Урок внеклассного чтения по произведениям Самарских авторов – сказочников братьев Бондаренко
Краткое описание
Разработка поможет познакомить учащихся с произведениями Самарских авторов – сказочников братьев Бондаренко
Описание
Дементьева Татьяна Александровна Учитель начальных классов МБОУ – кадетская школа № 95 г. Самара Урок внеклассного чтения по произведениям Самарских авторов – сказочников братьев Бондаренко Тема урока:Сказки братьев Бондаренко
Тип урока:комбинированный
Форма урока:литературная гостиная
Используемые технологии:беседа, иллюстрирование прочитанного, отгадывание кроссворда, показ компьютерной презентации, демонстрация видеофильма.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить с биографией Вениамина и Владимира Бондаренко.
2. Познакомить с различными видами творчества братье Бондаренко.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.
2. Воспитывать честность, доброту, уважение к окружающим.
Развитие личности:
1. Развивать умение анализировать, выделять главное.
2. Совершенствовать умение работать с книгой.
Оснащение урока:
книги, рисунки детей, кроссворд, проектор, экран, телевизор.
Оформление доски:выставка книг писателей, рисунки детей к прочитанным сказкам, надпись:
Сказочники
земли
Самарской
Бондаренко Бондаренко
Вениамин Владимир Никифорович Никифорович (1926 – 1999) (1932 – 2001)
Ход урока.
1. Начало урока.
Организационный момент (2 минуты)
Мотивация этапа:проверить готовность учащихся к уроку, настроить на дальнейшую работу.
Учитель:
-Здравствуйте, садитесь.
Известны сказки с давних пор, Не верь тому, кто скажет, Что это выдумка и вздор, Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай, Запомни их получше. И мудрость древнюю узнай- Они всему научат.
Мы сказки знаем на зубок, Ведь с детства их читаем, Но что-то новое, дружок, Сегодня мы узнаем.
-Как вы, наверное, поняли из стихотворения и оформления класса, речь сегодня на уроке у нас пойдёт о сказках.
Можно, конечно, спросить у вас, любите ли вы сказки?
Мне кажется, что большинство ответит, что да.
2. Основная часть. Вводная беседа (2 минуты)
Мотивация этапа:проверка существующих у детей знаний, их обработка, систематизация, подготовка к усвоению нового материала.
Учитель:
Давайте попробуем датьопределение «сказка».
(учитель выслушивает варианты ответов детей, затем обобщает и даёт определение из словаря)
В словаре даётся такое определение сказки. Сказка – это поэтическое или прозаическое произведение, в котором есть что-то необычное, волшебное. Большая часть ваших ответов совпала с данным определением.
Первые сказки появились много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Сказки сочиняли простые люди, в них они выражали свою мечту: слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умён, добр и справедлив. Люди хотели быстро передвигаться, научиться летать — придумали ковры-самолёты, сапоги-скороходы. Животные в сказках разговаривали.
Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их стали только в 19 веке.
А какие бывают сказки? (авторские, народные, бытовые, волшебные, о животных).
_Почему так говорят? «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Чаще всего сказки поучительны).
Проверка домашнего задания (9 минут)
Мотивация этапа:проверить выполнение учащимися домашнего задания, исправить ошибки, допущенные при его выполнении, решение воспитательных задач урока.
Учитель:
Как обычно, к уроку внеклассного чтения вы готовились дома. Какое домашнее задание у вас было? (Прочитать сказки, запомнить названия и героев, ответить на вопрос «Чему сказка учит?», сделать иллюстрацию).
Сказки у вас были разные, поэтому домашнее задание мы будем проверять таким образом. Сейчас я буду читать пословицу, а вы попробуйте определить, к каким сказкам она подходит. Тот, кто считает, что пословица подходит к его сказке, будет показывать свой рисунок и знакомить нас со сказкой по плану:
Название. Герои. Чему эта сказка может научить? 1. Каков мастер, такова и работа.
«Доброе сердце»
Берёшься за дело, так делай его хорошо
2. На воре шапка горит
«Солнечный зайчик»
Не бери чужого!
3. Завистливый по чужому счастью сохнет
«Яшкин горб»
Не завидуй!
4.Глаза боятся, а руки делают
«О пне и ёжике»
Не говори, что не справишься, пока не попробуешь!
5. Кто не врёт, тот спокойно живёт
«Пошутил»
Не обманывай!
6. Плох хозяин, что вперёд не смотрит
«Подвела берёза тетерева»
Не круши всё, относись бережно!
7. Жизнь дана на добрые дела
«Ручеёк»
«Перо Страуса»
Помогай другим!
8. Называется дружком, а обирает кругом.
«Давняя история»
Не будь льстивым!
Учитель:
Молодцы, хорошо выполнили домашнее задание. К уроку один ученик нашего класса получил индивидуальное задание. Он подготовил выразительное чтение сказки. Сейчас он её прочитает, а мы все вместе послушаем. Задание, которое нужно выполнить остаётся таким же: название, герои, чему сказка может научить.
(Чтение сказки учащимися) («Лось из Гореловской рощи», лось из осинников, лось из Гореловской рощи, любви к Родине)
Учитель: На доске записаны пословицы.
« На чужой стороне Родина милей вдвойне»
«За морем веселье, да, чужое, а у нас и горе, да своё»
«Всякому мила своя сторона»
« За морем теплее, а у нас светлее»
Как вы считаете, подходят ли они к той сказке, которую нам сейчас прочитали? Почему вы так думаете?
(Да, они о любви к Родине, о тоске по ней)
Учитель: Есть ли в классе ребята, которые считают, что эти пословицы подходят к сказкам, которые они прочитали дома?
( Да. Сказки: «Ходил ёжик в страну заморскую», «Край, где всё самое лучшее». Называют героев, объясняют, чему сказки учат)
ФИЗМИНУТКА (1 минута)
Мотивация этапа:дать возможность учащимся отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности.
В огороде, возле грядки, Где растёт большой лопух, Гимнастической зарядке Обучал цыплят петух. Изучение нового материала Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с большим количеством интересных и очень полезных сказок. А кто-то может назвать их автора.
(Братья Бондаренко)
Учитель:
Со сказками этих авторов мы с вами встречались и раньше, особенно часто на уроках самоопределения. Но никогда не говорили о них самих. Сегодня я предлагаю познакомиться с их биографией. Сейчас вы будете смотреть, подготовленную презентацию, во время которой я ничего не буду говорить. А вас я попрошу не только внимательно читать, что написано на слайдах, а ещё и послушать песню.
Просмотр презентации (7 минут)
Мотивация этапа: в форме, отличной от традиционной, познакомить с биографией писателей, дать возможность совместно с усвоением теоретического материала, прослушать музыкальный фрагмент.
Учитель:(Обращение к оформлению на доске «Сказочники земли Самарской»)Посмотрев слайды вы, надеюсь, поняли, что все эти сказки написали Вениамин и Владимир Бондаренко.
Знакомство с выставкой книг (5 минут)
Мотивация этапа:познакомить с книгами, подсказать, где их можно найти для прочтения, дать пояснения об авторстве книг.
Учитель:
На нашей выставке представлены книги этих авторов, которые вы можете найти в школьной библиотеке. Часть из них подписана «Братья Бондаренко». Это совместно написанные книги, но есть здесь и книги, где автор Владимир Бондаренко. Это младший из братьев, который продолжил совместно начатое дело после смерти старшего брата.
Владимир Бондаренко писал произведения для взрослых, писал стихотворения. Одно из них вы слышали во время просмотра презентации. К стихотворению была сочинена музыка и получилась трогательная душевная песня. На нашей выставке есть сборник стихов В. Бондаренко. В нём вы найдёте стихи о природе, о крае, где родился и вырос писатель, о Родине в большом смысле этого слова – стране, в которой мы живём.
Но всё же основное место в творчестве братьев Бондаренко занимают сказки. К сожалению, большинство книг изданы достаточно давно. Только три сборника в настоящее время напечатаны издательством «Самовар». Их вы можете купить их в книжных магазинах.
На нашей выставке представлены некоторые сборники их сказок. А когда вы возьмёте эти книги, то обратите, пожалуйста, внимание на уникальность некоторых из них. Дело в том, что Владимир Бондаренко был в гостях в нашей школе. Он же подарил несколько книг с автографами. В тех коротких строчках, которые написал Владимир Никифорович Бондаренко на обложках книг, очень глубокий смысл.
Надеюсь, что в душе каждого из вас возникло чувство гордости, потому что вы являетесь земляками таких талантливых людей.
К уроку я подготовила вам сюрприз, но чтобы узнать какой, нужно разгадать этот кроссворд. Отгадывая его, мы повторим то, о чём говорили на уроке и узнаем что-то новое о братьях Бондаренко.
Разгадывание кроссворда (5 минут)
Мотивация этапа:в необычной форме проверить усвоение материала, закрепить полученные знания, выявить содержание следующего этапа урока.
7. Имя одного из братьев Бондаренко
1. Один из героев сказки «Ходил ёжик в страну заморскую»
9.Герой сказки «Край, где всё самое лучшее»
5. Одна из профессий Владимира Бондаренко
8. Герой сказки «Солнечный зайчик»
6. Бондаренко – это……
2. Положительный герой сказки «Доброе сердце»
10. Человек, с которым проживаешь на одной территории
3. Имя одного из братьев Бондаренко
4. Герой сказки «Лось из Гореловской Рощи»
Контрольное слово: мультфильм.
Учитель:
По 15 сказкам братьев Бондаренко сняты мультфильмы. К великому огорчению ваших родителей, эти мультфильмы практически не показывают по телевизору. Но эти добрые, забавные мультяшки вы можете найти в интернете. Так как интернет есть не у всех, то мы воспользуемся возможностью, и посмотрим один из мультфильмов.
Просмотр мультфильма (6 минут)
Мотивация этапа:в занимательной, интересной для детей форме познакомить с ещё одним произведением авторов.
3. Заключительная часть Рефлексия (2 минуты):
Учитель:
-Что нового вы узнали?
— Чему могут научить сказки братьев Бондаренко?
Информация об оценках на уроке (1 минута): Выставление оценок за рисунки.
Дементьева Татьяна Александровна Учитель начальных классов МБОУ – кадетская школа № 95 г. Самара Урок внеклассного чтения по произведениям Самарских авторов – сказочников братьев Бондаренко Тема урока:Сказки братьев Бондаренко
Тип урока:комбинированный
Форма урока:литературная гостиная
Используемые технологии:беседа, иллюстрирование прочитанного, отгадывание кроссворда, показ компьютерной презентации, демонстрация видеофильма.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить с биографией Вениамина и Владимира Бондаренко.
2. Познакомить с различными видами творчества братье Бондаренко.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.
2. Воспитывать честность, доброту, уважение к окружающим.
Развитие личности:
1. Развивать умение анализировать, выделять главное.
2. Совершенствовать умение работать с книгой.
Оснащение урока:
книги, рисунки детей, кроссворд, проектор, экран, телевизор.
Оформление доски:выставка книг писателей, рисунки детей к прочитанным сказкам, надпись:
Сказочники
земли
Самарской
Бондаренко Бондаренко
Вениамин Владимир Никифорович Никифорович (1926 – 1999) (1932 – 2001)
Ход урока.
1. Начало урока.
Организационный момент (2 минуты)
Мотивация этапа:проверить готовность учащихся к уроку, настроить на дальнейшую работу.
Учитель:
-Здравствуйте, садитесь.
Известны сказки с давних пор, Не верь тому, кто скажет, Что это выдумка и вздор, Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай, Запомни их получше. И мудрость древнюю узнай- Они всему научат.
Мы сказки знаем на зубок, Ведь с детства их читаем, Но что-то новое, дружок, Сегодня мы узнаем.
-Как вы, наверное, поняли из стихотворения и оформления класса, речь сегодня на уроке у нас пойдёт о сказках.
Можно, конечно, спросить у вас, любите ли вы сказки?
Мне кажется, что большинство ответит, что да.
2. Основная часть. Вводная беседа (2 минуты)
Мотивация этапа:проверка существующих у детей знаний, их обработка, систематизация, подготовка к усвоению нового материала.
Учитель:
Давайте попробуем датьопределение «сказка».
(учитель выслушивает варианты ответов детей, затем обобщает и даёт определение из словаря)
В словаре даётся такое определение сказки. Сказка – это поэтическое или прозаическое произведение, в котором есть что-то необычное, волшебное. Большая часть ваших ответов совпала с данным определением.
Первые сказки появились много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Сказки сочиняли простые люди, в них они выражали свою мечту: слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умён, добр и справедлив. Люди хотели быстро передвигаться, научиться летать — придумали ковры-самолёты, сапоги-скороходы. Животные в сказках разговаривали.
Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их стали только в 19 веке.
А какие бывают сказки? (авторские, народные, бытовые, волшебные, о животных).
_Почему так говорят? «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Чаще всего сказки поучительны).
Проверка домашнего задания (9 минут)
Мотивация этапа:проверить выполнение учащимися домашнего задания, исправить ошибки, допущенные при его выполнении, решение воспитательных задач урока.
Учитель:
Как обычно, к уроку внеклассного чтения вы готовились дома. Какое домашнее задание у вас было? (Прочитать сказки, запомнить названия и героев, ответить на вопрос «Чему сказка учит?», сделать иллюстрацию).
Сказки у вас были разные, поэтому домашнее задание мы будем проверять таким образом. Сейчас я буду читать пословицу, а вы попробуйте определить, к каким сказкам она подходит. Тот, кто считает, что пословица подходит к его сказке, будет показывать свой рисунок и знакомить нас со сказкой по плану:
Название. Герои. Чему эта сказка может научить? 1. Каков мастер, такова и работа.
«Доброе сердце»
Берёшься за дело, так делай его хорошо
2. На воре шапка горит
«Солнечный зайчик»
Не бери чужого!
3. Завистливый по чужому счастью сохнет
«Яшкин горб»
Не завидуй!
4.Глаза боятся, а руки делают
«О пне и ёжике»
Не говори, что не справишься, пока не попробуешь!
5. Кто не врёт, тот спокойно живёт
«Пошутил»
Не обманывай!
6. Плох хозяин, что вперёд не смотрит
«Подвела берёза тетерева»
Не круши всё, относись бережно!
7. Жизнь дана на добрые дела
«Ручеёк»
«Перо Страуса»
Помогай другим!
8. Называется дружком, а обирает кругом.
«Давняя история»
Не будь льстивым!
Учитель:
Молодцы, хорошо выполнили домашнее задание. К уроку один ученик нашего класса получил индивидуальное задание. Он подготовил выразительное чтение сказки. Сейчас он её прочитает, а мы все вместе послушаем. Задание, которое нужно выполнить остаётся таким же: название, герои, чему сказка может научить.
(Чтение сказки учащимися) («Лось из Гореловской рощи», лось из осинников, лось из Гореловской рощи, любви к Родине)
Учитель: На доске записаны пословицы.
« На чужой стороне Родина милей вдвойне»
«За морем веселье, да, чужое, а у нас и горе, да своё»
«Всякому мила своя сторона»
« За морем теплее, а у нас светлее»
Как вы считаете, подходят ли они к той сказке, которую нам сейчас прочитали? Почему вы так думаете?
(Да, они о любви к Родине, о тоске по ней)
Учитель: Есть ли в классе ребята, которые считают, что эти пословицы подходят к сказкам, которые они прочитали дома?
( Да. Сказки: «Ходил ёжик в страну заморскую», «Край, где всё самое лучшее». Называют героев, объясняют, чему сказки учат)
ФИЗМИНУТКА (1 минута)
Мотивация этапа:дать возможность учащимся отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности.
В огороде, возле грядки, Где растёт большой лопух, Гимнастической зарядке Обучал цыплят петух. Изучение нового материала Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с большим количеством интересных и очень полезных сказок. А кто-то может назвать их автора.
(Братья Бондаренко)
Учитель:
Со сказками этих авторов мы с вами встречались и раньше, особенно часто на уроках самоопределения. Но никогда не говорили о них самих. Сегодня я предлагаю познакомиться с их биографией. Сейчас вы будете смотреть, подготовленную презентацию, во время которой я ничего не буду говорить. А вас я попрошу не только внимательно читать, что написано на слайдах, а ещё и послушать песню.
Просмотр презентации (7 минут)
Мотивация этапа: в форме, отличной от традиционной, познакомить с биографией писателей, дать возможность совместно с усвоением теоретического материала, прослушать музыкальный фрагмент.
Учитель:(Обращение к оформлению на доске «Сказочники земли Самарской»)Посмотрев слайды вы, надеюсь, поняли, что все эти сказки написали Вениамин и Владимир Бондаренко.
Знакомство с выставкой книг (5 минут)
Мотивация этапа:познакомить с книгами, подсказать, где их можно найти для прочтения, дать пояснения об авторстве книг.
Учитель:
На нашей выставке представлены книги этих авторов, которые вы можете найти в школьной библиотеке. Часть из них подписана «Братья Бондаренко». Это совместно написанные книги, но есть здесь и книги, где автор Владимир Бондаренко. Это младший из братьев, который продолжил совместно начатое дело после смерти старшего брата.
Владимир Бондаренко писал произведения для взрослых, писал стихотворения. Одно из них вы слышали во время просмотра презентации. К стихотворению была сочинена музыка и получилась трогательная душевная песня. На нашей выставке есть сборник стихов В. Бондаренко. В нём вы найдёте стихи о природе, о крае, где родился и вырос писатель, о Родине в большом смысле этого слова – стране, в которой мы живём.
Но всё же основное место в творчестве братьев Бондаренко занимают сказки. К сожалению, большинство книг изданы достаточно давно. Только три сборника в настоящее время напечатаны издательством «Самовар». Их вы можете купить их в книжных магазинах.
На нашей выставке представлены некоторые сборники их сказок. А когда вы возьмёте эти книги, то обратите, пожалуйста, внимание на уникальность некоторых из них. Дело в том, что Владимир Бондаренко был в гостях в нашей школе. Он же подарил несколько книг с автографами. В тех коротких строчках, которые написал Владимир Никифорович Бондаренко на обложках книг, очень глубокий смысл.
Надеюсь, что в душе каждого из вас возникло чувство гордости, потому что вы являетесь земляками таких талантливых людей.
К уроку я подготовила вам сюрприз, но чтобы узнать какой, нужно разгадать этот кроссворд. Отгадывая его, мы повторим то, о чём говорили на уроке и узнаем что-то новое о братьях Бондаренко.
Разгадывание кроссворда (5 минут)
Мотивация этапа:в необычной форме проверить усвоение материала, закрепить полученные знания, выявить содержание следующего этапа урока.
7. Имя одного из братьев Бондаренко
1. Один из героев сказки «Ходил ёжик в страну заморскую»
9.Герой сказки «Край, где всё самое лучшее»
5. Одна из профессий Владимира Бондаренко
8. Герой сказки «Солнечный зайчик»
6. Бондаренко – это……
2. Положительный герой сказки «Доброе сердце»
10. Человек, с которым проживаешь на одной территории
3. Имя одного из братьев Бондаренко
4. Герой сказки «Лось из Гореловской Рощи»
Контрольное слово: мультфильм.
Учитель:
По 15 сказкам братьев Бондаренко сняты мультфильмы. К великому огорчению ваших родителей, эти мультфильмы практически не показывают по телевизору. Но эти добрые, забавные мультяшки вы можете найти в интернете. Так как интернет есть не у всех, то мы воспользуемся возможностью, и посмотрим один из мультфильмов.
Просмотр мультфильма (6 минут)
Мотивация этапа:в занимательной, интересной для детей форме познакомить с ещё одним произведением авторов.
3. Заключительная часть Рефлексия (2 минуты):
Учитель:
-Что нового вы узнали?
— Чему могут научить сказки братьев Бондаренко?
Информация об оценках на уроке (1 минута): Выставление оценок за рисунки.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Литературное чтение
4 класс
28 июля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО