Урок "Батик, рисование цветов"
1. Знакомство с художественными особенностями батика и его видами.
2. Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);
3. Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
Когда у каждого человека будет
Душа художника, иначе говоря,
Когда каждый будет находить
Радость в своем труде.
2. Основная часть Слайд 1 — Сегодня на уроке я вас новому виду рисования. Это — рисование на батике. Вводная беседа Слайд 2 Батик— это ручная роспись по ткани. Своеобразная технология нанесения рисунка на материю возникла в XVIв. в Индонезии,затем распространилось в Китай и Японию. В Европе батик стал известен в XIXв., а распространение получил с изобретением анилиновых красителей. Анилиновые красители заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления батика.
Слайд 3 Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIIIв. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.
Слайд 4 Сейчас батик становится все более популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, вещи, существующие в единичном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.
В технике батика можно расписать блузы, шарфы, галстуки, платья, футболки, сумки и многое другое.Расписывать ткани можно в домашних условиях, но обязательно соблюдая правила техники безопасности. В технике ручной росписи по ткани есть свои секреты. Она отличается от рисования на бумаге. Однако законы цвета и гармонии остаются в силе и здесь.
Слайд 5 Художники по ткани использовали натуральный шелк. Основным элементом их росписи являлись цветы, стебли листьев, красивые насекомые – бабочки, жуки. Иногда художники применяли образы райских птиц. Излюбленным цветком японских мастеров являлись хризантемы –это национальный цветок Японии. Национальный женский костюм кимоно выполнялся из шелка и расписывался мастерами, которые использовали цветные мотивы. — Сегодня мы с вами, вспоминая лето, попытаемся изобразить цветок на ткани. — Ребята, а какие вы знаете цветы? (ответы детей) — А для чего человеку нужны цветы, для чего он их выращивает? (ответы детей) — Правильно, молодцы! Цветы – это красота. Люди их выращивают для того, чтобы жизнь наша была ярче, краше и лучше. — Ребята, а дарите ли вы мамам своим цветы? — А знает ли кто-нибудь из вам пословицы или приметы о цветах? Аленький цветок бросается в глазок. Где цветок – там и медок Зеленый лист белой кувшинки всплыл и на воде распластался –майским заморозкам больше не бывать. — А загадки знаете о цветах? — Тогда я вам загадаю, а вы постараетесь отгадать. Из-под снега расцветает Раньше всех весну встречает (подснежник) Лик пахучий, А хвост колючий (роза) Белая корзинка, золотое донце А ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка) Над лугом парашутики
Качаются на прутике (одуванчик)
Слайд 6 Физминутка для глаз
Практическая работа
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 — Ребята, теперь давайте приступим к работе. Посмотрите, у меня на слайде представлены очень много красивых цветов. — Сначала вы должны определиться, какой цветок вы будете рисовать — Теперь приступаем к самой работе. Ткань на которой мы будем рисовать должна быть обязательно тонкой — Тонкие ткани нужно выбирать для того, чтобы вода, которой мы будем покрывать ткань, могла пропитать всю ткань насквозь. Поэтому я приготовила шелк – это наиболее подходящая ткань для рисования. Слайд 10
На листе бумаги такого же размера, как и будущая картина, рисуем контуры рисунка. Слайд 11 С обратной стороны подкладываем лист бумаги с рисунком и карандашом легонько переносим контур на ткань. Слайд 12 Обратите внимание: все контуры должны быть замкнутые — иначе краски будут растекаться. Так же контур можно обвести клеем ПВА. Теперь нам нужно проверить везде ли контур хорошо пропитал ткань и не вытечет ли краска за края контура. Слайд 13 Берем обыкновенную воду, и кисточкой наносим ее на замкнутые участки контура. Если где-то вода просочилась — нужно высушить воду Слайд 14 А пока вода подсыхает — Физминутка Слайды 15, 16, 17 К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно пририсовать детали: стебельки, листики. Фон закрашивается толстой кисточкой.
Рисовать можно акварелью, гуашью или тушью, но мы с вами будем использовать акварельные краски.
Теперь начинаем раскрашивать сам цветок. Обратите внимание: разукрашиваем путем примакивания. Выполнение работ детьми. Итог Выставка работ учащихся.
Муниципальное бюджетное учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.М. Рудого»
Вид материала: конспект урока
«Батик, рисование цветов»
4 класс
Учитель:
Беляева Елена Анатольевна
Первая квалификационная категория
Место проживания:
поселок Борисовка Белгородской области.
Урок рисования
Тема урока: Батик, рисование цветов.
«Скажи мне – и я не услышу,
Покажи мне – и я не увижу,
Вовлеки меня – и я научусь!»
Цели:
Обучающая:
-
Знакомство с художественными особенностями батика и его видами.
-
Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);
-
Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.
-
Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
Развивающая:
-
Развивать творческое воображение;
-
Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.
-
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитывающая:
-
Воспитание и развитие эстетической культуры;
-
Приобщение к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.
-
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного
-
Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
Оборудование:
-
Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Баночки для воды.
4. Кисти круглые и плоские разного размера.
5. Салфетки.
6. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов
7. Ткань х/б или шелк
8. Клей ПВА
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Ход урока.
-
Организационный момент
Мир будет счастлив только тогда,
Когда у каждого человека будет
Душа художника, иначе говоря,
Когда каждый будет находить
Радость в своем труде.
-
Основная часть
Слайд 1
- Сегодня на уроке я вас новому виду рисования. Это - рисование на батике.
Вводная беседа
Слайд 2
Батик— эо ручная роспись по ткани. Своеобразная технология нанесения рисунка на материю возникла в XVI в. в Индонезии, затем распространилось в Китай и Японию. В Европе батик стал известен в XIX в., а распространение получил с изобретением анилиновых красителей. Анилиновые красители заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления батика.
Слайд 3
Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.
Слайд 4
Сейчас батик становится все более популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, вещи, существующие в единичном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.
В технике батика можно расписать блузы, шарфы, галстуки, платья, футболки, сумки и многое другое. Расписывать ткани можно в домашних условиях, но обязательно соблюдая правила техники безопасности.
В технике ручной росписи по ткани есть свои секреты. Она отличается от рисования на бумаге. Однако законы цвета и гармонии остаются в силе и здесь.
Слайд 5
Художники по ткани использовали натуральный шелк. Основным элементом их росписи являлись цветы, стебли листьев, красивые насекомые – бабочки, жуки.
Иногда художники применяли образы райских птиц. Излюбленным цветком японских мастеров являлись хризантемы – это национальный цветок Японии.
Национальный женский костюм кимоно выполнялся из шелка и расписывался мастерами, которые использовали цветные мотивы.
- Сегодня мы с вами, вспоминая лето, попытаемся изобразить цветок на ткани.
- Ребята, а какие вы знаете цветы? (ответы детей)
- А для чего человеку нужны цветы, для чего он их выращивает? (ответы детей)
- Правильно, молодцы! Цветы – это красота. Люди их выращивают для того, чтобы жизнь наша была ярче, краше и лучше.
- Ребята, а дарите ли вы мамам своим цветы?
- А знает ли кто-нибудь из вас пословицы или приметы о цветах?
Аленький цветок бросается в глазок.
Где цветок – там и медок
Зеленый лист белой кувшинки всплыл и на воде распластался – майским заморозкам больше не бывать.
- А загадки знаете о цветах?
- Тогда я вам загадаю, а вы постараетесь отгадать.
Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает (подснежник)
Лик пахучий,
А хвост колючий (роза)
Белая корзинка, золотое донце
А ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка)
Над
лугом парашют
Качаются на прутике
(одуванчик)
Слайд 6
Физминутка для глаз
Практическая работа
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
- Ребята, теперь давайте приступим к работе. Посмотрите, у меня на слайде представлены красивые цветы.
- Сначала вы должны определиться, какой цветок вы будете рисовать
- Теперь приступаем к самой работе.
Ткань, на которой мы будем рисовать должна быть обязательно тонкой - Тонкие ткани нужно выбирать для того, чтобы вода, которой мы будем покрывать ткань, могла пропитать всю ткань насквозь. Поэтому я приготовила шелк – это наиболее подходящая ткань для рисования.
Слайд 10
На листе бумаги такого же размера, как и будущая картина, рисуем контуры рисунка.
Слайд 11
С обратной стороны подкладываем лист бумаги с рисунком и карандашом легонько переносим контур на ткань.
Слайд 12
Обратите внимание: все контуры должны быть замкнутые - иначе краски будут растекаться. Так же контур можно обвести клеем ПВА.
Теперь нам нужно проверить везде ли контур хорошо пропитал ткань и не вытечет ли краска за края контура.
Слайд 13
Берем обыкновенную воду, и кисточкой наносим ее на замкнутые участки контура.
Если где-то вода просочилась - нужно высушить воду
Слайд 14
А пока вода подсыхает - Физминутка
Слайды 15, 16, 17
К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно пририсовать детали: стебельки, листики. Фон закрашивается толстой кисточкой.
Рисовать можно акварелью, гуашью или тушью, но мы с вами будем использовать акварельные краски.
Теперь начинаем раскрашивать сам цветок. Обратите внимание: разукрашиваем путем примакивания.
Выполнение работ детьми.
Итог
Выставка работ учащихся.
Использованная литература
irenabatik.ru›batik-obuchenie/istoriya-batika.html\
http://www.silk-master.ru/vse-knigi-po-batiku.html
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»