Урок-размышление "Тема памяти,в произведениях о войне Бориса Васильева"
1. познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
3. развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
4. воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших
Тема памяти в произведениях о войне.
( по рассказу Бориса Васильева " Экспонат №…") Цели урока:
1.
познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
2.
создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
3.
развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
4.
воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. 1 слайд презентации.
История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Русская земля, полита кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.
Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной войны. С творчеством одного из таких писателей Б Васильевым мы познакомимся сегодня на уроке. Нам предстоит развивать умения анализировать литературное произведение, составлять собственное мнение о нём, видеть в произведении авторскую позицию.Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.
Что значит помнить? Как надо помнить? Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?
Поможет ответить на эти вопросы анализ рассказа Бориса Васильева «Экспонат №». Но сначала давайте кратко познакомимся с биографией Писателя – фронтовика Бориса Васильева.
Презентация№1… ВЫВОДСудя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель благоговейно относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память.
----------------Учитель: Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…
- Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён?Давайте вспомним, какое событие лежит в основе рассказа?
Дошел черед и до Игорька, единственного сына вдовы Анны Федотовны, и она «потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвно перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом…»
Игорь оглянулся и сказал, что все они тогда говорили: «Я вернусь, мама».
И тут же за словами прощания — авторская фраза, короткая и пронзительная: «Не вернулся».
- Чтение эпизода «Письмо от сына» Ваня конверт, военная форма.
- Учитель: Пришёл ли праздник в этот дом? Почему?
- Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо от сержанта В. Переплётчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга. Ваш сын был….»
— Учитель: Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста 195стр
Учитель:Я предлагаю Вам прослушать лирическую арию «Ариозо матери». Прослушать внимательно и сопоставить с сюжетом рассказа «Экспонат». Что объединяет эти произведения разных жанров? Дети ответили. События. Сюжет.
Учитель:Что стало болезненной потребностью Анны Федотовны? Зачем она перечитывала письмо сына? Стр 197 -198 (перечитывание писем сына) Зачитайте…
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
УЧИТЕЛЬ: И так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года…
"… Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник… "
В 1965 году, к юбилею Победы, по телевидению начали передавать множество фильмов о войне — художественных и документальных, смонтированных из военной хроники тех лет.
Обычно Анна Федотовна никогда их не смотрела: не могла она заставить свое насквозь изъеденное сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына.
Но однажды…
Чтение эпизода «Мать узнала сына…»204 стр
Учитель: Для того, чтобы Вы смогли лучше прочувствовать горе матери, страдания души материнской я предлагаю вам прослушать песню.
Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери”
УЧИТЕЛЬ: Тема памяти о войне актульна не только в прозаических произведениях, но и в музыкальных. ПОЧЕМУ? МУЗЫКА ЯРЧЕ ПОМОГАЕТ ПРОЧУВСТВОВАТЬ страдания матери, СОБЫТИЯ, БЕРЕДИТ, ТРОГАЕТ ДУШУ, МУЗЫКА БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО, более мощно ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА _ В ЭТОМ ЕЁ ОСОБЕННОСТЬ.
Именно поэтому большое количество стихотворений о войне, превратились в песни.
Вернёмся к нашему произведению….
УЧИТЕЛЬ:И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма и думает, А вдруг и её Игорёк жив? И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Почему?
— Пересказ эпизода (с. 465) Она ослепла…
УЧИТЕЛЬ:
Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
— Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?
----------------------Валечка…… Как вы думаете от чего ослепла А.Ф.?
Учитель:Да, Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых.” И только письма были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении долгих лет.
Учитель: Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь ".
Проходила и дошла до сорокалетия Победы.
Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости — «две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик». Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.
1.ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Детская жестокость».
Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.
Учитель:Индивидуальные домашние задания: Исследовательская работа. При помощи каких худ. средств Б.Васильеву удаётся передать чувства и переживания Анны Федотовны и грубость школьников.?
Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем?
Вечером к Анне Федотовне приезжала «неотложка» — врачи вытащили Анну Федотовну из «безвременья», но душа ее замолчала. Сын для нее «угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда».
— Как вы понимаете смысл этих слов?
— Выразительное чтение эпизода.
“Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла” (с. 477).
УЧИТЕЛЬ:
Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени — непонимание, недоброту, равнодушие.
— Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.478
То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом».
БЕСЕДА:
— Что это за понятие " вторичные экспонаты "?
«Вторичны» ли они в этом рассказе?
(А для Анны Федотовны — эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни).
ВТОРИЧНЫЙ — 1. Представляющий собой вторую ступень в развитии чего- либо, а также происходящий, совершаемый второй раз.
2. Второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Синоним – повторный.
— А может, место писем и должно быть в музее?
— Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
— Как бы вы поступили на месте этих ребят?
— Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?
— Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?
ВЫВОД: Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.
— Учитель. Я чувствую, что рассказ Бориса Васильева «Экспонат № …» не оставил вас равнодушными.
Давайте вернёмся к? начала урока. Что значит помнить? хранить в своих душах. Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?
— ВЫВОД учителя: Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.
Слайд последний первой презентации
«Беспамятный»— это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой — то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.
I. Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!
(звучит грамзапись песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам»)
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить?»
УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ
Тема памяти в произведениях о войне.
( по рассказу Бориса Васильева " Экспонат №…")
Цели урока:
-
познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
-
создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
-
развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
-
воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибши
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. 1 слайд презентации.
История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Русская земля, полита кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.
Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной войны. С творчеством одного из таких писателей Б Васильевым мы познакомимся сегодня на уроке. Нам предстоит развивать умения анализировать литературное произведение , составлять собственное мнение о нём, видеть в произведении авторскую позицию. Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.
Что значит помнить? Как надо помнить? Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?
Поможет ответить на эти вопросы анализ рассказа Бориса Васильева «Экспонат №». Но сначала давайте кратко познакомимся с биографией Писателя – фронтовика Бориса Васильева.
Презентация№1… ВЫВОД Судя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель благоговейно относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память.
----------------Учитель: Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…
-
Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён? Давайте вспомним, какое событие лежит в основе рассказа?
Одна из
обычных московских "коммуналок"
провожает на фронт своих сыновей.
Дошел черед и до Игорька, единственного
сына вдовы Анны Федотовны, и она "потерянно
стояла в дверях, отчаянно прижимая
кулаки к безмолвно перекошенному рту,
а из-за ее судорожно сведенных плеч
страшными провальными глазами глядели
соседки: по два лица за каждым плечом…"
Игорь
оглянулся и сказал, что все они тогда
говорили: "Я вернусь, мама".
И тут же за словами прощания - авторская
фраза, короткая и пронзительная:
"Не вернулся".
-
Чтение эпизода "Письмо от сына" Ваня конверт, военная форма.
-
Учитель : Пришёл ли праздник в этот дом? Почему?
-
Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо от сержанта В. Переплётчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга. Ваш сын был….»
-
Учитель:
Как переживает это страшное горе Анна
Федотовна?
Свой ответ подтвердите
цитатой из текста 195стр
Учитель: Я предлагаю Вам прослушать лирическую арию «Ариозо матери». Прослушать внимательно и сопоставить с сюжетом рассказа «Экспонат». Что объединяет эти произведения разных жанров? Дети ответили. События. Сюжет.
Учитель: Что стало болезненной потребностью Анны Федотовны? Зачем она перечитывала письмо сына? Стр 197 -198 (перечитывание писем сына) Зачитайте…
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
УЧИТЕЛЬ: И
так продолжалось из года в год: каждый
вечер перед сном она читала письмо
Игорька, и в ее сиротской комнате начинал
звучать голос 41 года...
" ... Скоро,
очень скоро будет и на нашей улице
праздник… "
В 1965 году, к
юбилею Победы, по телевидению начали
передавать множество фильмов о войне
- художественных и документальных,
смонтированных из военной хроники тех
лет.
Обычно Анна Федотовна
никогда их не смотрела: не могла она
заставить свое насквозь изъеденное
сердце обжигаться гибелью мальчиков,
ровесников ее сына.
Но
однажды…
Чтение эпизода "Мать узнала сына…" 204 стр
Учитель: Для того, чтобы Вы смогли лучше прочувствовать горе матери, страдания души материнской я предлагаю вам прослушать песню.
Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери”
УЧИТЕЛЬ: Тема памяти о войне актульна не только в прозаических произведениях, но и в музыкальных. ПОЧЕМУ? МУЗЫКА ЯРЧЕ ПОМОГАЕТ ПРОЧУВСТВОВАТЬ страдания матери, СОБЫТИЯ, БЕРЕДИТ, ТРОГАЕТ ДУШУ, МУЗЫКА БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО, более мощно ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА _ В ЭТОМ ЕЁ ОСОБЕННОСТЬ.
Именно
поэтому большое количество стихотворений
о войне, превратились в песни.
Вернёмся к нашему произведению….
УЧИТЕЛЬ: И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма и думает, А вдруг и её Игорёк жив? И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Почему?
- Пересказ эпизода (с. 465) Она ослепла…
УЧИТЕЛЬ:
Свою слепоту Анна Федотовна восприняла
с горечью неизбежности.
- Кто помог ей
в трудную минуту, когда она уже сама не
могла читать письмо?
----------------------Валечка…..Как вы думаете от чего ослепла А.Ф.?
Учитель: Да, Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых.” И только письма были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении долгих лет.
Учитель: Так в привычных
дневных делах, вечернем чтении писем,
в предрассветных воспоминаниях и вечной,
непроглядной тьме и проходила ее жизнь
".
Проходила и дошла до
сорокалетия Победы.
Как раз
в канун праздника явились к Анне Федотовне
гости - "две очень серьезные девочки
и один еще более серьезный мальчик".
Они случайно узнали, что у старой женщины
сохранились фронтовые письма.
1.ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА "Детская жестокость".
Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.
Учитель: Индивидуальные домашние задания : Исследовательская работа. При помощи каких худ. средств Б.Васильеву удаётся передать чувства и переживания Анны Федотовны и грубость школьников.?
Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем?
Вечером к Анне Федотовне приезжала "неотложка" - врачи вытащили Анну Федотовну из "безвременья", но душа ее замолчала. Сын для нее "угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда".
- Как вы
понимаете смысл этих слов?
- Выразительное
чтение эпизода.
“Душа Анны Федотовны
ослепла и оглохла” (с. 477).
УЧИТЕЛЬ: Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени - непонимание, недоброту, равнодушие.
- Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.478
То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то "вторичным экспонатом".
БЕСЕДА:
- Что
это за понятие " вторичные экспонаты
"?
"Вторичны" ли они в этом
рассказе?
(А для Анны
Федотовны - эти письма, воспоминания о
сыне были смыслом
всей ее жизни).
ВТОРИЧНЫЙ
- 1. Представляющий собой вторую
ступень в развитии чего- либо, а также
происходящий, совершаемый второй раз.
2.
Второстепенный, являющийся следствием
чего-либо. Синоним – повторный.
- А может,
место писем и должно быть в музее?
-
Можно ли было по-другому попросить
письма у Анны Федотовны?
- Как бы вы
поступили на месте этих ребят?
- Как
хорошее дело, организация музея,
превратилось в плохое?
- Почему сердце
Анны Федотовны оказалось беззащитным
перед детской жестокостью?
ВЫВОД:
Анна Федотовна, кроме своей доброты
и совести, не накопила других богатств.
Она
привыкла жить по законам человечности,
уважения и честности. И когда в ее жизнь
ворвались жестокость и обман, она не
выдержала.
- Учитель. Я чувствую, что рассказ Бориса Васильева "Экспонат № …" не оставил вас равнодушными.
Давайте вернёмся к ? начала урока. Что значит помнить? хранить в своих душах. Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?
- ВЫВОД
учителя: Память не оставляет
человека равнодушным, бездеятельным.
Она владеет умом и сердцем человека.
Память противостоит уничтожающей силе
времени. Память - это преодоление времени,
преодоление смерти. В этом величайшее
нравственное значение памяти. Именно
память будит нашу совесть, не даёт нам
покоя.
Слайд последний первой презентации
"Беспамятный"
- это прежде всего человек неблагодарный,
безответственный, а, следовательно, в
какой - то мере неспособный на добрые,
бескорыстные поступки.
Бойтесь быть
беспамятными в этой жизни, бойтесь быть
равнодушными к чужому горю. Чужая
память должна стать вашей личной памятью,
потому что от этого зависит, сколько
человечности и добра будет в мире.
I. Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).
Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!
(звучит грамзапись песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам»)
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить?»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Предложенный Вами конспект урока необходимо привести в соответствие с критериями
С уважением, С.А. Колодин.