Урок "Строение голосеменных растений"
.Ввод в тему урока
А.Учитель предлагает учащимся определить объект изучения, отгадав загадки:
Высока, стройна, душиста,В небо тянется она.Вся одежда золотиста,Только шапка зелена(Сосна)Б.Учитель рассказывает об изменении условий существования на планете около 250 млн. лет назад, в Юрский период Мезозойской эры.Рассмотрите карту растительности и ответьте на вопросы
-Какова степень увлажнения степной зоны?Рассмотрим изображения лесов: степных, пойменных, искусственных массивов.-Как бы вы описали лесную зону нашей области?(Деревья не высоки, не образуют большие массивы).-Где вы встретили хвойные растения?(В искусственных насаждениях).-Какой вывод можно сделать из данного наблюдения?Вопрос: как приспособились растения к новым условиям существования? На этот вопрос мы сможем ответить, ознакомившись с новой информацией.Рассказ учителя
Общее строение отдела Голосеменных растений рассмотрим на примере класса Хвойные.1. Строение стебля:
а) Форма и размеры2. Особенности строения листьев.
4.Особенности строения корневой системы.
Вывод:голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
- видоизменённые листья – хвоинки,
сохраняющие
влагу в растении - корни, хорошо приспособленные к разным местам обитания
- развитую проводящую систему стебля
Выполните следующие задания
Задания выполняются фронтально или индивидуально с последующей фронтальной коррекцией
Тема урока:
Строение голосеменных растений Цели урока: раскрыть особенности строения растений отдела Голосеменные как приспособления к среде обитанияЗадачи урока:1.Познакомить со строением голосеменных растений на организменном, тканевом и клеточном уровне.2.Осуществлять коррекцию познавательной сферы путем решения логических задач3.Формировать позитивное отношение к природе на основе знаний об организации органического мира.Оборудование урока:
- компьютер
- диск « Виртуальный гербарий растений Ростовской области»
- гербарий растений
Учитель показывает виртуальный гербарий, проводит беседу.(Хвойные растения не характерны для степной зоны, но они смогли приспособиться к засушливым условиям существования в данной зоне).Учитель обобщает, напоминая учащимся об изменении климата на планете в сторону похолодания и наступления зимней засухи.В тетрадях записываем тему урока.
II.Изучение нового материала
.Изучение нового материала
Работа проводится с материалом презентации, высвечивающейся на экране. Рисунки с надписями и схемы учащиеся записывают в тетради.
б) Поперечный разрез
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
1.Назовите отмеченные слои стебля сосны на поперечном разрезе
2.Составьте цепочки соответствия:
КОРА; ДРЕВЕСИНА; КАМБИЙ; СЕРДЦЕВИНА.
ПРОВЕДЕНИЕ; РОСТ В ТОЛЩИНУ; ЗАЩИТА; ЗАПАСАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ; ПРОВОДЯЩАЯ; ЗАПАСАЮЩАЯ; ПОКРОВНАЯ.
3.Выберите номера правильных суждений и сверьте их с ответами в конце вопросника
IY.Подведение итогов, оценивание работы на уроке
Y.Домашнее задание
.Домашнее задание
Составьте кроссворд на тему «Голосеменные растения»
Благодырь Любовь Владимировна
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
ГКОУРО школа-интернат IY вида №38 г. Ростова-на-Дону
Биология
И.Н. Пономарёва, Биология 6 класс
Тема урока «Строение голосеменных растений»
6 класс
1 академический час
Используется презентация
14 слайдов
Редактор Power Point 2007
Цель использования презентации: повысить познавательный интерес к предмету
Задачи использования презентации:
-
визуализировать информацию средствами ИКТ
-
развивать творческий потенциал обучаемых
-
осуществлять подготовку обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности
Конспект урока
Тема урока: Строение голосеменных растений
Цели урока: раскрыть особенности строения растений отдела Голосеменные как приспособления к условиям обитания
Задачи урока:
1.Познакомить со строением голосеменных растений на организменном, тканевом и клеточном уровне.
2.Осуществлять коррекцию познавательной сферы путем решения логических задач
3.Формировать позитивное отношение к природе на основе знаний об организации органического мира.
Оборудование урока:
-
компьютер
-
диск « Виртуальный гербарий растений»
-
презентация
Сценарий урока.
I.Ввод в тему урока
А.Учитель предлагает учащимся определить объект изучения, отгадав загадки:
Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена
(Сосна)
Что летом и зимой в рубашке одной?
(Сосна, ель).
Этой бабке сто лет,
горба у нее нет,
высоконько торчит,
далеконько глядит,
придет смерть за старушкой –
станет бабка избушкой.
(Сосна).
Весной цвету,
летом плод приношу,
осенью увядаю,
зимой не умираю.
(Сосна, ель).
Учащиеся определяют объекты изучения – представителей отдела Голосеменных растений.
Б.Учитель рассказывает об изменении условий существования на планете около 250 млн. лет назад, в Юрский период Мезозойской эры.
Познакомьтесь с растительностью Ростовской области в путешествии по гербарию.
Учитель показывает виртуальный гербарий, проводит беседу.
Рассмотрите карту растительности и ответьте на вопросы:
-В какой природной зоне расположена Ростовская область?
(В степной).
-Какова степень увлажнения степной зоны?
(Недостаточная).
Рассмотрим изображения лесов: степных, пойменных, искусственных массивов.
-Как бы вы описали лесную зону нашей области?
(Деревья не высоки, не образуют большие массивы).
-Где вы встретили хвойные растения?
(В искусственных насаждениях).
-Какой вывод можно сделать из данного наблюдения?
(Хвойные растения не характерны для степной зоны, но они смогли приспособиться к засушливым условиям существования в данной зоне).
Учитель обобщает, напоминая учащимся об изменении климата на планете в сторону похолодания и наступления зимней засухи.
Вопрос: как приспособились растения к новым условиям существования? На этот вопрос мы сможем ответить, ознакомившись с новой информацией.
В тетрадях записываем тему урока.
II.Изучение нового материала
Работа проводится с материалом презентации, высвечивающейся на экране. Рисунки с надписями и схемы учащиеся записывают в тетради.
Рассказ учителя
Общее строение отдела Голосеменных растений рассмотрим на примере класса Хвойные.
1. Строение стебля:
а) Форма и размеры
Хвойные растения - это исключительно древесные формы: деревья, кустарники, лианы. Это долгожители нашей планеты: возраст достигает 3-4,5 тыс. лет. Стебель- ствол растений имеет следующие размеры:
Размер |
Сосна |
Ель |
Лиственница |
Кипарисовые |
Высота (м) |
40-50 |
40-50 |
30 |
70 |
Диаметр (м) |
0,5-1.2 |
0,5-1,2 |
2 |
6 |
Ветверасположение |
У вершины |
По всему стеблю |
По всему стеблю |
По всему стеблю |
б) Поперечный разрез
На поперечном разрезе различают снаружи кору (1), затем слой камбия (2), хорошо развитую древесину (3), плохо выраженную сердцевину (4).
(1) Кора выполняет защитную роль и образована покровной тканью. Она имеет смоляные каналы, которые заполнены смолой, эфирными маслами и др. веществами.
Внутренний слой коры называют лубом. В его состав входят: а) ситовидные трубки – живые клетки, образующие проводящую ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ; б) лубяные волокна – вытянутые клетки с разрушенным содержимым, одревесневшими клетками. Они представляют механическую ткань растения.
(2).Камбий- слой образовательной ткани, ведущий к увеличению диаметра ствола.
(3).Древесина состоит из трахеид. Трахеиды - мертвые веретенообразные клетки с толстыми оболочками, функция которых состоит в проведении и опоре. Паренхимы в древесине почти нет. В древесине располагаются смоляные каналы, как и в коре.
(4).Сердцевина состоит из рыхлой паренхимы, которая выполняет функции запасающей ткани.
2. Особенности строения листьев.
Листья у большинства хвойных представляют собой иголки - узкие, заостренные листовые пластинки. Они имеют плотную кожицу, покрытую кутикулой – слоем особого воскоподобного вещества. Устьица погружены в ткань листа. Все это замедляет испарение и является приспособлением к засушливым условиям существования.
Расположение хвоинок на ветках является родовым признаком растения.
Например, у сосны бурые чешуйчатые листочки. В пазухах, которых сидят короткие побеги. На каждом побеге располагаются по 2 сизо- зеленых листа. Они живут 2-3 года и опадают вместе с короткими побегами.
У ели - короткие и остроконечные хвоинки сидят поодиночке. Живут на ветвях 5-7 лет.
У лиственницы хвоинки светло-зеленые, мягкие, не имеют плотной кожицы. Они сбрасывают листья при наступлении холодов. Можжевельник имеет листья игольчатые. Они содержат самое большое количество эфирных масел.
4.Особенности строения корневой системы.
Хвойные растения имеют стержневую корневую систему. Степень развития видов корней зависит от вида почвы, на которой они произрастают. Плотные почвы вызывают развитие главного корня. Он глубоко уходит в субстрат, позволяя расти соснам на скалах. Если почва песчаная, кроме главного корня, развиваются боковые. На болотистых почвах у сосен главный корень развивается плохо, главенствующее положение занимают боковые корень. Ель имеет слабый главный корень. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы.
Вывод: голосеменные растения приспособились к холодным и засушливым условиям обитания, т.к. имеют:
-
видоизменённые листья – хвоинки, сохраняющие влагу в растении
-
корни, хорошо приспособленные к разным местам обитания
-
развитую проводящую систему стебля
III.Коррекция знаний
Выполните следующие задания
Задания выполняются фронтально или индивидуально с последующей фронтальной коррекцией
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
1.Назовите отмеченные слои стебля сосны на поперечном разрезе
2.Составьте цепочки соответствия:
КОРА; ДРЕВЕСИНА; КАМБИЙ; СЕРДЦЕВИНА.
ПРОВЕДЕНИЕ; РОСТ В ТОЛЩИНУ; ЗАЩИТА; ЗАПАСАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ; ПРОВОДЯЩАЯ; ЗАПАСАЮЩАЯ; ПОКРОВНАЯ.
3.Выберите номера правильных суждений и сверьте их с ответами в конце вопросника.
-
Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
-
Наибольшее число видов среди современных голосеменных имеет
класс Хвойные растения. -
Все хвойные деревья и кустарники вечнозеленые,
-
У всех хвойных растений узкие игольчатые листья, получившие
название хвои. -
Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков.
-
У большинства хвойных растении развиваются женские и мужские
шишки. -
Семязачатки в женских шишках находятся на верхней поверхности кроющих чешуи.
-
Зрелый зародыш семени сосны состоит из зачаточного корешка, стебелька, семядолей и почечки.
-
У зародыша семени две семядоли.
-
Семена сосны обыкновенной созревают через полтора года после опыления.
-
11.У сибирской сосны образуются плоды кедровые орешки.
-
12.На ветвях ели иглы живут 5-7 лет.
-
13. У лиственницы хвоинки живут 2-3 года.
-
14. Хвоинки сосны растут по две на очень коротких побегах.
-
15. Можжевельник – листопадный кустарник.
-
16. Хвоинки ели растут на побегах по три.
-
17. Иглы ели короткие и остроконечные.
-
18. Ель и сосна – ветроопыляемые растения.
-
19. Можжевельник образует плоды, называемые ягодами.
-
20. Женские шишки у сосны растут тесными группами.
-
21. Молодые женские шишки у сосны находятся на концах молодых побегов.
-
22. Сосновые боры светлые, а в еловых лесах темно.
-
23. На болотистых почвах главный корень у сосен развивается лучше, чем на песчаных.
-
24. Главный корень ели глубоко уходит в землю.
-
25.Семена ели высыпаются из шишек поздней осенью.
Номера вопросов 5-11; 20, 21, 25 для самых любознательных (Ответы:1,2,5,6,7,8,10,12,14,17,18,21,22.)
IY.Подведение итогов, оценивание работы на уроке
Y.Домашнее задание
Составьте кроссворд на тему «Голосеменные растения»
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1.Род вечнозеленых деревьев семейства
сосновых, имеющих
густую конусовидную
крону; хвоя четырехгранная, острая,
держится 7—9 лет.
3.Род растений семейства кипарисовых; листья чешуевидные, содержат эфирные масла.
4.Род вечнозеленых деревьев семейства сосновых, имеющих округлую или зонтиковидную крону: хвоинки игольчатые, в пучках по 2, 3, 5 на концах укороченных побегов.
5.Род вечнозеленых растений семейства сосновых; деревья с густой конусовидной кроной; хвоя плоская, длинная, мягкая.
6.Листья хвойных растений.
7.Род вечнозеленых растений семейства
сосновых; хвоинки
трех-четырехгранные,
колючие, в пучках по 30—40 или одиночные;
семена длиной до 1,8 см, с большим крылом.
8.Питательная ткань, развивающаяся в семени растений.
9.Род вечнозеленых растений (небольшие
деревья или
кустарники) семейства
кипарисовых; шишки сочные,
ягодообразные,
10.Орган хвойных растений,
в котором образуются споры или
семязачатки
и созревают семема.
11.Смола хвойных растений,
12.Продукт
промышленности, сырьем которой служит
древесина ели.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
2. Хвойное листопадное дерево.
Ответы:
По горизонтали:2. Лиственница.
По вертикали: 1. Ель. 3. Тис. 4. Сосна. 5. Пихта. 6. Хвоя. 7. Кедр. 8.Эндосперм. 9. Можжевельник. 10. Шишка. 11.Живица. 12.Бумага.
Литература
Пасечник В.В. Биология: 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины М.: Просвещение 1991
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008
www.school.edu.ru «Виртуальный гербарий Ростовской области»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»