Урок "Дециметр"
• закрепление умения выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи;
• развитие речи, математических и аналитических способностей, логического мышления, памяти;
• формирование коммуникативных действий.
Цели урока: ·
Формирование представления о новой единице измерения длины – дециметр; ·
закрепление умения выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи; ·
развитие речи, математических и аналитических способностей, логического мышления, памяти; ·
формирование коммуникативных действий. Тип урока: урок изучения нового. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, полоски бумаги размером 1см и 10 см.
Ход урока
Организационное начало. Долгожданный дан звонок – Начинается урок II. Актуализация знаний. — Ребята, сегодня к нам на урок пришел
всем известный коротышка с Цветочного города. Как его зовут? (Незнайка.). На каком уроке мы с ним познакомились? (На уроке чтения.) Правильно, Незнайка решил, что можно ничему не учиться, что у него будет все
получаться само собой. На уроке чтения мы познакомились с Незнайкой-поэтом, а сегодня мы видим Незнайку-математика. Посмотрите, как смело он жонглирует цифрами. Незнайка принес с собой свою тетрадь по математике, давайте посмотрим, какие задания он в ней выполнял.
— Итак, что мы с вами увидели?
(Незнайка решал уравнения.) (Общеучебные действия – знаково- символические) — Что такое уравнение? (Равенство, содержащее неизвестное.) — Давайте посмотрим, правильно ли решены эти уравнения? (Регулятивные действия – прогнозирование) — Уравнения решены неправильно. (Разбираем каждое уравнение, находим ошибки.) — А вот так нужно было Незнайке выполнить эти задания.
— Следующая гостья – девочка с голубыми волосами. Узнали, о ком речь?
— Конечно же, это Мальвина. И она приготовила для вас интересные задания. (Регулятивные действия – целеполагание) Дети сравнивают первые два задания, на последнем встречают новую единицу измерения – дециметр. II. Постановка проблемы. Открытие нового. 1.
Введение новой единицы измерения. -У вас на столе две полоски разной длины: короткая и длинная. Измерьте длину своей парты. Какой меркой воспользовались? Почему длинной полоской? — Возьмите линейку, измерьте длину каждой полоски. (Регулятивные действия – прогнозирование) — Что можете сказать? (Одна полоска – 1 см, другая полоска – 10 см) — Сколько же сантиметров содержится в данной укрупненной единице измерения длины? — Кто может назвать, как называют такую единицу измерения длины? — Сколько поместится маленьких отрезков по 1 см в полоске длиной в 1 дециметр?
Работа с учебником-тетрадью. С. 52 учебника. (Регулятивные действия – оценка) — Соответствуют ли наши открытия тому, что записано в учебнике?
2. Единицы длины (перевод). № 1 – 2, с. 52. С комментированием. 2.
Решение задач. (Регулятивные действия – планирование) а) Что является искомым в задаче? (Целое.) (Познавательные действия – общеучебные (выбор способов решения в зависимости от конкретных условий) — Как найти целое? — Запишите выражение. Чему равно его значение? (3 дм + 4 дм = 7 дм) б) Прочитайте вопрос второй задачи. Что нужно найти? (Разницу.) — Какие данные нужны, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Длина лент обеих девочек.) — Запишите выражение. Чему равно его значение? (Чтобы найти разницу, надо из большего числа вычесть меньшее; 9 дм – 7 дм = 2 дм.) в) Прочитайте текст задачи. — На какой вопрос нужно ответить? — Что является искомым в задаче? Как найти разницу? (Познавательные действия – общеучебные (выбор способов решения в зависимости от конкретных условий)) — Запишите выражение. На что обратили внимание? (Познавательные действия – общеучебные (постановка и формулирование проблемы)) (Возникла проблема: как записать выражение, ведь единицы длины даны в разных измерениях? Предположения детей, в ходе которых приходят к следующему выводу: нужно данные единицы выразить в одном измерении; 9 дм – 8 дм = 1 дм или 90 см – 80 с=10 см)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3.
Действия с именованными числами. (Универсальные логические действия – выбор оснований и критериев для сравнения) № 4, с. 52. Сравнение. № 5, с. 52. Сложение и вычитание. (Регулятивные действия – оценка) — В чем заключается трудность в работе? (Чтобы выполнить действия, нужно помнить, что единицы должны быть единого измерения. Если есть в выражении дециметры и сантиметры, то нужно привести к единой единице измерения и записать или в дм, или в см.) IV. Повторение и закрепление пройденного. 1.
Игра-соревнование «Альпинисты». (Регулятивные действия – прогнозирование) — Кто правильно и быстро решит «цепочку» примеров и поднимется на вершину самой высокой горы? 2. Решение задач. № 6, 8, с. 53. (Универсальные логические действия – выбор оснований и критериев для сравнения) Решение задач основывается на сравнении. — На что обратили внимание? (В первой задаче целое состоит из двух частей, а во второй – из трех частей. Но решаются задачи практически одинаково, т.к. в обеих искомое – части.) 3. Поиск закономерности, графический рисунок. (Общеучебные действия – знаково-символические) С. 53 учебника («на клеточках»). Анализируют и выполняют самостоятельно. (Регулятивные действия – контроль) При проверке отвечают на вопросы: — Какую закономерность выделили? — Как продолжили ряд? (Регулятивные действия – коррекция) 4.
Решение уравнений. (Общеучебные действия – знаково-символические) № 9, с. 53. Самостоятельно по выбору. (Познавательные действия – общеучебные (выбор способов решения в зависимости от конкретных условий))
— Чему равен корень каждого уравнения? (Универсальные логические действия – доказательства) — Докажите, что вы решили уравнение правильно. V. Итог. (Регулятивные действия – оценка) — Что узнали нового на уроке? — Чему научились? — Какое задание показалось наиболее трудным? — Что вызвало трудности при работе? — Какое задание больше всего вас заинтересовало? Почему?
Предмет: математика 1 класс по учебнику Л.Г.Петерсон,
образовательная программа «Школа 2100»
Учитель I квалификационной категории Харченко Елена Александровна
МОБУ СОШ № 37 с углубленным изучением искусств и английского языка г.Таганрога
Тема урока «Дециметр»
Цели урока:
-
Формирование представления о новой единице измерения длины – дециметр;
-
закрепление умения выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи;
-
развитие речи, математических и аналитических способностей, логического мышления, памяти;
-
формирование коммуникативных действий.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, полоски бумаги размером 1см и 10 см.
Ход урока
I. Организационное начало.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел всем известный коротышка с Цветочного города. Как его зовут? (Незнайка.). На каком уроке мы с ним познакомились? (На уроке чтения.) Правильно, Незнайка решил, что можно ничему не учиться, что у него будет все получаться само собой. На уроке чтения мы познакомились с Незнайкой-поэтом, а сегодня мы видим Незнайку-математика. Посмотрите, как смело он жонглирует цифрами. Незнайка принес с собой свою тетрадь по математике, давайте посмотрим, какие задания он в ней выполнял.
- Итак, что мы с вами увидели? (Незнайка решал уравнения.)
(Общеучебные действия – знаково- символические)
- Что такое уравнение? (Равенство, содержащее неизвестное.)
- Давайте посмотрим, правильно ли решены эти уравнения?
(Регулятивные действия – прогнозирование)
- Уравнения решены неправильно. (Разбираем каждое уравнение, находим ошибки.)
- А вот так нужно было Незнайке выполнить эти задания.
- Следующая гостья – девочка с голубыми волосами. Узнали, о ком речь?
- Конечно же, это Мальвина. И она приготовила для вас интересные задания.
(Регулятивные действия – целеполагание)
Дети сравнивают первые два задания, на последнем встречают новую единицу измерения – дециметр.
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
-
Введение новой единицы измерения.
-У вас на столе две полоски разной длины: короткая и длинная. Измерьте длину своей парты. Какой меркой воспользовались? Почему длинной полоской?
- Возьмите линейку, измерьте длину каждой полоски.
(Регулятивные действия – прогнозирование)
- Что можете сказать? (Одна полоска – 1 см, другая полоска – 10 см.)
- Сколько же сантиметров содержится в данной укрупненной единице измерения длины?
- Кто может назвать, как называют такую единицу измерения длины?
- Сколько поместится маленьких отрезков по 1 см в полоске длиной в 1 дециметр?
Работа
с учебником-тетрадью.
С. 52 учебника.
(Регулятивные действия – оценка)
- Соответствуют ли наши открытия
тому, что записано в учебнике?
2. Единицы
длины (перевод).
№ 1 – 2 , с. 52. С комментированием.
-
Решение задач.
(Регулятивные действия – планирование)
а) Что является искомым в задаче? (Целое.)
(Познавательные действия – общеучебные (выбор способов решения в зависимости от конкретных условий)
- Как найти целое?
- Запишите выражение. Чему равно его значение? (3 дм + 4 дм = 7 дм)
б) Прочитайте вопрос второй задачи. Что нужно найти? (Разницу.)
- Какие данные нужны, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Длина лент обеих девочек.)
- Запишите выражение. Чему равно его значение? (Чтобы найти разницу, надо из большего числа вычесть меньшее; 9 дм – 7 дм = 2 дм.)
в) Прочитайте текст задачи.
- На какой вопрос нужно ответить?
- Что является искомым в задаче? Как найти разницу?
(Познавательные действия – общеучебные (выбор способов решения в зависимости от конкретных условий))
- Запишите выражение. На что обратили внимание?
(Познавательные действия – общеучебные (постановка и формулирование проблемы))
(Возникла проблема: как записать выражение, ведь единицы длины даны в разных измерениях? Предположения детей, в ходе которых приходят к следующему выводу: нужно данные единицы выразить в одном измерении; 9 дм – 8 дм = 1 дм или 90 см – 80 см = 10 см)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-
Действия с именованными числами.
(Универсальные логические действия – выбор оснований и критериев для сравнения)
№ 4, с. 52. Сравнение.
№ 5, с. 52. Сложение и вычитание.
(Регулятивные действия – оценка)
- В чем заключается трудность в работе? (Чтобы выполнить действия, нужно помнить, что единицы должны быть единого измерения. Если есть в выражении дециметры и сантиметры, то нужно привести к единой единице измерения и записать или в дм, или в см.)
IV. Повторение и закрепление пройденного.
-
Игра-соревнование «Альпинисты».
(Регулятивные действия – прогнозирование)
- Кто правильно и быстро решит «цепочку» примеров и поднимется на вершину самой высокой горы?
2. Решение задач.
№ 6, 8, с. 53.
(Универсальные логические действия – выбор оснований и критериев для сравнения)
Решение задач основывается на сравнении.
- На что обратили внимание? (В первой задаче целое состоит из двух частей, а во второй – из трех частей. Но решаются задачи практически одинаково, т.к. в обеих искомое – части.)
3. Поиск закономерности, графический рисунок.
(Общеучебные действия – знаково-символические)
С. 53 учебника («на клеточках»). Анализируют и выполняют самостоятельно.
(Регулятивные действия – контроль)
При проверке отвечают на вопросы:
- Какую закономерность выделили?
- Как продолжили ряд?
(Регулятивные действия – коррекция)
-
Решение уравнений.
(Общеучебные действия – знаково-символические)
№ 9, с. 53. Самостоятельно по выбору.
(Познавательные действия – общеучебные (выбор способов решения в зависимости от конкретных условий))
- Чему равен корень каждого уравнения?
(Универсальные логические действия – доказательства)
- Докажите, что вы решили уравнение правильно.
V. Итог.
(Регулятивные действия – оценка)
- Что узнали нового на уроке?
- Чему научились?
- Какое задание показалось наиболее трудным?
- Что вызвало трудности при работе?
- Какое задание больше всего вас заинтересовало? Почему?
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»