; нахождение главной мысли прочитанного; дополнение к прочитанному; сравнение.
Читать текст с интонационным
выделением знаков препинания.
Выразительно читать стихотворения,
используя интонации, паузы, темп.
Характеризовать книгу (учебник):
анализировать структуру (обложка,
титульный лист, иллюстрации).
Анализировать иллюстрации
(при помощи учителя).
Создавать устное сочинение по
иллюстрации. Озаглавливать иллюстрации.

2 Кто в книгах живет. Герои, созданные
фантазией и воображением писателя.
«Под ковром» (По Д. Биссету).
Знать о творчестве Дональда Биссета; о том, что в художественной литературе возможно описывать вымышленных героев произведения.
Уметь пересказывать прочитанное; составить свой рассказ.

Воспринимать на слух художественное
произведение в исполнении учителя.
Отвечать на вопросы по содержанию
литературного текста.
Характеризовать особенности
прослушанного произведения,
описывать героев. Сравнивать свои
ответы с ответами одноклассников.
Читать вслух, используя интонации,
паузы, темп. Читать по ролям.
Создавать устно небольшой текст:
продолжение истории.

3 Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия»,
«проза». Портрет поэта. Д. Хармс
«Я проснусь…», К. Чуковский «Мойдодыр»
(отрывок).

Знать об особенностях поэтического произведения; о творчестве Даниила Хармса и Корнея Чуковского.
Уметь выразительно читать стихотворения.

Читать текст с интонационным
выделением знаков препинания.
Выразительно читать стихотворения,
используя интонации, паузы, темп,
передавая разное настроение.
Характеризовать текст: определять
главную мысль, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Давать характеристику героям
прочитанных ранее произведений.
Характеризовать и сравнивать книги,
приготовленные учителем или
учащимися (одного автора, одно
произведение разного издания и т.п.).

4 Связь книги с самыми разными
Сторонами человеч. жизни. Разница между
читателем, слушателем, зрителем.
История рождения книги.

Знать об истории появления первых книг.
Уметь отличать литературные произведения от бытовых.


Сравнивать роль читателя, слушателя
и зрителя.
Воспринимать на слух учебный текст
с опорой на иллюстрации.
Ориентироваться по ленте времени,
располагать на ней события.

5 Ориентация в структуре книги.
В. Берестов «Читалочка».

Ориентирование в структуре книги. Овладение
умением предполагать, представлять
содержание книги по ее обложке, названию,
иллюстрациям, оглавлению (содержанию).
Ориентирование в словаре.
Осознанное восприятие и оценка содержания
стихотворного текста.
Уточнение значения слов, их уместности
в конкретной ситуации.
Овладение навыками осознанного,
правильного и выразительного чтения.
Расширение представления или знакомство
с произведениями для детского чтения.

Характеризовать книги: анализировать
обложку, содержание, иллюстрации.
Распознавать название, автора.
Презентовать любимые книги. Строить
короткое монологическое
высказывание: отзыв о любимой книге.
Различать прозаические и поэтические
произведения.
Видеть структуру текста: деление его на
абзацы. Пользоваться словарем
учебника.
Выразительно читать стихотворения,
анализируя использование разной
интонации, паузы, темп.
Ориентироваться в библиотеке.

6 Фантазия и воображение в фольклорных
и авторских текстах.
Проверь себя. В. Лунин «Я видела чудо».

Овладение навыками осознанного,
правильного и выразительного чтения.
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста; практическое сравнение разных
текстов: загадок и авторского стихотворения.
Рефлексия, оценка своих знаний, полученных
за определенный период учебного времени.

Восстанавливать загадки по рифмам и
угадывать их.
Выразительно читать стихотворение,
используя интонации, паузы, темп,
передавая настроение.
Характеризовать текст: определять
главную мысль, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Сравнивать произведения: проза или
поэзия, общее настроение.

Глава 2. Путешествие в мир Литературы (5 часов)




7 Чтение и литература.
Разница бытового чтения
и художественной литературы.
Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу»

Осознание значимости чтения, понимание цели
чтения (удовлетворение читательского
интереса, поиск фактов, суждений, учебное
задание).
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Представление о литературе,
литературном чтении.
Работа со словом (распознание прямого
и переносного значения слова, научных
терминов и художественных образов),
ориентирование в специфике учебного текста.
Представление о пословице.

Воспринимать учебный текст:
определять цель, конструировать
алгоритм выполнения учебного задания.
Выдвигать гипотезу, аргументировать
свою точку зрения, используя текст,
ориентируясь в специфике научного
и художественного текстов.
Читать вслух плавно, целыми словами
с интонационным выделением
особенностей текста.
Сравнивать и характеризовать тексты
(учебный и художественный), выделять
особенности, образные средства.

8 Автор, герой, персонаж. Малые жанры
фольклора: загадка, скороговорка,
считалка, пословица, поговорка.
Б. Заходер «Пошел Сережа
в первый класс...», Г. Виеру «Сколько
звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские.
Знать понятие «литературный герой».
Уметь определять главного литературного героя произведения; понимать, какова основная идея произведения, почему дано определенное имя; давать характеристику главному герою.



Воспринимать учебный текст:
определять цель, конструировать
алгоритм выполнения учебного задания.
Выдвигать гипотезу, аргументировать
свою точку зрения, используя текст,
ориентируясь в специфике научного
и художественного текстов.
Читать вслух плавно, целыми словами
с интонационным выделением
особенностей текста.
Сравнивать и характеризовать тексты
(учебный и художественный), выделять
особенности, образные средства.

9 Литературный герой, его имя, характер.
«Винни Пух и все-все-все»,
К. Чуковский «Барабек».
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Расширение представления или знакомство
с героями произведений для детского чтения.
Определение принадлежности текста
к определенному жанру (загадка, сказка,
скороговорка, небылица). Работа со словом
(уточнение значения слова, уместности его
употребления).
Устное сочинение. Инсценирование. Оценка
и самооценка инсценирования.



Выразительно читать тексты,
анализируя использование разной
интонации, паузы, темпа. Читать по
ролям.
Сравнивать произведения разных
жанров, выделяя особенности
сказки, скороговорки, пословицы,
загадки, особенности народных
и авторских произведений.
Находить рифмы, толковать слова,
объяснять выбор того или иного слова
в зависимости от принадлежности
к разным текстам.

10 Различение научного и художественного
текстов. Художественное и научное
описание. Угадайте-ка. Е. Чаповецкий
«Непоседа, Мякиш и Нетак»,
С. Махотин «Плохая привычка»,
Н. Сладков «Свиристели».

Осознание значимости чтения, понимание цели
чтения (удовлетворение читательского
интереса, поиск фактов, суждений).
Расширение представления или знакомство
с героями произведений для детского чтения.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Первичное представление о монологе.
Работа со словом (распознавание научных
терминов и художественных образов;
эмоциональности, обилия подробностей,
рифмованности, свойственных
художественному тексту и точности, краткости
научного текста), ориентирование в специфике
учебного текста.
Читать текст с интонационным
выделением знаков препинания,
используя интонации, паузы, темп,
передавая разное настроение.
Характеризовать жанровые
особенности текста, находить в нем
доказательства такой принадлежности.
Создавать устно небольшой текст
с заданными параметрами
(продолжение истории, рассказ о своих
предпочтениях).

11
Различение научного и художественного
текстов. Проверь себя.
М. Яснов
«Радость».

Знать понятие «научное описание».
Уметь отличать научное описание от художественного по произведениям Николая Сладкова «Свиристели» и энциклопедическому словарю.

Характеризовать и сравнивать книги
(как знакомые, так и незнакомые).
Давать характеристику героям
прочитанных ранее произведений.
Создавать устно небольшой текст
с заданными параметрами (забавную
азбуку).
Воспринимать текст: определять цель,
языковые средства, отношение автора
к изображаемому.
Находить в тексте доказательства
отражения мыслей и чувств автора.
Читать вслух плавно, целыми словами
с интонационным выделением
особенностей текста.
Выразительно читать тексты,
анализируя использование разной
интонации, паузы, темпа.
Сравнивать и характеризовать тексты
(учебный и художественный), выделять
особенности, образные средства.

Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов)




12  Первичные представления
о рассказе как о литературном жанре.
Персонажи рассказа и главный герой.
Л. Толстой «Косточка».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера.
Ориентирование в нравственном содержании
прочитанного, осознание сущности поведения
героев, умение самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными
нормами.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Обсуждение (коллективное) главной мысли
произведения.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.

Определять главную мысль
произведения, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Читать вслух, обосновывая выбор темпа
чтения, логического ударения
в предложениях.
Объяснять выбор автором заглавия
произведения.
Объяснять смысл пословиц, соотносить
их содержание с главной мыслью
прочитанного произведения.

13 Понятие о сюжете рассказа: завязка,
кульминация, развязка. Автор
и его герой.
Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо
Спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка
испугался».
Уметь чувствовать и понимать, как автор относится к своему герою, какие средства описания он применяет для показа его характера.

Характеризовать сюжет рассказа:
находить завязку, кульминацию
и развязку.
Создавать иллюстрацию к тексту.
Отвечать на вопросы по содержанию
литературного текста.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Читать вслух, используя интонации,
паузы, темп.
Характеризовать героя произведения
с использованием предложенных в
учебнике слов.
Пересказывать текст по картинному
плану.

14 Различение фольклора и авт. литературы.
Малые жанры фольклора. Средства
Выражения авторского отношения к
герою. Отличие позиции автора
от позиции героя. Прибаутка. Побасенка.
Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей»,
М. Горький «Воробьишко».
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста. Характеристика героя произведения.
Использование простейших приемов анализа
текстов. Анализ языковых средств и
построения произведения для отражения
особенностей героя (внешнего вида, движений,
характера), отношения автора к герою.
Первичное представление о малых
фольклорных формах: потешке, прибаутке
и побасенке.


Сравнивать авторские и фольклорные
произведения, обнаруживать, что те и
другие могут быть написаны в стихах
или прозе, носить шуточный характер.
Анализировать средства, используемые
автором для подчеркивания
особенностей изображаемого, в том
числе, форму произведения.
Характеризовать героя произведения
с использованием предложенных
учебником слов.
Определять главную мысль
произведения, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Выразительно читать тексты, анализируя
использование разной интонации,
паузы, темпа. Объяснять выбор автором
заглавия произведения.

15 Художественное описание.
Средства выражения авторского
Отношения к описываемому.
Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин
«Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера (красота
художественного описания, настроение
стихотворения).
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Ориентирование в структуре рассказа
(по абзацам).
Создание иллюстрации к тексту.
Личностные: проявление любознательности, интереса к изучаемому материалу, пробуждение интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь.
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; преодолению препятствий; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество.
Познавательные:  знать о творчестве поэтов и писателей; литературные понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; выдвигать гипотезу и ее обосновывать; формулировать проблемы и самостоятельно искать способы решения (творческие проблемы).
Определять главную мысль
произведения, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Читать вслух, обосновывая выбор темпа
чтения, логического ударения
в предложениях.
Анализировать текст, определяя его
принадлежность (научный или
художественный).
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении.

16 Средства выражения авторского
отношения к герою. Отличие
позиции автора от позиции героя.
А. Барто «Я одна ничья сестра…»,
В. Орлов «Кто кого обидел первый…»,
В. Берестов «Гляжу с высоты…»,
Л. Фадеева «Мне понравилось
стоять».
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста.
Характеристика героя произведения.
Использование простейших приемов анализа
текстов.
Анализ языковых средств для выражения
отношения автора к герою.
Ориентирование в учебнике, его содержании.
Рефлексия, оценка знаний, полученных за
определенный период учебного времени.


Воспринимать произведение на слух.
Определять главную мысль произведения,
находить в тексте доказательства
отражения мыслей и чувств автора.
Читать вслух, обосновывая выбор темпа
чтения, логического ударения в
предложениях.
Объяснять выбор слов их порядка,
повторов, используемых в
произведении.
Сравнивать произведение с ранее
прочитанными.
Ориентироваться в содержании учебника.

Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов)




17 Поэзия как особый взгляд на
мир. Поэтические тайны: шуточная
и взрослая.
И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру
я вещи в руки осторожно…».
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Осознанное восприятие содержания текстов,
участие в диалоге при обсуждении
прочитанного, работа со словом, темпом
чтения.
Декламация стихотворения.
Распознавание особенностей поэтического
текста.
Первичное представление об олицетворении
(без введения термина).

Читать вслух стихотворение
И. Пивоваровой, обосновывая выбор
темпа чтения, логического ударения
в предложениях.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении.
Воспринимать стихотворение
Л. Друскина: определять отношение
автора к изображаемому.
Создавать текст по заданным свойствам.

18 Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа.
В. Драгунский «Друг детства».
Осознанное восприятие и оценка сод-я текста,
его характера, характера героя рассказа.
Ориентирование в нравственном содержании
прочитанного, осознание сущности поведения
героев, умение самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными
нормами.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Коллективное обсуждение главной мысли
произведения.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.

Читать вслух плавно, целыми словами с
Интонационным выделением особенностей текста.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логического ударения.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.
Анализировать текст, различая позицию
автора и героя произведения.
Характеризовать текст, доказывать,
что данный текст — художественный
(формулируя цель и тему текста,
анализируя выбор языковых средств).
Создавать устно небольшой текст
с заданными параметрами (используя
прием олицетворения).

19 Определение эмоционального настроя
стихотворения. Поэтические сюрпризы.
М. Яснов «Горести-печалести»,
А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер
«Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к
пятнице Егорке…».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста,
его характера, характера героя стихотворения,
различение позиции автора и позиции героя.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Ориентирование в нравственном содержании
прочитанного, осознание сущности поведения
героев. Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Расширение представления или знакомство с
произведениями А. Барто, их особенностями.
Углубление представления о понятиях:
«характер героя», «литература»,
«поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи»,
«рифма», «ритм», «смысл названия».
Представление об особенностях поэтич. текста.

Презентовать сочинение слушателям.
Воспринимать на слух и анализировать
составленные дома сочинения.
Участвовать в диалоге, соблюдая
правила речевого общения.
Воспринимать художественное
произведение в исполнении учителя или
при самостоятельном чтении.
Отвечать на вопросы по содержанию лит. текста.
Характеризовать особенности
произведения, описывать героев
(внешность и характер).
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Читать вслух, используя интонации,
паузы, темп.
Сравнивать авторск. и фолькл. произвед.
Анализировать прием сравнения,
используемые для подчеркивания
особенностей изображаемого.
Создавать устно небольшой текст
с заданными параметрами (используя
прием олицетворения).

20 Признаки художественного
текста. Олицетворение
как художеств. прием.
В. Инбер «Оттепель, оттепель…»,
Н. Орлова «Дерево-жираф»,
Л. Друскин «Там ива, опираясь на
костыль…».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, характера героя
стихотворения.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Углубление представления о понятиях:
«характер героя», «литература»,
«поэзия», «автор», «сюжет»,
«персонажи», «рифма», «ритм».
Представление об особенностях
поэтического текста.
Первичное представление об олицетворении
(без использования термина).

Читать вслух плавно, целыми словами с
интонац. выделением особенностей текста.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логич. ударения.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.
Анализировать текст, различая позицию
автора и героя произведения.
Характеризовать текст, доказывать,
что данный текст — художественный
(формулируя цель и тему текста,
анализируя выбор языковых средств).
Создавать устно небольшой текст
с заданными параметрами (используя
прием олицетворения).

21 Прием олицетворения в сказке.
Дж. Родари «Приключения
Чиполлино», загадки.
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, характера героя
произведения.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Углубление представления об
олицетворении (без использования
термина), использование этого приема
в сказке и в своем творчестве.
Использование приема олицетворения
и сравнения в загадках.

Презентовать сочинение слушателям.
Воспринимать на слух и анализировать
составленные дома сочинения.
Участвовать в диалоге, соблюдая
правила речевого общения.
Воспринимать художественное
произведение в исполнении учителя или
при самостоятельном чтении.
Отвечать на вопросы по содержанию лит. текста.
Характеризовать особенности
произведения, описывать героев
(внешность и характер).
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Читать вслух, используя интонации,
паузы, темп.
Сравнивать авторск. и фолькл. произвед.
Анализировать прием сравнения,
используемые для подчеркивания
особенностей изображаемого.
Создавать устно небольшой текст
с заданными параметрами (используя
прием олицетворения).

22 Прием олицетворения
в авторской поэзии.
А. Пушкин «Унылая пора!»,
К. Бальмонт «Осень».

Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Углубление представления о понятиях:
«литература», «поэзия», «автор»,
«рифма», «ритм».
Представление об особенностях
поэтического текста.
Представление об олицетворении.

Читать вслух плавно, целыми словами
с интонационным выделением
особенностей текста.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логич. ударения.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.
Анализировать текст, различая позицию
автора.
Характеризовать текст, анализируя
выбор автором языковых средств.

23 Прием сравнения в загадке.
Загадки. Е. Серова «Если мы растем
на ели…», Р. Сеф «На свете все на
все похоже…».
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Осознанное восприятие и оценка сод-я текста.
Использование простейших приемов анализа
текстов. Анализ языковых средств и
построения фольклорного произведения для
отражения особенностей героя (внешнего вида,
движений, назначения).
Представление о загадке, использовании
приема сравнения в ней.

Сравнивать авторские и фольклорные
произведения.
Анализировать прием сравнения,
используемый для подчеркивания
особенностей изображаемого.
Выразительно читать текст
стихотворения, анализируя сходство
предметов, подмеченное автором.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.

24 Характер литературного
героя. Проверь себя.
Трудности существования.
В. Панова «Кто такой Сережа…»
(фрагменты).
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста.
Использование простейших приемов анализа
текстов.
Различение приема сравнения
в прозаическом произведении.
Рефлексия, оценка знаний, полученных за
определенный период учебного времени.

Читать вслух плавно, целыми словами с
интонац. выделением особ-стей текста.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логич. Удар-я.
Объяснять выбор слов, используемых в
произведении, для его настроения.
Анализировать текст, различая прием
сравнения, высказывая как можно
больше версий, о ком говориться, и
проверять каждую, обращаясь к тексту.
Характеризовать текст, анализируя
выбор автором язык. средств для созд$я
мягкого юмора текста, его лиричности.

Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов)




25 Сказки народные и авторские.
Русские народные сказки,
законы сказок.
Л. Друскин «Какие незнакомые
предметы!», М. Лермонтов
«Спи, младенец мой
прекрасный…».
Умение передавать содержание прочитанного
или прослушанного с учетом специфики
художественного (сказочного) текста.
Выявление этих особенностей (особая
интонация сказывания, сказочные числа,
особенности героев и композиции).
Коллективное обсуждение, обобщение
читательского опыта.
Использование различных форм интерпретации
содержания текстов с опорой не только на
содержание, но и на жанр, структуру, язык.
Представление о русской народной сказке.

Сравнивать авторские и фолькл. произведения по настроению, тональности.
Анализировать средства, используемые
в сказках и авторских произведениях
для подчеркивания особенностей сказки
(традиционный набор героев,
традиционность их характера,
внешности и речи).
Читать вслух плавно, целыми словами с
интонационным выделением
особенностей текста.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логич. ударения.

26 Сказки о животных. русская
народная сказка.
«Лисичка-сестричка и Волк»,
«Кот и Лиса».
Умение передавать содержание прочитанного
или прослушанного с учетом специфики
художественного (сказочного) текста
(пересказывание сказки с опорой на картинный
план и подписи).
Выявление особенностей русских народных
сказок о животных на примере текстов,
представленных в учебнике: традиционность
героев, их характера, внешности, речи
и композиции сказки.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Выделение типов книг: книга-сборник, книга-
произведение.

Анализировать средства, используемые
в сказках для подчеркивания
особенностей этого жанра.
Читать вслух плавно, целыми словами
с интонационным выделением
особенностей текста.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Читать по ролям.

27 Сказки о животных.
Обобщение читательского
опыта.

Умение передавать содержание прочитанного
или прослушанного с учетом специфики
художественного (сказочного) текста.
Презентация одноклассникам любимой
фольклорной сказки.
Различение фольклорной и авторской сказки.
Выявление особенностей русских народных
сказок о животных на примере читательского
опыта: традиционность героев, их характера,
внешности, речи и композиции сказки.
Выделение типов книг: книга-сборник, книга-
произведение.
Умение выбирать книгу заданной тематики
с опорой на название, иллюстрации.

Анализировать средства, используемые
в сказках для подчеркивания
особенностей этого жанра.
Рассказывать ранее прочитанные
сказки, анализируя и сохраняя
специфику фольклорной сказки
о животных.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Ориентироваться в структуре книги.
Анализировать принадлежность
произведения к жанру сказки.
Выделять особенности русской
народной сказки о животных.

28 Особенности народных
текстов в сравнении
с авторскими. Потешка и автор.
стихотворение. Звукопись
в авторском стихотворении.
Скороговорка. Пословицы.
Сказочная область на карте
Литературы. Повести Э. Успенского.
Отрывок из сказки Э. Успенского
«Про Веру и Анфису».
Расширение представления или знакомство
с фольклорными произведениями для детского
чтения.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Представление о звукописи в авторских
и фольклорных произведениях.
Восприятие чтения: понимание содержания,
определение особенностей поведения и
описания героев автором.
Расширение представления или знакомство
с авторскими произведениями для детского
чтения (творчество Э. Успенского).

Сравнивать фольклорные произведения
по настроению, тональности,
предназначению.
Анализировать средства, используемые
в сказках и других фольклорных
произведениях для подчеркивания их
особенностей (в скороговорке —
звукопись; в потешке — повтор слов,
ритм, настрой).
Выразительно читать стихотворные
произведения, используя интонации,
паузы, темп.
Сравнивать фольклорные и авторские
произведения.
Воспринимать на слух художественное
произведение в исполнении учителя.
Отвечать на вопросы по содержанию
литературного текста.

29 Поэтические приемы в стихотворении.
И. Бунин «Листопад».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, особенностей.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Углубление представления о понятиях:
«литература», «поэзия», «автор»,
«рифма», «ритм», «особенностях
поэтического текста».
Представление об использовании цвета в
сказке и авторском произведении.

Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логического
ударения.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.
Анализировать текст, различая позицию
автора.
Конструировать монологическое
высказывание на заданную тему.

30 Законы волшебной сказки.
Русская народная сказка «Гуси-
лебеди».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, особенностей
(традиционный сюжет волшебной сказки,
где дети остаются одни и попадают в лес;
традиционная композиция — троекратный
повтор, испытание героя; наличие
волшебных помощников).
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Представление о вариативности народных
сказок в связи с особенностями ее
бытования; об устном народном
творчестве.

Читать вслух плавно, целыми словами
с интонационным выделением
особенностей текста, смысловых пауз.
Анализировать средства, используемые
в сказках для подчеркивания
особенностей этого жанра.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Рассказывать сказку с опорой на схему.

31 Народные и авторские
сказки. Сказки разных народов.
«Красная шапочка» в пересказе
Ш. Перро.
Умение передавать содержание прочитанного
или прослушанного с учетом специфики
сказочного текста.
Углубление представления об этих
особенностях; выявление сходства сказок
народов мира; их построения по единым
законам.
Расширение представления или знакомство
со сказками народов мира, сказками народов
России.
Использование различных форм интерпретации
содержания текстов с опорой не только на
содержание, но и на жанр, структуру, язык.
Представление об отличительных
особенностях сказок в сравнении
с авторскими произведениями.

Сравнивать фольклорные произведения
разных народов.
Анализировать средства, используемые
в сказках и авторских произведениях
для подчеркивания особенностей сказки
разных народов (традиционный набор
героев, традиционность их характера,
внешности и речи).
Читать вслух плавно, целыми словами
с интонационным выделением
особенностей текста.
Конструировать монологическое
высказывание на заданную тему.

32 Сравнение авторского и народного
текстов. Авторское стихотворение
и частушка.
Проверь себя. С. Михалков «Прививка», частушки.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста.
Использование простейших приемов анализа
текстов.
Расширение представления или знакомство
со стихотворениями С. Михалкова.
Рефлексия, оценка знаний, полученных за
определенный период учебного времени.
Личностные:
положительное отношение к уроку литературы;
эмоциональное восприятие поступков героев
литературн. произвед. доступных жанров и форм;
способность откликаться на добрые чувства при
восприятии образов героев сказок, рассказов,
других произведений;
первоначальные представления о нравственных
понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь
и забота о слабом, смелость, честность),
отраженных в литературных текстах;
доброжелательность, доверие, внимательность,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию
помощи;
осознание семейных традиций, уклада жизни
своей семьи, традиций чтения в семье;
любовь к природе родного края;
основы для эмоционального переживания
художественного текста;
основы для развития творческого воображения.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логического
ударения.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.
Декламация стихотворения.
Сравнивать и анализировать тексты,
народные и авторские.
Характеризовать текст, анализируя
языковые средства, используемые
для создания юмора текста.

Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов)




33 Характер героя в поэзии
и в фольклоре.
В. Берестов «Заяц-барабанщик»,
Н. Ламм «Заячья любовь».
Автор-герой-читатель.
Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, особенностей.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Углубление представления о понятиях:
«фольклорное произведение», «авторское
произведение», «характер литературн. героя».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, особенностей. Участие
в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Сопоставление авторского текста с
фольклорными произведениями: «сказочный
сюжет» в рассказе Е. Чарушина, «язык
сказки» в рассказе К. Ушинского.
Регулятивные:
осуществлять действие по образцу и заданному
правилу;
принимать учебную задачу и следовать
инструкции учителя;
принимать позиции слушателя, читателя
в соответствии с учебной задачей;
принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логического
ударения.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.
Анализировать текст, различая характер
героя авторского произведения,
сопоставляя с традиционным
характером героя фольклорного
произведения.
Конструировать монологическое
высказывание на заданную тему.
Анализировать текст, находя черты
сходства и различия авторского текста
и фольклорного.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.

34 Различение художественного (сказочн.) и научн. текста.
Научно-попул. литература.
К. Ушинский «Утренние лучи»,
С. Пшеничных «Рассветает»,
«Прощание», Д. Родари «Откуда
берутся день и ночь», В. Берестов
«Ботаника», Н. Ламм «Зеленый
репейник с собою возьму…».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, особенностей. Участие
в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Сопоставление художественного
(сказочного) и научного текста.
Представление о поэтических сравнениях
в прозаическом тексте.
Углубление представления о приеме
сравнения, олицетворении, звукописи.
Представление о научно-популярной
литературе.
Познавательные:
работать с учебником, ориентироваться в нем по
содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
выбирать книгу в библиотеке;
ориентироваться в речевом потоке, находить
начало и конец высказывания;
понимать фактическое содержание текста;
выделять события, видеть их последовательность
в произведении;
выделять в тексте основные части;
выполнять логич. действия (анализ, сравнение);
пользоваться словарн. пояснениями учебника.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логического
ударения.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.
Анализировать текст, различая позицию
автора, находя поэтические сравнения,
способы олицетворения.
Сравнивать учебный, художественный
и научно-популярный тексты.
Конструировать монологическое
высказывание на заданную тему.

35 Поэзия в рассказе и стихотворениях.
М. Пришвин «Золотой луг»,
В. Торчинский «Непослушный
одуванчик», А. Пушкин «Цветок»,
А. Толстой «Колокольчики
мои…».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, особенностей. Участие
в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Анализ используемых автором слов
(по-научному точных или поэтически красивых).
Подбор рифм и эпитетов.
Расширение читательского опыта.
Коммуникативные:
воспринимать мнение о прочитанном
произведении сверстников, родителей;
использовать доступные речевые средства для
передачи своего впечатления;
принимать участие в обсуждении прочитанного
содержания.
Воспринимать на слух художественное
произведение в исполнении учителя.
Отвечать на вопросы по содержанию
литературного текста.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логического
ударения, объяснять выбор слов,
используемых в произведении.
Сравнивать фольклорные и авторские
произведения.

36 Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия.
В. Берестов «Весенняя сказка»,
С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты
из «Азбуки» Л.Н. Толстого.
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, характера героя.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Углубление представления о понятиях:
«художественный текст», «научный
текст», «олицетворение».
Ориентирование в нравственном содержании
прочитанного, осознание сущности поведения
героев, умение самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными
нормами.
Подбор заголовка к рассказу.


Читать вслух плавно, целыми словами
с интонационным выделением
особенностей текста.
Выразительно читать тексты, анализируя
и обосновывая использование разной
интонации, паузы, темпа, логического
ударения.
Объяснять выбор слов, используемых
в произведении, для его настроения.
Анализировать выбор автором
языковых средств для описания
предметов, создания поэтических
образов.
Выбирать заголовки к рассказам
Л.Н. Толстого, точно передающим
главную мысль рассказов.

37 Характер героя в юмористическом
рассказе и стихотворении.
В. Драгунский «Тайное всегда
Становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно
гордый…».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, характера героя.
Ориентирование в нравственном содержании
прочитанного, осознание сущности поведения
героев, умение самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными
нормами.
Обсуждение главной мысли произведения.
Осознание юмористического характера
рассказа.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.

Воспринимать на слух художественное
произведение в исполнении учителя или
подготовленное заранее учениками.
Отвечать на вопросы по содержанию
литературного текста.
Выразительно читать тексты,
анализируя и обосновывая
использование разной интонации,
паузы, темпа, логического ударения,
объяснять выбор слов, используемых
в произведении.
Анализировать особенности авторских
выразительных средств.
Описывать особенности поведения
и характера героев.

38 Фантазия в авторском произведении.
Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера, характера героя.
Осознание сущности поведения героев,
особенностей характера и мира чувств, умение
самостоятельно делать выводы.
Осознание юмористического характера
рассказа.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Расширение представления или знакомство с
произведениями Н. Носова.

Воспринимать на слух художественное
произведение.
Отвечать на вопросы по содержанию
литературного текста.
Понимать общее содержание
произведения, описывать особенности
поведения героев, анализировать
особенности авторских выразительных
средств.
Выразительно читать тексты,
анализируя и обосновывая
использование разной интонации,
паузы, темпа, логического ударения.
Инсценировать художественное
произведение (его часть).

39 Изобразительные возможности
Поэтического произведения.
Ю. Мориц «Это да! Это нет!»,
Н. Рыленков «Все богатства русского
пейзажа…».
Осознанное восприятие и оценка содержания
текста, его характера.
Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения.
Выявление в стихотворении приемов,
характерных для фольклорных произведений:
кумулятивная цепочка сказки, перевертыши,
небылицы, гиперболы, парная рифма.
Овладение навыками осознанного, правильного
и выразительного чтения.
Расширение представления или знакомство
с произведениями Ю. Мориц.

Воспринимать на слух художественное
произведение в исполнении учителя.
Описывать особенности поведения
и характера героев.
Выразительно читать тексты,
анализируя и обосновывая
использование разной интонации,
паузы, темпа, логического ударения,
объяснять выбор слов, используемых
в произведении. Анализировать особенности
авторских выразительных средств.
Инсценировать стихотворение.

40 Проверь себя. Что читать летом.
Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь
период учебного времени.
Расширение представления или знакомство
с литературой, рекомендуемой для чтения
летом.

Различать и называть произведения
(народные и авторские), соотносить
авторов и названия произведений,
созданных ими.
Узнавать произведения по отрывкам.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос