Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в начальной школе
развивать познавательный интерес, связную речь, мышление, совершенствовать навыки работы в команде,
воспитывать взаимопонимание, взаимоуважение, чувство гордости за полученные знания, стремление узнать еще больше и найти этому применение в жизни.
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру-соревнование «Умники и умницы». Ребята готовы поделиться с нами своими знаниями, без которых невозможно прожить сегодня современному человеку.
Человек стремится к знанию, и, как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. В. А. Сухомлинский Немногие умы гибнут от износа. По большей части они ржавеют от неупотребления. К. Н. Боуви Мы желаем вам сегодня, чтобы ваши умы не ржавели.
Пусть каждый смело вступит в бой, В азарт соревнования. Успех придет не сам собой – Помогут ваши знания.
Задания для секторов: Мир растений (1 гектар леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.)
1.
Растет ли дерево зимой?
(Нет, оно замирает)
2.
У какого дерева ствол белый?
(У березы)
3.
Какая самая быстрорастущая трава?
(Бамбук – за день вырастает на полметра. Но растет только 40 дней. Из стеблей делают удочки, лыжные палки. Растет в жарких странах.)
4.
Почему у хвойных деревьев не происходит ежегодного листопада?
(Смола в иголках)
5.
Как называется отец желудя?
(Дуб)
В мире животных 1.
Куда зайцу бежать удобнее с горы или на гору?
(На гору, т.к. задние лапы у него длиннее передних, поэтому с горы заяц скатывается кубарем.)
2.
Какие звери летают и спят вниз головой?
(Летучая мышь. Она за ночь съедает до 200 малярийных комаров)
3.
Какая корова сытнее живет хвостатая или бесхвостая?
(Хвостатая, т.к. хвостом она отгоняет назойливых насекомых в то время, как щиплет траву.)
4.
Какое самое большое животное на свете?
(Кит – некоторые весят 150 тонн)
5.
Кто из зверей бегает быстрее всех?
(Гепард – его скорость до 140 км в ч)
6.
У кого из животных самая толстая кожа?
( У бегемота – 2,5 см)
7.
Кто из животных никогда не спит?
(Акула – она всегда охотится)
8.
Какое животное самое высокое?
(Жираф – 6м, язык почти 50 см, бегает со скоростью 50 км в ч. У него практически нет голоса.)
9.
Какого цвета хамелеон?
(Он меняет окраску в зависимости от обстановки)
10.Что ест зимой жаба?
(Ничего, она спит)
Птицы – наши друзья
( В Австралии и в американском городе Бостоне поставлены памятники воробью за спасение урожая от волосатой гусеницы)
1.
Какая птица самая большая?
(Африканский страус – рост 3 м, вес 150 кг, длина шага 3,5 м, бегает со скоростью 70 км в ч)
2.
Птенцы какой птицы не знают матери?
(Кукушки. За час она может съесть 100 гусениц))
3.
Какие птицы наших лесов лучше всех подражают голосам других птиц?
(Скворцы)
4.
Какая самая маленькая птица ?
(В нашей стране – королек, съедает за лето 10 млн. мошек. А в мире – колибри. Живет в Северной Америке. Ее длина от кончика клюва до кончика хвоста – 8 – 10 мм. Колибри умеет зависать над цветком в воздухе благодаря частоте взмахов крыльев – 55 раз в секунду)
5.
Какую птицу называют санитаром леса?
(Дятла)
6.
Какие птицы не летают?
(Пингвин и страус)
7.
Для чего птицам хвост?
(Управлять полетом, держаться на деревьях)
8.
Какая птица выводит птенцов зимой и почему?
(Клест, кормится шишками)
Что за прелесть – эти сказки! 1.
Назовите сказку итальянского писателя, где все герои — овощи и фрукты.
(Приключения Чиполлино. Дж. Родари.)
2.
Героиня какой сказки уснула, уколов руку о веретено? Кто автор?
(Спящая красавица, Шарль Перро)
3.
Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «3 медведя»?
(Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)
4.
Кто говорил: — Помни, все исчезнет после 12 часов?
(Фея из «Золушки» Ш. Перро)
5.
Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
(Подснежники)
6.
Как звали девочку, которая из норы крота отправилась на ласточке в теплые страны? Кто автор?
(Дюймовочка, Андерсен)
Насекомые
1.
Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнет, некоторые забираются в щели, под кору деревьев и там зимуют)
2.
Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(Она умирает, т.к. не может вытащить жало из-за зазубринок на нем и вместе с ним в коже человека остаются ядовитая железа и часть кишечника. Ранка на брюшке пчелы очень большая, поэтому она умирает. Чтобы собрать 100 кг меда, пчеле надо облететь 100000 цветков)
3.
У какого насекомого ухо на ноге?
(У кузнечика)
4.
Какая самая тонкая нить в природе?
(Паутина – в тысячу раз тоньше человеческого волоса. На разрыв вдвое прочнее стальной нити такой же толщины)
5.
Сколько лапок у жука?
( 6 )
Занимательная математика (Известный немецкий математик Гаусс с детства обладал способностью с одного взгляда определять количество предметов. Однажды проезжая мимо стада овец, он мимоходом заметил: «1462». Один из попутчиков с недоверием спросил: «И вы так быстро их пересчитали?» Математик ответил: «О! Это очень просто! Я сосчитал ноги, а потом поделил их на 4».)
1.
У кошки Мурки родились котята: Беляш, Босяк, Клякса и неугомонный Мурзик, который всюду сует свой нос. Сколько хвостов и ушей в кошачьем семействе?
(5 хвостов и 10 ушей)
2.
Выглянув на повороте в окно поезда, Ира заметила, что перед нею 9 вагонов, а за нею еще 7. Сколько всего вагонов в поезде?
(9+7+1=17)
3.
На огороде 5 грядок с морковкой, 3 – с луком, 6 – с картофелем и еще 1 маленькая, на которой Митя сам посеял винтики и гаечки. Сколько грядок дадут урожай?
(5+3+6=14)
4.
Доктор Пилюлькин прописал Незнайке 3 укола по одному через каждый час. За какое время будут сделаны все уколы?
(2
часа)
5.
На каникулах Людмила у прабабушки гостила.
3 недели и 2 дня с ней общалась вся родня.
Сколько дней всего Людмила у прабабушки гостила?
(7*3+2=23)
6.
Из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно 1час 20 минут. Почему?
(80 мин=1ч20мин)
7.
У Тани 2 пары варежек. Сколько варежек на правую руку?
( 2 )
Логика 1.
Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина?
(Владимир Николаевич)
2.
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?
(Он родился 29 февраля)
3.
Представь, что ты – водитель автобуса, в котором 20 пассажиров. На первой остановке вошло 6 пассажиров, а вышло 5. На следующей остановке еще вошло 4 пассажира. Сколько лет водителю автобуса?
(7 или 8)
4.
Когда пешком идешь, ты пешеход. А кто ты, если сел на пароход?
(Пассажир)
5.
В море плавали 9 пароходов. 2 парохода причалили к пристани. Сколько пароходов в море?
( 9 )
6.
Горели 6 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
( 2 )
7.
Каким станет белый платок, если его опустить в Черное море?
(Мокрым)
Книжное царство – мудрое государство
1.
Героиня какой сказки потеряла туфельку, но нашла свое счастье? Кто автор?
(«Золушка» Шарль Перро)
2.
В каком литературном произведении ехали медведи на велосипеде? Кто автор этого произведения?
(«Тараканище» Корней Чуковский)
3.
Сколько монет было у Буратино и куда они делись? Кто автор произведения?
(5 золотых закопали в стране дураков лиса Алиса и кот Базилио, автор — Алексей Толстой)
4.
Из чего солдат варил кашу? Кто автор?
(Из топора, рус. нар. сказка)
5.
Как звали отца украинского кобраря Тараса Шевченко?
(Григорий)
Пословицы
1.
Дело – безделье.
(Маленькое дело лучше большого безделья)
2.
Труд – лень.
(Труд человека кормит, а лень портит.)
3.
Свет – тьма.
(Ученье – свет, а неученье – тьма.)
4.
По одежке – по уму.
( По одежке встречают, по уму провожают.)
5.
Терпение – труд.
(Терпение и труд все перетрут)
(В Америке жил и работал знаменитый изобретатель Томас Эдисон. В 1897 году зажглась первая электрическая лампочка его конструкции. Знаете, сколько бумаги он извел, записывая эксперименты, пока не додумался до своего открытия? 40 000 страниц! Эдисон говорил, что для того, чтобы что-нибудь изобрести, надо положить 1 процент врожденной гениальности и 99 процентов упорного, тяжелого труда.)
И вот кончается игра… Итоги подводить пора:
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много мудрых слов
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен!
Замаенко Елена Васильевна
учитель начальных классов
специалист высшей категории
учитель-методист
магистр педагогики высшей школы
Учебно-воспитательный оздоровительный комплекс №110
г.Запорожье
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
в начальной школе
Цель: расширить и углубить знания учащихся,
развивать познавательный интерес, связную речь, мышление, совершенствовать навыки работы в команде,
воспитывать взаимопонимание, взаимоуважение, чувство гордости за полученные знания, стремление узнать еще больше и найти этому применение в жизни.
Продолжительность мероприятия – 1 урок
Пояснительная записка
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» предназначена для проведения в начальной школе. Она содержит 9 секторов:
Мир растений
В мире животных
Птицы - наши друзья
Что за прелесть - эти сказки!
Насекомые
Занимательная математика
Логика
Книжное царство – мудрое государство
Пословицы
Дети каждого класса объединяются в команды. Поочередно к игровому столу выходят команды и выбирают сектор. Ведущий озвучивает вопросы каждого сектора. Командам дается 1 минута для обсуждения и принятия правильного ответа. Ответ фиксируется письменно и подается для оценивания жюри. После чего ответы оглашаются вслух. За правильный выбор команда получает 1 балл.
Для ответов на вопросы следующего сектора приглашаются другие команды. Таким образом, все учащиеся классов смогут принять участие в игре и продемонстрировать свои знания и способности.
В конце игры подводятся итоги, по общему количеству набранных баллов определяется класс-победитель.
План проведения
-
Организационный момент.
-
Объявление темы и целей мероприятия.
-
Проведение игры.
-
Подведение итогов.
Сценарий
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру-соревнование «Умники и умницы». Ребята готовы поделиться с нами своими знаниями, без которых невозможно прожить сегодня современному человеку.
Человек стремится к знанию, и, как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком.
Ф. Нансен
Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.
В. А. Сухомлинский
Немногие умы гибнут от износа. По большей части они ржавеют от неупотребления.
К. Н. Боуви
Мы желаем вам сегодня, чтобы ваши умы не ржавели.
Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования.
Успех придет не сам собой –
Помогут ваши знания.
Задания для секторов:
Мир растений
(1 гектар леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.)
-
Растет ли дерево зимой?
(Нет, оно замирает)
-
У какого дерева ствол белый?
(У березы)
-
Какая самая быстрорастущая трава?
(Бамбук – за день вырастает на полметра. Но растет только 40 дней. Из стеблей делают удочки, лыжные палки. Растет в жарких странах.)
-
Почему у хвойных деревьев не происходит ежегодного листопада?
(Смола в иголках)
-
Как называется отец желудя?
(Дуб)
В мире животных
-
Куда зайцу бежать удобнее с горы или на гору?
(На гору, т.к. задние лапы у него длиннее передних, поэтому с горы заяц скатывается кубарем.)
-
Какие звери летают и спят вниз головой?
(Летучая мышь. Она за ночь съедает до 200 малярийных комаров)
-
Какая корова сытнее живет хвостатая или бесхвостая?
(Хвостатая, т.к. хвостом она отгоняет назойливых насекомых в то время, как щиплет траву.)
-
Какое самое большое животное на свете?
(Кит – некоторые весят 150 тонн)
-
Кто из зверей бегает быстрее всех?
(Гепард – его скорость до 140 км в ч)
-
У кого из животных самая толстая кожа?
( У бегемота – 2,5 см)
-
Кто из животных никогда не спит?
(Акула – она всегда охотится)
-
Какое животное самое высокое?
(Жираф – 6м, язык почти 50 см, бегает со скоростью 50 км в ч. У него практически нет голоса.)
-
Какого цвета хамелеон?
(Он меняет окраску в зависимости от обстановки)
10.Что ест зимой жаба?
(Ничего, она спит)
Птицы – наши друзья
( В Австралии и в американском городе Бостоне поставлены памятники воробью за спасение урожая от волосатой гусеницы)
-
Какая птица самая большая?
(Африканский страус – рост 3 м, вес 150 кг, длина шага 3,5 м, бегает со скоростью 70 км в ч)
-
Птенцы какой птицы не знают матери?
(Кукушки. За час она может съесть 100 гусениц))
-
Какие птицы наших лесов лучше всех подражают голосам других птиц?
(Скворцы)
-
Какая самая маленькая птица ?
(В нашей стране – королек, съедает за лето 10 млн. мошек. А в мире – колибри. Живет в Северной Америке. Ее длина от кончика клюва до кончика хвоста – 8 – 10 мм. Колибри умеет зависать над цветком в воздухе благодаря частоте взмахов крыльев – 55 раз в секунду)
-
Какую птицу называют санитаром леса?
(Дятла)
-
Какие птицы не летают?
(Пингвин и страус)
-
Для чего птицам хвост?
(Управлять полетом, держаться на деревьях)
-
Какая птица выводит птенцов зимой и почему?
(Клест, кормится шишками)
Что за прелесть – эти сказки!
-
Назовите сказку итальянского писателя, где все герои - овощи и фрукты.
(Приключения Чиполлино. Дж. Родари.)
-
Героиня какой сказки уснула, уколов руку о веретено? Кто автор?
(Спящая красавица, Шарль Перро)
-
Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «3 медведя»?
(Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)
-
Кто говорил: - Помни, все исчезнет после 12 часов?
(Фея из «Золушки» Ш. Перро)
-
Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
(Подснежники)
-
Как звали девочку, которая из норы крота отправилась на ласточке в теплые страны? Кто автор?
(Дюймовочка, Андерсен)
Насекомые
-
Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнет, некоторые забираются в щели, под кору деревьев и там зимуют)
-
Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(Она умирает, т.к. не может вытащить жало из-за зазубринок на нем и вместе с ним в коже человека остаются ядовитая железа и часть кишечника. Ранка на брюшке пчелы очень большая, поэтому она умирает. Чтобы собрать 100 кг меда, пчеле надо облететь 100000 цветков)
-
У какого насекомого ухо на ноге?
(У кузнечика)
-
Какая самая тонкая нить в природе?
(Паутина – в тысячу раз тоньше человеческого волоса. На разрыв вдвое прочнее стальной нити такой же толщины)
-
Сколько лапок у жука?
( 6 )
Занимательная математика
(Известный немецкий математик Гаусс с детства обладал способностью с одного взгляда определять количество предметов. Однажды проезжая мимо стада овец, он мимоходом заметил: «1462». Один из попутчиков с недоверием спросил: «И вы так быстро их пересчитали?» Математик ответил: «О! Это очень просто! Я сосчитал ноги, а потом поделил их на 4».)
-
У кошки Мурки родились котята: Беляш, Босяк, Клякса и неугомонный Мурзик, который всюду сует свой нос. Сколько хвостов и ушей в кошачьем семействе?
(5 хвостов и 10 ушей)
-
Выглянув на повороте в окно поезда, Ира заметила, что перед нею 9 вагонов, а за нею еще 7. Сколько всего вагонов в поезде?
(9+7+1=17)
-
На огороде 5 грядок с морковкой, 3 – с луком, 6 – с картофелем и еще 1 маленькая, на которой Митя сам посеял винтики и гаечки. Сколько грядок дадут урожай?
(5+3+6=14)
-
Доктор Пилюлькин прописал Незнайке 3 укола по одному через каждый час. За какое время будут сделаны все уколы?
-
часа)
-
На каникулах Людмила у прабабушки гостила.
3 недели и 2 дня с ней общалась вся родня.
Сколько дней всего Людмила у прабабушки гостила?
(7*3+2=23)
-
Из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно 1час 20 минут. Почему?
(80 мин=1ч20мин)
-
У Тани 2 пары варежек. Сколько варежек на правую руку?
( 2 )
Логика
-
Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина?
(Владимир Николаевич)
-
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?
(Он родился 29 февраля)
-
Представь, что ты – водитель автобуса, в котором 20 пассажиров. На первой остановке вошло 6 пассажиров, а вышло 5. На следующей остановке еще вошло 4 пассажира. Сколько лет водителю автобуса?
(7 или 8)
-
Когда пешком идешь, ты пешеход. А кто ты, если сел на пароход?
(Пассажир)
-
В море плавали 9 пароходов. 2 парохода причалили к пристани. Сколько пароходов в море?
( 9 )
-
Горели 6 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
( 2 )
-
Каким станет белый платок, если его опустить в Черное море?
(Мокрым)
Книжное царство – мудрое государство
-
Героиня какой сказки потеряла туфельку, но нашла свое счастье? Кто автор?
(«Золушка» Шарль Перро)
-
В каком литературном произведении ехали медведи на велосипеде? Кто автор этого произведения?
(«Тараканище» Корней Чуковский)
-
Сколько монет было у Буратино и куда они делись? Кто автор произведения?
(5 золотых закопали в стране дураков лиса Алиса и кот Базилио, автор - Алексей Толстой)
-
Из чего солдат варил кашу? Кто автор?
(Из топора, рус. нар. сказка)
-
Как звали отца украинского кобраря Тараса Шевченко?
(Григорий)
Пословицы
-
Дело – безделье.
(Маленькое дело лучше большого безделья)
-
Труд – лень.
(Труд человека кормит, а лень портит.)
-
Свет – тьма.
(Ученье – свет, а неученье – тьма.)
-
По одежке – по уму.
( По одежке встречают, по уму провожают.)
-
Терпение – труд.
(Терпение и труд все перетрут)
(В Америке жил и работал знаменитый изобретатель Томас Эдисон. В 1897 году зажглась первая электрическая лампочка его конструкции. Знаете, сколько бумаги он извел, записывая эксперименты, пока не додумался до своего открытия? 40 000 страниц! Эдисон говорил, что для того, чтобы что-нибудь изобрести, надо положить 1 процент врожденной гениальности и 99 процентов упорного, тяжелого труда.)
И вот кончается игра… Итоги подводить пора:
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много мудрых слов
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен!
Ссылки на использованную литературу и источники в сети Интернет
http://gnom-nzv.blogspot.com/2011/04/blog-post_27.html
http://festival.1september.ru/articles/580074/
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka19.htm
http://pedsovet.su/load/145-1-0-1149
Приложения
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»