Урок природоведения в 5 классе по теме "Увеличительные приборы"
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: «Прибор, открывающий «невидимое»
ВИД УРОКА: изучение новой темы с элементами лабораторной работы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
-
Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом; научить рассчитывать увеличение микроскопа.
-
Развивающие: развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.
-
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
-
Физика (устройство оптических приборов);
-
Математика (математические расчетные действия);
-
Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);
-
История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);
-
Литература (связь с темой урока рассказа В.Шукшина «Микроскоп»)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: учебник «Природоведение», 5 класс, авторы Т.С. Сухова, В.И.Строганов, опросные карточки для проверки домашнего задания, световые микроскопы для каждого учащегося, готовые микропрепараты для рассматривания под микроскопом, таблица «Увеличительные приборы», презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие):
Встаньте
ровно и красиво,
Прозвенел уже
звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И
скорей начнем урок.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2.Повторение изученного:
Ребята, на прошлом уроке мы с вами разговаривали о том, как идет жизнь на нашей планете и выяснили, что у каждого живого существа на Земле есть родители. Сейчас мы с вами поиграем в развивающую игру «Как называют ребяток - зверяток?» и выясним, как называют детенышей тех или иных животных. Итак, … (учитель называет животное, а ученики – названия их детенышей):
-
Волк – (волчонок);
-
Медведь – (медвежонок);
-
Лошадь – (жеребенок);
-
Белка – (бельчонок);
-
Индюк – (индюшонок);
-
Ёж – (ежонок);
-
Корова – (теленок);
-
Овца – (ягненок);
-
Свинья – (поросенок);
-
Собака – (щенок);
-
Кошка – (котенок);
-
Курица – (цыпленок).
Хорошо. А теперь проверим, как вы усвоили изученную на предыдущем уроке тему. Перед вами опросные карточки, представляющие тестовые задания. Тест состоит всего из 5-ти заданий. Соответственно, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл в свою оценочную копилку.
1 вариант:
-
Биология – это:
-
– наука о живом;
-
– наука, изучающая явления в живой и неживой природе;
-
– наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
-
Все живые организмы обладают такими свойствами:
-
– дыхание, питание, рост, развитие, размножение;
-
– дыхание, питание, рост, передвижение, размножение;
-
– дыхание, питание, рост, развитие, способность к играм.
-
Продолжительность жизни разных живых организмов:
-
– различная;
-
– одинаковая;
-
– оба ответа верны.
-
Откуда появляются новые живые организмы?
-
– от родителей;
-
– их приносит аист;
-
– из капусты.
-
Ученый, доказавший опытным путем, что у каждого живого существа есть родители – это:
-
– Франческо Реди;
-
– ван Гельмонт;
-
– Михаил Ломоносов.
2 вариант:
-
Наука о живом – это:
-
– физика;
-
– биология;
-
– биофизика.
-
Человек может прожить:
-
– до 1500 лет;
-
– до 115 лет;
-
– до 15 лет.
-
Головастики появляются:
-
– у бабочек;
-
– у лягушек;
-
– у головоногих моллюсков.
-
Кто ошибочно считал, что мыши появляются из грязной рубашки и горсти зерна?
-
– Франческо Реди;
-
– ван Гельмонт;
-
– Антуан Лавуазье.
-
У каждого живого существа есть:
-
– руки и ноги;
-
– родители;
-
– головной мозг.
Проведем самопроверку: поменяйтесь работами и проведите проверку – в 1-м варианте правильными будут ответы под буквой «А», а во 2-м под буквой «В».
3.Изучение нового материала.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что на нашей планете существует огромное разнообразие живых организмов. Так же вы знаете, что все живые организмы обладают рядом общих свойств: они могут дышать, питаться, расти, развиваться и так далее. Но как познать суть этих свойств? Нужно всесторонне исследовать тот организм, который нас заинтересовал. И хорошими помощниками в этом нам будут увеличительные приборы. Итак, тема нашего урока – «Прибор, открывающий «невидимое». Речь пойдет о микроскопе, кроме того, мы познакомимся и с некоторыми другими увеличительными приборами ( слайды №№ 1 – 9).
Какова же история открытия увеличительных приборов (слайд №10)? Когда появились первые увеличительные приборы точно не известно. Так, при археологических раскопках, проводившихся на территории Древнего Вавилона, ученые находили двояковыпуклые линзы – самые простейшие оптические приборы. Эти линзы были изготовлены из отшлифованного горного хрусталя. Первые микроскопы, изобретенные человечеством, были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и городу Мидделбургу, что в Голландии, и связывают с именем Захария Янсена (слайд №11), который занимался изготовлением очков. Чуть позже, в 1624 году Галилео Галилей (слайд №12) представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал «оккиолино». Годом спустя его друг Джованни Фабер предложил для нового изобретения термин «микроскоп».
Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком (слайд №13). Роберт Гук в 1665 г. впервые увидел клетки на срезе пробки. Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (слайд №14), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, на протяжении своей жизни он изготовил не менее 400 микроскопов.
Огромный вклад в развитие и совершенствование микроскопа внесли учёные России. В начале XVIII столетия в мастерской Академии Наук в Петербурге опытные специалисты Калмыков, Беляев и другие производили конструкции высокого качества, а также плодотворно работали над улучшением этих приборов. Высококачественные микроскопы были сконструированы великим русским изобретателем И.П. Кулибиным (слайд №15). Довольно большие исследования с участием микроскопа проводил великий русский учёный М.В.Ломоносов. Его считают первым российским учёным, который постоянно использовал этот прибор в своих разнообразных опытах и исследованиях. С течением времени устройство микроскопа заметно эволюционировало, появились микроскопы нового типа, были усовершенствованы методы исследования. Однако работа с любительским микроскопом и по сей день сулит немало интересных открытий и взрослым, и детям (слайды №№16 – 21).
4.Физминутка (слайд №22). Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая позволит вам немного отдохнуть и расслабиться.
5.Выполнение лабораторной работы «Устройство микроскопа, правила работы с микроскопом».
Ребята, в рассказе Василия Шукшина «Микроскоп», написанном им в 1969 году, рассказывается, как деревенский столяр Андрей Ерин купил мечту всей своей жизни – микроскоп – и поставил своей целью найти способ извести на земле всех микробов, поскольку искренне считал, что, не будь их, человек мог бы жить более ста пятидесяти лет. Желая найти какое-нибудь универсальное средство, чтобы спасти мир от микробов, этот малограмотный рабочий мужик проводит свое свободное время не за бутылкой, а за микроскопом вместе с сыном, и оба они абсолютно счастливы. Неизвестно, каких высот достигли бы исследователи, да произошло некое досадное недоразумение, и Андрею пришлось расстаться с микроскопом. Для людей многих профессий микроскоп - это необходимое оборудование, без которого выполнение многих исследований и технологических операций просто невозможно. Ну а в «домашних» условиях этот оптический прибор позволяет всем желающим расширить границы своих возможностей, заглянув в «микрокосмос» и исследовав его обитателей. Давайте же и мы с вами попробуем стать исследователями окружающего мира и первым делом познакомимся с устройством микроскопа и правилами, которые необходимо соблюдать при работе с ним (слайды №№23 - 31).
Поработаем с микроскопами, расположенными перед вами. Помня о правилах работы с микроскопом, попробуйте рассмотреть изображения на выданных вам микропрепаратах. Но перед работой мы должны выяснить, каково увеличение нашего микроскопа, ведь любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает прибор, с которым он работает. Как это узнать? Увеличение окуляра и объектива определяют по цифрам на их оправах, затем эти цифры перемножают и получают общее увеличение микроскопа. Предлагаю вам подсчитать увеличение микроскопов, стоящих перед каждым из вас. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школе на уроке это делает учитель.
6.Закрепление знаний.
-
Назовите части светового микроскопа;
-
Как определить увеличение микроскопа?
7.Подведение итогов урока (слайд №32):
-
Рефлексия: понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Хотели бы вы стать исследователями окружающей среды? Что бы вам хотелось исследовать под микроскопом?
-
Выставление оценок за урок.
8. Домашнее задание: §22, выучить части микроскопа и правила работы с микроскопом.
Использованные источники:
Стефутина Ирина Викторовна 206-053-223
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»