В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Ольга Кихтева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:5просмотров: 8671
Краткое описание
Развитие умений видеть орфограммы в словах; создание условий для  запоминани правила написания буквосочетаний.
Описание
Тема урока: Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цели: развитие умений видеть орфограммы в словах; создание условий для запоминания
правила написания буквосочетаний .
Задачи:предметные– закреплять изученные буквосочетания; осуществлять контроль в
форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном;
коммуникативные– развивать организационные умения, самоорганизацию и
организацию своего рабочего места, мотивацию к деятельности; развивать
умение выражать свои мысли;
познавательные – убщеучебные: развивать умение структурировать полученные
знания и оценивать их;
логические: развивать умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание, анализировать, синтезировать;
личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к
учебной деятельности; формировать представление о здоровьесберегающем
поведении.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация с использованием сорбонки,
эмблемы – улыбки (по количеству учащихся), цветные карточки-билеты
(синие, красные, зелёные, жёлтые, белые), карточки с изображением
строчек букв.
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся на поиски клада. Путешествовать удобно небольшими группами, поэтому я предлагаю выбрать цветную карточку-билет и перейти за стол, где обозначен такой же цвет. (Метод
«Счастливый билет»)
– А теперь повернитесь к соседу в группе, улыбнитесь, скажите: «Привет!» и прикрепите ему эмблему. (Метод «Подари улыбку»)
Мы с собой возьмём карту. (Слайд №2)
II. Чистописание.
– Откройте свои путеводные листы-тетради и запишите сегодняшнее число, и в путь!
– Первая остановка на нашем пути – чистописание.
– Постарайтесь в группе дать правильный ответ: «Какую букву будете сегодня писать?»
А для этого в группах вы должны взять карточки, на которых написаны строчки букв, и зачеркнуть парные, оставшуюся букву без пары должны потом назвать.
(Пять групп, пять видов карточек).
(Дети называют: ж, ш, и, ы, ё) – запись букв на доске капитанами команд.
– Какая буква здесь лишняя? ( в процессе работы дети должны указать букву «ё»)
– Почему вы считаете, что буква «ё» лишняя? («ж» и «и» образуют буквосочетание «жи»,
«ш» и «и» — «ши», при этом слышим звук [ы], а «ё» — лишняя буква).
– Так какую букву сегодня будем писать на чистописании? («ё»)
(Письмо букв «Ё» и «ё») (Слайды №3, 4, 5)
– Напишите слово с данной буквой, отгадав загадку.
«Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» (Ёж) (Слайд №6)

– Что слышим в конце слова? [ш]

– Какой это звук? Расскажите всё, что знаете о нём. (шипящий согласный, глухой, всегда твёрдый, парный).
– Какую букву напишем в конце слова? (ж)
– Что вы знаете о звуке [ж]? (шипящий согласный, звонкий, всегда твёрдый, парный)
– Как проверить написание ёж? (ежи)
– Напишите слова ёж и ежи.

– Путешествуя в мире слов, что интересное увидели? (орфограмму «жи»)
– Как будем писать «жи»? ( с буквой «и»)
– Обсудите в группах, какую букву надо вставить, чтобы из слова ёж ([ёш]) получилось слово, обозначающее название рыбы? ( «р» — ёрш).
– Что слышим в конце слова? [ш]
– Какую букву напишем? (ш)
– Как проверим? (ерши)
– Запишите эти слова. (ёрш – ерши)
– Что заметили? (орфограмму «ши»)
– Что слышим и что пишем в конце слова ерши? (слышим звук [ы], а пишем букву и)
III. Актуализация знаний
– Путешествуем дальше. Проходя вброд через речку, мы нашли бутылку вот с таким интересным содержимым. (Слайд №7) с подписями:
«ежи, ерши, щюки, чяйки, волчята») — карточки сорбонки.
– Догадайтесь –ка, ребята,(Cлайд №8)

Отчего ежи, ерши.
Щуки, чайки и волчата,
Рассмеялись от души?
(Дети в группах находят и исправляют ошибки, представители от каждой группы дают правильный ответ, нажимая на карточку-сорбонку).
IV. Сообщение темы и цели урока.
– Наверное, вы догадались, какова тема и цель нашего урока? (Ответы детей)
– Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы будем с вами закреплять правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
– Цель нашего урока: формирование практических навыков написания данных буквосочетаний.
V. Работа по теме урока. (Слайд №9)
– На нашем пути встретилось препятствие – завал. Необходимо его разобрать. Каждая группа получает задание: из услышанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями. Первая группа – с ЖИ, вторая – с ШИ, третья – с ЧА, четвёртая – с ЩА, а пятая – с ЧУ и ЩУ.
Чудо, туча, жало, шишка, чаща, мышка, чулок, чай, жир, шина, лыжи, роща, щурята.
– Допишите ещё по 3 слова с данными буквосочетаниями.
Взаимопроверка. Оценивание выполненной работы.

– С завалом справились, надо двигаться дальше. Мы приблизимся ближе к кладу, если выполним правильно задание в учебнике на с.35, упр.38.
Проверка выполненного задания.
– Молодцы! Хорошо поработали. Мы уже подошли к болоту.
VI. Физкультминутка. (Слайд №10)
– На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
VII. Продолжение работы по теме урока.
– С новыми силами продвигаемся дальше. При путешествии очень важно всё запоминать,
поэтому будем развивать зрительную память.
Зрительный диктант. (Слайд №11)
Лужицы мокрые.
Чулки тонкие.
Поймал леща.
Пушинки белые.
Чашки красивые.
Запущу змея.
– Идём дальше. (Слайд №12)
Работа со словарными словами.
– Впереди подвесной мост. Только тот может перейти, кто правильно прочитает эти слова: НАЧАТЬ, НАЧАЛ, НАЧАЛА, НАЧАЛИ. (Слайд №13)
– Что надо знать, чтобы правильно прочитать эти слова? ( правильно поставить ударение)
– Если мы не знаем, как пишется или произносится слово, куда можно обратиться за помощью? (к словарю)
– Запомните, как правильно произносятся эти словарные слова.
– Запишите эти слова и поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.
VIII. Рефлексия.
– Вот мы и достигли цели. (Слайд №14)
Чтобы открыть сундук с кладом, надо выполнить последнее задание в учебнике на с.36, упр.39.
Проверка выполненного задания.
– Открываем сундук… (Слайд №15)
Достали свиток: «УЧЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ БОГАТСТВО».
(читают дети)
– Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
– Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали!
IX. Итог урока.
– Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
– Как вы думаете, мы достигли их?
– Кто испытывал трудности в нашем путешествии?
– Где пригодятся наши знания?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок русского языка в 1 классе.doc Скачать



Урок русского языка в 1 классе.

Учитель: Кихтева Ольга Ивановна.


Тема урока: Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цели: развитие умений видеть орфограммы в словах; создание условий для запоминания

правила написания буквосочетаний .

Задачи: предметные – закреплять изученные буквосочетания; осуществлять контроль в

форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном;

коммуникативные – развивать организационные умения, самоорганизацию и

организацию своего рабочего места, мотивацию к деятельности; развивать

умение выражать свои мысли;

познавательные – убщеучебные: развивать умение структурировать полученные

знания и оценивать их;

логические: развивать умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание, анализировать, синтезировать;

личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к

учебной деятельности; формировать представление о здоровьесберегающем

поведении.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация с использованием сорбонки,

эмблемы – улыбки (по количеству учащихся), цветные карточки-билеты

(синие, красные, зелёные, жёлтые, белые), карточки с изображением

строчек букв.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся на поиски клада. Путешествовать удобно небольшими группами, поэтому я предлагаю выбрать цветную карточку-билет и перейти за стол, где обозначен такой же цвет. (Метод

«Счастливый билет»)

А теперь повернитесь к соседу в группе, улыбнитесь, скажите: «Привет!» и прикрепите ему эмблему. (Метод «Подари улыбку»)

Мы с собой возьмём карту. (Слайд №2)

II. Чистописание.

Откройте свои путеводные листы-тетради и запишите сегодняшнее число, и в путь!

Первая остановка на нашем пути – чистописание.

Постарайтесь в группе дать правильный ответ: «Какую букву будете сегодня писать?»

А для этого в группах вы должны взять карточки, на которых написаны строчки букв, и зачеркнуть парные, оставшуюся букву без пары должны потом назвать.

(Пять групп, пять видов карточек).



(Дети называют: ж, ш, и, ы, ё) – запись букв на доске капитанами команд.


Какая буква здесь лишняя? ( в процессе работы дети должны указать букву «ё»)

Почему вы считаете, что буква «ё» лишняя? («ж» и «и» образуют буквосочетание «жи»,

«ш» и «и» - «ши», при этом слышим звук [ы], а «ё» - лишняя буква).

Так какую букву сегодня будем писать на чистописании? («ё»)

(Письмо букв «Ё» и «ё») (Слайды №3, 4, 5)

Напишите слово с данной буквой, отгадав загадку.

«Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» (Ёж) (Слайд №6)

Что слышим в конце слова? [ш]

Какой это звук? Расскажите всё, что знаете о нём. (шипящий согласный, глухой, всегда твёрдый, парный).

Какую букву напишем в конце слова? (ж)

Что вы знаете о звуке [ж]? (шипящий согласный, звонкий, всегда твёрдый, парный)

Как проверить написание ёж? (ежи)

Напишите слова ёж и ежи.

Путешествуя в мире слов, что интересное увидели? (орфограмму «жи»)

Как будем писать «жи» ? ( с буквой «и»)

Обсудите в группах, какую букву надо вставить, чтобы из слова ёж ([ёш]) получилось слово, обозначающее название рыбы? ( «р» - ёрш).

Что слышим в конце слова? [ш]

Какую букву напишем? (ш)

Как проверим? (ерши)

Запишите эти слова. (ёрш – ерши)

Что заметили? (орфограмму «ши»)

Что слышим и что пишем в конце слова ерши? (слышим звук [ы], а пишем букву и)






III. Актуализация знаний

Путешествуем дальше. Проходя вброд через речку, мы нашли бутылку вот с таким интересным содержимым. (Слайд №7) с подписями:

«ежи, ерши, щюки, чяйки, волчята») - карточки сорбонки.

Догадайтесь –ка, ребята, (Cлайд №8)

Отчего ежи, ерши.

Щуки, чайки и волчата,

Рассмеялись от души?

(Дети в группах находят и исправляют ошибки, представители от каждой группы дают правильный ответ, нажимая на карточку-сорбонку).

IV. Сообщение темы и цели урока.

Наверное, вы догадались, какова тема и цель нашего урока? (Ответы детей)

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы будем с вами закреплять правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель нашего урока: формирование практических навыков написания данных буквосочетаний.

V. Работа по теме урока. (Слайд №9)

На нашем пути встретилось препятствие – завал. Необходимо его разобрать. Каждая группа получает задание: из услышанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями. Первая группа – с ЖИ, вторая – с ШИ, третья – с ЧА, четвёртая – с ЩА, а пятая – с ЧУ и ЩУ.

Чудо, туча, жало, шишка, чаща, мышка, чулок, чай, жир, шина, лыжи, роща, щурята.

Допишите ещё по 3 слова с данными буквосочетаниями.

Взаимопроверка. Оценивание выполненной работы.

С завалом справились, надо двигаться дальше. Мы приблизимся ближе к кладу, если выполним правильно задание в учебнике на с.35, упр.38.

Проверка выполненного задания.

Молодцы! Хорошо поработали. Мы уже подошли к болоту.

VI. Физкультминутка. (Слайд №10)

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

VII. Продолжение работы по теме урока.

С новыми силами продвигаемся дальше. При путешествии очень важно всё запоминать,

поэтому будем развивать зрительную память.

Зрительный диктант. (Слайд №11)


Лужицы мокрые.

Чулки тонкие.

Поймал леща.

Пушинки белые.

Чашки красивые.

Запущу змея.


Идём дальше. (Слайд №12)

Работа со словарными словами.

Впереди подвесной мост. Только тот может перейти, кто правильно прочитает эти слова: НАЧАТЬ, НАЧАЛ, НАЧАЛА, НАЧАЛИ. (Слайд №13)

Что надо знать, чтобы правильно прочитать эти слова? ( правильно поставить ударение)

Если мы не знаем, как пишется или произносится слово, куда можно обратиться за помощью? (к словарю)

Запомните, как правильно произносятся эти словарные слова.

Запишите эти слова и поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.

VIII. Рефлексия.

Вот мы и достигли цели. (Слайд №14)

Чтобы открыть сундук с кладом, надо выполнить последнее задание в учебнике на с.36, упр.39.

Проверка выполненного задания.

Открываем сундук… (Слайд №15)

Достали свиток: «УЧЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ БОГАТСТВО».

(читают дети)

Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали!

IX. Итог урока.

Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

Как вы думаете, мы достигли их?

Кто испытывал трудности в нашем путешествии?

Где пригодятся наши знания?

Kihteva OI_Russkiy_yazyk.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров