Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 1 – 4 классах
Краткое описание
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.
Пословицы и поговорки – краткие народные изречения с назидательным смыслом, народные афоризмы – позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.
Пословицы и поговорки – краткие народные изречения с назидательным смыслом, народные афоризмы – позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.
Описание
Михайлова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
1 категория
РСО-Алания, Пригородный район, станица Архонская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
Литературное чтение
Учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина
Виды работ с пословицами на уроках
литературного чтения в 1 – 4 классах
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.
Пословицы и поговорки – краткие народные изречения с назидательным смыслом, народные афоризмы – позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.
Подбор пословиц разной тематики для работы на уроках литературного чтения в 1 классе: О Родине
Родная земля- матушка, чужая сторона- мачеха.
Всякому мила своя сторона.
Жить — родине служить.
Родина-мать, умей за неё постоять.
С родной земли — умри, не сходи.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без родины, что соловей без песни.
О дружбе
Друг за дружку держаться – ничего бояться.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Старый друг лучше новых двух.
Сам погибай, а товарища выручай.
О семье
Согласную семью и горе не берёт.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло – при матери добро.
Материнская ласка конца не знает.
На свете всё сыщешь, кроме отца с матерью.
О добре
Мир не без добрых людей.
Доброе век не забудется.
На чужое горе не радуйся.
Как аукнется, так и откликнется.
О смелости и трусости
У страха глаза велики.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Трус собственной тени боится.
Бежит, словно под ним земля горит.
О правде и лжи
Правда дороже золота.
Правда что шило – в мешке не утаишь.
Честный правды не боится.
Раз солгал, навеки лгуном стал.
На воре шапка горит.
Об учении
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Без муки нет и науки.
По верхам хватать, свой ум потерять.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь.
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения во 2 классе. 1.Состав из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему.
Учиться, пригодиться, смолоду, навек.
2.Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».
Где терпенье, там и уменье.
Всякому мила своя сторона.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
3.Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Один за всех, все за одного.
4.Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию6
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель,
но одна у человека родная мать – одна у него родина».
Жить – родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Всякому мила своя сторона.
5.Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:
Если хочешь пить
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
3.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
В.Берестов.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
6.Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
Без труда не вытащишь… дело огнём горит.
В умелых руках… так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки… и рыбку из пруда.
7.Вспомни и назови три пословицы к теме «Учение».
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 3 классе. 1.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк», и объясни её смысл.
Любишь брать, люби и отдавать.
Как поживёшь, так и прослывёшь.
Чужим умом жить – добра не нажить.
2.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век живи – век учись», и объясни её смысл.
Хорошие дети – отцу и матери утешенье.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
3.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Каждому слову своё место», и объясни её смысл.
Твоими бы устами да мёд пить.
Много видит, да мало смыслит.
Вода и камень долбит.
4.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Без дела жить – только небо коптить», и объясни её смысл.
Не тот батюшка, кто родит, а тот, кто уму-разуму научит.
Поехал за море телёнком, вернулся бычком.
Муравей не велик, а горы копает.
5.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За правое дело стой смело», и объясни её смысл.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Ешь, пей, да дело разумей.
Лучше поздно, чем никогда.
6.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Нет худа без добра», и объясни её смысл.
Кто сам плут, тот другим не верит.
Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.
Иное зло и терпеньем одолеть можно.
7.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Смелость города берёт», и объясни её смысл.
Прыткий на ноги, да на смекалку слаб.
Худой солдат, который не надеется быть генералом.
Всякий трус о храбрости беседует.
8.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Доброе дело на век», и объясни её смысл.
Доброе дело само себя хвалит.
Бежит, словно земля под ногами горит.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
9.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Жадность покою Лютый враг», и объясни её смысл.
Гнева не пугайся, а ласку не пугай.
Берут завидки на чужие пожитки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
10.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Не всё то золото, что блестит», и объясни её смысл.
Одна ласточка весны не делает.
Личиком белёнок, да душой черненок.
11.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век долог, всем полон», и объясни её смысл.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Легко начать, да не легко кончить.
Пословица недаром молвится.
12.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясни её смысл.
Чужим умом жить – добра не нажить.
На словах одно, а на деле другое.
И старость не страшна, коли молодые помогут.
13.Выбери пословицу, относящуюся к теме «На что клад, коли в семье лад», и объясни её смысл.
Земля тарелка: что положишь, то и возьмёшь.
После дела гуляй смело.
Согласную семью и горе не берёт.
14.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Все за одного- один за всех», и объясни её смысл.
По прутику всю метлу переломать можно.
Кулаком победишь одного, а умом тысячи.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
15.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За родной край и жизнь отдай», и объясни её смысл.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Доброе дело – правду говорить смело.
16.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Что посеешь, то и пожнёшь», и
объясни её смысл.
Старый ворон не каркает даром.
Пчела мала и та работает.
На добрый привет и добрый ответ.
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 4 классе. 1.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
Словами горю не поможешь.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Где счастье, там и радость.
Человек не для себя родится.
Всякому мила своя сторона.
2.Составь мини-рассказ по пословице
Береги землю родимую, как мать любимую.
Не плюй колодец, пригодится воды напиться.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Дракою прав не будешь.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Мир не без добрых людей.
Враньё не введёт в добро.
Наскоро делать – переделывать.
3.Данные пословицы раздели на две группы: назидательные и ироничные.
Век живи, век учись.
Не грози щуке морем.
От доброго слова язык не отсохнет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Список использованной литературы
1. Журнал «Начальная школа» №5 2007г.
2. О.Д. Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»Санкт-Петербург 2004г
3. Популярное пособие для родителей и педагогов «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ярославль «Академия К» 1998
Михайлова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
1 категория
РСО-Алания, Пригородный район, станица Архонская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
Литературное чтение
Учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина
Виды работ с пословицами на уроках
литературного чтения в 1 – 4 классах
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.
Пословицы и поговорки – краткие народные изречения с назидательным смыслом, народные афоризмы – позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.
Подбор пословиц разной тематики для работы на уроках литературного чтения в 1 классе: О Родине
Родная земля- матушка, чужая сторона- мачеха.
Всякому мила своя сторона.
Жить — родине служить.
Родина-мать, умей за неё постоять.
С родной земли — умри, не сходи.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без родины, что соловей без песни.
О дружбе
Друг за дружку держаться – ничего бояться.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Старый друг лучше новых двух.
Сам погибай, а товарища выручай.
О семье
Согласную семью и горе не берёт.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло – при матери добро.
Материнская ласка конца не знает.
На свете всё сыщешь, кроме отца с матерью.
О добре
Мир не без добрых людей.
Доброе век не забудется.
На чужое горе не радуйся.
Как аукнется, так и откликнется.
О смелости и трусости
У страха глаза велики.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Трус собственной тени боится.
Бежит, словно под ним земля горит.
О правде и лжи
Правда дороже золота.
Правда что шило – в мешке не утаишь.
Честный правды не боится.
Раз солгал, навеки лгуном стал.
На воре шапка горит.
Об учении
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Без муки нет и науки.
По верхам хватать, свой ум потерять.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь.
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения во 2 классе. 1.Состав из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему.
Учиться, пригодиться, смолоду, навек.
2.Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».
Где терпенье, там и уменье.
Всякому мила своя сторона.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
3.Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Один за всех, все за одного.
4.Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию6
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель,
но одна у человека родная мать – одна у него родина».
Жить – родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Всякому мила своя сторона.
5.Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:
Если хочешь пить
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
3.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
В.Берестов.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
6.Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
Без труда не вытащишь… дело огнём горит.
В умелых руках… так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки… и рыбку из пруда.
7.Вспомни и назови три пословицы к теме «Учение».
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 3 классе. 1.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк», и объясни её смысл.
Любишь брать, люби и отдавать.
Как поживёшь, так и прослывёшь.
Чужим умом жить – добра не нажить.
2.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век живи – век учись», и объясни её смысл.
Хорошие дети – отцу и матери утешенье.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
3.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Каждому слову своё место», и объясни её смысл.
Твоими бы устами да мёд пить.
Много видит, да мало смыслит.
Вода и камень долбит.
4.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Без дела жить – только небо коптить», и объясни её смысл.
Не тот батюшка, кто родит, а тот, кто уму-разуму научит.
Поехал за море телёнком, вернулся бычком.
Муравей не велик, а горы копает.
5.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За правое дело стой смело», и объясни её смысл.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Ешь, пей, да дело разумей.
Лучше поздно, чем никогда.
6.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Нет худа без добра», и объясни её смысл.
Кто сам плут, тот другим не верит.
Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.
Иное зло и терпеньем одолеть можно.
7.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Смелость города берёт», и объясни её смысл.
Прыткий на ноги, да на смекалку слаб.
Худой солдат, который не надеется быть генералом.
Всякий трус о храбрости беседует.
8.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Доброе дело на век», и объясни её смысл.
Доброе дело само себя хвалит.
Бежит, словно земля под ногами горит.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
9.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Жадность покою Лютый враг», и объясни её смысл.
Гнева не пугайся, а ласку не пугай.
Берут завидки на чужие пожитки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
10.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Не всё то золото, что блестит», и объясни её смысл.
Одна ласточка весны не делает.
Личиком белёнок, да душой черненок.
11.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век долог, всем полон», и объясни её смысл.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Легко начать, да не легко кончить.
Пословица недаром молвится.
12.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясни её смысл.
Чужим умом жить – добра не нажить.
На словах одно, а на деле другое.
И старость не страшна, коли молодые помогут.
13.Выбери пословицу, относящуюся к теме «На что клад, коли в семье лад», и объясни её смысл.
Земля тарелка: что положишь, то и возьмёшь.
После дела гуляй смело.
Согласную семью и горе не берёт.
14.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Все за одного- один за всех», и объясни её смысл.
По прутику всю метлу переломать можно.
Кулаком победишь одного, а умом тысячи.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
15.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За родной край и жизнь отдай», и объясни её смысл.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Доброе дело – правду говорить смело.
16.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Что посеешь, то и пожнёшь», и
объясни её смысл.
Старый ворон не каркает даром.
Пчела мала и та работает.
На добрый привет и добрый ответ.
Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 4 классе. 1.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
Словами горю не поможешь.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Где счастье, там и радость.
Человек не для себя родится.
Всякому мила своя сторона.
2.Составь мини-рассказ по пословице
Береги землю родимую, как мать любимую.
Не плюй колодец, пригодится воды напиться.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Дракою прав не будешь.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Мир не без добрых людей.
Враньё не введёт в добро.
Наскоро делать – переделывать.
3.Данные пословицы раздели на две группы: назидательные и ироничные.
Век живи, век учись.
Не грози щуке морем.
От доброго слова язык не отсохнет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Список использованной литературы
1. Журнал «Начальная школа» №5 2007г.
2. О.Д. Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»Санкт-Петербург 2004г
3. Популярное пособие для родителей и педагогов «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ярославль «Академия К» 1998
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Дидактические материалы
Литературное чтение
4 класс
02 августа 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО