Формы музыкальной импровизации учащихся
Краткое описание
Обзор наиболее эффективных методик обучения импровизации на индивидуальных музыкальных занятиях.
Описание
Формы музыкальной импровизации учащихся
Преподаватель МБОУ ДОД ДМШ м. р. Безенчукский Самарской областиЕмелина И.В.
Содержание:
· Импровизация: сущность понятия, разнообразие форм.
· Основные подходы к обучению импровизации.
· Импровизация на уроках музыки.
· Импровизация на индивидуальных музыкальных занятиях.
Импровизация как форма первичной музыкально-творческой деятельности существует с древнейших времен. В музыкальной педагогике ее чаще всего применяют на этапе освоения учащимися начальных элементов музыкального языка. Жизненность импровизации, большой интерес к ней можно объяснить многогранностью этого явления, его постоянным обновлением, открытием дополнительных развивающих, воспитательных и других ее свойств. Исходя из наиболее существенных признаков импровизации, мы определяем ее как одновременное создание и исполнение художественного (музыкального) произведения или его элементов, подготовкой к которому служит освоение языка искусства. На уроках музыки в младших классах большинству детей доступна лишь импровизация элементов художественного образа произведения, предложенного учителем, — ритмического сопровождения, подголосков, движений и т.п. Среди различных видов импровизации выделяют: · вокальную, пластическую и танцевальную, инструментальную (Е.И.Юдина); · строгую, собственно импровизацию, фантазирование (Л.М.Борухзон); · частичную связанную, полную связанную, полную свободную (А.А.Никитин). В современной музыкальной педагогике существует ряд методик обучения импровизации; разработка технологии остается открытым вопросом. На сегодня широко известен лишь вариант, предложенный Г.И.Шатковским. Григорий Иванович Шатковский, преподаватель по классу сольфеджио хоровой студии, первостепенное значение отводит развитию музыкального слуха, а на второе место ставит навыки творческого музицирования. Технологичность разработки известного педагога-музыканта отчетливо проявляется в четкой последовательности этапов работы («шагов»), наличии многочисленных примеров из музыкальной литературы или ритмико-гармонических формул, при освоении которых происходит обучение основам гармонии. Кроме того, технология Г.И.Шатковского универсальна: ее можно применять не только на занятиях в классе сольфеджио, но и на уроках фортепиано, в самостоятельной работе учащихся школ искусств и т.д. Элементы этой технологии пригодны для уроков музыки, например, для импровизации аккомпанементов на детских музыкальных инструментах. Искусством гармонизации, считает Г.И.Шатковский, необходимо овладеть каждому ученику. Основой этого умения должны стать: знание теории; интенсивное развитие музыкального слуха; исполнительские навыки (знать — слышать — играть и петь). На основе гармонизации можно заниматься полифонией, сочинением, импровизацией. Современные методики обучения импровизации основаны на идеях, провозглашенных много лет назад. Знаменитый педагог-музыкант 20-х гг. Болеслав Леопольдович Яворский считал главным направлением обучения импровизации выявление не столько средств активизации детского сочинительства, сколько стимулов, способных побудить детей к творчеству. Такими стимулами, по его мнению, могли служить: сама музыка, умение различать музыкальные слова (мотивы) и фразы, позволяющие заговорить на ее языке (то есть повторять в других сочетаниях и в другой последовательности знакомые музыкальные интонационные обороты); литературные тексты, прозаические и стихотворные, продумывание их смысла, интонаций и звукоречевых красок (путь от речевого начала к музыкально-ритмизированному); вслушивание в окружающий человека мир звуков и наблюдение за ритмом движений людей и предметов; переживание доступных пониманию детей общественных событий и стремление в звуко-ритмах на них откликнуться. Ценность музыкального сочинительства детей Б.Л.Яворский видит не в творческой продукции, а в большей мере в самом процессе овладения музыкальной речью. Сочинительская практика детей, считает он, принадлежит к наиболее действенным средствам для их музыкального развития. Отметим, что Б.Л.Яворский не разделяет импровизацию и сочинение. Мы считаем, что разница все же существует. Во-первых, для импровизации главное – непрерывность развития музыкальной мысли, а сочинение (композиция) вполне согласуется с «остановками для обдумывания». Во-вторых, во время импровизации не происходит отбора музыкального материала, часто используются штампы, «общие места»; сочинение (композиция) подразумевает тщательный отбор материала, создание вариантов, сокращения и т.п. Основоположник крупной музыковедческой школы, педагог и композитор первой половины прошлого века Борис Васильевич Асафьев считал неправильным то, что все дело массового музыкального воспитания ставит во главу угла экспрессию исполнения, а не творческое изобретение материала и внедрение «глубокого ценного принципа импровизации». По мнению Б.В.Асафьева, человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится иным по психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других, что тот, кто в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать и понимать это искусство глубже и органичнее, чем не сделавший этого; что музыкальное просветительство не принесет желанных плодов, если работа с детьми и юношеством не пойдет по пути вызова творческого инстинкта и воспитания творческих навыков. Музыкант-просветитель призывал привлекать детей к сочинению совсем простой музыки. Его рекомендации могут быть сведены к нескольким практическим приемам, каждый из которых должен, по его мысли, заинтересовать детей: интенсификация напева путем присочинения к нему разнохарактерных нижних и верхних подголосков; превращение одноголосной мелодии в двухголосную, не прибегая к параллельному движению в терцию или сексту (прием, механизирующий творческое сознание); варьирование основной мелодии (с помощью ее колорирования и диминуирования); создание простейшего аккомпанемента и внесение вариантов в фактуру уже имеющегося сопровождения; сочинение мелодий на литературный текст (в частности, стихотворный). Развивая и воплощая на практике идеи Б.Л.Яворского и Б.В.Асафьева, одна из крупнейших современных методистов в области музыкального воспитания Галина Сергеевна Ригина называет импровизацию учащихся на уроках музыки деятельностью, в значительной мере стимулирующей их творческое развитие. Певческая импровизация, по ее мнению, является одним из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Вначале импровизации детей получаются скромными, не выходящими за пределы интервала терции. Чтобы пробуждать творческую активность ребят, педагогу нужно проявлять терпение и доброжелательность. Начинать работу следует с ритмомелодической импровизации в форме вопроса-ответа (например, на слог ля). На следующих уроках импровизированному «разговору» придается различный характер, для этого используются интонации из музыкальных произведений («Вальса-шутки» Д.Д.Шостаковича, «Болезни куклы» П.И.Чайковского и др.). Одна из форм импровизации в начальной школе — импровизация мелодий на тексты, которые лучше выбирать из тех стихотворений, которые дети изучают на уроках русского языка и литературы. Акценты расставляются на красоте и выразительности отдельных слов и словосочетаний. В условиях музыкальных занятий с младшими школьниками рекомендации Г.С.Ригиной привлекают внимание своей приближенностью к современной ситуации, когда дети в основном слушают аудиозаписи, мало музицируют сами. Импровизация поможет им познать собственные исполнительские возможности, переступить грань между «не хочу, потому что не могу» и «хочу, потому что у меня получилось». Большой вклад внес в разработку проблемы импровизации выдающийся педагог-музыкант, наш современник Юлий Багирович Алиев. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, он предлагает им импровизировать мелодии в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если они доступны детям) из прослушанного; это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку. Импровизация, если следовать рекомендациям Ю.Б.Алиева, будет способствовать развитию художественно-творческих способностей детей. Особенно ценными представляются идеи педагога-музыканта об импровизации на темы инструментальных произведений, которые включаются в программу урока, ведь школьники часто не умеют сосредоточиться, внимательно слушать оркестр или музыкальный инструмент. Пение мелодии вслух, изобретение «проигрышей» и подголосков поможет им быть внимательнее, сохранить интерес к восприятию произведения на всем его протяжении. К вопросу обучения школьников импровизации неоднократно обращался Сергей Михайлович Мальцев, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Поскольку раннее обучение гармонии служит предпосылкой детской импровизации, следовательно, оно сыграет положительную роль в развитии творческих способностей. При этом педагог должен учитывать опасность, таящуюся в формальном использовании такого проекта, и не допускать заучивания ребенком гармонических формул (секвенций, кадансов) за счет утраты живого ощущения гармонического многообразия. Правила должны существовать, но, по мнению С.М.Мальцева, нельзя лишать ученика возможности творчески нарушать их. Юрий Петрович Козырев, профессор Московского колледжа искусcтва музыкальной импровизации, считает, что: 1) импровизация — не конечный момент обучения музыке, а начальный, и приступать к обучению импровизации следует с 1-го го класса; 2) связывать обучение импровизации, как иной раз пытаются сделать, только с джазом — ошибочная тенденция. Профессор Новосибирской консерватории Алексей Алексеевич Никитин посвятил одну из своих работ полностью джазовой импровизации. В другой его работе — «Импровизация как средство обучения начинающих пианистов» — даны методические рекомендации для преподавателей фортепиано. Автор подробно анализирует структуру способностей и навыков импровизатора, разделяя их на общий (элементарный) музыкальный комплекс, композиторские, исполнительские, а также собственно импровизаторские. А.А.Никитин подробно останавливается на подготовительном периоде обучения, а также — на ритмической, мелодической, полифонической, гармонической импровизации, а также видах творческих решений и работе с моделями. На основе рекомендаций А.А.Никитина может быть создана подходящая система или план занятий импровизацией с учащимися общеобразовательной школы. Литература
Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Тетр1. СПб., 1995. -72 с.
Преподаватель МБОУ ДОД ДМШ м. р. Безенчукский Самарской областиЕмелина И.В.
Содержание:
· Импровизация: сущность понятия, разнообразие форм.
· Основные подходы к обучению импровизации.
· Импровизация на уроках музыки.
· Импровизация на индивидуальных музыкальных занятиях.
Импровизация как форма первичной музыкально-творческой деятельности существует с древнейших времен. В музыкальной педагогике ее чаще всего применяют на этапе освоения учащимися начальных элементов музыкального языка. Жизненность импровизации, большой интерес к ней можно объяснить многогранностью этого явления, его постоянным обновлением, открытием дополнительных развивающих, воспитательных и других ее свойств. Исходя из наиболее существенных признаков импровизации, мы определяем ее как одновременное создание и исполнение художественного (музыкального) произведения или его элементов, подготовкой к которому служит освоение языка искусства. На уроках музыки в младших классах большинству детей доступна лишь импровизация элементов художественного образа произведения, предложенного учителем, — ритмического сопровождения, подголосков, движений и т.п. Среди различных видов импровизации выделяют: · вокальную, пластическую и танцевальную, инструментальную (Е.И.Юдина); · строгую, собственно импровизацию, фантазирование (Л.М.Борухзон); · частичную связанную, полную связанную, полную свободную (А.А.Никитин). В современной музыкальной педагогике существует ряд методик обучения импровизации; разработка технологии остается открытым вопросом. На сегодня широко известен лишь вариант, предложенный Г.И.Шатковским. Григорий Иванович Шатковский, преподаватель по классу сольфеджио хоровой студии, первостепенное значение отводит развитию музыкального слуха, а на второе место ставит навыки творческого музицирования. Технологичность разработки известного педагога-музыканта отчетливо проявляется в четкой последовательности этапов работы («шагов»), наличии многочисленных примеров из музыкальной литературы или ритмико-гармонических формул, при освоении которых происходит обучение основам гармонии. Кроме того, технология Г.И.Шатковского универсальна: ее можно применять не только на занятиях в классе сольфеджио, но и на уроках фортепиано, в самостоятельной работе учащихся школ искусств и т.д. Элементы этой технологии пригодны для уроков музыки, например, для импровизации аккомпанементов на детских музыкальных инструментах. Искусством гармонизации, считает Г.И.Шатковский, необходимо овладеть каждому ученику. Основой этого умения должны стать: знание теории; интенсивное развитие музыкального слуха; исполнительские навыки (знать — слышать — играть и петь). На основе гармонизации можно заниматься полифонией, сочинением, импровизацией. Современные методики обучения импровизации основаны на идеях, провозглашенных много лет назад. Знаменитый педагог-музыкант 20-х гг. Болеслав Леопольдович Яворский считал главным направлением обучения импровизации выявление не столько средств активизации детского сочинительства, сколько стимулов, способных побудить детей к творчеству. Такими стимулами, по его мнению, могли служить: сама музыка, умение различать музыкальные слова (мотивы) и фразы, позволяющие заговорить на ее языке (то есть повторять в других сочетаниях и в другой последовательности знакомые музыкальные интонационные обороты); литературные тексты, прозаические и стихотворные, продумывание их смысла, интонаций и звукоречевых красок (путь от речевого начала к музыкально-ритмизированному); вслушивание в окружающий человека мир звуков и наблюдение за ритмом движений людей и предметов; переживание доступных пониманию детей общественных событий и стремление в звуко-ритмах на них откликнуться. Ценность музыкального сочинительства детей Б.Л.Яворский видит не в творческой продукции, а в большей мере в самом процессе овладения музыкальной речью. Сочинительская практика детей, считает он, принадлежит к наиболее действенным средствам для их музыкального развития. Отметим, что Б.Л.Яворский не разделяет импровизацию и сочинение. Мы считаем, что разница все же существует. Во-первых, для импровизации главное – непрерывность развития музыкальной мысли, а сочинение (композиция) вполне согласуется с «остановками для обдумывания». Во-вторых, во время импровизации не происходит отбора музыкального материала, часто используются штампы, «общие места»; сочинение (композиция) подразумевает тщательный отбор материала, создание вариантов, сокращения и т.п. Основоположник крупной музыковедческой школы, педагог и композитор первой половины прошлого века Борис Васильевич Асафьев считал неправильным то, что все дело массового музыкального воспитания ставит во главу угла экспрессию исполнения, а не творческое изобретение материала и внедрение «глубокого ценного принципа импровизации». По мнению Б.В.Асафьева, человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится иным по психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других, что тот, кто в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать и понимать это искусство глубже и органичнее, чем не сделавший этого; что музыкальное просветительство не принесет желанных плодов, если работа с детьми и юношеством не пойдет по пути вызова творческого инстинкта и воспитания творческих навыков. Музыкант-просветитель призывал привлекать детей к сочинению совсем простой музыки. Его рекомендации могут быть сведены к нескольким практическим приемам, каждый из которых должен, по его мысли, заинтересовать детей: интенсификация напева путем присочинения к нему разнохарактерных нижних и верхних подголосков; превращение одноголосной мелодии в двухголосную, не прибегая к параллельному движению в терцию или сексту (прием, механизирующий творческое сознание); варьирование основной мелодии (с помощью ее колорирования и диминуирования); создание простейшего аккомпанемента и внесение вариантов в фактуру уже имеющегося сопровождения; сочинение мелодий на литературный текст (в частности, стихотворный). Развивая и воплощая на практике идеи Б.Л.Яворского и Б.В.Асафьева, одна из крупнейших современных методистов в области музыкального воспитания Галина Сергеевна Ригина называет импровизацию учащихся на уроках музыки деятельностью, в значительной мере стимулирующей их творческое развитие. Певческая импровизация, по ее мнению, является одним из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Вначале импровизации детей получаются скромными, не выходящими за пределы интервала терции. Чтобы пробуждать творческую активность ребят, педагогу нужно проявлять терпение и доброжелательность. Начинать работу следует с ритмомелодической импровизации в форме вопроса-ответа (например, на слог ля). На следующих уроках импровизированному «разговору» придается различный характер, для этого используются интонации из музыкальных произведений («Вальса-шутки» Д.Д.Шостаковича, «Болезни куклы» П.И.Чайковского и др.). Одна из форм импровизации в начальной школе — импровизация мелодий на тексты, которые лучше выбирать из тех стихотворений, которые дети изучают на уроках русского языка и литературы. Акценты расставляются на красоте и выразительности отдельных слов и словосочетаний. В условиях музыкальных занятий с младшими школьниками рекомендации Г.С.Ригиной привлекают внимание своей приближенностью к современной ситуации, когда дети в основном слушают аудиозаписи, мало музицируют сами. Импровизация поможет им познать собственные исполнительские возможности, переступить грань между «не хочу, потому что не могу» и «хочу, потому что у меня получилось». Большой вклад внес в разработку проблемы импровизации выдающийся педагог-музыкант, наш современник Юлий Багирович Алиев. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, он предлагает им импровизировать мелодии в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если они доступны детям) из прослушанного; это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку. Импровизация, если следовать рекомендациям Ю.Б.Алиева, будет способствовать развитию художественно-творческих способностей детей. Особенно ценными представляются идеи педагога-музыканта об импровизации на темы инструментальных произведений, которые включаются в программу урока, ведь школьники часто не умеют сосредоточиться, внимательно слушать оркестр или музыкальный инструмент. Пение мелодии вслух, изобретение «проигрышей» и подголосков поможет им быть внимательнее, сохранить интерес к восприятию произведения на всем его протяжении. К вопросу обучения школьников импровизации неоднократно обращался Сергей Михайлович Мальцев, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Поскольку раннее обучение гармонии служит предпосылкой детской импровизации, следовательно, оно сыграет положительную роль в развитии творческих способностей. При этом педагог должен учитывать опасность, таящуюся в формальном использовании такого проекта, и не допускать заучивания ребенком гармонических формул (секвенций, кадансов) за счет утраты живого ощущения гармонического многообразия. Правила должны существовать, но, по мнению С.М.Мальцева, нельзя лишать ученика возможности творчески нарушать их. Юрий Петрович Козырев, профессор Московского колледжа искусcтва музыкальной импровизации, считает, что: 1) импровизация — не конечный момент обучения музыке, а начальный, и приступать к обучению импровизации следует с 1-го го класса; 2) связывать обучение импровизации, как иной раз пытаются сделать, только с джазом — ошибочная тенденция. Профессор Новосибирской консерватории Алексей Алексеевич Никитин посвятил одну из своих работ полностью джазовой импровизации. В другой его работе — «Импровизация как средство обучения начинающих пианистов» — даны методические рекомендации для преподавателей фортепиано. Автор подробно анализирует структуру способностей и навыков импровизатора, разделяя их на общий (элементарный) музыкальный комплекс, композиторские, исполнительские, а также собственно импровизаторские. А.А.Никитин подробно останавливается на подготовительном периоде обучения, а также — на ритмической, мелодической, полифонической, гармонической импровизации, а также видах творческих решений и работе с моделями. На основе рекомендаций А.А.Никитина может быть создана подходящая система или план занятий импровизацией с учащимися общеобразовательной школы. Литература
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000. – 336 с., нот.
- Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2. – Л., 1973. С.60-78.
- Баренбойм Л.А. Об элементарном музыкальном комплексе
// Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., 1969. С. 249-258. - Борухзон Л.М. О детском музыкальном театре как форме творческого развития ребенка // Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. С. 237252.
- Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л.Яворского и его учеников // Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. – М., 1982. с.125-140.
- Никитин А.А. Импровизация как средство обучения начинающих пианистов. — Хабаровск, 1978.- 96 с.
- Ригина Г.С. Вокальная импровизация в первом классе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. – М., 1978. С.82-91.
- Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М., 1986. – 75 с.
Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Тетр1. СПб., 1995. -72 с.
- Булаева О.П., Геталова О.А. Учусь импровизировать и сочинять. Гармония. Аккомпанемент. – СПб., 1999. – 28 с.
- Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997. – 270 с.
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Художественное творчество
Технологии, методики, формы работы
Теги: оу доп. образования, педагог доп. образования, методики, технологии, формы работы, художественное творчество
11 августа 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»