Умножение десятичных дробей
Тема:
«Умножение десятичных дробей» Цель урока:
Научить учащихся умножать десятичные дроби. Обучающие задачи:
-Проверить усвоение материала по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение дроби на натуральное число», «Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
— Ввести правило умножения десятичных дробей.
— Ознакомить с историей возникновения правил работы с десятичными дробями.
— Решить задачи на закрепление изученного материала.
— Проконтролировать
усвоение
материал по теме
урока. Развивающие задачи:
— Продолжить работу над развитием внимания, памяти, логического мышления.
— Способствовать привитию интереса к предмету
-
Развивать познавательную активность учащихся.
-
Вырабатывать умение оценивать свою работу. Воспитательные задачи:
-
Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
-
Прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Ребята, для того, чтобы повторить ранее изученный материал и
научиться умножать десятичные дроби вы должны будете сегодня на славу потрудиться. На уроке у нас будет много встреч с героями ваших любимых сказок, вам нужно будет проявить смекалку, ум, сообразительность.
Я желаю вам интересно, с пользой провести время. Успехов и удачи вам!
II.
Актуализация знаний учащихся.
1)
Устный счёт
(Учащиеся
показывают ответ сигнальной карточкой – красной, желтой или зеленой) Письмо 1.
Ребята, отправился я за тридевять земель в тридесятое царство выручать Елену Премудрую. Обнесено царство Кощея стенами высокими, а ворота заперты на замок мудреный. Если вы успешно справитесь с заданиями
для устного счета, то замок сразу откроется. Иван-царевич Задания для устного счёта.
1) Выполните сложение:
3,7 + 0,24
37,24
3,94
0,61
2) Выполните умножение:
2,04 х 8
1,632
163,2
16,32
3) Выполните умножение:
1,6 х 3
48
4,8
3,2
4) Выразите
5 см
в
дм :
0,5 дм
0,05 дм
50 дм
5) Выразите
27 дм2
в
м2 :
0,0027 м2
2,7 м2
0,27 м2
2) Историческая справка.
Молодцы! Работали хорошо, дружно. Не справился бы без вашей помощи
Иван-царевич.
Вот срочное письмо. Так от кого же оно?
От Елены Премудрой. Письмо 2.
Дорогие ребята! Спасибо, что помогли Ивану-царевичу. За это поведаю я вам историю о дробях десятичных………………………………………………………………………...
Ой,
что-то и слов в письме больше никаких нет. Ну что ж, всё понятно! Ведь в сказках есть и добрые, и злые герои. Видать не хочет нечисть всякая, чтобы мы узнали ещё что-нибудь интересное о десятичных дробях. Но пусть злые силы не радуются. Есть в нашем классе дети, которые нам
сумеют рассказать то, что подготовили о десятичных дробях.
(Заслушивается выступление ученика, заранее подготовившего материал
об истории возникновения правил работы с десятичными дробями.)
Историческая справка.
В науке, в промышленности десятичные дроби используются значительно чаще обыкновенных. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Ал-Коши в ХV веке. Записывал Ал-Каши десятичные дроби так же как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой. В Европе дроби были заново изобретены только через 100 лет Симоном Стевином. В России учение о дробях изложил Л.Ф.Магницкий.
III.
Изучение нового материала.
Прочитаем следующее письмо. Письмо 3.
Ребята! Мяу! Помогите! Это я, Кот в сапогах, т.е. без сапог. Злая колдунья похитила мои сапоги и не вернет их, если я не решу задачу: «Найдите площадь прямоугольника со сторонами
а=1,5 дм, b=0,3 дм.
Кот в сапогах
Да, очень расстроен кот. Давайте ему скорее помогать.
а=1,5 дм,
b=0,3 дм
S=?
Как найти площадь прямоугольника?
[S=a
х b] Получается, что нужно умножить 1,5 х 0,3
А мы умеем умножать десятичные дроби?
[Нет] Так как же быть? Как помочь коту, попавшему в беду? [1,5 дм=15 см,
0,3 дм=3см,
1,5 х3= 45 см2=0,45 дм2] Правильно! Молодцы!
1,5 х 0,3=0,45
Посмотрите внимательно на наше решение. Ведь мы, по сути, умножили десятичную дробь на десятичную дробь.
Ребята, а вот, посмотрите,
какой плакат нам прислали из страны сказок:
3,2 х 1,08 = 3,456
0,49 х 0,79 = 0,3871
1,259 х 0,06 = 0,0755
Внимательно проанализируйте все эти примеры. Вспомните о коварстве запятой в десятичной дроби.
Может быть, появились у кого-то идеи о том, как нужно умножать десятичные дроби?........
Хорошо! Молодцы! Давайте теперь прочитаем правило в учебнике (стр.244). Его к следующему уроку нужно будет выучить.
[Оформить решение примера на доске и в тетрадях,
раздать карточки для работы в парах].
IV.
Закрепление изученного материала.
Читаем следующее письмо. Письмо 4.
Ребята, здравствуйте. У меня что-то произошло с пропеллером, а мне необходимо слетать к малышу. Я без него очень скучаю, к тому же так хочется варенья, плюшек, ватрушек. Все неполадки с пропеллером сразу исчезнут как только вы найдете пропавшую запятую.
Карслон Работа в парах 4,2 ∙ 3,8 = 1596 4,2
3,8
336 126
1596
0,24 5∙ 0,08=001960 0,245 0,08 001960
0,79 ∙ 4,9=3871 0,79 4,9 711 316_ 3871
[На «крылышке» доски с обратной стороны данные примеры заранее заготовлены. После окончания работы в парах учитель открывает доску и приглашает к доске троих ребят поставить на место «пропавшую» запятую]
Давайте ещё разок повторим правило умножения десятичных дробей. [Учащиеся отвечают правило]
V.
Домашнее задание.
Хорошо! Молодцы! Думаю, что и дома вы с подобными примерами справитесь без проблем. Запишите в дневники домашнее задание:
п.36
№1405, дополнительно №1312 (по желанию).
VI.
Физкультминутка.
Ребята, вы хорошо работали. Наверное, немножко устали, а наше путешествие по стране сказок ещё не закончилось, поэтому давайте немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так: если хотите ответить «да», поднимите руки вверх, если хотите ответить «нет», опустите руки вниз. 1) У козы было 5 козлят.
(-) 2) Старик поймал в море одну золотую рыбку
(+) 3) У сестрицы Алёнушки был братец Иванушка.
(+) 4) Старик Хоттабыч летал на вертолете.
(-) 5) Золушка была добрая и трудолюбивая
(+) 6) У Змея Горыныча одна голова и три хвоста.
(-) 7) Емеля-дурачок лежал на диване.
(-)
VII.
Cамостоятельная работа.
Читаем последнее письмо. Письмо 5.
Ребята, пишет вам Незнайка. Я был на Луне, теперь хочу слетать на Марс. Знайка сказал, что жители нашего города помогут мне осуществить мечту, если я возьмусь за ум. Честно вам скажу, что я не очень-то и знаю, как надо за него браться, но на умножение десятичных дробей я решил примеров много. Даже за самостоятельную работу, которую вы будете сейчас писать, Знайка мне поставил «5». Скорее выполните задания и сверьте свои ответы с моими.
Незнайка
Самостоятельная работа
1 вариант
Выполните умножение:
1) 3,5 х 1,2 а) 4,2
б) 42
в) 0,42
г) 420
д) 0,042
2) 14 х 2,3 а) 3,22
б) 322
в) 32,2
г)23,3
д) 0,322
3) 7,4 х 0,3 а) 21,2
б) 222
в) 0,222
г) 22,2
д) 2,22
4) 0,31 х 0,2 а) 0,62
б) 0,062
в) 6,2
г) 0,061
д) 0,0062
5)
0,85 х 0,24 а) 0,24
б) 0,0204
в) 2,04
г) 0,204
д) 20,4
2 вариант Выполните умножение:
1)
2,8 х 1,5 а) 42
б) 4,2
в) 0,0042
г) 4,1
д) 0,42
2)
32 х 1,6 а) 5,12
б) 0,512
в) 512
г) 51,2
д) 41,2
3)
3,7 х 0,2 а) 0,74
б) 0,0074
в) 7,4
г) 0,074
д) 74
4)
0,42 х 0,3 а) 1,26
б) 12,6
в) 0,126
г) 0,0126
д) 0,226
5)
0,76 х 0,35 а) 0,0266
б) 26,6
в) 0,276
г) 2,66
д) 0,266 (Учащиеся выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями, сверяют свои ответы с ответами на доске, ставят оценки: «5» за 5 правильно выполненных задания, «4»
за 4 правильно выполненных задания, «3» за 3 правильно выполненных задания )
Ответы
самостоятельной работы
1 вариант
| а | б | в | г | д |
1 | + |
|
|
|
|
2 |
|
| + |
|
|
3 |
|
|
|
| + |
4 |
| + |
|
|
|
5 |
|
|
| + |
|
2 вариант
| а | б | в | г | д |
1 |
| + |
|
|
|
2 |
|
|
| + |
|
3 | + |
|
|
|
|
4 |
|
| + |
|
|
5 |
|
|
|
| + |
VIII.
Итоги урока.
Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Я вами довольна и благодарю за урок. А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие
вопросы.
Что на уроке вы сегодня узнали?
Что больше всего вам на уроке понравилось? Запомнилось?
Я хочу вас похвалить за то, что вы помогли сегодня многим сказочным героям. Хорошие дела всегда пользу приносят. Доброта, ум, желание помочь – качества благородных людей. Желаю вам всегда быть щедрыми на добрые поступки.
Литература 1)
Виленкин Н.Я. и др.
Учебник математики для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 2009.
2)
Глейзер
Г.И. История математики в школе: 4-6 классы. – М., Просвещение, 2001
Тезисы Все дети очень любят сказки и игры. Урок построен в форме общения со сказочными героями с помощью писем. Каждое письмо вложено в конверт (формат А-4), на лицевой стороне которого помещен рисунок, сделанный заранее кем-то из учащихся. Доставка писем осуществляется почтальоном – подготовленным учеником. Таким образом, учащиеся изучают и закрепляют новый материал, выполняя предложенные задания и помогая любимым героям
выйти из затруднительного положения.
фамилия, имя, отчество автора – Заикина Маргарита Ивановна
квалификационная категория - высшая
место проживания - г. Рыбинск Ярославская область
название учебного заведения – МОУ СОШ № 20
дисциплина - математика
учебник, по которому ведется обучение - Виленкин Н.Я.
тема – Умножение десятичных дробей
класс - 5
продолжительность урока – 45 минут
Тема: «Умножение десятичных дробей»
Цель урока: Научить учащихся умножать десятичные дроби.
Обучающие задачи:
-Проверить усвоение материала по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение дроби на натуральное число», «Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
- Ввести правило умножения десятичных дробей.
- Ознакомить с историей возникновения правил работы с десятичными дробями.
- Решить задачи на закрепление изученного материала.
- Проконтролировать усвоение материал по теме урока.
Развивающие задачи:
- Продолжить работу над развитием внимания, памяти, логического мышления.
- Способствовать привитию интереса к предмету
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Вырабатывать умение оценивать свою работу.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
- Прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Ребята, для того, чтобы повторить ранее изученный материал и научиться умножать десятичные дроби вы должны будете сегодня на славу потрудиться. На уроке у нас будет много встреч с героями ваших любимых сказок, вам нужно будет проявить смекалку, ум, сообразительность. Я желаю вам интересно, с пользой провести время. Успехов и удачи вам!
-
Актуализация знаний учащихся.
-
Устный счёт (Учащиеся показывают ответ сигнальной карточкой – красной, желтой или зеленой)
Письмо 1.
Ребята, отправился я за тридевять земель в тридесятое царство выручать Елену Премудрую. Обнесено царство Кощея стенами высокими, а ворота заперты на замок мудреный. Если вы успешно справитесь с заданиями для устного счета, то замок сразу откроется.
Иван-царевич
Задания для устного счёта.
1) Выполните сложение: 3,7 + 0,24
37,24 3,94 0,61
2) Выполните умножение: 2,04 х 8
1,632 163,2 16,32
3) Выполните умножение: 1,6 х 3
48 4,8 3,2
4) Выразите 5 см в дм :
0,5 дм 0,05 дм 50 дм
5) Выразите 27 дм2 в м2 :
0,0027 м2 2,7 м2 0,27 м2
2) Историческая справка.
Молодцы! Работали хорошо, дружно. Не справился бы без вашей помощи Иван-царевич. Вот срочное письмо. Так от кого же оно? От Елены Премудрой.
Письмо 2.
Дорогие ребята! Спасибо, что помогли Ивану-царевичу. За это поведаю я вам историю о дробях десятичных………………………………………………………………………...
Ой, что-то и слов в письме больше никаких нет. Ну что ж, всё понятно! Ведь в сказках есть и добрые, и злые герои. Видать не хочет нечисть всякая, чтобы мы узнали ещё что-нибудь интересное о десятичных дробях. Но пусть злые силы не радуются. Есть в нашем классе дети, которые нам сумеют рассказать то, что подготовили о десятичных дробях.
(Заслушивается выступление ученика, заранее подготовившего материал об истории возникновения правил работы с десятичными дробями.)
Историческая справка. В науке, в промышленности десятичные дроби используются значительно чаще обыкновенных. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Ал-Коши в ХV веке. Записывал Ал-Каши десятичные дроби так же как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой. В Европе дроби были заново изобретены только через 100 лет Симоном Стевином. В России учение о дробях изложил Л.Ф.Магницкий.
-
Изучение нового материала.
Прочитаем следующее письмо.
Письмо 3.
Ребята! Мяу! Помогите! Это я, Кот в сапогах, т.е. без сапог. Злая колдунья похитила мои сапоги и не вернет их, если я не решу задачу: «Найдите площадь прямоугольника со сторонами а=1,5 дм, b=0,3 дм.
Кот в сапогах
Да, очень расстроен кот. Давайте ему скорее помогать.
а=1,5 дм, b=0,3 дм S=?
Как найти площадь прямоугольника? [S=a х b]
Получается, что нужно умножить 1,5 х 0,3
А мы умеем умножать десятичные дроби? [Нет]
Так как же быть? Как помочь коту, попавшему в беду?
[1,5 дм=15 см, 0,3 дм=3см, 1,5 х3= 45 см2=0,45 дм2]
Правильно! Молодцы! 1,5 х 0,3=0,45
Посмотрите внимательно на наше решение. Ведь мы, по сути, умножили десятичную дробь на десятичную дробь.
Ребята, а вот, посмотрите, какой плакат нам прислали из страны сказок:
3,2 х 1,08 = 3,456
0,49 х 0,79 = 0,3871
1,259 х 0,06 = 0,0755
Внимательно проанализируйте все эти примеры. Вспомните о коварстве запятой в десятичной дроби. Может быть, появились у кого-то идеи о том, как нужно умножать десятичные дроби?........
Хорошо! Молодцы! Давайте теперь прочитаем правило в учебнике (стр.244). Его к следующему уроку нужно будет выучить.
[Оформить решение примера на доске и в тетрадях, раздать карточки для работы в парах].
-
Закрепление изученного материала.
Читаем следующее письмо.
Письмо 4.
Ребята, здравствуйте. У меня что-то произошло с пропеллером, а мне необходимо слетать к малышу. Я без него очень скучаю, к тому же так хочется варенья, плюшек, ватрушек. Все неполадки с пропеллером сразу исчезнут как только вы найдете пропавшую запятую. Карслон
Работа в парах
4,2 0,245 0,79
3,8 0,08 4,9
336 001960 711
126 316_
1596 3871
[На «крылышке» доски с обратной стороны данные примеры заранее заготовлены. После окончания работы в парах учитель открывает доску и приглашает к доске троих ребят поставить на место «пропавшую» запятую]
Давайте ещё разок повторим правило умножения десятичных дробей.
[Учащиеся отвечают правило]
-
Домашнее задание.
Хорошо! Молодцы! Думаю, что и дома вы с подобными примерами справитесь без проблем.
Запишите в дневники домашнее задание: п.36 №1405, дополнительно №1312 (по желанию).
-
Физкультминутка.
Ребята, вы хорошо работали. Наверное, немножко устали, а наше путешествие по стране сказок ещё не закончилось, поэтому давайте немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так: если хотите ответить «да», поднимите руки вверх, если хотите ответить «нет», опустите руки вниз.
1) У козы было 5 козлят. (-)
2) Старик поймал в море одну золотую рыбку (+)
3) У сестрицы Алёнушки был братец Иванушка. (+)
4) Старик Хоттабыч летал на вертолете. (-)
5) Золушка была добрая и трудолюбивая (+)
6) У Змея Горыныча одна голова и три хвоста. (-)
7) Емеля-дурачок лежал на диване. (-)
VII. Cамостоятельная работа.
Читаем последнее письмо.
Письмо 5.
Ребята, пишет вам Незнайка. Я был на Луне, теперь хочу слетать на Марс. Знайка сказал, что жители нашего города помогут мне осуществить мечту, если я возьмусь за ум. Честно вам скажу, что я не очень-то и знаю, как надо за него браться, но на умножение десятичных дробей я решил примеров много. Даже за самостоятельную работу, которую вы будете сейчас писать, Знайка мне поставил «5». Скорее выполните задания и сверьте свои ответы с моими.
Незнайка
Самостоятельная работа
1 вариант
Выполните умножение:
1) 3,5 х 1,2
а) 4,2 б) 42 в) 0,42 г) 420 д) 0,042
2) 14 х 2,3
а) 3,22 б) 322 в) 32,2 г)23,3 д) 0,322
3) 7,4 х 0,3
а) 21,2 б) 222 в) 0,222 г) 22,2 д) 2,22
4) 0,31 х 0,2
а) 0,62 б) 0,062 в) 6,2 г) 0,061 д) 0,0062
5) 0,85 х 0,24
а) 0,24 б) 0,0204 в) 2,04 г) 0,204 д) 20,4
2 вариант
Выполните умножение:
1) 2,8 х 1,5
а) 42 б) 4,2 в) 0,0042 г) 4,1 д) 0,42
2) 32 х 1,6
а) 5,12 б) 0,512 в) 512 г) 51,2 д) 41,2
3) 3,7 х 0,2
а) 0,74 б) 0,0074 в) 7,4 г) 0,074 д) 74
4) 0,42 х 0,3
а) 1,26 б) 12,6 в) 0,126 г) 0,0126 д) 0,226
5) 0,76 х 0,35
а) 0,0266 б) 26,6 в) 0,276 г) 2,66 д) 0,266
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями, сверяют свои ответы с ответами на доске, ставят оценки: «5» за 5 правильно выполненных задания, «4» за 4 правильно выполненных задания, «3» за 3 правильно выполненных задания )
Ответы самостоятельной работы
1 вариант
-
а
б
в
г
д
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
2 вариант
-
а
б
в
г
д
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
VIII. Итоги урока.
Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Я вами довольна и благодарю за урок. А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
Что на уроке вы сегодня узнали?
Что больше всего вам на уроке понравилось? Запомнилось?
Я хочу вас похвалить за то, что вы помогли сегодня многим сказочным героям. Хорошие дела всегда пользу приносят. Доброта, ум, желание помочь – качества благородных людей. Желаю вам всегда быть щедрыми на добрые поступки.
Литература
-
Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 2009.
-
Глейзер Г.И. История математики в школе: 4-6 классы. – М., Просвещение, 2001
Тезисы
Все дети очень любят сказки и игры.
Урок построен в форме общения со сказочными героями с помощью писем. Каждое письмо вложено в конверт (формат А-4), на лицевой стороне которого помещен рисунок, сделанный заранее кем-то из учащихся. Доставка писем осуществляется почтальоном – подготовленным учеником. Таким образом, учащиеся изучают и закрепляют новый материал, выполняя предложенные задания и помогая любимым героям выйти из затруднительного положения.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»