Календарно - тематическое планирование уроков всеобщей истории и истории России в 6 классе
Класс – 6.
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение.
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».
Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение.
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. — Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».
Задачакурса: показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.
Целикурса: · сформировать целостное представление об истории Средних Веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; · осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; · охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре; · показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина. Основные умения: · связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; · анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий; · сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия; · давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; · полемизировать и отстаивать свои взгляды; · самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные; · работать с исторической картой; · оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник «История средних веков», Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «М., «Просвещение» 2011г.
- Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского на печатной основе. Авт. Е.А. Крючкова
- Тесты по истории средних веков авт. М.Ю. Брант, Москва, «Дрофа», 2002г.
- Учебные карты по истории средних веков.
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол- во часов | Цели и задачи урока | Основные факты, понятия, проблемы | Домашнее задание |
1 |
Введение в историю Средних веков. | 1 | Установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем, показать преемственность в развитии мировой истории, рассмотреть средневековье как период всемирной истории. | Средние века, средневековая цивилизация. | Введение. На линии времени, обозначить на ней периоды средневековья. | |
Раздел 1. Раннее Средневековье (14 ч.) Тема 1. Западная и Центральная Европа в 5-11 вв. (9 ч.) | ||||||
2 | Древние германцы и Римская империя. | 1 |
Рассмотреть процесс образования германских королевств, формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации информации. | Великое переселение народов. | § 1. задание 5, стр. 17. | |
3 | Образование государства у франков. | 1 | Сформировать представление об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании королевства франков, формировать умения сравнения,построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений. | Династия Меровингов, Франкское государство, Салическая правда. | §2, стр.22, задание к пункту 4. | |
4 | Завоевания Карла Великого. Распад Франкской империи. | 1 |
Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Мартелла и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Развивать понятийное мышление. |
Усобицы, магнат, бенефиций, феод. | §3, определения выписать. | |
5 | Христианская церковь и королевство франков 6-8 вв. | 1 |
Расширить знания о христианской Церкви в эпоху Средневековья за счет формирования образных представлений, усвоения новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. | Каролинги, лангобарды,духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден. | § 2. изучить. | |
6 | Феодальная раздробленность. | 1 |
Сформировать обобщенное представление о значительном влиянии внешних угроз на внутреннее развитие государств Западной Европы, в данном случае — на процессы феодализации. Развивать у учащихся общеучебные умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения. |
Домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение. | §3, нарисовать феодальную лестницу. | |
7 | Западная Европа в 9 – 11 веках. | 1 | Рассмотреть положение стран Западной Европы в Раннее Средневековье. | Рыцарство, король Артур. | §4, изучить. | |
8 | Образование славянских государств. | 1 | Выделить причины развития и образования славянских государств в Раннее Средневековье. |
Викинги, норманны, саги, руны. | §8. Работа с картой. | |
9 | Культура Западной и Центральной Европы. | 1 |
Формирование яркого, целостного представления о раннесредневековой культуре как результате сложного взаимодействия античных и варварских начал, о фундаментальной роли этого периода в истории европейской культуры. |
Античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возрождение», анналы. | §5, таблица. | |
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная и Центральная Европа в раннее Средневековье». | 1 |
Развивать навыки самостоятельной работы и работы в паре, рассмотреть основные моменты истории стран Европы в Раннее Средневековье. |
Средние века, династии, королевства, феодальная лестница. | ||
Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток 6-11 вв. (5 ч.) | ||||||
11 | Византийская империя при Юстиниане. | 1 |
Определить место Византии в истории раннесредневековой Европы. |
Василевс, торговый путь из «варяг в греки | §6, вопрос 6 письменно. | |
12 | Культура Византии. | 1 | Рассмотреть культурное развитие Византии в 6-11 веках и её влияние на культуру Европейскую. |
базилика, канон, фреска, неф, алтарь, икона, крестово-купольный храм, иконоборцы, глаголица, кириллица | §7, таблица. | |
13 | Возникновение ислама и объединение арабов. | 1 |
Понять, какие изменения произошли у арабов с принятием ислама, уяснить, в чем причины появления ислама. Продолжить формирование навыков работы с историческими картами. |
Бедуин, хиджра, ислам, мечеть, минарет, Коран, Сунна, шариат | §9, вопросы после параграфа. | |
14 | Культура стран Арабского халифата. | 1 |
Усвоить основные события истории Халифата и этапы развития ислама. Выявить причины быстрого расцвета исламской культуры и показать ее выдающиеся достижения. Развивать умение работать с историческими картами. |
Халиф, халифат, шииты, сунниты, имам, эмир. | §10, таблица. | |
15 | Раннее Средневековье. Урок рубежного контроля. | 1 | Сделать необходимые выводы о развитии Западной, Центральной Европы и Византийской империи и Ближнего Востока в 5-11 вв. | Феодализм, империя, халифат, Византия. | ||
Раздел 2. Расцвет Средневековья (19ч.) Тема 3. Средневековое европейское общество (4 ч.) | ||||||
16 | Крестьяне и феодалы. | 1 |
Раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока. сформировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе. Сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями. |
Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальная лестница, пэр сеньория, лично зависимые крестьяне, Рыцарь, «Божий мир», турнир, герб, средневековый замок, куртуазность. | §11, 12, вопросы устно. | |
17 | Средневековый город и его обитатели. | 1 |
Сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья. Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения и самоконтроля. сформировать представление о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить работу над формированием понятийного мышления. |
Бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр, городская республика, мастер, подмастерье, цехи, братства, гильдии, ярмарка, меняла, банк, шедевр. | §13,14, определения выписать. | |
18 | Церковь и духовенство. Борьба церкви с еретиками. | 1 |
Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви. Показать причины широкого распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжать формирование общеучебных и предметных умений |
Таинства, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, Клюнийская реформа, отлучение от Церкви, «хождение в Каноссу», конклав. «Наместник Христа», альбигойцы, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы. | §15, вопрос 7 письменно. | |
19 | Крестовые походы. Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий. сформировать целостное представление о военно-религиозном движении — Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения. |
Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены. | §16. Работа с картой. | |
Тема 4. Государства Европы в 12-15 вв. (9 ч.) | ||||||
20 | Франция накануне Столетней войны. | 1 |
Сформировать представление у учащихся о складывании экономических, политических и социальных предпосылок объединения Франции; содействовать пониманию причин и особенностей учреждения Генеральных штатов. Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля. |
Судебная процедура, третье сословие, Генеральные штаты, сословная монархия. | §17. Вопросы. | |
21 | Англия накануне Столетней войны. | 1 |
Показать этапы развития Англии и обстоятельства, способствовавшие сначала укреплению королевской власти, а затем объединению общества против короля, образованию парламента. Показать историческую роль Великой хартии вольностей и образования парламента. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения. |
Шериф, графства, парламент, сословное представительство. | §18, вопрос 6 письменно. | |
22 | Столетняя война 1337-1453 гг. | 1 |
Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории; показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа; сформировать у учащихся яркий образ Жанны д’Арк. |
Арбалет, тактика, национальная независимость. | §19, таблица. | |
23 | Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны. | 1 | Рассмотреть причины, ход, итоги крестьянских восстаний, сравнить положение крестьян в Англии и Франции. | Крестьянские движения. | §20, сравнительная таблица. | |
24 | Образование централизованных государств в Западной Европе. | 1 |
Путем анализа и сравнения исторического пути Франции, Англии, раскрыть трудности и особенности завершения объединения и начала централизации системы управления в европейских государствах. |
Централизация, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династическая уния. | §21.Правителей выписать. | |
25 | Государства Южной и Центральной Европы. | 1 | Рассмотреть процесс централизации на Пиренейском полуострове и в Германии. |
«Золотая булла». Реконкиста. | §22,23,24. Изучить. | |
26 | Гуситское движение в Чехии. | 1 |
Сформировать у учащихся обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в ХIV—ХV вв. Продолжать формирование понятийного аппарата, общеучебных умений наблюдения, слушания, классификации и обобщения. |
Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные. | §25, понятия выписать. | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Европа в 12 – 15 вв.». | 1 | Опережающее задание: сообщения о культуре Европы 11-15 вв. | |||
28 |
Культура Западной Европы в 11-15 вв. | 1 |
Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразии европейской культуры ХI—ХIII вв. На основе знаний о предыдущем периоде Средневековья систематизировать вновь приобретенные знания. Сформировать обобщенное представление о расцвете средневековой архитектуры и изобразительного искусства в ХI—ХIII вв. Развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть в частном общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями. |
Рационализм, схоластика, логика, коллегия, томизм.Романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, аркбутаны, капитель.Личность, портрет, линейная перспектива, инкунабула, Возрождение, гуманист. | §27-30. таблица. | |
Тема 5. Восток и Америка в Средние века. (5 ч.) | ||||||
29 | Османская империя. | 1 |
Сформировать у учащихся на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей и закономерностей системное понимание событий, связанных с падением Византии и усилением Османской империи |
Османы, янычары, султан, церковная уния. | §26, изучить | |
30 | Индия в Средние века. | 1 |
Сформировать систему представлений о средневековой Индии. Продолжать формирование учебной деятельности школьников. |
Раджа, каста, варна, пещерные храмы. | §32, работа с картой. | |
31 | Китай в Средние века. | 1 |
Сформировать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о Китае. |
Крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж. | §31, вопрос 5 письменно. | |
32 | Доколумбовая Америка. | 1 |
Сформировать обобщенное представление о жизни народов доколумбовой Америки. |
Майя, ацтеки, инки, чибча-муиски, кипу. | §33. Изучить. | |
33 | Расцвет Средневековья. Урок рубежного контроля. | 1 | Сделать необходимые выводы о развитии Средневекового европейского общества в Расцвет Средневековья, а также оценить развитие Востока и Америки в Средние века. | Цивилизация, роль средневековья в истории человечества. | ||
Итоговое повторение (1 ч.) | ||||||
34 | Место и роль Средневековья в мировой истории. Урок итогового контроля. | 1 |
Обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса «История Средних веков». |
Календарно-тематическое планирование по истории России ЦЕЛИ КУРСА: 1. формировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; 2. формировать у учащихся гражданские и патриотические качества; 3. формировать личностное отношение к истории своей страны и желание самостоятельно искать и расширять знания по истории своей Родины. Задачи курса: формировать у учащихся — умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, раскрыть содержание иллюстраций; — умения сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различие; — умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; — умения спорить и отстаивать свои взгляды; — умения анализировать исторический источник; — умения оперировать историческими датами; — умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов. Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник «История России. С древнейших времён до конца XVI века», 6 класс, авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение», 2011год.
- Учебные карты по истории России.
- Рабочая тетрадь на печатной основе А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России древнейших времён» для 6 класса (тетради использую сама для подготовки и проведения уроков).
- Поурочные разработки по истории России (с древнейших времён до конца XVI века), Б.Н. Серов, К.А. Соловьёв
Тематическое планирование:
Дата проведения | № уро-ка п/п | Тема урока, раздела | Основные вопросы и понятия |
1. |
Введение. Что изучает история Отечества. | История России – часть всемирной истории. Исторические источники по истории нашей Родины. | |
2. 3. |
Тема 1 .Восточные славяне. Восточные славяне: быт, верования. Соседи восточных славян. |
Древние люди на территории страны. Занятия и образ жизни людей. Происхождение Восточных славян. Племена и их расселение. Занятия, быт, верования. Взаимоотношения с соседними племенами. Понятия: присваивающее хозяйство, пашенное земледелие, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество. | |
4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Правление сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Культура и быт Древней Руси. |
Образование государства у восточных славян. Совершенствование ремесла, торговли, земледелия. Киев и Новгород – центральные города. Первые русские князья. Полюдье. Крещение Руси. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда». Политический строй. Любческий съезд. Культура Руси. Быт и жизнь древнерусского населения. Понятия: Государство, дружина, бояре, митрополит, вотчина, смерд, закуп, холоп, усобица былина, патриотизм. | |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII в. Тест «Правление первых русских князей». Раздробление Древнерусского государства. Правление князей в северо-восточных землях. Галицко-Волынская земля. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIIIв. Урок повторения и проверки знаний. |
Причины раздробленности государства и их последствия. Главные политические центры Руси. Нашествие монголо-татар. Борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Борьба русских земель с западными завоевателями. Невская битва. Ледовое побоище. Отношения Руси и Золотой Орды. Присоединение русских земель к Литве. Культура Руси. Понятия: удел, посадник, баскак, ордынский выход, ярлык. | |
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. |
Тема 4.Образование единого Русского государства. Причины и предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Москва-центр борьбы с ордынским игом. Московское княжество и его соседи в к.XIV – середине XVI в. Создание единого русского государства. Церковь и государство. Культура и быт в XIV – начале XVI в. Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI в. |
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение. Образование русской, украинской, белорусской народностей. Единое русское государство. Вотчинное и церковное землевладение. Феодально-крестьянская система. Церковь и княжеская власть. Развитие русской культуры. Понятия: боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, поместье, помещик, служивые люди, Юрьев день, крестьяне (частновладельческие – дворцовые – черносошные), тягло, народность, ересь. | |
27. 28. 29. 30. 31. 32. |
Тема 5.Московское государство в XVI в. Тест «Становление Московского княжества». Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Культура и быт в XVI в. Культура и быт в XVI в. Урок повторения. |
Правление Ивана IV. Реформы Избранной рады. Земские соборы. Внешняя политика. Покорение Ермаком Западной Сибири. Опричнина (причины, итог). Культура: быт и нравы. Понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, дворяне, казачество, стрелецкое войско, заповедные лета, церковный собор. | |
33. 34. |
Итоговая контрольная работа «Русь Московская». Итоговое повторение «Общие черты и особенное в развитии средневековой Руси и стран Западной Европы». |
Общие черты и различия в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
Пояснительная записка
Класс – 6.
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение.
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».
Задача курса: показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.
Цели курса:
-
сформировать целостное представление об истории Средних Веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
-
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
-
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
-
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина.
Основные умения:
-
связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
-
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
-
сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
-
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
-
полемизировать и отстаивать свои взгляды;
-
самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
-
работать с исторической картой;
-
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Учебно-методическое обеспечение:
-
Учебник «История средних веков», Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «М., «Просвещение» 2011г.
-
Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского на печатной основе. Авт. Е.А. Крючкова
-
Тесты по истории средних веков авт. М.Ю. Брант, Москва, «Дрофа», 2002г.
-
Учебные карты по истории средних веков.
Система контроля: входной мониторинг; проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа.
№ |
Дата проведения |
Тема урока |
Кол- во часов |
Цели и задачи урока |
Основные факты, понятия, проблемы |
Домашнее задание |
1 |
|
Введение в историю Средних веков. |
1 |
Установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем, показать преемственность в развитии мировой истории, рассмотреть средневековье как период всемирной истории. |
Средние века, средневековая цивилизация. |
Введение. На линии времени, обозначить на ней периоды средневековья. |
Раздел 1. Раннее Средневековье (14 ч.) Тема 1. Западная и Центральная Европа в 5-11 вв. (9 ч.) |
||||||
2 |
|
Древние германцы и Римская империя. |
1 |
Рассмотреть процесс образования германских королевств, формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации информации. |
Великое переселение народов. |
§ 1. задание 5, стр. 17. |
3 |
|
Образование государства у франков. |
1 |
Сформировать представление об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании королевства франков, формировать умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений. |
Династия Меровингов, Франкское государство, Салическая правда. |
§2, стр.22, задание к пункту 4. |
4 |
|
Завоевания Карла Великого. Распад Франкской империи. |
1 |
Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Мартелла и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Развивать понятийное мышление. |
Усобицы, магнат, бенефиций, феод. |
§3, определения выписать. |
5 |
|
Христианская церковь и королевство франков 6-8 вв. |
1 |
Расширить знания о христианской Церкви в эпоху Средневековья за счет формирования образных представлений, усвоения новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. |
Каролинги, лангобарды, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден. |
§ 2. изучить. |
6 |
|
Феодальная раздробленность. |
1 |
Сформировать обобщенное представление о значительном влиянии внешних угроз на внутреннее развитие государств Западной Европы, в данном случае — на процессы феодализации. Развивать у учащихся общеучебные умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения. |
Домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение. |
§3, нарисовать феодальную лестницу. |
7 |
|
Западная Европа в 9 – 11 веках. |
1 |
Рассмотреть положение стран Западной Европы в Раннее Средневековье. |
Рыцарство, король Артур. |
§4, изучить. |
8 |
|
Образование славянских государств. |
1 |
Выделить причины развития и образования славянских государств в Раннее Средневековье. |
Викинги, норманны, саги, руны. |
§8. Работа с картой. |
9 |
|
Культура Западной и Центральной Европы. |
1 |
Формирование яркого, целостного представления о раннесредневековой культуре как результате сложного взаимодействия античных и варварских начал, о фундаментальной роли этого периода в истории европейской культуры. |
Античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возрождение», анналы. |
§5, таблица. |
10 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная и Центральная Европа в раннее Средневековье». |
1 |
Развивать навыки самостоятельной работы и работы в паре, рассмотреть основные моменты истории стран Европы в Раннее Средневековье. |
Средние века, династии, королевства, феодальная лестница. |
|
Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток 6-11 вв. (5 ч.) |
||||||
11 |
|
Византийская империя при Юстиниане. |
1 |
Определить место Византии в истории раннесредневековой Европы. |
Василевс, торговый путь из «варяг в греки |
§6, вопрос 6 письменно. |
12 |
|
Культура Византии. |
1 |
Рассмотреть культурное развитие Византии в 6-11 веках и её влияние на культуру Европейскую. |
базилика, канон, фреска, неф, алтарь, икона, крестово-купольный храм, иконоборцы, глаголица, кириллица |
§7, таблица. |
13 |
|
Возникновение ислама и объединение арабов. |
1 |
Понять, какие изменения произошли у арабов с принятием ислама, уяснить, в чем причины появления ислама. Продолжить формирование навыков работы с историческими картами. |
Бедуин, хиджра, ислам, мечеть, минарет, Коран, Сунна, шариат |
§9, вопросы после параграфа. |
14 |
|
Культура стран Арабского халифата. |
1 |
Усвоить основные события истории Халифата и этапы развития ислама. Выявить причины быстрого расцвета исламской культуры и показать ее выдающиеся достижения. Развивать умение работать с историческими картами. |
Халиф, халифат, шииты, сунниты, имам, эмир. |
§10, таблица. |
15 |
|
Раннее Средневековье. Урок рубежного контроля. |
1 |
Сделать необходимые выводы о развитии Западной, Центральной Европы и Византийской империи и Ближнего Востока в 5-11 вв. |
Феодализм, империя, халифат, Византия. |
|
Раздел 2. Расцвет Средневековья (19ч.) Тема 3. Средневековое европейское общество (4 ч.) |
||||||
16 |
|
Крестьяне и феодалы. |
1 |
Раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока. сформировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе. Сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями. |
Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальная лестница, пэр сеньория, лично зависимые крестьяне, Рыцарь, «Божий мир», турнир, герб, средневековый замок, куртуазность. |
§11, 12, вопросы устно. |
17 |
|
Средневековый город и его обитатели. |
1 |
Сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья. Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения и самоконтроля. сформировать представление о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить работу над формированием понятийного мышления. |
Бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр, городская республика, мастер, подмастерье, цехи, братства, гильдии, ярмарка, меняла, банк, шедевр. |
§13,14, определения выписать. |
18 |
|
Церковь и духовенство. Борьба церкви с еретиками. |
1 |
Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви. Показать причины широкого распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжать формирование общеучебных и предметных умений |
Таинства, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, Клюнийская реформа, отлучение от Церкви, «хождение в Каноссу», конклав. «Наместник Христа», альбигойцы, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы. |
§15, вопрос 7 письменно. |
19 |
|
Крестовые походы. Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий. сформировать целостное представление о военно-религиозном движении — Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения. |
Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены. |
§16. Работа с картой. |
Тема 4. Государства Европы в 12-15 вв. (9 ч.) |
||||||
20 |
|
Франция накануне Столетней войны. |
1 |
Сформировать представление у учащихся о складывании экономических, политических и социальных предпосылок объединения Франции; содействовать пониманию причин и особенностей учреждения Генеральных штатов. Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля. |
Судебная процедура, третье сословие, Генеральные штаты, сословная монархия. |
§17. Вопросы. |
21 |
|
Англия накануне Столетней войны. |
1 |
Показать этапы развития Англии и обстоятельства, способствовавшие сначала укреплению королевской власти, а затем объединению общества против короля, образованию парламента. Показать историческую роль Великой хартии вольностей и образования парламента. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения. |
Шериф, графства, парламент, сословное представительство. |
§18, вопрос 6 письменно. |
22 |
|
Столетняя война 1337-1453 гг. |
1 |
Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории; показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа; сформировать у учащихся яркий образ Жанны д’Арк. |
Арбалет, тактика, национальная независимость. |
§19, таблица. |
23 |
|
Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны. |
1 |
Рассмотреть причины, ход, итоги крестьянских восстаний, сравнить положение крестьян в Англии и Франции. |
Крестьянские движения. |
§20, сравнительная таблица. |
24 |
|
Образование централизованных государств в Западной Европе. |
1 |
Путем анализа и сравнения исторического пути Франции, Англии, раскрыть трудности и особенности завершения объединения и начала централизации системы управления в европейских государствах. |
Централизация, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династическая уния. |
§21.Правителей выписать. |
25 |
|
Государства Южной и Центральной Европы. |
1 |
Рассмотреть процесс централизации на Пиренейском полуострове и в Германии. |
«Золотая булла». Реконкиста. |
§22,23,24. Изучить. |
26 |
|
Гуситское движение в Чехии. |
1 |
Сформировать у учащихся обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в ХIV—ХV вв. Продолжать формирование понятийного аппарата, общеучебных умений наблюдения, слушания, классификации и обобщения. |
Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные. |
§25, понятия выписать. |
27 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Европа в 12 – 15 вв.». |
1 |
|
|
Опережающее задание: сообщения о культуре Европы 11-15 вв. |
28 |
|
Культура Западной Европы в 11-15 вв. |
1 |
Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразии европейской культуры ХI—ХIII вв. На основе знаний о предыдущем периоде Средневековья систематизировать вновь приобретенные знания. Сформировать обобщенное представление о расцвете средневековой архитектуры и изобразительного искусства в ХI—ХIII вв. Развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть в частном общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями. |
Рационализм, схоластика, логика, коллегия, томизм. Романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, аркбутаны, капитель. Личность, портрет, линейная перспектива, инкунабула, Возрождение, гуманист. |
§27-30. таблица. |
Тема 5. Восток и Америка в Средние века. (5 ч.) |
||||||
29 |
|
Османская империя. |
1 |
Сформировать у учащихся на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей и закономерностей системное понимание событий, связанных с падением Византии и усилением Османской империи |
Османы, янычары, султан, церковная уния. |
§26, изучить |
30 |
|
Индия в Средние века. |
1 |
Сформировать систему представлений о средневековой Индии. Продолжать формирование учебной деятельности школьников. |
Раджа, каста, варна, пещерные храмы. |
§32, работа с картой. |
31 |
|
Китай в Средние века. |
1 |
Сформировать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о Китае. |
Крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж. |
§31, вопрос 5 письменно. |
32 |
|
Доколумбовая Америка. |
1 |
Сформировать обобщенное представление о жизни народов доколумбовой Америки. |
Майя, ацтеки, инки, чибча-муиски, кипу. |
§33. Изучить. |
33 |
|
Расцвет Средневековья. Урок рубежного контроля. |
1 |
Сделать необходимые выводы о развитии Средневекового европейского общества в Расцвет Средневековья, а также оценить развитие Востока и Америки в Средние века. |
Цивилизация, роль средневековья в истории человечества. |
|
Итоговое повторение (1 ч.) |
||||||
34 |
|
Место и роль Средневековья в мировой истории. Урок итогового контроля. |
1 |
Обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса «История Средних веков». |
|
|
Календарно-тематическое планирование по истории России
ЦЕЛИ КУРСА:
-
формировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
-
формировать у учащихся гражданские и патриотические качества;
-
формировать личностное отношение к истории своей страны и желание самостоятельно искать и расширять знания по истории своей Родины.
Задачи курса: формировать у учащихся
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, раскрыть содержание иллюстраций;
- умения сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различие;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Учебно-методическое обеспечение:
-
Учебник «История России. С древнейших времён до конца XVI века», 6 класс, авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение», 2011год.
-
Учебные карты по истории России.
-
Рабочая тетрадь на печатной основе А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России древнейших времён» для 6 класса (тетради использую сама для подготовки и проведения уроков).
-
Поурочные разработки по истории России (с древнейших времён до конца XVI века), Б.Н. Серов, К.А. Соловьёв
Система контроля:
-
Тестирование по темам;
-
Проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа, словарные и хронологические диктанты.
-
Игровые викторины по большим темам.
Тематическое планирование:
Дата проведения |
№ уро-ка п/п |
Тема урока, раздела |
Основные вопросы и понятия |
|
1. |
Введение. Что изучает история Отечества. |
История России – часть всемирной истории. Исторические источники по истории нашей Родины. |
|
2. 3. |
Тема 1 . Восточные славяне. Восточные славяне: быт, верования. Соседи восточных славян. |
Древние люди на территории страны. Занятия и образ жизни людей. Происхождение Восточных славян. Племена и их расселение. Занятия, быт, верования. Взаимоотношения с соседними племенами. Понятия: присваивающее хозяйство, пашенное земледелие, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество. |
|
4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Правление сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Культура и быт Древней Руси. |
Образование государства у восточных славян. Совершенствование ремесла, торговли, земледелия. Киев и Новгород – центральные города. Первые русские князья. Полюдье. Крещение Руси. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда». Политический строй. Любческий съезд. Культура Руси. Быт и жизнь древнерусского населения. Понятия: Государство, дружина, бояре, митрополит, вотчина, смерд, закуп, холоп, усобица былина, патриотизм. |
|
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII в.
Тест «Правление первых русских князей». Раздробление Древнерусского государства. Правление князей в северо-восточных землях. Галицко-Волынская земля. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIIIв. Урок повторения и проверки знаний. |
Причины раздробленности государства и их последствия. Главные политические центры Руси. Нашествие монголо-татар. Борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Борьба русских земель с западными завоевателями. Невская битва. Ледовое побоище. Отношения Руси и Золотой Орды. Присоединение русских земель к Литве. Культура Руси. Понятия: удел, посадник, баскак, ордынский выход, ярлык. |
|
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. |
Тема 4. Образование единого Русского государства. Причины и предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Москва-центр борьбы с ордынским игом. Московское княжество и его соседи в к.XIV – середине XVI в. Создание единого русского государства. Церковь и государство. Культура и быт в XIV – начале XVI в. Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI в. |
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение. Образование русской, украинской, белорусской народностей. Единое русское государство. Вотчинное и церковное землевладение. Феодально-крестьянская система. Церковь и княжеская власть. Развитие русской культуры. Понятия: боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, поместье, помещик, служивые люди, Юрьев день, крестьяне (частновладельческие – дворцовые – черносошные), тягло, народность, ересь. |
|
27. 28. 29. 30. 31. 32. |
Тема 5. Московское государство в XVI в.
Тест «Становление Московского княжества». Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Культура и быт в XVI в. Культура и быт в XVI в. Урок повторения. |
Правление Ивана IV. Реформы Избранной рады. Земские соборы. Внешняя политика. Покорение Ермаком Западной Сибири. Опричнина (причины, итог). Культура: быт и нравы. Понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, дворяне, казачество, стрелецкое войско, заповедные лета, церковный собор. |
|
33. 34. |
Итоговая контрольная работа «Русь Московская». Итоговое повторение «Общие черты и особенное в развитии средневековой Руси и стран Западной Европы». |
Общие черты и различия в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»