В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

Уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

Юлия Скокова
Тип материала: Урок
просмотров: 1546
Краткое описание
Использование стихов поэтов края на интегрированных уроках географии

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.doc Скачать

Уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.


В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курса. Ребята не всегда видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без неё нельзя понять и полноценно изучить суть многих природных и общественных явлений. Учащиеся, редко применяют знания по одному предмету при изучении других, например географии и биологии, географии и химии, географии и литературы, музыки и других предметов.   

В настоящее время главной целью школы является всестороннее развитие всех компонентов личности школьника, личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, решать глобальные проблемы современности. Школьная география обладает потенциалом для решения этой проблемы и вносит свой вклад в развитие эмоциональной сферы личности ученика. В связи с этим считаю, что учащимся нужно периодически давать интегрированные уроки, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и смогли понять,  что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. При этом становится очевидным, что современная педагогика не мыслится в отрыве от искусства. Учитель должен владеть приёмами, методами и различными формами педагогического искусства. Важными вопросами являются ролевая структура общения учителя с учеником, умение образно говорить, прибавляя к языку слов язык тона, мимики, жестов, переходя когда нужно, с научно-популярного языка на научно-художественный. Об этом рассказано в книге Г.Г.Воробьёва. Школа будущего начинается сегодня. Книга для учителя. Москва 1991 г.

Интегрированные уроки эффективны  независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока. Всё зависит от идеи создания, содержания такого урока, его эмоциональной окраски и настроя. Одной из задач  таких уроков является формирование эмоционального настроя на уроке. 

Конечно,  нельзя оградить ребёнка от отрицательных переживаний, но их возникновение может сыграть и позитивную роль, например с вопросами  связанными с демографией,  занятостью населения, разнообразием природных зон, животным и растительным миром, охраной окружающей среды и т. д.

Безусловно, важно помнить о том, что изобилие однотипных эмоций рано или поздно  повлечёт за собой скуку,  что ученикам  важны и позитивные и негативные эмоции, т.е. их разнообразие. 

Хочу привести пример использования стихов кубанских поэтов при  проведении в 8 классе урока по теме «Воспроизводство населения».

Перед почтением стихов  учащимися задаются вопросы: Прослушайте стихотворение и определите, о каких демографических процессах в нём говорится?  Какие факторы влияют на воспроизводство населения, естественный прирост, механическое  движение населения? О  каких исторических моментах  рассказывает поэт?  

В.П. Неподоба.   Кубань. 1933год.

До сих пор не вымолвить устами –                                   Но никто не мог понять, отколе

Каменеют намертво уста:                                                   Взялся голод, как пришёл туда,

Тридцать третий. Голод на Кубани.                                 Где живёт под снегом даже поле,

Мор пришёл и в райские места.                                        Слаще мёда майского вода.

 

Я представить край родной без хлеба                              Это  было: рядом сёмгу жрали,

Не могу, как море без воды,                                              В то же время робким ветерком

Без щемящей сини это небо,                                              Груднички слепые умирали, 

Вечер без мерцающей звезды.                                           Стиснув грудь пустую кулачком.

 

Только это было, было, было:                                            Мор косил не хуже, чем на Волге,

На костях народа дорвалась,                                              Где полынь да чёрствые пески.

Казаков за твёрдость невзлюбила                                     Стаями, голодные как волки,

Новая, с акцентом жутким власть.                                    Беглые скитались казаки.

 

Троцкого идею расказачить                                              Убежать мечтали за курганы,   

Каганович взялся претворить,                                           В Грузию, где хлеб и соль везде,

Что в подтексте неприкрытом значит-                             Но встречали казаков наганы 

Расстрелять, сослать и уморить!                                       И винтовок войск НКВД.

 

Это значит – ничего не стоит                                            Не понявши, что же есть свобода, 

Грабить нищих, гнать на смерть в колхоз,                     Втянутый в гражданскую войну

Ну а тех, кто хоть зернинку скроет,                                 Лучший цвет славянского народа

С детворой, босыми  - на мороз!                                     Выморен жестоко на корню.

 

                                           «Прах несчастных поразвиял витэр,

                                              Память их забвенье замело…»

                                              В том году пришёл ко власти Гитлер,

                                              Чтоб умножить этих жертв число!

О чём говорится в отрывке из стихотворения Виталия Борисовича Бакалдина?

На Кубани вырос я,                                              так южный лес

Мне родней, понятнее                                          перед перевалами.

Наши южные края:                                               И понятен мне прибой,           

Степи необъятные,                                               дикий ли, задумчивый…

Горы хлеба до небес,                                            Разговор волны 

Ветки вишен алые,                                                с волной

Если лес -                          я как стих заучивал.

В чём причина современного притока населения в наш край?

О каких миграционных процессах говорится в отрывке стихотворения Ивана Фёдоровича Вараввы «Хозяин хату продаёт»?

Хозяин хату продаёт…      И там ровней…

И землю с садом и двором Там жить вольней

И печку с белым дымарём… В лучах неоновых огней

И в город –  И ни хлопот

Маршевым броском И ни забот

Хозяин хату продаёт.

О каком демографическом потрясении говорится в отрывке из стихотворения Виктора Жорника

«Живёт без Ивана Марья»?

Живёт без  Ивана Марья                                    Иван её – воин бравый

Вот уже сорок лет                                              ушёл защищать страну

Ни сыновей, ни дочек                                        ушёл, словно в бездну канул,… 

Не внуков у бабки нет

Подобранные по смыслу стихи и вопросы могут быть использованы в изучении и других 

тем курса географии.  



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос