Учители письма и слова
Звучит музыка.
Ведущий: Русский язык – это язык русских людей, но кто такие русские? Есть простое определение: «Русские – это те, кто любят Россию».
Русский язык и русские люди – вещи неделимые. Если русский не знает русского языка, он может считаться только потомком русских людей, поэтому «русским мало родиться, русским надо стать», как писал Ф.М.Достоевский.
Для России XIX века «русский» и «православный» - понятия идентичные. Иначе нельзя: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И слово было Бог…» православие – не только национальная религия. Это ядро русской культуры. И одним из его важных моментов является бережное отношение к Слову.
Русский язык – это река. Он течет во времени и пополняется за счет различных свежих потоков. Он суть бытия и сознания русского человека, русской души, разгадать которую пытаются многие. В наших с вами силах сохранить это сокровище в книгах и речи.
Чтец: Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
звучат лишь Письмен.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
/И.Бунин/
Во время произнесения последних строк ученик открывает надпись:
«Умейте же беречь…
Наш дар бессмертный – речь».
Ведущий: Сегодня нашу встречу мы посвящаем Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже более ста лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года. Центрами празднования в разные годы были города: Мурманск, Вологда, Новгород, Смоленск, Москва, Белгород, Псков. Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты.
Чтец: Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли …
Во время произнесения последних строк ученик открывает надпись:
«Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…»
Ведущий: Я предлагаю вам совершить путешествие по страницам нашего литературного журнала.
Выступление ученицы, которая читает отрывки из сочинения «Учители письма и слова» Панфиловой Екатерины, ученицы 11 класса
Ученица: «… В городе Солуни, в Македонии, жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией… У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином…».
Меньшого звали Константином.
Он с детства тяготел к наукам.
Играть с детьми – такая скука!
За то считался нелюдимым.
«Будучи семи лет, Константин видел сон, который и рассказал своим родителям.
- Снилось мне, - говорил Константин, - что воевода собрал всех девиц города и сказал мне: выбери себе одну из них в невесты. Я осмотрел и избрал красивейшую из них с светлым лицом … по имени Софья. Поняли родители, что Господь дает отроку девицу Софию, т.е. премудрость Божью…»
И к Господу он обращаясь,
Просил премудрости и знаний,
В учении нашел призванье,
К житейскому не прилепляясь…
«Какая же это жизнь, что радость непременно вызывает печаль? С этого дня пойду другим путем, лучшим этого, чтобы можно мне было избежать житейской суеты».
/Преподобный равноапостольный Кирилл/
Мефодий – брат, наставник, друг,
Он бросил все. За младшим вслед
Пошел, не видя тьмы вокруг,
Рассеивая злобный бред.
Столкнувшись с уграми – волками,
Святые страх в душе не чая,
Господним словом привечая,
Волков размыли облаками…
Волки задумались: «Вы правы!
И Ваш Господь неоспорим.
Мы прекратим свои расправы
И Вас богато одарим!»
И Константин тогда ответил:
«Не надобно уж нам даров!
Не нужен нам и ваш покров:
Свободы небосвод нам светел!»
Но если словом можно «жечь
Сердца людей», чтоб сделать чище
Их разум, душу, уберечь
От ада пламени, игрища,
Чтоб не развеялось вмиг Слово,
Его бы лучше написать,
Придумать буквы, чтобы снова
И снова было, что сказать.
Вот братья принялись за дело –
Аз, Буки, Веди – ЕСТЬ ДОБРО.
И слово первое несмело
- Небесный луч на руку светит! –
ГЛАГОЛЬ! В молчанье – серебро!
Вот – первые ученики
Выводят мысли вдохновенно,
Темницам, стражам вопреки
Работают самозабвенно…
«Бог наш как пучина морская – безмерной широты и глубины, непостижим человеческим умом и неизъясним человеческими словами… В эту пучину входят многие… те из них, которые сильны умом и приобрели помощь самого Господа, безопасно плавают по морю, те же, которые умом слабы и по своему самомнению желают переплыть эту пучину в дырявых кораблях, тонут, впадая в ереси и заблуждения, или с трудом остаются на одном месте, волнуясь неизвестностью и сомнениями».
/Проповедь Преподобного равноапостольного Кирилла/
А жизнь вокруг кипела морем
Скорбей, болезней выл поток –
И вышел Константина срок.
Он умер. Боже! Горе! Горе!
К себе Господь раба призвал.
Но на земле по нем страдали,
С почетом, славой погребали
И в книги – выше всех похвал –
Вписали имя киноварью.
(Кирилл по схиме назван был,
И труд – кириллицей прослыл).
Не человек – земной и тварный,
Но вол, упавший в борозде,
Внезапно пахоту прервавший,
Служенье брату завещавший:
Нести свет азбуки везде.
Пришел Мефодия черед,
Сказал он: «Господи, в руце
Твои я дух мой предаю».
О смерти знал он наперед.
Измученный – и он в раю!
«Отпевание совершали по-латыни, гречески и СЛАВЯНСКИ… За погребением собралось великое множество народа. Тут были и мужчины, и женщины, и большие, и малые, и богатые, и бедные, свободные и рабы, вдовы и сироты, странники и туземцы, больные и здоровые. Все провожали со слезами такого доброго учителя, бывшего для всех всем …»
Раздается колокольный звон.
Чтец: По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все хором: Мы – славяне!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие.
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле кто вы?
Все хором: Мы – славяне!
Ведущий: А теперь я предлагаю вам совершить путешествие в славянскую школу и посмотреть, чему и как обучали наших предшественников.
Чтец: В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь…
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинный».
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамтота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам пологалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Ведущий: А вот чему же учили наших предшественников… Давайте посмотрим фильм.
Учащиеся смотрят отрывки из фильма «Глаголь добро…»
(видеокассета «Из истории славянской письменности»)
Ведущий: Давайте мы тоже вспомним, какие мудрые изречения об учении вы знаете.
Ведущий: Любящие родители, для того чтобы их дети быстрее выучили буквы, предлагали своим чадам книжки, где к каждой букве было написано стихотворение. Давайте мы тоже вспомним свое детство и почитаем страницы из детской азбуки.
Учащиеся называют букву и читают стихотворение.
Звучит музыка.
Чтец: В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
И про то, как люди жили,
Как татарам дань платили,
О нашествии Батыя
Написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
Ведущий: И память веков теперь не рассеивалась, навечно ложилась в летописях, глаголивших о происшедшем…
Чтец 1 (читает летопись): В лето 6545. Заложил Ярослав город великий, у того же города Злотые ворота; заложил же и церковь святой Софии… И стала при нем вера христианская расширяться…
Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих. И переводили они с греческого на славянский язык. Исписали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал да засеял, иные же пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и Ярослав. Отец его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Ярослав же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное.
Чтец 2 (перехватывает летопись): Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость… Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся.
Чтец 1: Семья Ярослава Мудрого жила не в самом Киеве, а за городом, в утопающем в садах Берестове. В просторном деревянном дворце взрослели дочери князя. Средняя, Анна, рано научилась плавать, ездить верхом, ловить рыбу, охотиться. Особенно нравилась ей псовая охота. Девочка рано научилась читать и болтать на родном языке своей матери – норвежской принцессы Ингигерды. Анна, знавшая и греческий, и латынь, имела доступ в роскошную библиотеку отца.
Чтец 2: Ее сестры-красавицы были выданы замуж: Елизавета – за норвежского принца, Анастасия – за венгерского короля. На свадебном пиру Анна веселилась вместе со всеми и думала, что настанет такой день и для нее явится прекрасный принц и поведет ее к венцу… Будто угадывая ее мысли, княгиня Ингигерда шептала: «Скоро, скоро и ты, моя златокудрая, найдешь свое счастье».
Звучит музыка.
Ярославна: Сколько смысла в старинных словах!
Сколько с ними забыто напрасно.
Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!» -
Как свечу засвечу в головах.
Что за чудо – и молвить, и речь,
Но откуда такое? Откуда?
Я опять говорю, говорю
И невольно добрею, теплею.
Не ругаю, о нет! А корю.
Не люблю. Еще больше жалею.
/В.Творогова/
Чтец 1: Сваты приезжали отовсюду, но князь Ярослав отказывал им.
Ярославна: Да и сама Анна не спешила расстаться со своей привольной жизнью: книги, охота, верховая езда заполняли все ее время. Слух о ее красоте разнесся по всей Европе, повсюду знали, как она богата, умна и образованна.
Чтец 2: В те годы умерла жена короля Франции Генриха I. Он был уже не молод, у него не было детей. Его привлекли рассказы об огромном приданом русской княжны, потому что сам он был чудовищно беден. Король послал в Киев сватов. Ярослав не стал их слушать.
Чтец 1: Прошло два года. Генрих снова послал сватов к Анне. Красноречивые епископы уговорили Ярослава Мудрого. Так решилась судьба Анны. Ее согласия никто не спрашивал…
Звучит музыка
Ярославна: Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно разящей стрелой отпустить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь!
Чтец 2: Анна сама вышла к французским послам и свободно изъяснялась по латыни. Слышавший ее герцог Гуго де Шони был поражен, но в еще большее восхищение его привело приданое княжны.
Чтец 1: Это было целое состояние! Несколько крытых повозок с сундуками, набитыми золотой и серебряной посудой, драгоценным оружием, мехами, шелками, бархатом!
Чтец 2: Это приданое потрясло разумы всех европейских королей. Летописцы свидетельствуют, что Генрих I заложил основы процветания Франции именно благодаря русскому золоту.
Чтец 1: Еще везла Анна свору борзых собак для охоты. А в сундучке с личными вещами Анны лежала книга, с которой она никогда не расставалась. Это было Евангелие, написанное от руки киевскими писцами.
Чтец 2: Двигались медленно. Когда достигли Франции, Анну поразила бедность державы. Жалкие и грязные лачуги крестьян, нищие рыцарские замки, состоящие подчас из одной башни. И сами рыцари и бароны, которые вечно пахли потом и конским навозом, безобразно объедались на пирах, рыгали и чавкали, - все это привело Анну в ужас.
Ярославна: Попробуешь слова сличить –
И аж мороз идет по коже!
Недаром «мучить» и «учить»
Звучат извечно так похоже.
Земля и тля. Вина – вино.
Апрель и прель. Мороз и проседь…
Все это будет не одно, но
От другого не отбросить!
Березка – розга. Лик и лак,
Увечить и увековечить…
Неужто это просто так,
Одна случайность – чет и нечет?
/Л.Мартынов/
Чтец 1: В апреле 1051 года Анна впервые въехала в Париж. Город удивил ее грязью. Нечистоты не вывозили далеко за город, как это было принято в Киеве, а вываливали тут же, у городских стен. Каменный дворец короля был темным, тесным, приземистым и сырым. Оказалось, что во дворце не было бани, и о ней даже никто не слышал. Здесь мылись редко, кое-как плескаясь в тазах. А ведь Париж и в те годы был столицей. Париж был центром страны.
Чтец 2: 19 мая 1051 года состоялась свадьба Анны Ярославны с Генрихом I. Когда молодоженам дали расписаться в брачных документах, король Франции против своей фамилии поставил крестик, потому что он был неграмотным. Анна же поставил свою подпись на русском и латинском языках.
Ярославна: Потрясенная Анна писала отцу в Киев: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».
Чтец 1: Несчастная княжна не встретила ни у одного из своих подданных ни одной книги, даже молитвенника. Первой библиотекой Франции стали ее личные книги.
Чтец 2: Когда в 1059 году в Реймсе короновался семилетний сын Анны Филипп, то присягал народу и стране он на Евангелии, привезенном из Киева матерью.
Чтец 1: Евангелие тогда назвали Реймским. Восемь веков французские короли произносили над ним торжественные клятвы…
Чтец 2: Анна построила церковь и монастырь, открыла первую в Европе школу для девочек. Она свято выполняла свои обязанности королевы, матери и жены. Как-то Папа Римский написал ей в письме: «Восхитительная дева, вы выполняете свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».
Чтец 1: На государственных документах почти тысячелетней давности сохранилась подпись: «Регина Анна, мать Филиппа».
Звучит музыка
Ведущий: Человек живет, увы, не вечно:
Время, словно ядра, рвет сердца.
Слово ж, даже малое словечко,
Смертного не ведает конца.
Речь – как речка. Но она живая,
Всей душой, со всею болью ран,
Всех времен хребты одолевая,
Долетает сквозь эпох туман.
Плоти слова не коснется тленье,
Никаким не сжечь его огнем.
В нем твое спасенье. Воскресенье.
И твое бессмертье – тоже в нем.
/Н.Браун/
1 чтец: Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
/А.Ахматова/
2 чтец: Есть речь, как ветерок степной,
Есть речь, как моря глубина,
Есть речь, как дождик проливной,
Когда восходят семена,
Как родниковые ключи,
А то и как свинцовый град –
По темени стучит, стучит,
Да так, что жизни ты не рад!
/А.Марков/
1 чтец: Священное уменье говорить.
Произносить слова и строить фразу –
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь!
Приставка. Окончание. Основа.
Вождь длань простер вперед:
ему увлечь
Дано людей в огонь – он знает слово!
И принятое в множество голов,
Оно свое вершит упрямо дело.
Я знаю: люди состоят из слов,
Которые им внутрь вошли и тело!
/Е.Винокуров/
2 чтец: И слово движет. И земля горит!
И в небо вилы вздеты! Тьма багрова.
Могильный холм учеными разбит:
Сосуд потерли, и сверкнуло слово.
И стало жить. Его нельзя назад.
Не воробей! Пошло гулять по свету!
А есть слова – по ним глаза скользят.
Стручки пустые. В них горошин нету.
3 чтец: Когда бы вдруг ученые смогли
Понятье расщепить, как ныне атом,
Тогда б мы не узнали бы земли –
Земля тогда бы точно стала адом.
Что жизнь? Что смерть? Что холод? Что тепло?
Как зыбко все. Ни доброго, ни злого!
Все рухнуло тогда бы … Погребло
Мир под собой
взорвавшееся слово!
/Е.Винокуров/
Ведущий: С возникновением славянской азбуки успешно начала развиваться славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга. Для того, чтобы знания стали достоянием народа, потребовалось изобретение книгопечатания. Поэтому еще одно имя мы не можем не вспомнить, говоря об отечественной культуре.
Чтец 1: Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей тебя на полке. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты откроешь ее: потрогаешь пальцами гладкий корешок, спросишь: откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли?
Чтец 2: Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем полнее раскрывается перед нами величие его творческого дерзания. Мы восхищаемся человеческим мужеством мастера и разносторонностью его дарований. Великий энциклопедист-просветитель, талантливый литератор и педагог, крупный инженер-изобретатель, человек могучей воли и острого ума – таким остается в нашей памяти Иван Федоров. Именно ему довелось «печатание небывалое обновить».
Предлагаем вам посмотреть инсценировку отрывка из книги П.Березова «Первопечатник Иван Федоров». Царь Иван Васильевич держит совет с боярами. Рядом с царем находится князь Андрей Курбский, один из самых образованных людей своего времени.
Звучит музыка.
Царь: Есть ли новости о мастерах искусных, о которых велел я вам, бояре, иметь попечение?
1 боярин: Шлет известие и бьет челом иноземец Ганс Шлитте, коего ты, великий государь, послал в его немецкие земли с поручением.
Царь: Велел я ему привезти в Москву некоторых ученых людей, хорошо осведомленных в науках, а также некоторых искусных ремесленников. Так о чем же он челобитие пишет?
1 боярин: Он задержан в Любике ливонскими рыцарями.
Царь (в гневе): Как они смеют мешать нам! Доколе мы будем терпеть их козни и коварство?
Курбский (тревожно): А люди, люди, которые с немцем вместе были?
1 боярин: Разбежались те люди.
Макарий: Жалости сие достойно.
Царь: И особливо жаль, что не приехал к нам мастер печатного дела.
Курбский: И то, государь.
2 боярин: Не сокрушайся, велики государь. Не приехал печатник – горе невеликое. Я вот и грамоты не ведаю, а знатен и богат! Непригоже нам, православным, перенимать от еретиков иноземных сие новшество.
3 боярин: Непригоже, батюшка, непригоже. Не должно соблазняться мудрствованием иноземным. От лукавого сие.
2 боярин: Остерегаться надобно. Иначе и веру свою православную утратим, и в полон к нехристям попадем.
Курбский: Неладно молвите, бояре. Веру правславную терять нам не можно, а вот мастерство доброе перенять, ради пользы нашей, было бы нам потребно.
Царь: А коли не приехали сюда ремесленники из немецкой земли, так ведь и наши люди мастера изрядные. Не пустили к нам иноземного печатника – своего мастера сыщем. (К метрополиту) О ком ты, владыка, давеча говорить изволил?
Макарий: Ивашка, сын Федоров, в храме Николы Гостунского дьякон, дерзостное мечтание имеет – книги священные без писцов переписывать.
Курбский: Как без писцов?
Макарий: Сие мне неведомо.
Царь: От Николы, говоришь? Повидать этого дьяка желаю. Пусть покажет нам свое мечтание.
Бояре кланяются подобострастно.
Курбский: Царь Иван Васильевич заинтересовался работой Федорова и поддержал начинания мастера. 19 апреля 1563 года Иван приступил к набору первой страницы печатной книги. Через год книга «Апостол» вышла в свет. Она радовала глаз аккуратным и четким шрифтом, красивыми буквицами, изящными заставками. За всю жизнь Иван Федоров издал 12 книг. Среди них и «Азбука для детей», и полная славянская Библия. Умер Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 года. На его могилу в Онуфриевском монастыре положили плиту с изображением типографской марки первопечатника. Надпись на плите характеризует уникальность личности мастера: «Друкарь книг, пред тем невиданных».
Ведущий: «Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, она заставляет их возвращаться к истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с настоящим, прошлым и будущим». (Ч.Айтматов).
История культуры продолжает твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможным без тех изобретений, о которых мы сегодня говорили – без букв и книг, с помощью которых человечество обменивается творческим опытом.
Наша встреча подходит к концу. Отдавая дань памяти Кириллу и Мефодию, этим великим просветителям, создавшим славянскую азбуку, давайте закончим наш праздник стихотворением «Старославянский язык»
А все же до жалости редко
Среди почитаемых книг
Мы ищем язык наших предков –
Для нас неудобный язык.
Пуская не во всем он понятен
И мудрым ученым порой.
И белых в нем более пятен,
Чем даже на карте земной, -
Но вслушайтесь в давнюю эту
Эпоху, за каждой строкой
В словах легковесности нету,
Поспешности нет никакой!
Над лунным челом летописца
Татарские кони храпят.
И все ж принимает страница
Не каждое слово подряд:
Когда они слабы и мелки,
Негоже и браться за труд,
Над ним не секундные стрелки.
Смертельные стрелки поют.
И долгий подсказывал опыт,
Что выразить может верней
Коней несмолкаемый топот,
Звон лат, и монет, и церквей.
Набата отверстное горло,
Рев рога и дробь топора
Не наше ленивое «ОРО»,
А старое грозное «РА».
Великих высот достигали
Два слога в звучанье стальном,
Двумя оставаясь слогами
В воинственном слоге одном.
И с краткостью – признаком силы
Слова обретали тогда
Летящую тяжесть секиры,
Спокойную грузность плода…
Да здравствует старославянский!
В нем кровь замешалась и пот!
Густой, непрозрачный и вязкий,
Тяжелый, как сотовый мед!
Как капли его золотые,
Живут и сейчас в языке
Слова налитые, густые –
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале Российской земли.
Звучит музыка.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
К сожалению, отсутствует пояснительная записка, нет ссылок на используемую литературу, отсутствует логотип портала.
Ирина Петровна! Скажите, пожалуйста, почему в заголовке Вашей работы используется форма мн. ч. слова "учитель" "Учители".
С ув. Дулатова Н.И.