Тема: Развитие познавательных процессов у младших школьников «Морское путешествие»
1. Развитие познавательной активности, мотивации и интеллектуальных способностей, школьников путём внедрения дидактических развивающих игр в образовательный процесс.
2. Создание атмосферы эмоционального комфорта путём использования релаксационных упражнений, здоровьесберегающих приёмов.
3. Воспитание культуры общения, доброжелательности к людям.
Орг. момент:
Слайд №2
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга кивком головы и улыбкой.
**С целью обеспечения эмоционального комфорта, создания условий для самореализации и сотрудничества каждое занятие начинается в кругу, при этом каждый педагог проявляет доверие, любовь и уважение к каждому школьнику. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию:
-Выложите картинку из пазлов.
**Данное задание направлено на привитие умения проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Именно в увлекательной деятельности перед детьми возникает проблема самостоятельного определения замысла.
— Кто получился?
Слайд №3
-Попугай Кеша очень много путешествует. На одном из островов он нашёл клад. Кеша принёс нам карту, на которой указан остров, где спрятан клад.
-Посмотрите на карту.
Слайд №4
-Как добраться до острова?
Дети высказывают свои предположения.
**Цель задания: ориентирование на плоскости, развитие умения читать план, развитие связной речи. Так обдумывая цель, выстраивая путь путешествия мы тем самым развиваем самостоятельность школьников.
Представьте корабль и выложите его из счётных палочек.
Дети выкладывают корабль из счётных палочек.
**Цель данного задания: развитие воображения у детей, мелкой моторики руки. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребёнка завязывать шнурки. Ещё 20 лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками. Поэтому подобные задания из спичек, пуговичек, зернышек, геометрических фигурок и т.п. для оттачивания детских движений проводятся систематически.
-Путешествие будет трудным. Нам необходимо преодолеть различные препятствия. Мы должны быть внимательными, сообразительными, смелыми.
-Вы готовы? Представьте, что мы оказались в порту на одном из кораблей.
Слайд № 5
-Ребята, надеваем воротнички и становимся настоящими матросами. В добрый путь!
Слайд №6
Дети смотрят клип о море на фоне музыки детской группы « Мишель»
( песня «Паруса»)
**Цель: развитие слуховой памяти, воображения.
Повторение и развивающие задания.
Дети выполняют движения за учителем.
Видеофильм « Палуба»,
-Стало палубу качать. (наклоны туловища)
Ноги к палубе прижать, ( ноги вместе)
Руки кверху поднимаем ( руки вверх)
И тихонько опускаем. ( руки опустить)
— Ребята впереди скалы. Попробуем их обойти.
-Внимательно посмотрите на слайд и найдите лишний предмет.
** Цель данной динамической паузы -смена деятельности, развитие у детей двигательных умений, приучение к точности и правильности их выполнения.
Видеофильм « Предметы» ( презентация « Интерактивное задание на развитие мышления»)
Дети выполняют интерактивное задание на развитие мышления.
** Очень важно выявить, насколько у детей развиты способности к синтезу и анализу. Цель данного задания: развитие общеучебных умений: сравнивать предметы и группировать их. Перед началом работы нужно объяснять малышам, что некоторые из предложенных изображений будут иметь много общего, но одна картинка будет лишняя.
Не следует перебивать детей, давать объяснять свой выбор.
-Как догадались?
Дети высказываются.
-Поплыли дальше.
Клип « Море»
Дети смотрят клип о море и слушают звуки.
-Ребята, а какая вода в море?
Выссказывания детей.
-Перед вами стакан с пресной водой. Что нужно сделать, чтобы вода стала солёной?
Выссказывания детей.
-Добавим морскую соль в воду.
** Цель задания: развитие умения работать по плану, не мешая друг другу, оценивать полученный результат.
Подобные задания направлены на развитие познавательной активности и интересов дошкольников. Обязательный элемент образа жизни школьников – это проведение элементарных опытов с водой, снегом и пр. Дети самостоятельно ищут ответы на возникающие вопросы.
Слайд №7.
-Можно ли утолить жажду такой водой?
Выссказывания детей.
-Для чего нужна солёная вода?
Выссказывания детей.
-Кто может жить в такой воде?
Выссказывания детей.
— Давайте поиграем с ними.
Видеофизминутка.
Дети выполняют электронную физминутку для глаз.
**Цель: профилактика близорукости., смена деятельности. Дети должны иметь представлении о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний- например упражнения для снятия напряжения для глаз.
Физминутка.
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. ( кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. ( потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: ( ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять-( ходьба с хлопками в ладоши)
Надо рыбкам уплывать. ( кисти рук в замок внутрь и наружу)
Дети ходят по «дорожке здоровья»
Слайд №8
**Цель физминутки: развитие двигательных умений, формирование правильной осанки при ходьбе по различной поверхности.
-Ребята! Впереди корабль пиратов.
— Чтобы поскорее уплыть из этого места, запомните и назовите последовательность предметов.
Видеофильм « Животные» ( презентация « Интерактивное задание на развитие памяти»)
Дети выполняют интерактивное задание на развитие памяти.
**Цель: развитие произвольной памяти. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из уровней могут вызвать затруднения у детей.
-Итак. Мы приплыли на остров. Бывает не всегда дети запоминают всё с первого раза. Но чем интереснее будут задания, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
Слайд №9
— Вот остров. Здесь сундук с кладом.
-Мы найдём сундук, если правильно посчитаем контуры предметов.
Видеофильм « Счёт» ( презентация « Интерактивное задание на развитие внимания»)
Дети выполняют интерактивное занятие на развитие внимания.
**Внимание – это качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывание лишней. Ребятишки затрудняются сосредотачивать внимание по требованию, поэтому в занятия мы включаем специальные упражнения, тренирующие объём, концентрацию, переключение и т.д.
Слайд №10
-Что лежит в сундуке?
** Цель: развитие речи, интуиции, способности предполагать.
Дети называют предметы для обучения счёту. — Назовите эти цифры. Учитель показывает контуры цифр от 1-9. -Что можно с ними сделать? Дети высказываются. Перед работой пальчикам необходимо отдохнуть. Пальчиковая гимнастика. 1,2,3,4- вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, самый полный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и живёт он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал. ** Цель: развитие мелкой моторики руки Слайд №11
— Возьмите шаблон и обведите цифру синим карандашом. Нанесите на цифру тонкий слой клея. Выложите горошины по контуру цифры. Дети выполняют практическую работу. **Такими заданиями мы обеспечиваем условия для развития детской самостоятельности, творчества, побуждаем детей активно применять свои знания и умения, развиваем волю, поддерживаем желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливаем на поиск новых творческих решений. Кроме того развиваем умения планировать работу, выполнять её качественно, оценивать результат своей работы. -Кому можно подарить волшебные цифры? Высказывания детей. **Цель: ориентирование на свою значимость для других в выполнении совместной работы, вызываем у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Слайд № 12 -Молодцы! Выберите себе за работу дары моря.
** Любое поощрение, похвала, положительные высказывания способствуют становлению у детей положительной самооценки. Мы часто используем в качестве поощрений: красочные картинки-раскраски, смайлики, предметы на тему занятия, сувениры, школьные принадлежности и т.п.
Дети выбирают ракушки.
-Отправляемся домой. Все на корабль.
Рефлексия. Итог занятия:
Последней точкой путешествия было прочтение стихотворения:
-В ночь любую, в день любой море занято собой:
По утрам оно одето в платье розового цвета. Слайд № 13
Днём одето в голубое с белой ленточкой прибоя Слайд № 14
А сиреневое платье надевает на закате. Слайд № 15
По ночам на чёрной глади – мягкий бархатный наряд
А на бархатном наряде драгоценности горят. Слайд №16
**Цель: воспитание любви к прекрасному через слушание поэтических строк.
-Ребята, а какое настроение в конце нашего занятия у вас?
Глаза ребят светились от радости. В руках детей оказались красные ленточки.
-Выбери ленточку.
Красная ленточка – Отлично!
Синяя ленточка – Мне грустно!
Дети высказываются.
-Где мы сегодня побывали?
— Какое задание вам показалось трудным?
-Как удалось его выполнить?
**Цель: развитие умения оформлять свою мысль в устной речи, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей.
— Предлагаю дома – ……
* угадать морских обитателей и обвести их контуры;
*составить рассказ о внешнем виде, образе жизни морского обитателя;
** Такие домашние задания индивидуальны: тем, кто наиболее успешен, задания более расширены, требуют приложения усилий, поиска информации, интеллектуальных умений. Оформляем домашние задания мы в соответствии с тематикой занятия. Сегодня морской обитатель- осьминог. Кроме того Д.З помещаем на сайте школы, посылаем по электронной почте, в виде печатной листовки и т.д.
-Наше приключение закончилось. Морской мир полон различных тайн и мы ещё будем знакомиться с обитателями морского царства.
**Я поняла, что такие виртуальные путешествия просто необходимы. Мы не поставили точку, а поставили многоточие, которое даёт возможность творить и познавать, любить свою страну и свою маленькую родину и гордо произносить слова:
— Я люблю свою страну, морские просторы и горизонты, свою Родину!
Слайд № 17
Клип с песней « Паруса» ( гости рассаживаются)
Слайд №1
Тема: Развитие познавательных процессов у младших школьников
«Морское путешествие»
Цели:
1. Развитие познавательной активности, мотивации и интеллектуальных способностей, школьников путём внедрения дидактических развивающих игр в образовательный процесс.
2. Создание атмосферы эмоционального комфорта путём использования релаксационных упражнений, здоровьесберегающих приёмов.
3. Воспитание культуры общения, доброжелательности к людям.
Учитель: Елена Викторовна Лопатина
Приложение 1: презентация к занятию «Морское путешествие»
Приложение 2: клип о море на фоне музыки « плеск волн, крики чаек»
Приложение 3: клип о море на фоне музыки детской группы « Мишель»
(песня «Паруса»)
Приложение 4: презентация « Интерактивные задания на развитие мышления»
Приложение 5: презентация « Интерактивные задания на развитие внимания»
Приложение 6: презентация « Интерактивные задания на развитие памяти»
Приложение 7: электронные физминутки для глаз
Приложение 8: лист с контурами морских обитателей
Ход занятия:
Орг. момент:
Слайд №2
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга кивком головы и улыбкой.
**С целью обеспечения эмоционального комфорта, создания условий для самореализации и сотрудничества каждое занятие начинается в кругу, при этом каждый педагог проявляет доверие, любовь и уважение к каждому школьнику.
Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию:
-Выложите картинку из пазлов.
**Данное задание направлено на привитие умения проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Именно в увлекательной деятельности перед детьми возникает проблема самостоятельного определения замысла.
- Кто получился?
Слайд №3
-Попугай Кеша очень много путешествует. На одном из островов он нашёл клад. Кеша принёс нам карту, на которой указан остров, где спрятан клад.
-Посмотрите на карту.
Слайд №4
-Как добраться до острова?
Дети высказывают свои предположения.
**Цель задания: ориентирование на плоскости, развитие умения читать план, развитие связной речи. Так обдумывая цель, выстраивая путь путешествия мы тем самым развиваем самостоятельность школьников.
Представьте корабль и выложите его из счётных палочек.
Дети выкладывают корабль из счётных палочек.
**Цель данного задания: развитие воображения у детей, мелкой моторики руки. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребёнка завязывать шнурки. Ещё 20 лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками. Поэтому подобные задания из спичек, пуговичек, зернышек, геометрических фигурок и т.п. для оттачивания детских движений проводятся систематически.
-Путешествие будет трудным. Нам необходимо преодолеть различные препятствия. Мы должны быть внимательными, сообразительными, смелыми.
-Вы готовы? Представьте, что мы оказались в порту на одном из кораблей.
Слайд № 5
-Ребята, надеваем воротнички и становимся настоящими матросами. В добрый путь!
Слайд №6
Дети смотрят клип о море на фоне музыки детской группы « Мишель»
( песня «Паруса»)
**Цель: развитие слуховой памяти, воображения.
Повторение и развивающие задания.
Дети выполняют движения за учителем.
Видеофильм « Палуба»,
-Стало палубу качать. (наклоны туловища)
Ноги к палубе прижать, ( ноги вместе)
Руки кверху поднимаем ( руки вверх)
И тихонько опускаем. ( руки опустить)
- Ребята впереди скалы. Попробуем их обойти.
-Внимательно посмотрите на слайд и найдите лишний предмет.
** Цель данной динамической паузы -смена деятельности, развитие у детей двигательных умений, приучение к точности и правильности их выполнения.
Видеофильм « Предметы» ( презентация « Интерактивное задание на развитие мышления»)
Дети выполняют интерактивное задание на развитие мышления.
** Очень важно выявить, насколько у детей развиты способности к синтезу и анализу. Цель данного задания: развитие общеучебных умений: сравнивать предметы и группировать их. Перед началом работы нужно объяснять малышам, что некоторые из предложенных изображений будут иметь много общего, но одна картинка будет лишняя.
Не следует перебивать детей, давать объяснять свой выбор.
-Как догадались?
Дети высказываются.
-Поплыли дальше.
Клип « Море»
Дети смотрят клип о море и слушают звуки.
-Ребята, а какая вода в море?
Выссказывания детей.
-Перед вами стакан с пресной водой. Что нужно сделать, чтобы вода стала солёной?
Выссказывания детей.
-Добавим морскую соль в воду.
** Цель задания: развитие умения работать по плану, не мешая друг другу, оценивать полученный результат.
Подобные задания направлены на развитие познавательной активности и интересов дошкольников. Обязательный элемент образа жизни школьников – это проведение элементарных опытов с водой, снегом и пр. Дети самостоятельно ищут ответы на возникающие вопросы.
Слайд №7.
-Можно ли утолить жажду такой водой?
Выссказывания детей.
-Для чего нужна солёная вода?
Выссказывания детей.
-Кто может жить в такой воде?
Выссказывания детей.
- Давайте поиграем с ними.
Видеофизминутка.
Дети выполняют электронную физминутку для глаз.
**Цель: профилактика близорукости., смена деятельности. Дети должны иметь представлении о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний- например упражнения для снятия напряжения для глаз.
Физминутка.
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. ( кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. ( потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: ( ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять-( ходьба с хлопками в ладоши)
Надо рыбкам уплывать. ( кисти рук в замок внутрь и наружу)
Дети ходят по «дорожке здоровья»
Слайд №8
**Цель физминутки: развитие двигательных умений, формирование правильной осанки при ходьбе по различной поверхности.
-Ребята! Впереди корабль пиратов.
- Чтобы поскорее уплыть из этого места, запомните и назовите последовательность предметов.
Видеофильм « Животные» ( презентация « Интерактивное задание на развитие памяти»)
Дети выполняют интерактивное задание на развитие памяти.
**Цель: развитие произвольной памяти. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из уровней могут вызвать затруднения у детей.
-Итак. Мы приплыли на остров. Бывает не всегда дети запоминают всё с первого раза. Но чем интереснее будут задания, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
Слайд №9
- Вот остров. Здесь сундук с кладом.
-Мы найдём сундук, если правильно посчитаем контуры предметов.
Видеофильм « Счёт» ( презентация « Интерактивное задание на развитие внимания»)
Дети выполняют интерактивное занятие на развитие внимания.
**Внимание – это качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывание лишней. Ребятишки затрудняются сосредотачивать внимание по требованию, поэтому в занятия мы включаем специальные упражнения, тренирующие объём, концентрацию, переключение и т.д.
Слайд №10
-Что лежит в сундуке?
** Цель: развитие речи, интуиции, способности предполагать.
Дети называют предметы для обучения счёту.
- Назовите эти цифры.
Учитель показывает контуры цифр от 1-9.
-Что можно с ними сделать?
Дети высказываются.
Перед работой пальчикам необходимо отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4- вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый полный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и живёт он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
** Цель: развитие мелкой моторики руки
Слайд №11
- Возьмите шаблон и обведите цифру синим карандашом. Нанесите на цифру тонкий слой клея. Выложите горошины по контуру цифры.
Дети выполняют практическую работу.
**Такими заданиями мы обеспечиваем условия для развития детской самостоятельности, творчества, побуждаем детей активно применять свои знания и умения, развиваем волю, поддерживаем желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливаем на поиск новых творческих решений. Кроме того развиваем умения планировать работу, выполнять её качественно, оценивать результат своей работы.
-Кому можно подарить волшебные цифры?
Высказывания детей.
**Цель: ориентирование на свою значимость для других в выполнении совместной работы, вызываем у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Слайд № 12
-Молодцы! Выберите себе за работу дары моря.
** Любое поощрение, похвала, положительные высказывания способствуют становлению у детей положительной самооценки. Мы часто используем в качестве поощрений: красочные картинки-раскраски, смайлики, предметы на тему занятия, сувениры, школьные принадлежности и т.п.
Дети выбирают ракушки.
-Отправляемся домой. Все на корабль.
Рефлексия. Итог занятия:
Последней точкой путешествия было прочтение стихотворения:
-В ночь любую, в день любой море занято собой:
По утрам оно одето в платье розового цвета. Слайд № 13
Днём одето в голубое с белой ленточкой прибоя Слайд № 14
А сиреневое платье надевает на закате. Слайд № 15
По ночам на чёрной глади – мягкий бархатный наряд
А на бархатном наряде драгоценности горят. Слайд №16
**Цель: воспитание любви к прекрасному через слушание поэтических строк.
-Ребята, а какое настроение в конце нашего занятия у вас?
Глаза ребят светились от радости. В руках детей оказались красные ленточки.
-Выбери ленточку.
Красная ленточка – Отлично!
Синяя ленточка – Мне грустно!
Дети высказываются.
-Где мы сегодня побывали?
- Какое задание вам показалось трудным?
-Как удалось его выполнить?
**Цель: развитие умения оформлять свою мысль в устной речи, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей.
- Предлагаю дома – …..
* угадать морских обитателей и обвести их контуры;
*составить рассказ о внешнем виде, образе жизни морского обитателя;
** Такие домашние задания индивидуальны: тем, кто наиболее успешен, задания более расширены, требуют приложения усилий, поиска информации, интеллектуальных умений. Оформляем домашние задания мы в соответствии с тематикой занятия. Сегодня морской обитатель- осьминог. Кроме того Д.З помещаем на сайте школы, посылаем по электронной почте, в виде печатной листовки и т.д.
-Наше приключение закончилось. Морской мир полон различных тайн и мы ещё будем знакомиться с обитателями морского царства.
**Я поняла, что такие виртуальные путешествия просто необходимы. Мы не поставили точку, а поставили многоточие, которое даёт возможность творить и познавать, любить свою страну и свою маленькую родину и гордо произносить слова:
- Я люблю свою страну, морские просторы и горизонты, свою Родину!
Слайд № 17
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО