Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде
Краткое описание
Цель: ознакомить родителей с основными показателями речевой готовности ребенка к школе и причинах возникновения трудностей в усвоении чтения и письма.
Описание
Цель: ознакомить родителей сосновными показателями речевой готовности ребенка к школе и причинах возникновения трудностей в усвоении чтения и письма.
Оборудование:1.Компьютер и мультимедийный проектор; 2.Презентация «Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде» (Приложение).
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно, а для этого он должен быть готов к школьному обучению.Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в формировании речи. Дело в том, что речь вашего ребёнка складывается не только из правильного произнесения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха, речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и много другого. К сожалению, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из нихв дошкольном возрасте, пока
к речи не предъявляют особых требований,
поскольку и при наличии таких отклонений ребенок все же имеет возможность достаточно свободно пользоваться ею.
Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. Но дело резко меняется с началом школьного периода обучения, когда к речи предъявляются повышенные требования. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, составлять предложения и т.п. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок. При этом около 35% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. И одной из
основных причин возникновения этих проблем является отставание ребенка в речевом развитии. Каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками. К числу таких предпосылок относятся следующие:·Звукопроизношение полностью соответствует норме.Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.
Родители часто задаются вопросом: пора ли появиться звуку или еще рано?
Приведу небольшую таблицу, чтобы вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков.(слайд 2, гиперссылка
→3сл.,
→2сл. )
·Полная сформированность фонематических процессов:(слайд 2)
умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. При неразличении звуков на слух, ребёнок будет испытывать постоянные трудности в выборе букв даже в том случае, когда он хорошо различает все буквы по виду. В подобных случаях в письме ребёнка неизбежно появятся специфические ошибки. (слайд 2, гиперссылка →
4сл., гиперссылка
→ 5сл., гиперссылка
для возвращения к 2 слайду)Единственный путь преодоления подобных ошибок на письме – это воспитание чёткой слуховой дифференциации не различаемых звуков.
·Владение простейшими, доступными детям дошкольного возраста видами звукового анализа слов: üумение выделять начальный гласный звук из состава слова;üслышать и выделять первый и последний согласный звук;üсоставлять слова с определенным звуком,üумение из звуков составить слово, üпосчитать количество звуков;Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»При затруднениях в звуковом анализе и синтезе слов ребёнок не может правильно определять количество и последовательность звуков в записываемых словах, что приводит к самым непредсказуемым ошибкам на письме.(слайд 2, гиперссылка →6сл.,→2сл.)
·Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при
отсутствии к тому же искажений звуко-слоговой структуры слов;Ребёнок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, что позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном. Словарный запас обширен и включает в себя слова различных частей речи.Ребёнок должен уметь безошибочно произносить сложные слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.Бедность словарного запаса мешает в овладении и устными предметами.
·Сформированность грамматических систем;
Умение пользоваться разными способами словобразования, словоизменения,правильно связывать слова между собой (согласование и управление). Умение работать с предложением, правильно строить простые предложения.Уметь отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, строить связное высказываниеЕсли в устной речи проявляются аграмматизмы то каким же образом он может правильно написать все эти слова и словосочетания?(слайд 2, гиперссылка → 7сл., →2сл.)·Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;Умение определять «право-лево» в различных условиях, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.(сл.2, гиперссылка →
8сл.,
→2сл.)·Достаточно развитая тонкая ручная моторика;
·Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма, обладать достаточным уровнем познавательной активности, готовность к решению познавательных задач, готовность к интелектуальному усилию. Если все названные предпосылки письма будут сформированы у ребенка в дошкольном возрасте, то он придет в школу подготовленным к овладению как самим процессом письма, так и довольно сложными правилами русской грамматики.
Своевременное и постепенное формирование у ребёнка всех рассмотренных здесь предпосылок письма, является по сути единственным надёжным путём профилактики трудностей в усвоении русского языка. (слайд2, гипер. к 9сл. далее по щелчку) Примеры письменных работ обучающихся с нарушениеми чтения и письма.
Уважаемые родители, вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Чёткая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станет ваш малыш, правильная
и грамотная речь пригодится ему в любой профессии.
Список литературы1.
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Психология чувственного познания. АПН РСФСР.М. 19602.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. Просвещение. М., 1991.3.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда-М… Просвещение, 1991.4.
Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. Специальная школа – М., 1963.5.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПБ.: Лениздат: Издательство «Союз», 2001. (Коррекционная педагогика).
Оборудование:1.Компьютер и мультимедийный проектор; 2.Презентация «Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде» (Приложение).
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно, а для этого он должен быть готов к школьному обучению.Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в формировании речи. Дело в том, что речь вашего ребёнка складывается не только из правильного произнесения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха, речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и много другого. К сожалению, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из нихв дошкольном возрасте, пока
к речи не предъявляют особых требований,
поскольку и при наличии таких отклонений ребенок все же имеет возможность достаточно свободно пользоваться ею.
Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. Но дело резко меняется с началом школьного периода обучения, когда к речи предъявляются повышенные требования. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, составлять предложения и т.п. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок. При этом около 35% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. И одной из
основных причин возникновения этих проблем является отставание ребенка в речевом развитии. Каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками. К числу таких предпосылок относятся следующие:·Звукопроизношение полностью соответствует норме.Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.
Родители часто задаются вопросом: пора ли появиться звуку или еще рано?
Приведу небольшую таблицу, чтобы вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков.(слайд 2, гиперссылка
→3сл.,
→2сл. )
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА |
1-2 года |
2-3 года |
3-5 лет |
5-6 лет |
ЗВУКИ |
А О ЭП Б М | И Ы УФ ВТ Д Н К Г Х Й |
С З ЦШ Ж Ч Щ |
ЛР |
·Полная сформированность фонематических процессов:(слайд 2)
умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. При неразличении звуков на слух, ребёнок будет испытывать постоянные трудности в выборе букв даже в том случае, когда он хорошо различает все буквы по виду. В подобных случаях в письме ребёнка неизбежно появятся специфические ошибки. (слайд 2, гиперссылка →
4сл., гиперссылка
→ 5сл., гиперссылка
для возвращения к 2 слайду)Единственный путь преодоления подобных ошибок на письме – это воспитание чёткой слуховой дифференциации не различаемых звуков.
·Владение простейшими, доступными детям дошкольного возраста видами звукового анализа слов: üумение выделять начальный гласный звук из состава слова;üслышать и выделять первый и последний согласный звук;üсоставлять слова с определенным звуком,üумение из звуков составить слово, üпосчитать количество звуков;Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»При затруднениях в звуковом анализе и синтезе слов ребёнок не может правильно определять количество и последовательность звуков в записываемых словах, что приводит к самым непредсказуемым ошибкам на письме.(слайд 2, гиперссылка →6сл.,→2сл.)
·Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при
отсутствии к тому же искажений звуко-слоговой структуры слов;Ребёнок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, что позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном. Словарный запас обширен и включает в себя слова различных частей речи.Ребёнок должен уметь безошибочно произносить сложные слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.Бедность словарного запаса мешает в овладении и устными предметами.
·Сформированность грамматических систем;
Умение пользоваться разными способами словобразования, словоизменения,правильно связывать слова между собой (согласование и управление). Умение работать с предложением, правильно строить простые предложения.Уметь отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, строить связное высказываниеЕсли в устной речи проявляются аграмматизмы то каким же образом он может правильно написать все эти слова и словосочетания?(слайд 2, гиперссылка → 7сл., →2сл.)·Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;Умение определять «право-лево» в различных условиях, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.(сл.2, гиперссылка →
8сл.,
→2сл.)·Достаточно развитая тонкая ручная моторика;
·Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма, обладать достаточным уровнем познавательной активности, готовность к решению познавательных задач, готовность к интелектуальному усилию. Если все названные предпосылки письма будут сформированы у ребенка в дошкольном возрасте, то он придет в школу подготовленным к овладению как самим процессом письма, так и довольно сложными правилами русской грамматики.
Своевременное и постепенное формирование у ребёнка всех рассмотренных здесь предпосылок письма, является по сути единственным надёжным путём профилактики трудностей в усвоении русского языка. (слайд2, гипер. к 9сл. далее по щелчку) Примеры письменных работ обучающихся с нарушениеми чтения и письма.
Уважаемые родители, вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Чёткая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станет ваш малыш, правильная
и грамотная речь пригодится ему в любой профессии.
Список литературы1.
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Психология чувственного познания. АПН РСФСР.М. 19602.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. Просвещение. М., 1991.3.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда-М… Просвещение, 1991.4.
Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. Специальная школа – М., 1963.5.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПБ.: Лениздат: Издательство «Союз», 2001. (Коррекционная педагогика).
01 августа 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»