Рефлексия в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе
Помощь учителям в организации рефлексии как средства обратной связи в урочной и внеурочной деятельности.
Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить поставленную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Чтобы вступить в сотрудничество с учителем младшему школьнику необходимо выполнить следующие операции:
Выделить в задаче условия:
·
Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия;
·
Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
·
Указать на это противоречие взрослому;
·
Определить, какие средства (ЗУ, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не
только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Выделяют несколько классификаций рефлексии:
1.
рефлексия настроения и эмоционального состояния
2.
рефлексия деятельности
3.
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельностидает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Вторая классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности:
1)
физическую (успел – не успел);
2)
сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
3)
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2)
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3)
быть средством самопознания.
Остановимся на некоторых видах рефлексии подробнее:
Интеллектуальная рефлексия
·
Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; ·
что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.
Упражнение «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П»— «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» — «минус»записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» -«интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И»,так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Анкетирование:
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
«Условные знаки»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы (на полях тетради, в блокнотах, оценочных картах):
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» — не ответил.
Значки можно выбирать произвольно.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
«Дерево творчества» (Сказочное дерево)
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
Вариант 2: «Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Отражает внутреннее состояние ученика;
Самочувствие ( комфортно – дискомфортно);
Является средством самопознания.
«Комплимент»
Удачно закончить урок на положительной ноте:
Комплимент-похвала;
Комплимент в деловых качествах;
Комплимент в чувствах.
«Солнышко»
Моё настроение похоже на:
солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
«Огонёк общения»
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например, зелёный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;
Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
«Утверждение»
1) Выбери верное утверждение: 1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
«Рефлексивный экран»
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что …
Я приобрела…
Я научилась…
Я смогу…
Меня удивило…
Я попробую…
Семинар дал мне для работы…
Мне захотелось…
Мне сегодня удалось…
Я получила от семинара…
Для меня было открытием, что …
На мой взгляд удалось…
Я бы учла на будущее…
На семинаре было важным…
Завтра я хочу на уроке…
Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..
Что учесть на будущее?..
Зачем нам был нужен семинар?..
Рефлексия работы в группе
Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
— делало её более эффективной
— тормозило выполнение задания
— не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
·
обмен информацией
·
взаимодействие
·
взаимопонимание
·
были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
·
недостаток информации
·
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
·
трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
·
ориентированный на человека
·
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
·
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
·
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
·
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
·
нежелание наладить контакт большинства участников группы
·
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
·
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Список литературы:
1.
Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
2.
Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru», 2001
3.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
4.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
5.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
6.
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
7.
Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
8.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996
Подготовила – Осипова Лариса Юрьевна, учитель 1 квалификационной категории, г.Северодвинск
РЕФЛЕКСИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить поставленную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Чтобы вступить в сотрудничество с учителем младшему школьнику необходимо выполнить следующие операции:
Выделить в задаче условия:
-
Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия;
-
Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
-
Указать на это противоречие взрослому;
-
Определить, какие средства (ЗУ, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии.
Слово рефлексия
происходит от латинского reflexio –
обращение назад.
Словарь иностранных
слов определяет рефлексию
как размышление о своем внутреннем
состоянии, самопознание.
Толковый
словарь русского языка трактует
рефлексию как самоанализ.
В
современной педагогике под рефлексией
понимают самоанализ деятельности и её
результатов.
Рефлексия – умение
размышлять, заниматься самонаблюдением,
самоанализ, осмысление, оценка предпосылок,
условий и результатов собственной
деятельности, внутренней жизни.
Её
цель не просто уйти с урока с
зафиксированным результатом, а выстроить
смысловую цепочку, сравнить способы и
методы, применяемые другими со своими.
Поэтому рефлексия может осуществляться
не
только в конце урока, как это принято
считать, но и на любом его этапе.
Выделяют несколько классификаций рефлексии:
-
рефлексия настроения и эмоционального состояния
-
рефлексия деятельности
-
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Вторая классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности:
-
физическую (успел – не успел);
-
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
-
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
-
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
-
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
-
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
-
быть средством самопознания.
Остановимся на некоторых видах рефлексии подробнее:
Интеллектуальная рефлексия
-
Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности;
-
что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.
Упражнение «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В
графу «И» -
«интересно» учащиеся вписывают все
любопытные факты, о которых узнали на
уроке и что бы еще хотелось узнать по
данной проблеме, вопросы к учителю. Эту
таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор
медицинских наук, доктор философии
Кембриджского университета, специалист
в области развития практических навыков
в области мышления. Это упражнение
позволяет учителю взглянуть на урок
глазами учеников, проанализировать его
с точки зрения ценности для каждого
ученика. Для учащихся наиболее важными
будут графы «П» и «И»,
так как в них будут содержаться памятки
о той информации, которая может им
когда-нибудь пригодиться.
Анкетирование:
1.На
уроке я работал |
активно
/ пассивно |
«Условные знаки»
Для
оценивания учащимися своей активности
и качества своей работы на уроке предлагаю
ребятам на листочке условно отмечать
свои ответы (на полях тетради,
в блокнотах, оценочных картах):
«V»
- ответил по просьбе учителя, но ответ
неправильный
«W»
- ответил по просьбе учителя, ответ
правильный
«|
»
- ответил по своей инициативе, но ответ
неправильный
«+»
- ответил по своей инициативе, ответ
правильный
«0»
- не ответил.
Значки можно выбирать произвольно.
Обсуждая
в конце урока результаты своих наблюдений,
учащиеся смогут объективно оценить
свою активность и качество работы.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
«Дерево творчества» (Сказочное дерево)
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
Вариант 2: «Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).
Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
-
Отражает внутреннее состояние ученика;
-
Самочувствие ( комфортно – дискомфортно);
-
Является средством самопознания.
«Комплимент»
Удачно закончить урок на положительной ноте:
-
Комплимент-похвала;
-
Комплимент в деловых качествах;
-
Комплимент в чувствах.
«Солнышко»
Моё настроение похоже на:
солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
«Огонёк общения»
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например, зелёный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Рефлексия деятельности
-
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;
-
Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
«Утверждение»
1) Выбери верное утверждение: 1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
«Рефлексивный экран»
-
Сегодня я узнала…
-
Мне было интересно…
-
Мне было трудно…
-
Теперь я могу…
-
Я почувствовала, что …
-
Я приобрела…
-
Я научилась…
-
Я смогу…
-
Меня удивило…
-
Я попробую…
-
Семинар дал мне для работы…
-
Мне захотелось…
-
Мне сегодня удалось…
-
Я получила от семинара…
-
Для меня было открытием, что …
-
На мой взгляд удалось…
-
Я бы учла на будущее…
-
На семинаре было важным…
-
Завтра я хочу на уроке…
-
Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..
-
Что учесть на будущее?..
-
Зачем нам был нужен семинар?..
Рефлексия работы в группе
Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как
общение в ходе работы влияло на выполнение
задания?
-
делало её более эффективной
-
тормозило выполнение задания
-
не позволило точно выполнить задачу,
испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
-
обмен информацией
-
взаимодействие
-
взаимопонимание
-
были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
-
недостаток информации
-
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
-
трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
-
ориентированный на человека
-
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
-
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
-
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
-
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
-
нежелание наладить контакт большинства участников группы
-
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
-
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Список литературы:
-
Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
-
Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru» , 2001
-
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
-
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
-
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
-
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
-
Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
-
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996
Подготовила – Осипова Лариса Юрьевна, учитель 1 квалификационной категории, г.Северодвинск
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО