Урок "Наши предки славяне"
Цель: Познакомить учащихся с древними предками — славянами через предъявление каскада логически взаимосвязанных развивающих заданий. Задачи: 1. Развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельностей; наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания. 2. Продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал, обогащать и активизировать словарный запас, расширять кругозор детей, повторить понятия о родственных словах, синонимах, антонимах. 3. Воспитывать интерес к истории России, прививать любовь к Родине. Воспитывать доброжелательность друг к другу, умение общаться; способствовать развитию навыков само-, взаимоконтроля и оценки. Оборудование: Для учителя: схема-карта поселения славян, картина «Ремёсла в древней Руси», карточки с названием темы, со словами вопросами, компьютер, мультимедиа проектор, экран, выставка книг из серии «История России для детей». Для учащихся: листы с текстом «Наши предки славяне», технологические карты, наборы карточек с названиями «качеств» славян, наборы деталей для составления модели славянина, ручки, клей. Технологическая карта урока:
№ |
Этап урока |
Дидактическая цель |
Методы обучения |
Формы обучения |
1. |
Организационный |
Мотивация работы учащихся на уроке |
эвристический |
Беседа |
2. |
Введение в тему урока |
Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации. |
Объяснительно-иллюстративный. Презентация |
Беседа, работа со слайдами |
3. |
Изучение нового материала |
Познакомить учащихся с содержанием нового материала. Корректировка деятельности учащихся. |
Объяснительно-иллюстративный. Презентация |
Рассказ, беседа, работа со слайдами Самостоятельная работа Работа на интерактивной доске |
Физминутка |
Отдых. Переключение на новый вид деятельности | |||
4. |
Итог урока |
Закрепление материала |
Эвристический |
Беседа. |
5. |
Организационный Домашнее задание. |
Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подведение итогов урока |
Эвристический |
Творческое задание по выбору. |
№ |
Деятельность учителя. Использование слайдов презентации |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Листочки, ручка, карандаш? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! – Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Садитесь. |
Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку. |
2. |
Введение в тему урока. – Тема урока необычная, историческая, поэтому я прошу вас быть внимательными, наблюдательными, активными и дружно работать в группах. — Ребята, а что это такое? Какое-то письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано? — Нашим потомкам. Это ВАМ. — Кто бы мог прислать вам это письмо? От ваших предков. — А кто были наши предки? — Мы не знаем, но постараемся это узнать. — Кто догадался, какая тема урока? — Наши предки. (Учитель вывешивает на доску слова «Наши», «предки») – Это лента времени. На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники. Обозначьте части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.Предки 2009г. потомки Задание. Внимательно прочитайте три высказывания, записанные на листе, и найдите среди них верное. Объясните свою позицию.● Наши предки живут в далеком будущем.● Наши предки жили в далеком прошлом. ● Наши современники будут жить в будущем. Наши предки жили в далеком прошлом. Действительно, истинным является только это высказывание. Это и есть название раздела курса истории, к изучению которого мы сегодня приступаем: «Наши предки в далеком прошлом». Согласно критериям оценок, приведенных в технологических картах, оцените свой ответ. Давайте запишем в ваши технологические карты тему урока: «Наши предки …….». — Давайте заглянем в конверт, что могли прислать нам наши предки. Сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, написанные на карточках и помещенные на доске: Кто были наши предки? Откуда они пришли? Как их называли? Где они жили? Какие они были? – Какую цель на урок перед собой поставите? – Искать ответы на наши вопросы. (Узнать о предках). – Запишите цель в технологическую карту. |
Учащиеся отвечают на вводные вопросы. Работают в технологических картах Оценивают свою работу Формулируют вопросы. |
3. |
Работа над новым материалом. – Искать ответы на вопросы будем в текстах. У каждого из вас есть лист, на котором напечатаны пять пронумерованных маленьких текстов. Давайте договоримся, что вы будете читать только тот текст, который я попрошу. ●Прочитаем первый текст. Наши предки 1. Наши предки жили по берегам рек: Днепр, Волхов, Ока. По словам ученых, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов — богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем. — Что заметили в тексте? – Выделенные слова. – Прочитаем их еще раз. – Славились, слава, прославленных, славно. Задание. – Подумайте в группах, что можно сказать о выделенных словах и объясните, почему так решили. – Это родственные однокоренные слова, у них общий корень «слав». – Если в данную схему: Запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков. – Славяне. (Слайд № 2). – Запишите ответ на вопрос «Кто были наши предки?» в технологическую карту. 2. Задание: – На какие еще вопросы есть ответы в первом тексте? Прочитайте про себя, обсудите и дайте устный ответ. (Дети работают в группах). – В первом тексте есть ответы на вопросы: «Где жили предки? Откуда они пришли?» ● Наши предки пришли с предгорий Гималаев. (Учитель показывает по карте Индию, Гималаи и продвижение славян). — Как вы понимаете, что такое «предгорье Гималаев»? ● Славяне жили по берегам рек Днепр, Волхов, Ока. ( одновременно на схеме-карте отмечают реки) (Слад 4) -Обратите внимание, а все ли отмечено на моей карте? — Дополните мою карту недостающими обозначениями. – Что еще нарисовано на карте? – Условные обозначения леса и болота. – Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек? Дети отвечают. – Правильный ответ (или, подтверждение своим словам) вы найдете, прочитав второй текст. Но текст утратил некоторые слова и прежде чем прочесть мы попытаемся его восстановить 2. В те давние времена наша Родина была совсем не….., как теперь. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, раньше были … и болота. Только по широким полноводным…… можно было проплыть через лесные чащи. Река для славян была кормилицей. Они могли заниматься …. – Запишите самостоятельно в технологической карте ответы на вопросы: «Где? Откуда?». Рассмотрите карту-схему, где изображены реки: Ока, Днепр, Западная Двина. — Оцените свою работу 3 – На какой следующий вопрос будем искать ответ? – Прочитайте третий текст и скажите, на какой вопрос мы сможем ответить. 3. Из летописей и старинных книг известно, что славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока(сваленной шерсти) или меха. На ногах лапти, сплетенные из лыка. — На какой вопрос мы ответили? – Составим словесный портрет славянина. ● Какого роста были славяне? ● Какое лицо у них было? ● Какого цвета были волосы? Глаза? ● Какую одежду носили? ● Какую обувь носили? Сл. 5. Задание: – В группах из набора деталей соберите модель славянина. На лист бумаги наклейте только те детали, которые подходят по описанию. Ненужные детали отложите в сторону, затем готовую модель прикрепите на основу, отметьте номер своей группы. Творческая работа в группах. Анализ работ: – Общими усилиями мы составили макет «Портрет древнего славянина». ● Оцените свои работы. Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. ● Как вы думаете, из чего славяне строили дома? (Из бревен). ● Почему из бревен, а не из камня? – Посмотрите на экран: Сл 6. «Поселок славян» — Что видите? Для чего нужна ограда? Ров с водой? Сл.7. «Внешний вид дома» — Так выглядел дом славян снаружи. Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах. Пол в таком доме был углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, в углу находилась каменная или глиняная печь. Дома богатых людей имели два, три, а иногда и более помещений. Сл.8. «Жилище» — Что находится внутри? – В центре стоит ручная мельница, для чего она нужна? Откуда у славян зерно? Сл.6. «Поселок славян» (остается на экране) Физминутка. 2. – Встаньте. Попробуйте отгадать по моим действиям, чем занимались славянки и повторяйте за мной: «доят корову, кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду». — Садитесь. Глядя на картинки, запишите в технологическую карту, чем занимались мужчины-славяне. Дети, рассматривая слайды, записывают: Сл.9. – Занимались земледелием, сеяли зерно. Сл.10. – Охотились с помощью лука и стрел. Сл.11. Занимались рыболовством. Вода являлась одним из главных жизненных компонентов. Река или озеро снабжали жителей рыбой, а также это был удобный и быстрый путь сообщения между зарождающимися городами. Рубили деревья, чтобы строить дома. – Деревья рубили еще для того, чтобы бревна с большими суками использовать для боронования земли. – Позже научились делать борону и соху из железа. – Собирали мед. (Бортничество). Бортничество- добыча меда диких пчел. Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина — Давайте проверим, правильно ли вы выполнили? Оцените свою работу. Картина «Ремесла в Древней Руси». – Посмотрите на картину. Что вы видите? Кузнецы с помощью домницы из железа делали разные предметы: лили топор, соху, ножницы, блесна, крючки, чугунную посуду, ковали детали для военной одежды. Сл.12, 13. Картина «Гончары». – Каким еще ремеслом занимались славяне? – Лепили глиняную посуду. – Кто знает, как называли людей, работающих с глиной? – Гончары. Сл.14. Сл.15. «Славяне собираются в поход». (Остается на экране). 3. Задание: – Древние славяне часто воевали. Их основные качества проявлялись в бою. Продолжим искать ответы на вопросы: «Какими были славяне?», «Какими качествами они обладали?». – У вас есть набор карточек с качествами характера людей. Прочитаем что на них написано. Дети читают слова: сообразительность, гостеприимство, свободолюбие, смелость, сила, терпеливость, щедрость, победа. — Прочитайте четвертый текст и выберите карточку с тем качеством, которое соответствует описанию качества славян в тексте. 4.Славянские воины умели устраивать засады. В тыл врага они пробирались под водой, держа во рту трубки, сделанные из камыша. Дети, работая в группах, выбирают карточку «Сообразительность», которая впоследствии вывешивается на доску. – Послушайте легенду. Уходя на работу, отец выставляет на стол продукты. Отец: «Надо оставить немножко гречневой крупы, сухарей, меда, простокваши». Сын: «Зачем, отец, ты оставляешь все это? Мы ведь уходим на сенокос надолго». – Как вы думаете, что ответил отец сыну? Запишите предполагаемый ответ в технологическую карту. Отец: «Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормиться да нас добрым словом помянет». – Каким качеством славились наши предки? – Гостеприимством. – В пятом тексте даны ошибочные предложения о славянах. Найдите ошибки и исправьте их. 5. 1) Древние славяне славились своей скупостью. 2)В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость. 3)Их поражения часто объяснялись глупостью воинов. 4)От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость. 5)Но больше всего славяне любили рабство. Оцените свои ответы. – Еще славяне обладали такими качествами, как верность, надежность, преданность. Когда воин попадал в плен, он никогда не предавал свой народ. А женщина славянка, когда умирал ее муж, обычно лишала себя жизни. – Более 60 лет назад наши воины одержали победу в Великой Отечественной войне над фашистами. Наверное, многие качества предков – славян помогли им одержать победу. Какие эти качества? — А еще помогла одержать победу людская вера в справедливость, в свои силы, в бога. 6. Наши предки тоже были верующими людьми. Долгое время славяне почитали разных богов. Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра-Стрибогом, бог огня-Сварогом. В глубочайшей древности огонь отгонял прочь тьму, холод, хищных зверей. Позже — собирал вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя ее нераздельную общность. Сохранилось великое множество примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!» Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а дома охраняют заботливые домовые. — Какие приметы, связанные с нечистой силой вы знаете? А сейчас какому богу поклоняются русские люди? |
Работа с текстом. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют и записывают тему урока. Дети работают в группах. Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы. Работа с картой Работают деформированным текстом Оценивают свою работу Составление портрета учащимися. Творческая работа Оценивают свою работу Слушают сообщение учителя Слушают сообщение учителя Отвечают на вопросы. Повторяют действия Делают записи в технологическую карту Оценивают свою работу Выбирают более точные слова. Оценивают свою работу Оценивают свою работу |
4. |
Итог урока. – Ребята, какую цель вы поставили в начале урока? – Узнать о предках. – Поднимите руки те, кто нашел ответы на все вопросы. – Что сможете рассказать своим сверстникам о славянах? — А теперь посчитайте, сколько ваши группы набрали баллов. -Если вы набрали 11-12 баллов, поставьте «5». -Если вы набрали 9-10 баллов, поставьте «4». -Если вы набрали 7-8 баллов, поставьте «3». -Если вы набрали меньше 7, баллов прочтите внимательно дома параграф «О наших предках славянах» и поработайте в индивидуальных листах обучения. |
Отвечая на вопросы, подводят итог урока Оценивают свою работу. |
5. |
Домашнее задание. По выбору: приготовить творческие мини-проекты (короткое сообщение или рисунок) на темы: « Русалка», «Водяной», «Домовой», «Обстановка славянского дома», «Чем питались славяне», «Славянские праздники», «Нечистая сила в русских народных сказках». — И закончить этот урок мне бы хотелось стихотворением: Имеем мы обычаи, свои, Завет отцов и вечные преданья, И вещий сон в тени родных лесов, И шепот наших трав в лугах и на полянах, И шелест наших злаков в бороздах, Возделанных руками русских, И гик коней, И топот стад, И грай воздушных птиц — Все наше здесь... |
Записывают домашнее задание |
Конспект урока «Окружающий мир»
(3 «б» класс, учитель Шевченко Л.В.)
Урок – объяснение нового материала.
Тема: Наши предки славяне.
Цель: Познакомить учащихся с древними предками - славянами через предъявление каскада логически взаимосвязанных развивающих заданий.
Задачи:
1. Развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельностей; наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания.
2. Продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал, обогащать и активизировать словарный запас, расширять кругозор детей, повторить понятия о родственных словах, синонимах, антонимах.
3. Воспитывать интерес к истории России, прививать любовь к Родине. Воспитывать доброжелательность друг к другу, умение общаться; способствовать развитию навыков само-, взаимоконтроля и оценки.
Оборудование:
Для учителя: схема-карта поселения славян, картина «Ремёсла в древней Руси», карточки с названием темы, со словами вопросами, компьютер, мультимедиа проектор, экран, выставка книг из серии «История России для детей».
Для учащихся: листы с текстом «Наши предки славяне», технологические карты, наборы карточек с названиями «качеств» славян, наборы деталей для составления модели славянина, ручки, клей.
Технологическая карта урока:
№ |
Этап урока |
Дидактическая цель |
Методы обучения |
Формы обучения |
1. |
Организационный |
Мотивация работы учащихся на уроке |
эвристический |
Беседа |
2. |
Введение в тему урока |
Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации. |
Объяснительно-иллюстративный. Презентация |
Беседа, работа со слайдами |
3. |
Изучение нового материала |
Познакомить учащихся с содержанием нового материала. Корректировка деятельности учащихся. |
Объяснительно-иллюстративный. Презентация |
Рассказ, беседа, работа со слайдами Самостоятельная работа Работа на интерактивной доске |
|
Физминутка |
Отдых. Переключение на новый вид деятельности |
|
|
4. |
Итог урока |
Закрепление материала |
Эвристический |
Беседа. |
5. |
Организационный Домашнее задание. |
Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подведение итогов урока |
Эвристический |
Творческое задание по выбору. |
План-конспект урока
Х о д у р о к а:
№ |
Деятельность учителя. Использование слайдов презентации |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Листочки, ручка, карандаш? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! – Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Садитесь. |
Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку. |
2. |
Введение в тему урока. – Тема урока необычная, историческая, поэтому я прошу вас быть внимательными, наблюдательными, активными и дружно работать в группах. - Ребята, а что это такое? Какое-то письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано? - Нашим потомкам. Это ВАМ. - Кто бы мог прислать вам это письмо? От ваших предков. - А кто были наши предки? - Мы не знаем, но постараемся это узнать. - Кто догадался, какая тема урока? - Наши предки. (Учитель вывешивает на доску слова «Наши», «предки») – Это лента времени. На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники. Обозначьте части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.
Предки 2009г. потомки Задание. Внимательно прочитайте три высказывания, записанные на листе, и найдите среди них верное. Объясните свою позицию.
Наши предки жили в далеком прошлом. Действительно, истинным является только это высказывание. Это и есть название раздела курса истории, к изучению которого мы сегодня приступаем: "Наши предки в далеком прошлом". Согласно критериям оценок, приведенных в технологических картах, оцените свой ответ. Давайте запишем в ваши технологические карты тему урока: "Наши предки …….". - Давайте заглянем в конверт, что могли прислать нам наши предки. Сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, написанные на карточках и помещенные на доске:
Кто были наши предки? Откуда они пришли? Как их называли? Где они жили? Какие они были? – Какую цель на урок перед собой поставите? – Искать ответы на наши вопросы. (Узнать о предках). – Запишите цель в технологическую карту. |
Учащиеся отвечают на вводные вопросы.
Работают в технологических картах Оценивают свою работу Формулируют вопросы. |
3. |
Работа над новым материалом. – Искать ответы на вопросы будем в текстах. У каждого из вас есть лист, на котором напечатаны пять пронумерованных маленьких текстов. Давайте договоримся, что вы будете читать только тот текст, который я попрошу.
Наши предки 1. Наши
предки жили
по берегам
рек: Днепр,
Волхов, Ока. Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем. - Что заметили в тексте? – Выделенные слова. – Прочитаем их еще раз. – Славились, слава, прославленных, славно. Задание. – Подумайте в группах, что можно сказать о выделенных словах и объясните, почему так решили. – Это родственные однокоренные слова, у них общий корень «слав». – Если в данную схему: Запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков. – Славяне. (Слайд № 2). – Запишите ответ на вопрос «Кто были наши предки?» в технологическую карту. 2. Задание: – На какие еще вопросы есть ответы в первом тексте? Прочитайте про себя, обсудите и дайте устный ответ. (Дети работают в группах). – В первом тексте есть ответы на вопросы: «Где жили предки? Откуда они пришли?»
- Как вы понимаете, что такое «предгорье Гималаев»?
( одновременно на схеме-карте отмечают реки) (Слад 4) -Обратите внимание, а все ли отмечено на моей карте? - Дополните мою карту недостающими обозначениями. – Что еще нарисовано на карте? – Условные обозначения леса и болота. – Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек? Дети отвечают. – Правильный ответ (или, подтверждение своим словам) вы найдете, прочитав второй текст. Но текст утратил некоторые слова и прежде чем прочесть мы попытаемся его восстановить 2. В те давние времена наша Родина была совсем не….., как теперь. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, раньше были … и болота. Только по широким полноводным….. можно было проплыть через лесные чащи. Река для славян была кормилицей. Они могли заниматься …. – Запишите самостоятельно в технологической карте ответы на вопросы: «Где? Откуда?». Рассмотрите карту-схему, где изображены реки: Ока, Днепр, Западная Двина. - Оцените свою работу 3 – На какой следующий вопрос будем искать ответ? – Прочитайте третий текст и скажите, на какой вопрос мы сможем ответить. 3. Из летописей и старинных книг известно, что славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока(сваленной шерсти) или меха. На ногах лапти, сплетенные из лыка. - На какой вопрос мы ответили? – Составим словесный портрет славянина.
Сл. 5. Задание: – В группах из набора деталей соберите модель славянина. На лист бумаги наклейте только те детали, которые подходят по описанию. Ненужные детали отложите в сторону, затем готовую модель прикрепите на основу, отметьте номер своей группы. Творческая работа в группах. Анализ работ: – Общими усилиями мы составили макет «Портрет древнего славянина».
Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток.
– Посмотрите на экран: Сл 6. «Поселок славян» - Что видите? Для чего нужна ограда? Ров с водой? Сл.7. «Внешний вид дома» - Так выглядел дом славян снаружи. Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах. Пол в таком доме был углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, в углу находилась каменная или глиняная печь. Дома богатых людей имели два, три, а иногда и более помещений. Сл.8. «Жилище» - Что находится внутри? – В центре стоит ручная мельница, для чего она нужна? Откуда у славян зерно? Сл.6. «Поселок славян» (остается на экране) Физминутка.
- Садитесь. Глядя на картинки, запишите в технологическую карту, чем занимались мужчины-славяне. Дети, рассматривая слайды, записывают: Сл.9. – Занимались земледелием, сеяли зерно. Сл.10. – Охотились с помощью лука и стрел. Сл.11. Занимались рыболовством. Вода являлась одним из главных жизненных компонентов. Река или озеро снабжали жителей рыбой, а также это был удобный и быстрый путь сообщения между зарождающимися городами. Рубили деревья, чтобы строить дома. – Деревья рубили еще для того, чтобы бревна с большими суками использовать для боронования земли. – Позже научились делать борону и соху из железа. – Собирали мед. (Бортничество). Бортничество- добыча меда диких пчел. Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили? Оцените свою работу. Картина «Ремесла в Древней Руси». – Посмотрите на картину. Что вы видите? Кузнецы с помощью домницы из железа делали разные предметы: лили топор, соху, ножницы, блесна, крючки, чугунную посуду, ковали детали для военной одежды. Сл.12, 13. Картина «Гончары». – Каким еще ремеслом занимались славяне? – Лепили глиняную посуду. – Кто знает, как называли людей, работающих с глиной? – Гончары. Сл.14. Сл.15. «Славяне собираются в поход». (Остается на экране).
– Древние славяне часто воевали. Их основные качества проявлялись в бою. Продолжим искать ответы на вопросы: «Какими были славяне?», «Какими качествами они обладали?». – У вас есть набор карточек с качествами характера людей. Прочитаем что на них написано. Дети читают слова: сообразительность, гостеприимство, свободолюбие, смелость, сила, терпеливость, щедрость, победа. - Прочитайте четвертый текст и выберите карточку с тем качеством, которое соответствует описанию качества славян в тексте. 4.Славянские воины умели устраивать засады. В тыл врага они пробирались под водой, держа во рту трубки, сделанные из камыша. Дети, работая в группах, выбирают карточку «Сообразительность», которая впоследствии вывешивается на доску. – Послушайте легенду. Уходя на работу, отец выставляет на стол продукты. Отец: «Надо оставить немножко гречневой крупы, сухарей, меда, простокваши». Сын: «Зачем, отец, ты оставляешь все это? Мы ведь уходим на сенокос надолго». – Как вы думаете, что ответил отец сыну? Запишите предполагаемый ответ в технологическую карту. Отец: «Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормиться да нас добрым словом помянет». – Каким качеством славились наши предки? – Гостеприимством. – В пятом тексте даны ошибочные предложения о славянах. Найдите ошибки и исправьте их. 5. 1) Древние славяне славились своей скупостью. 2)В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость. 3)Их поражения часто объяснялись глупостью воинов. 4)От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость. 5)Но
больше всего
славяне любили
рабство. Оцените свои ответы. – Еще славяне обладали такими качествами, как верность, надежность, преданность. Когда воин попадал в плен, он никогда не предавал свой народ. А женщина славянка, когда умирал ее муж, обычно лишала себя жизни. – Более 60 лет назад наши воины одержали победу в Великой Отечественной войне над фашистами. Наверное, многие качества предков – славян помогли им одержать победу. Какие эти качества? - А еще помогла одержать победу людская вера в справедливость, в свои силы, в бога.
6. Наши предки тоже были верующими людьми. Долгое время славяне почитали разных богов. Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра-Стрибогом, бог огня-Сварогом. В глубочайшей древности огонь отгонял прочь тьму, холод, хищных зверей. Позже - собирал вкруг себя несколько поколений рода - большую семью, символизируя ее нераздельную общность. Сохранилось великое множество примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!» Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а дома охраняют заботливые домовые. - Какие приметы, связанные с нечистой силой вы знаете? А сейчас какому богу поклоняются русские люди? |
Работа с текстом. Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют и записывают тему урока.
Дети работают в группах.
Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы.
Работа с картой
Работают деформированным текстом
Оценивают свою работу
Составление портрета учащимися.
Творческая работа
Оценивают свою работу
Слушают сообщение учителя
Слушают сообщение учителя
Отвечают на вопросы.
Повторяют действия
Делают записи в технологическую карту Оценивают свою работу
Выбирают более точные слова.
Оценивают свою работу
Оценивают свою работу
|
4. |
Итог урока. – Ребята, какую цель вы поставили в начале урока? – Узнать о предках. – Поднимите руки те, кто нашел ответы на все вопросы. – Что сможете рассказать своим сверстникам о славянах? - А теперь посчитайте, сколько ваши группы набрали баллов. -Если вы набрали 11-12 баллов, поставьте «5». -Если вы набрали 9-10 баллов, поставьте «4». -Если вы набрали 7-8 баллов, поставьте «3». -Если вы набрали меньше 7, баллов прочтите внимательно дома параграф «О наших предках славянах» и поработайте в индивидуальных листах обучения. |
Отвечая на вопросы, подводят итог урока
Оценивают свою работу. |
5. |
Домашнее задание. По выбору: приготовить творческие мини-проекты (короткое сообщение или рисунок) на темы: « Русалка», «Водяной», «Домовой», «Обстановка славянского дома», «Чем питались славяне», «Славянские праздники», «Нечистая сила в русских народных сказках». - И закончить этот урок мне бы хотелось стихотворением: Имеем мы обычаи, свои, Завет отцов и вечные преданья, И вещий сон в тени родных лесов, И шепот наших трав в лугах и на полянах, И шелест наших злаков в бороздах, Возделанных руками русских, И гик коней, И топот стад, И грай воздушных птиц - Все наше здесь...
|
Записывают домашнее задание |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО