Урок русского языка "Средства выразительности в языке. Виды тропов" (10 класс)
Виды тропов.
Подготовка к ЕГЭ. Задание В8.
(Урок русского языка в 10-м классе)
Цели урока:
Образовательные:
• повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
•совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;
• подготовка к сдаче ЕГЭ.
подготовка к сдаче ЕГЭ.
подготовка к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:
• продолжение работы по совершенствованию культуры речи;
продолжение работы по совершенствованию культуры речи;
продолжение работы по совершенствованию культуры речи;
• дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
• развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
• формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Тип урока:обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование:мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Отработка умений и навыков.
5. Проверка знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
— Один очень мудрый человек сказал, что очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. Вот на уроке, как и всегда, мы с вами будем учиться друг у друга, будем шлифовать своё мастерство. Но в чём, как вы думаете? Если тема нашего разговора звучит так: «Средства выразительности в языке. Виды тропов».
— Правильно, цель нашего урока – повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста.совершенствовать навыки анализа художественного текста.
— Запишите число, классная работа и тему урока, и в то же время подумайте, где пригодятся вам полученные знания?
(при написании задания В8 и части С единого государственного экзамена)
III. Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
— Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.— Но вначале мне хочется вспомнить слова С. Есенина из его статьи «Отчее слово» (слайд), где поэт проникновенно говорит о том, что слово подлинных писателей протянуто «от тверди к вселенной»: «Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Н. А. Клюев: «В затонах тишины созвучьям ставит сеть». Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду».
(слайд) По образному выражению другого самобытного поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».
— Как вы думаете, в чём смысл этих слов?
(одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности)
— Подтвердите примерами из текста А. П. Чехова, что (слайд) «каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова».
О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
— Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка исключительно богат и разнообразен. Тропы и стилистические фигуры призваны украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной, такой, от ласки которой может закружиться голова.
IV. Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
— Теперь обратимся к справочному материалу и вспомним, что наряду с лексическими и стилистическими синонимами и антонимами есть контекстные. (слайд)
Сообщение учащегося 1.
Контекстуальные синонимы и антонимы (индивидуальные, авторские). Они сближаются своими значениями только в условиях контекста. Сравните:
-лексические антонимы: Ложь бывает доброй или злой, сердобольной или беспощадной.
— контекстные антонимы: Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной.Упоительной и безотрадной.
Упражнение 1 (распечатка): Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
1) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
2) …всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
(слайд)
Проверьте себя:
1) Антонимы:
Антонимы:
Антонимы:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
2) Синонимы:
Синонимы:
Синонимы:
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
— Выставите себе оценку:
«5» — 0 ошибок
«4» — 1 ошибка
«3» — 2 ошибки
— Какое средство художественной выразительности используется наряду с синонимами во втором тексте? (сравнение) (слайд)
Сообщение учащегося 2.
Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции. За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, мастера неожиданных сравнений. Вот как описана в начале «Мёртвых душ» гостиница, в которой остановился Чичиков: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».
Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
звёзды(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
солнце(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
жизнь(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
любовь(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
радость(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
Возможные ответы:
Небо как голубое покрывало Вселенной, хрустальный купол
Звёзды как горошины, бриллианты, плевочки
Солнце как огненный шар
Жизнь как необъятный океан, непрочитанная книга
Любовь как сон, цветущая яблоня
Радость как летящие по воздуху звуки музыки, разноцветные воздушные шары
(слайд) Сообщение учащегося 3.
Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (от греческого – перенесение), когда свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом, предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». (слайд) Большой мастер создания метафор был С. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор – это «В саду горит костёр рябины красной,/Но никого не может он согреть…».
Но никого не может он согреть…».
«В саду горит костёр рябины красной,/Но никого не может он согреть…».
Упражнение 3(слайд): Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.
Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.
Возможный вариант ответа:
Город – огромное чудовище.
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубьями тёмных крыш домов. Он плюёт в небо тучами дыма и отдыхивается, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в желудок огромного чудовища, который проглотилнесколько миллионов людей и растирает, пережёвывает их.
Улица – скользкое, алчное течение, по нему куда-то вглубь плывут темные куски пищи города – живые люди.
(слайд) Сообщение учащегося 4.
Возможны и другого рода переносы смысла. Художник может заменить одно слово другим, имеющим с ним причинную связь, т. е. использоватьметонимию (от греческого переименование). Так, в «Евгении Онегине», описывая читательские предпочтения героя, Пушкин заметит: «Однако ж несколько творений/ Он из опалы исключил:/ Певца Гяура и Жуана/ Да с ним ещё два — три романа». Имя Байрона легко восстанавливается по упоминанию героев его произведений.(слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:
(слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:
Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
Название вещества на изделиеиз него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.
из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.
Имя автора на его творения:люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
Название географического пунктана то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
Упражнение 4 (распечатка): Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
а) его ожидали скипетр и золотая мантия(действие на орудие этого действия);
;
б) он снял с полки Бунина (имя автора на его творения);
;
в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно(название вещества на изделиеиз него);
из него);
г) весь зал оглушительно захлопал(название помещения на людей, находящихся там);
;
;
;
, находящихся там);
ия на людей, находящихся там);
д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия);
;
е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка (действие на орудие этого действия.
.
.
.
.
.
.
(слайд) Сообщение учащегося 5.
Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года…» В этом случае мы говорим о перифразе, что буквально обозначает пересказ, замену предмета или явления описанием существенных его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.
Упражнение 5 (распечатка(слайд):Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:
Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:
Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность |
Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Пермесская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады» |
Ответ ( проверяем устно (слайд):
Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность |
Пермесская богиня Седая чародейка Прикованный к скале Титан Потомок викингов отважных Блистающая сталь Спаситель Капитолия Солнце русской поэзии Бессмертный творец «Илиады» Волшебный прибор Левенгука Весна человеческой жизни |
(слайд) Сообщение учащегося 6.
Разновидностью метонимии является синекдоха (от греческого соотнесение).Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
лое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
ми словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
Упражнение 6 (распечатка(слайд): Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
o Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
o Люблю Подмосковье.
Люблю Подмосковье.
Люблю Подмосковье.
o Нам нужна крыша над головой.
Нам нужна крыша над головой.
Нам нужна крыша над головой.
o Сто лет не виделись.
Сто лет не виделись.
Сто лет не виделись.
o Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
o Белеет парус одинокий…
Белеет парус одинокий…
Белеет парус одинокий…
o И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
o Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
o Мы все глядим в Наполеоны.
Мы все глядим в Наполеоны.
Мы все глядим в Наполеоны.
o Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
o Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
o Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Ответ (проверяем устно слайд):
o Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
o Люблю Подмосковье.
Люблю Подмосковье.
Люблю Подмосковье.
x Нам нужна крыша над головой.
Нам нужна крыша над головой.
Нам нужна крыша над головой.
o Сто лет не виделись.
Сто лет не виделись.
Сто лет не виделись.
o Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
o Белеет парус одинокий…
Белеет парус одинокий…
Белеет парус одинокий…
x И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
x Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
o Мы все глядим в Наполеоны.
Мы все глядим в Наполеоны.
Мы все глядим в Наполеоны.
x Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
x Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
x Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
— Ещё раз просмотрите справочный материал (памятки), вспомните все тропы и стилистические фигуры, о которых говорилось не только на прошлых уроках, но и в течение всех лет вашего обучения в школе и выполните задание В8. (слайд)
V. Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверочная работа с последующей проверкой.
— Для этой работы я предлагаю вам отрывок из рассказа Ивана Бунина «Ночь», где автор вновь обращается к мирозданию, к философским вопросам бытия.
— Текст читает учитель.
(1)На даче темно, — час поздний, — и все окрест струится непрерывным журчанием. (2)Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (3)Я думаю — и слушаю, слушаю: хрустальное: журчание, наваждение!
(4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С балкона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну.
(10)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусонной волны, медленно накатившейся где-то внизу на берег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, умирающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, — сиянием несметных жизней, — и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.
Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусонной волны, медленно накатившейся где-то внизу на берег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, умирающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, — сиянием несметных жизней, — и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.
(14)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, которое испытываю всю жизнь, когда мне случается проснуться на ранней заре, — испытал чувство великого счастья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного — и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.
Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, которое испытываю всю жизнь, когда мне случается проснуться на ранней заре, — испытал чувство великого счастья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного — и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.
(И. Бунин)д
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основетекста.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.
В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
Список терминов:
1) эпитеты
эпитеты
эпитеты
2) синонимы
синонимы
синонимы
3) антонимы
антонимы
антонимы
4) метафора
метафора
метафора
5) инверсия
инверсия
инверсия
6) неполные предложения
неполные предложения
неполные предложения
7) обособленные члены
обособленные члены
обособленные члены
8) синтаксический параллелизм
синтаксический параллелизм
синтаксический параллелизм
9) ряды однородных членов
ряды однородных членов
ряды однородных членов
Ответы: 1, 4, 9, 7
— Взаимопроверка. Здесь может быть только «5».
VI. Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
— Обратимся к цели нашего урока (повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста).совершенствовать навыки анализа художественного текста).Обратимся к цели нашего урока (повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста).— Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока? — Какое задание у вас вызвало затруднение?— Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?
— Оцените, пожалуйста, урок при помощи цветных кружочков?
— За работу оценки получают…
VII. Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений) и проанализируйте его с точки зрения использования в нём изобразительно-выразительных средств языка.
Агафонова Наталья Евгеньевна
г. Ульяновск
МБОУ СОШ №42
учитель русского языка и литературы
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 – 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.Г. Гольцова, И. В Шамшин., М. А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2010 - 2011г.
Тема урока: Средства выразительности в языке. Виды тропов.
урок русского языка в 10-м классе
продолжительность урока 40 минут
использование информационных технологий:
мультимедийный проектор, экран, презентация
Средства выразительности в языке.
Виды тропов.
Подготовка к ЕГЭ. Задание В8.
(Урок русского языка в 10-м классе)
Цели урока:
Образовательные:
-
повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
-
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;
-
подготовка к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:
-
продолжение работы по совершенствованию культуры речи;
-
дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
-
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
-
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Отработка умений и навыков.
5. Проверка знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и целей урока.
- Один очень мудрый человек сказал, что очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. Вот на уроке, как и всегда, мы с вами будем учиться друг у друга, будем шлифовать своё мастерство. Но в чём, как вы думаете? Если тема нашего разговора звучит так: «Средства выразительности в языке. Виды тропов».
- Правильно, цель нашего урока – повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста.
- Запишите число, классная работа и тему урока, и в то же время подумайте, где пригодятся вам полученные знания?
(при написании задания В8 и части С единого государственного экзамена)
-
Актуализация опорных знаний.
- Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.
- Но вначале мне хочется вспомнить слова С. Есенина из его статьи «Отчее слово» (слайд), где поэт проникновенно говорит о том, что слово подлинных писателей протянуто «от тверди к вселенной»: «Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Н. А. Клюев: «В затонах тишины созвучьям ставит сеть». Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду».
(слайд) По образному выражению другого самобытного поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».
- Как вы думаете, в чём смысл этих слов?
(одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности)
- Подтвердите примерами из текста А. П. Чехова, что (слайд) «каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова».
О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
- Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка исключительно богат и разнообразен. Тропы и стилистические фигуры призваны украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной, такой, от ласки которой может закружиться голова.
-
Отработка умений и навыков.
- Теперь обратимся к справочному материалу и вспомним, что наряду с лексическими и стилистическими синонимами и антонимами есть контекстные. (слайд)
Сообщение учащегося 1.
Контекстуальные синонимы и антонимы (индивидуальные, авторские). Они сближаются своими значениями только в условиях контекста. Сравните:
-лексические антонимы: Ложь бывает доброй или злой, сердобольной или беспощадной.
- контекстные антонимы: Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной.
Упражнение 1 (распечатка): Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
-
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
-
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
(слайд)
Проверьте себя:
-
Антонимы:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
-
Синонимы:
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
- Выставите себе оценку:
«5» - 0 ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
- Какое средство художественной выразительности используется наряду с синонимами во втором тексте? (сравнение) (слайд)
Сообщение учащегося 2.
Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции. За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, мастера неожиданных сравнений. Вот как описана в начале «Мёртвых душ» гостиница, в которой остановился Чичиков: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».
Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
звёзды(слайд),
солнце(слайд),
жизнь(слайд),
любовь(слайд),
радость(слайд).
Возможные ответы:
Небо как голубое покрывало Вселенной, хрустальный купол
Звёзды как горошины, бриллианты, плевочки
Солнце как огненный шар
Жизнь как необъятный океан, непрочитанная книга
Любовь как сон, цветущая яблоня
Радость как летящие по воздуху звуки музыки, разноцветные воздушные шары
(слайд) Сообщение учащегося 3.
Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (от греческого – перенесение), когда свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом, предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». (слайд) Большой мастер создания метафор был С. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор – это «В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…».
Упражнение 3 (слайд): Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.
Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.
Возможный вариант ответа:
Город – огромное чудовище.
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубьями тёмных крыш домов. Он плюёт в небо тучами дыма и отдыхивается, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в желудок огромного чудовища, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, пережёвывает их.
Улица – скользкое, алчное течение, по нему куда-то вглубь плывут темные куски пищи города – живые люди.
(слайд) Сообщение учащегося 4.
Возможны и другого рода переносы смысла. Художник может заменить одно слово другим, имеющим с ним причинную связь, т. е. использовать метонимию (от греческого переименование). Так, в «Евгении Онегине», описывая читательские предпочтения героя, Пушкин заметит: «Однако ж несколько творений/ Он из опалы исключил:/ Певца Гяура и Жуана/ Да с ним ещё два - три романа». Имя Байрона легко восстанавливается по упоминанию героев его произведений. (слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:
Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.
Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
Упражнение 4 (распечатка): Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
а) его ожидали скипетр и золотая мантия (действие на орудие этого действия);
б) он снял с полки Бунина (имя автора на его творения);
в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно (название вещества на изделие из него);
г) весь зал оглушительно захлопал (название помещения на людей, находящихся там);
д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия);
е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка (действие на орудие этого действия.
(слайд) Сообщение учащегося 5.
Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года…» В этом случае мы говорим о перифразе, что буквально обозначает пересказ, замену предмета или явления описанием существенных его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.
Упражнение 5 (распечатка(слайд): Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:
Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность |
Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Пермесская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады» |
Ответ ( проверяем устно (слайд):
Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность |
Пермесская богиня Седая чародейка Прикованный к скале Титан Потомок викингов отважных Блистающая сталь Спаситель Капитолия Солнце русской поэзии Бессмертный творец «Илиады» Волшебный прибор Левенгука Весна человеческой жизни |
(слайд) Сообщение учащегося 6.
Разновидностью метонимии является синекдоха (от греческого соотнесение). Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
Упражнение 6 (распечатка(слайд): Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
-
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
-
Люблю Подмосковье.
-
Нам нужна крыша над головой.
-
Сто лет не виделись.
-
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
-
Белеет парус одинокий…
-
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
-
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
-
Мы все глядим в Наполеоны.
-
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
-
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
-
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Ответ (проверяем устно слайд):
-
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
-
Люблю Подмосковье.
-
Нам нужна крыша над головой.
-
Сто лет не виделись.
-
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
-
Белеет парус одинокий…
-
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
-
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
-
Мы все глядим в Наполеоны.
-
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
-
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
-
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
- Ещё раз просмотрите справочный материал (памятки), вспомните все тропы и стилистические фигуры, о которых говорилось не только на прошлых уроках, но и в течение всех лет вашего обучения в школе и выполните задание В8. (слайд)
-
Проверка знаний.
Проверочная работа с последующей проверкой.
- Для этой работы я предлагаю вам отрывок из рассказа Ивана Бунина «Ночь», где автор вновь обращается к мирозданию, к философским вопросам бытия.
- Текст читает учитель.
(1)На даче темно, - час поздний, - и все окрест струится непрерывным журчанием. (2)Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (3)Я думаю - и слушаю, слушаю: хрустальное: журчание, наваждение!
(4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С балкона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну.
(10)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусонной волны, медленно накатившейся где-то внизу на берег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, умирающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, - сиянием несметных жизней, - и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.
(14)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, которое испытываю всю жизнь, когда мне случается проснуться на ранней заре, - испытал чувство великого счастья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного - и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.
(И. Бунин)д
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.
В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
Список терминов:
-
эпитеты
-
синонимы
-
антонимы
-
метафора
-
инверсия
-
неполные предложения
-
обособленные члены
-
синтаксический параллелизм
-
ряды однородных членов
Ответы: 1, 4, 9, 7
- Взаимопроверка. Здесь может быть только «5».
-
Рефлексия.
- Обратимся к цели нашего урока (повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста).
- Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?
- Какое задание у вас вызвало затруднение?
- Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?
- Оцените, пожалуйста, урок при помощи цветных кружочков?
- За работу оценки получают…
-
Домашнее задание.
Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений) и проанализируйте его с точки зрения использования в нём изобразительно-выразительных средств языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Презентация к уроку :
27 слайдов
Редактор PowerPoint Presentation
Цель использования презентации:
- актуализация опорных знаний;
- отработка умений и навыков;
- проверка знаний
Карточки – упражнения
Упражнение 1: Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
-
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
-
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо, звёзды, солнце, жизнь, любовь, радость.
Упражнение 3: Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.
Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.
Упражнение 4: Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
а) его ожидали скипетр и золотая мантия;
б) он снял с полки Бунина;
в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно;
г) весь зал оглушительно захлопал;
д) перо кипело страстью;
е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.
Упражнение 5: Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:
Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность |
Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Пермесская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады» |
Упражнение 6: Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
-
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
-
Люблю Подмосковье.
-
Нам нужна крыша над головой.
-
Сто лет не виделись.
-
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
-
Белеет парус одинокий…
-
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
-
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
-
Мы все глядим в Наполеоны.
-
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
-
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
-
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
ПОНЯТИЕ |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
ПРИМЕР |
Анафора |
— фигура речи, представляющая собой повторение однотипных языковых единиц в начале каждого отрезка речи (единоначалие) |
«Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь наддверный». М. Цветаева |
Антитеза |
— фигура речи, основанная на резком противопоставлении понятий, образов |
«Познай, где свет, — поймешь, гдё тьма...» А. Блок |
Гипербола |
— прием, представляющий собой образное выражение, содержащее непомерное преувеличение |
«В сто сорок солнц закат пылал...» В. Маяковский |
Градация |
— фигура речи, представляющая собой такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся (нисходящая градация) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение |
«Пришел, увидел, победил». Ю.
Цезарь |
Диалектизмы |
— это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. |
«Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него на хуторе чудное. М. Шолохов |
Жаргонизм |
– слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. |
общага – общежитие халява – всё, что бесплатно сервить – пользоваться “Интернет” облом – неудача |
Инверсия |
— фигура речи, представляющая собой нарушение обычного (прямого) порядка следования членов предложения с целью усиления выразительности речи. При прямом порядке слов согласованное определение обычно стоит перед определяемым словом, несогласованное определение — после определяемого слова, подлежащее — перед сказуемым, дополнение — после сказуемого и т. д. |
«Судьбы свершился приговор...» М. Лермонтов и это же предложение при прямом порядке слов: «Приговор судьбы свершился» |
Ирония |
— насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. |
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. И.А. Крылов |
Контекстные антонимы |
— Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. |
Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной. Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной. |
Контекстные синонимы |
— Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию !Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными |
Битва, побоище, сеча, баталия, стычка, сражение
Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют. |
Литота |
— приуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета |
«И, шествуя важно, в спокойствии чинном,/ Лошадку ведёт под уздцы мужичок/ В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В больших рукавицах… А сам с ноготок! Н. А. Некрасов |
Метафора |
— прием, в основе которого лежит перенос значения по сходству явлений |
«В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…» С. Есенин |
Метонимия |
— прием, в основе которого лежит перенос наименований по смежности |
«Так скушай же ещё тарелочку, мой милый!» И. Крылов |
Олицетворение |
— прием, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлечённые понятия |
Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость… А. Пушкин |
Оксюморон |
— фигура речи, основанная на соединении несоединимых понятий с целью подчеркнуть противоречивость явления |
«Убогая
роскошь наряда...» Н. Некрасов |
Параллелизм |
— фигура речи, при которой несколько предложений строятся по одной и той же синтаксической схеме. |
Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет. |
Парцелляция |
— фигура речи, состоящая в расчленении предложения на два (или несколько) интонационно обособленных отрезка |
«Этот год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов. Горьким от кофе и старых пластинок». С. Довлатов |
Перифраз |
— замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину (описательный оборот) |
«Унылая пора! Очей очарованье…» А. Пушкин |
Риторический вопрос |
— фигура речи, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание |
«И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?» Е. Замятин |
Риторическое обращение |
— фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата |
«Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...» А. Пушкин |
Синекдоха |
— замена жизненного явления названием его части вместо целого |
«Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц». И. Бунин |
Сравнение |
— прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. Для этой цели обычно используются сравнительные союзы как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы |
«Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной...» А. Пушкин |
Термин |
— слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. |
Ноосфера, дебет, кредитор. |
Устаревшие слова |
Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. |
Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчёт городских будочников. Н.В. Гоголь |
Фразеологизм |
— устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка. |
«Он решил проглотить язык и молчал до самой больницы» К. Паустовский |
Эпитет |
— слово, представляющее собой образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо характерное качество предмета или явления |
«Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана» М. Ю. Лермонтов |
Эпифора |
— фигура речи, представляющая собой повторение однотипных языковых единиц в конце каждого отрезка речи |
«И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны» А. Островский |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей