«Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ
В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
ДЕТСКИЙ САД №6 МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ОПЫТ РАБОТЫ:
«Профилактика
оптической дисграфии
у детей с
нарушением зрения»
(система работы по профилактике оптической
дисграфии у детей дошкольного возраста
с нарушением зрения)
Учитель-логопед
высшей
квалификационной категории
Галкина
Марина Дмитриевна
Санкт-Петербург
2007 год
-
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
-
Профилактика оптической дисграфии – важное направление в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.
-
Дети с нарушением зрения испытывают ряд трудностей:
-
нарушение зрительного восприятия;
-
нарушение операций анализа и синтеза;
-
нарушение моторных координаций;
-
неточность представлений о форме, цвете и величине предметов;
-
трудности оптико-пространственного анализа;
-
несформированность оптического образа буквы.
-
-
На медико-психолого-педагогических совещаниях отмечается низкий уровень зрительно-пространственных представлений у детей с амблиопией и косоглазием.
-
Общая картина осложняется наличием у ребенка зрительной патологии, что проявляется в:
-
заменах графически сходных по написанию букв;
-
зеркальном написании букв;
-
пропусках элементов букв;
-
написании лишних элементов;
-
неправильно расположенных элементах.
-
-
Оптические нарушения у детей с нарушением зрения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственных представлений.
-
Профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с косоглазием и амблиопией – это сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционно-логопедического воздействия.
-
Возможность органичного включения упражнений по профилактике оптической дисграфии в работу логопеда.
Высокий уровень развития зрительно-пространственных представлений и сформированность зрительного образа буквы, являющихся основой письма, должны быть обеспечены профилактической работой логопеда в дошкольном возрасте.
Система работы по профилактике возникновения оптической дисграфии.
Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении дисграфии является развитие зрительного гнозиса (предметного и буквенного), а также формирование зрительно-пространственных представлений.
После комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных упражнений (как часть занятия), а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям и рабочим листам.
ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:
- уточнение и расширение объема зрительной памяти;
- формирование, развитие и совершенствование зрительного восприятия и предметных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- развитие зрительно-моторной координации;
- формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;
- дифференциация смешиваемых по оптическим и кинетическим признакам букв.
Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии проводится в 3 этапа:
1-й этап – организационный(сентябрь)
1 - обследование логопеда;
2 - оформление документации и планирование работы;
3 - медико-психологическое совещание, анализ результатов диагностики;
4 - беседа с родителями.
2-й этап – основной (октябрь –апрель)
Работа проводится во взаимосвязи с учителем-дефектологом.
Цель:
1 – развитие зрительного восприятия
Задачи:
1 - развитие буквенного гнозиса ( формы, величины букв, дифференциация расположения элементов букв);
2– развитие зрительного анализа и синтеза;
3 – расширение и уточнение объема зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов);
4 – формирование пространственного восприятия и представлений (ориентировка в схеме собственного тела, дифференциация правых и левых частей предмета, ориентировка в пространстве;
5 – формирование и активизация речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;
6 –развитие зрительно-моторной координации.
7 - закрепление связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме;
3-й этап –заключительный ( май - июнь)
Цель:
1 – закрепление полученных навыков;
Задачи:
1 – перенос полученных знаний на другие виды деятельности;
2 – анализ результатов работы.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:
а) постепенное уменьшение числа информативных признаков о предмете:
- реальный предмет, изображенный на картинке;
- изображенный контур предмета;
- изображенный силуэт предмета;
- пунктирное изображение;
- недостающие детали;
б) узнавание предметов, сходных по контуру (в художественном, контурном и силуэтном изображении);
в) использование обеих групп приемов, затрудняющих восприятие.
г) «зашумление» изображений:
- штриховка;
- перечеркивание;
- наложение друг на друга;
- «Волшебный экран» (узнавание предметов в вертикальной плоскости в затрудненном зрительном восприятии).
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ
В СТРАНУ ГЛАСНЫХ»
I. Организационный момент (шуточные стихи о пройденных буквах с опорой на картинку-букву).
II. Основная часть.
1. «Знакомство с буквой».
- Название буквы;
- Определение количества частей (элементов) в букве;
- «На что похожа буква?»;
- Разучивание стихотворения о букве;
- Обводка пальцем руки по крупной печатной букве;
- Прописывание буквы в воздухе, на спине товарища;
2. Игры с буквами.
Вариант А - «Почини букву» - обводка, штриховка, закрашивание буквы; дописывание недостающих элементов, самостоятельное письмо буквы;
Вариант Б - «Вырежи букву»;
Вариант Г – « Вылепи букву» (из пластилина);
Вариант Д – «Выложи букву» (крупа, палочки, веревочки - на столе, на ковролине).
Динамическая пауза.
(речь с движением: «Мы по городу гуляли»)
- «Найди и покажи» - поиск буквы на ковролине в условиях затрудненного зрительного восприятия по выбранному образцу;
- Вариант А – «Найди домик буквы» - по выбранному образцу с визуальным контролем;
- Вариант Б - «Назови букву в домике» - по выбранному образцу с тактильным контролем;
- Вариант Г – «Найди и закрась букву» - дидактическое пособие «Ералаш»;
- Вариант Д - «Помоги девочкам найти буквы» - игра на ковролине в вертикальной плоскости.
III. Итоги занятия.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ:
- закрепление зрительных образов пройденных букв на полисенсорной основе;
- формирование умения читать слова из пройденных букв;
- развитие звуко-буквенного анализа;
- совершенствование зрительно-моторной координации;
- развитие зрительно-пространственных представлений;
- развитие мышления, памяти и речи;
- тренировка процессов аккомодации и конвергенции;
- развитие самоконтроля и самооценки.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ:
1. Демонстрационный материал (буквы); раздаточный материал (буквы, рабочие листы).
2. Картотека шуточных стихов о буквах.
3. Дидактическая игра: «Найди домик буквы».
4. Дидактическая игра: «Ералаш».
5. Дидактическая игра: «Помоги девочкам найти буквы».
6. Коррекционное пособие: «Волшебный экран».
7. Пазлы: «Собери букву».
8. Конструктор В.Воскобовича: «Собери букву».
Примечание:
- вариативность предложенных заданий зависит от уровня зрительного восприятия и уровня познавательных способностей подгруппы;
- в развивающую среду группы вносятся игры с буквами на закрепление пройденного материала:
1) Пазлы: «Собери букву»;
2) Конструктор В.Воскобовича «Собери букву»;
3) Реконструирование букв «Преврати одну букву в другую»;
4) Повторение шуточных стихов о буквах.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»