Мы за чаем не скучаем
Государственное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение Школа-интернат №10
г. Белогорск Амурской области
Конспект
внеклассного мероприятия
4 класс
Тема: «Мы за чаем не скучаем»
Материал подготовлен:
Говыжа Екатерина Юрьевна, учитель
Тема: Мы за чаем не скучаем.
Цель: Развитие коммуникативных навыков учащихся, познавательного интереса.
Задачи: Познакомить учащихся с историей чая, с правилами заваривания его, полезными свойствами этого напитка, с народными традициями, связанными с чаепитием.
Форма: Конкурсная познавательная программа.
Оборудование: Пословицы о чае и гостеприимстве, самовар, заварочные чайники, скатерти и салфетки, различные виды чая, травы, угощения. (Звучит русская народная музыка)
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего:
Сегодня наш классный час посвящен чаю. Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай. Чай пьют во всех частях света. Чай возделывают на пяти континентах. Чай помогает общению, укрепляет здоровье.
Девочка.
Чай любят все на свете,
И взрослые и дети.
С древних лет доныне
Напиток всем знаком,
Богатый витаминами,
На вкус приятен он.
Мальчик.
Посидеть в кругу семьи
Как без чая можем мы?
Как гостей встречать мы будем,
Если чая вдруг не будет?
Девочка.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Мальчик.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью - лучший друг!
Девочка.
Горсть шиповника возьмём
И водичкою зальём.
Вскипятим, потом пропарим
И лимончика добавим.
Нет ангины, свежесть есть!
Благодарность нам и честь!
Мальчик.
Мы чай лечебный заварили:
Клюкву с мятой положили,
Земляникой подбодрили.
Ароматным стал наш чай.
Быстро в кружки наливай!
Ведущий.
Немного истории.
1. Родина чая - Китай. Там его стали использовать под названием «ча» около пяти тысяч лет назад как лечебное средство, отгоняющее сон. Существует предание, когда одиамезы кипятили воду китайскому императору, в сосуд упало несколько листов с чайного куста, и вода потемнела, от неё исходил тонкий аромат. Это было первое в мире чаепитие.
Чайная церемония - обряд, зародившейся в Китае еще до нашей эры, в настоящее время в чистом виде сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития и живут знатоки древних обычаев. Неотъемлемой частью чайного домика является маленький и тихий чайный сад (тянива). Его отличают густая растительность, тропинки из плоских камней для уединенных прогулок, каменный фонарь и каменные сосуды для воды. Входя в домик, человек оставляет свои заботы дня за его стенами и остается только с мыслями и раздумьями о добром. За чаепитием ведутся спокойные беседы на философские темы, в результате чего снимаются стрессы, люди успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными, освободившимися от повседневных дум. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.
2. Из Китая чай начал своё триумфальное шествие по миру. В 8 веке он попадает в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию.
Хотя чай и стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его там долгое время не умели и привозили из Китая. Путь чая в европейские страны был трудным и долгим.
Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное блюдо, сварив весь фунт в миске, слила ненужную по её мнению, коричневую горькую воду. Разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.
Чай пришелся англичанам по вкусу и стал вытеснять спиртные напитки. В одной из книг о чае, изданной в Лондоне, утверждается, что этот хорошо утоляющий жажду напиток очень подошёл для жителей европейских стран с прохладным климатом. Он спас их от злоупотребления пивом и вином.
В настоящее время в Англии пьют чая больше, чем в любой другой стране мира.
3. Как же появился чай в России? Чай, который мы привычно завариваем по нескольку раз в день, впервые в Россию был завезён в 17 веке.
В 1638 году русский посол боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Фёдоровича. Хан хорошо принял посла и в свою очередь передал через него для русского царя разные драгоценные дары. Среди знаменитых монгольских атласов и Соболевых мехов лежали свёртки с непонятной травой.
О том, как царь оценил ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчёвым рукавом густую бороду и молвил: "Ещё!"
Однако, скорее всего напиток царю не понравился. Иначе, чем можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий. Вначале иноземную траву использовали в качестве лекарственного средства, так как было замечено, что приготовленный напиток " отвращает от сна" во время долгих церковных служб и сидения в Думе. Считалось также, что чай очищает кровь.
В следующий раз новая партия чая была завезена из Китая. Вначале чай не имел большого успеха у населения и был очень дорог. Покупала его главным образом московская знать. Одной из причин медленного распространения чая среди народа была довольно плохая информированность о способах приготовления чайного напитка. Пили его по большим праздникам и преимущественно в трактирах.
Поистине народным напитком чай стал лишь в 19 веке. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений.
Скоморох.
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить…
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом - то догадался,
Что забыл я посолить.
Ведущий.
Так к началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком. За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры, до сих пор угощение чаем считается символом гостеприимства. Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид.
Мало кто, сейчас наливая из электрочайников кипяток и заправляя его растворимыми пакетиками с чаем задумывается о том, как пили чай в старину. Самовар - главный предмет настоящих чайных застолий.
Ученик.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет - гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится -
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Ведущий.
Изобрели самовар в России в ХVIII веке. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство, особенно в Туле. К середине ХIХ века в Туле существовало около 80 фабрик. Поначалу туляки величали его самогреем, самокипцем. Но лучше всего народу пришлось слово самовар. Сам варит! Где угодно поставь самовар: у печной загнетки, во дворе, на поле, налей в него воды, кинь через трубу в жаровню парочку зажженных угольков да несколько щепочек, самовар тут же зашумит - замурлыкает песню, пар в душничок пустит, и чай готов. Пейте, люди, на доброе здоровье!
Самовар быстро полюбился народу и быстро разошелся по всей России.
Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. А традиции были замечательные. В народном творчестве по этому поводу есть множество пословиц: "Гостю почет - хозяину честь", "Хоть не богат, а гостям рад", "Гость в дом - радость в дом".
Какие вы знаете пословицы и поговорки о чае и русском гостеприимстве?
Ваша задача - сложить правильно поговорки о чае.
Чай пьёшь здоровье бережёшь
Пей чай беду не знай
Чай пить приятно жить
Угощать гостей чайком будешь лучшим им дружком.
Что и доказывает наша сценка.
Сценка Бабы - Яги и Ивана - царевича.
Баба - Яга: Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дело пытаешь?
Иван - царевич: Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои - накорми, да тогда и спрашивай!
Баба - Яга: Ишь, нахальный какой сыскался. Ну, уж садись, чаем напою. А пока ты пьешь, я прочитаю кое - что про чай и его свойства. Есть у меня старинная китайская грамота: "Чайный лист чрезвычайный, все недуги удаляет, и сонливость прогоняет, головная боль от чая уменьшается:
Иван - царевич: Ну, ты скажешь тоже. Чай - наркотик. Он содержит кофеин.
Баба - Яга: В чае, как и в кофе, содержится кофеин, который стимулирует сердечную деятельность, повышает общий тонус организма. Но в кофе содержится 10% кофеина, он возбуждает организм и действует 1 - 2 часа, к тому же вызывает привыкание сродни наркотическому. А чай бодрит почти 6 часов и кофеина в нем 2%.
Чай - это богатейшая аптека. Чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезное для желудка, кислоты, эфирные масла. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. А уж фтора в нем содержится: Посмотри на мои зубы. Не молоденькая, а все зубы целые. Все чай.
Иван - царевич: Не заливай, старая. Уж я помоложе тебя, да замучил кариес.
Баба - Яга: Да ты, голубчик, кофе все пьешь али чай с сахаром да конфетами без меры. Запомни: хочешь сохранить кожу - пей чай.
Иван - царевич: Да уж ты сохранилась!
Баба - Яга: Чай - прекрасное косметическое средство. Способствуя потоотделению, он прекрасно очищает поры, а витамин В2 уменьшает сухость кожи, делает ее более упругой. Посмотри на мои щечки. В мои - то 180. Заваркой можно промыть глаза при конъюнктивите. Вон соседи мои - Лешие да кикиморы чаем и спасаются от простуды, насморка, анемии, и других напастей. А приятель Горыныч чаем камни из почек вывел.
Чай заваривать надо правильно! Сейчас я тебя научу!
Сначала вскипятить воду.
Положить чай в заварочный чайник и добавить целебные травы: шиповник, земляничку, смородину.
Залить чай кипятком.
Накрыть чайник и дать постоять 3-5 минут.
Налить чай в чашку.
И хвори как не бывало.
Иван-царевич: ну спасибо тебе Яга за науку твою, а мне пора в путь.
Ведущая.
Заваривать чай следует свежевскипяченой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть - такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет - закипит белым ключом.
Водопроводной хлорированной воде лучше дать отстояться несколько часов. Если заваривать чай вторично вскипяченной водой, он будет не вкусен.
Заваривают чай в фарфоровом чайнике, предварительно ополоснув его кипятком; всыпав чай, заливают его водой на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3-5 минут, затем чайник доливают кипятком.
Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный.
Чтобы чай был ароматнее, в чайник можно добавить несколько листочков мяты, мелиссы, смородины, душицы.
А пока чай заваривается, проведём конкурс загадок. Кстати, многие отгадки вы сможете найти на столе.
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском.
« Хлеб».
На соломинке дом-
Сто ребяток в нём.
«Колосок».
Был листок зелёным -
Чёрным стал, топлёным.
Был листочек зубчатым,
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине,
Стал он в магазине.
«Чай».
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал -
Там и пропал.
«Сахар».
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…..
Ну и объеденье!
«Бублик».
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
«Чайник».
Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
Кто к столу приглашает
Да всех угощает.
«Самовар».
В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пуговица.
Одна рука -
И та на спине.
«Чайник»
Большая голова
И стройный стан.
У той,
Что любит головой
Нырнуть в стакан.
«Чайная ложка»
Носит воду
Хозяину в угоду!
При нем живёт,
Пока не упадёт.
«Чашка»
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают?
«Блин»
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его…
«Лимон»
Ведущий.
Теперь на нашем празднике игры и конкурсы.
«Лошарик»
Дети делятся на две команды, к участию приглашают родителей. В чайной ложке на вытянутой руке пронести определённое расстояние воздушный шарик.
«Пушинка»
В столовую ложку кладут три пёрышка. Следует пронести эти перья так, чтобы они не вылетели из ложки. Первый участник несет перышки , оставляет их на столе, бежит обратно с пустой ложкой. Передаёт ложку следующему участнику.
«Сбор чая»
Участвуют по одному представителю от команды.
Задание: кто быстрее соберет надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая.
«Хозяйка»
Участвуют по 4 человека от команды.
Реквизит:2 юбки, 2 косынки
4 корзины (две с разными количеством бубликов, две – пустые).
Задание: на двух стульях, стоящих напротив, стоят две пустые корзины. Необходимо надеть юбку, косынку, взять в руки корзинку с бубликом (в каждой корзинке равное количество), добежать до другого стула с корзиной, положить бублик в пустую корзину, вернуться обратно, передать корзину другому. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
«Веселый художник»
Участвуют по 5 человек от каждой команды.
Реквизит: листы ватмана, фломастеры.
Задание: каждая команда должна нарисовать чайник, причем участники рисуют по очереди:
Первый-чайник
Второй – ручку и т.д.
Побеждает команда, быстрее нарисовавшая рисунок.
Ведущий:
Теперь, дорогие гости, мы Вас приглашаем к столу отведать вкусного чайку!
Чаепитие.
Список литературы
-
http://www.playroom.ru/content/view/1558/18/
-
http://www.zeremonia.ru/tvor.html
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся в начальных классах
- Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО