Прилагательные-антонимы
Краткое описание
Показать, как можно организовать изучение нового материала на уроке русского языка по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Описание
Матыкина Елена Викторовна
Квалификационная категория высшая
Волгоградская обл., город Жирновск
МОУ «СОШ №3 г. Жирновска»
русский язык
А. В. Полякова «Русский язык» 2 класс
Тема « Прилагательные- антонимы»
2 класс
Продолжительность урока 45 минут
Дополнительные сведения:
·
Интеграционные связи
·
Русский язык- литературное чтение
·
Связь с современностью
·
Урок способствует развитию
познавательных, личностных,
·
регулятивных, регулятивных
УУД
·
Методическое оснащение урока
На уроке используются различные методы и приёмы работы
(фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа по группам
и в парах, работа по опорной схеме, работа со словарями)
Техническое оснащение урока
Использование ИКТ на данном уроке не предусмотрено.
Тема урока: Прилагательные- антонимы.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию
-представлений о прилагательных-синонимах;
-умений подбирать к данным прилагательным антонимы;
-орфографической зоркости.
2. Способствовать развитию
-мыслительных операций( систематизации, классификации, сравнения.);
-коммуникативных навыков;
-самостоятельности;
-самооценки (рефлексии).
3.Способствовать воспитанию устойчивого интереса к
изучаемому предмету.
Организация урока: 1.Фронтальная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Самостоятельная работа.
4. Работа по группам.
Оборудование:1. Опорная схема « Имя прилагательное» в виде цветка с
лепестками, на которых написаны теоретические
понятия.
2. Набор карточек с заданиями дифференцированного характера для закрепления темы предыдущего урока « Прилагательные-синонимы».
3.Словари синонимов и антонимов.
Ход урока.
1. Организация класса.Игра « Путешествие внутри фрукта».
( Дети закрывают глаза, загадывают любой фрукт и представляют, себя внутри него. Затем им надо выбраться оттуда любым возможным способом… Оказавшись
«на воле», с помощью прилагательных ребята описывают свой фрукт. После того, как фрукт угадывают, «путешественник» рассказывает свой способ чудесного освобождения.)
2. Минутка чистописания.
до то но ро ло
од от он ор ол
— Запишите эти соединения в тетрадь. Добавьте в каждую группу свои соединения по этому же правилу.
На полях сделайте пометку о выполнении этого задания:
+
если вам было легко
+?!
?
если вам было трудно
!
если эта работа для вас новая.
3. Работа с предложением.
Русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
4. Закрепление знаний о прилагательных- синонимах.
( работа в парах).
Продолжим работу с синонимами в парах. Перед вами карточки с заданиями трёх уровней. Самый лёгкий- 1 уровень( карточка №1), а самый сложный- 3 уровень( карточка№3). Выберите задание по своим силам.
Карточка № 1.
Прочитай предложения. Найди прилагательные-синонимы. Докажи свою
точку зрения.
1)Строители возвели громадное сооружение. В центре города находится
огромное здание.
2) Ребятам попался трудный вопрос. Путники преодолели сложный
участок пути.
3) На снегу появились таинственные следы. Я увидел в темноте
загадочные предметы.
Карточка № 2.
Прочитай имена прилагательные. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Докажи свою точку зрения.
1) Чужой, посторонний, красивый.
2) Работящий, трудолюбивый, узкий.
3) Забавный, синий, смешной.
Карточка № 3.
Подбери к данным словам прилагательные-синонимы. Докажи свою точку зрения.
Мудрый-………, спокойный-………, крошечный-………,
оглушительный-………, храбрый-………, жуткий-……….
5. Физминутка.
Лёня шёл, шёл, шёл,
Красный камушек нашёл.
( Зелёный, синий, фиолетовый…)
6. Работа над новым материалом.
1) Актуализация знаний.
2) Целеполагание.
3) Создание проблемной ситуации.
-Чтобы узнать новое о прил., нам надо провести исследовательскую работу.
На доске запись:
Сегодня холодный пасмурный день. Дует сильный ветер. Небо низкое и хмурое. Унылая пора!
4) Разрешение проблемной ситуации.
5) Вывод.
6) Постановка проблемных вопросов.
7) Выполнение тренировочных упражнений.
8) Ответы на проблемные вопросы.
— Кто готов ответить на проблемный вопрос № 1?
№ 2?
7. Итог.
— Что нового узнали об имени прилагательном?
— Что будет написано на лепестке, который мы сейчас откроем?
8. Рефлексия.
— Какая работа вам понравилась?
— Где было трудно? Почему?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
— Кому из ребят вам хочется сделать комплимент?
Приложение
Набор карточек с заданиями дифференцированного характера для закрепления темы предыдущего урока « Прилагательные-синонимы».
Карточка № 1.
Прочитай предложения. Найди прилагательные-синонимы. Докажи свою
точку зрения.
1)Строители возвели громадное сооружение. В центре города находится
огромное здание.
2) Ребятам попался трудный вопрос. Путники преодолели сложный
участок пути.
3) На снегу появились таинственные следы. Я увидел в темноте
загадочные предметы.
Карточка № 2.
Прочитай имена прилагательные. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Докажи свою точку зрения.
1) Чужой, посторонний, красивый.
2) Работящий, трудолюбивый, узкий.
3) Забавный, синий, смешной.
Карточка № 3.
Подбери к данным словам прилагательные-синонимы. Докажи свою точку зрения.
Мудрый-………, спокойный-………, крошечный-………,
оглушительный-………, храбрый-………, жуткий-……….
Квалификационная категория высшая
Волгоградская обл., город Жирновск
МОУ «СОШ №3 г. Жирновска»
русский язык
А. В. Полякова «Русский язык» 2 класс
Тема « Прилагательные- антонимы»
2 класс
Продолжительность урока 45 минут
Дополнительные сведения:
·
Интеграционные связи
·
Русский язык- литературное чтение
·
Связь с современностью
·
Урок способствует развитию
познавательных, личностных,
·
регулятивных, регулятивных
УУД
·
Методическое оснащение урока
На уроке используются различные методы и приёмы работы
(фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа по группам
и в парах, работа по опорной схеме, работа со словарями)
Техническое оснащение урока
Использование ИКТ на данном уроке не предусмотрено.
Тема урока: Прилагательные- антонимы.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию
-представлений о прилагательных-синонимах;
-умений подбирать к данным прилагательным антонимы;
-орфографической зоркости.
2. Способствовать развитию
-мыслительных операций( систематизации, классификации, сравнения.);
-коммуникативных навыков;
-самостоятельности;
-самооценки (рефлексии).
3.Способствовать воспитанию устойчивого интереса к
изучаемому предмету.
Организация урока: 1.Фронтальная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Самостоятельная работа.
4. Работа по группам.
Оборудование:1. Опорная схема « Имя прилагательное» в виде цветка с
лепестками, на которых написаны теоретические
понятия.
2. Набор карточек с заданиями дифференцированного характера для закрепления темы предыдущего урока « Прилагательные-синонимы».
3.Словари синонимов и антонимов.
Ход урока.
1. Организация класса.Игра « Путешествие внутри фрукта».
( Дети закрывают глаза, загадывают любой фрукт и представляют, себя внутри него. Затем им надо выбраться оттуда любым возможным способом… Оказавшись
«на воле», с помощью прилагательных ребята описывают свой фрукт. После того, как фрукт угадывают, «путешественник» рассказывает свой способ чудесного освобождения.)
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
— Что помогло вам безошибочно угадать фрукт? |
+ Нам помогли имена прилагательные. |
2. Минутка чистописания.
до то но ро ло
од от он ор ол
— Рассмотрите запись. Что вы можете о ней сказать? |
+ Это соединения букв. + В первой строчке буква о стоит вторая, а во второй строчке буква о стоит первая. |
— Как по-другому можно разбить эти соединения на группы? |
+ В первую группу все верхние соединения, а во вторую все нижние. |
— Запишите эти соединения в тетрадь. Добавьте в каждую группу свои соединения по этому же правилу.
На полях сделайте пометку о выполнении этого задания:
+
если вам было легко
+?!
?
если вам было трудно
!
если эта работа для вас новая.
3. Работа с предложением.
Русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
— Прочитайте запись про себя. — Прочитайте вслух. — Что вы можете сказать об этом? |
+ Это предложение. + Это отрывок из стихотворения Н. Рыленкова «После дождя», которое мы изучали на уроке чтения. + Здесь есть олицетворение. + Здесь встречаются соединения, которые мы только что писали. + В этом предложении есть имена прилагательные: русый и тонких |
— Докажите, что эти слова- имена прилагательные. Какие знания нам могут пригодиться? |
+ ( Дети доказывают). |
— Запишите это предложение в тетрадь. — Какие задания вы сейчас можете выполнить? |
+ Подчеркнуть орфограммы. + Поставить ударение в словах. + Указать части речи. |
— Вспомните, какую работу с именами прилагательными мы выполняли вчера на уроке? |
+ Мы подбирали слова, близкие по значению, синонимы. |
— Что было трудно? |
+ Не всегда легко подобрать синонимы к слову. Мы запланировали ещё потренироваться. |
— Тогда попробуйте подобрать синонимы к именам прилагательным из нашего предложения. Какие знания нам пригодятся? Что поможет в выполнении этого задания? |
+ Нам поможет правило о синонимах, если будет трудно, можно использовать словарь синонимов. Мы можем подобрать синонимы к прилагательным русый (светловолосый), тонких (худых). |
— Докажите, что вы подобрали синонимы. |
+ Эти слова близки по смыслу. |
4. Закрепление знаний о прилагательных- синонимах.
( работа в парах).
Продолжим работу с синонимами в парах. Перед вами карточки с заданиями трёх уровней. Самый лёгкий- 1 уровень( карточка №1), а самый сложный- 3 уровень( карточка№3). Выберите задание по своим силам.
Карточка № 1.
Прочитай предложения. Найди прилагательные-синонимы. Докажи свою
точку зрения.
1)Строители возвели громадное сооружение. В центре города находится
огромное здание.
2) Ребятам попался трудный вопрос. Путники преодолели сложный
участок пути.
3) На снегу появились таинственные следы. Я увидел в темноте
загадочные предметы.
Карточка № 2.
Прочитай имена прилагательные. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Докажи свою точку зрения.
1) Чужой, посторонний, красивый.
2) Работящий, трудолюбивый, узкий.
3) Забавный, синий, смешной.
Карточка № 3.
Подбери к данным словам прилагательные-синонимы. Докажи свою точку зрения.
Мудрый-………, спокойный-………, крошечный-………,
оглушительный-………, храбрый-………, жуткий-……….
5. Физминутка.
Лёня шёл, шёл, шёл,
Красный камушек нашёл.
( Зелёный, синий, фиолетовый…)
6. Работа над новым материалом.
1) Актуализация знаний.
— Как вы думаете, мы всё знаем о прилагательном? |
+ Нет. |
— Почему вы так решили? |
+ У волшебного цветка ещё не все лепестки открыты. |
— Что вы можете рассказать о нашем необычном цветке? |
+ На лепестках этого цветка написано то, что мы должны узнать об имени прил. Во 2 кл. |
— Расскажите, что вам уже известно? |
+ Дети рассказывают. |
2) Целеполагание.
— Сколько закрытых лепестков осталось? |
+ 3. |
— Чем мы сегодня займёмся? |
+ Узнаем новое о прилагательном и откроем ещё один лепесток. |
3) Создание проблемной ситуации.
-Чтобы узнать новое о прил., нам надо провести исследовательскую работу.
На доске запись:
Сегодня холодный пасмурный день. Дует сильный ветер. Небо низкое и хмурое. Унылая пора!
-Прочитайте запись на доске про себя, вслух… |
Читают. |
— Какие мысли возникли? |
+Это текст. В нём 4 предложения. |
— Что скажете о выделенных словах? |
+ Это имена прилагательные. |
— Какое настроение у вас вызывает этот текст? |
+ Плохое, грустное. |
— Можно сделать так, чтобы оно изменилось? |
+ Можно заменить выделенные слова другими. |
4) Разрешение проблемной ситуации.
— Подберите из «Слов для справок» подходящие и прочитайте новый текст. тёплый солнечный слабый высокое светлое счастливая важные умные |
+ Сегодня тёплый солнечный день. Дует слабый ветерок. Небо высокое и светлое. Счастливая пора! |
— Что скажете? |
+ Настроение изменилось. |
5) Вывод.
— Какие слова помогли нам создать такие непохожие тексты? |
+ Имена прилагательные. |
— Прочитайте парами эти слова. |
+ Холодный-тёплый, пасмурный- солнечный, сильный-слабый, низкое-высокое, хмурое-светлое, унылая-счастливая. |
— Что можете о них сказать? |
+Это прилагательные-антонимы. |
— Как догадались? |
+ Они противоположны по смыслу. |
— Над чем мы сегодня будем работать? |
+ Над прилагательными-антонимами. |
6) Постановка проблемных вопросов.
— Прочитайте проблемные вопросы, на которые вы должны будете ответить в конце урока. |
+ Проблемные вопросы. 1. Можно ли к именам прилагательным подбирать антонимы? 2. По каким признакам помогают сравнивать предметы прилагательные-антонимы? |
— На какой из этих вопросов вы уже знаете ответ? На какой нет? |
Дети делают вывод. |
— Ваши предложения? |
+ Надо выполнить тренировочные упражнения и искать ответ на вопрос №2. |
7) Выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение № 305. — Прочитайте задание. Чему научимся, выполняя это упражнение? |
+ Ответы детей. 4чел. выходят работать к доске, остальные самостоятельно в рабочих тетрадях. |
Упражнение № 306. — Чему мы научимся, выполняя это упражнение? |
+ Ответы детей. |
— Какие пары прилагательных у вас получились? |
+ Ответы детей |
— По какому признаку идёт сравнение? |
+ Сравниваем по цвету, по форме, по размеру, по характеру, по высоте, по ширине… |
8) Ответы на проблемные вопросы.
— Кто готов ответить на проблемный вопрос № 1?
№ 2?
7. Итог.
— Что нового узнали об имени прилагательном?
— Что будет написано на лепестке, который мы сейчас откроем?
8. Рефлексия.
— Какая работа вам понравилась?
— Где было трудно? Почему?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
— Кому из ребят вам хочется сделать комплимент?
Приложение
Набор карточек с заданиями дифференцированного характера для закрепления темы предыдущего урока « Прилагательные-синонимы».
Карточка № 1.
Прочитай предложения. Найди прилагательные-синонимы. Докажи свою
точку зрения.
1)Строители возвели громадное сооружение. В центре города находится
огромное здание.
2) Ребятам попался трудный вопрос. Путники преодолели сложный
участок пути.
3) На снегу появились таинственные следы. Я увидел в темноте
загадочные предметы.
Карточка № 2.
Прочитай имена прилагательные. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Докажи свою точку зрения.
1) Чужой, посторонний, красивый.
2) Работящий, трудолюбивый, узкий.
3) Забавный, синий, смешной.
Карточка № 3.
Подбери к данным словам прилагательные-синонимы. Докажи свою точку зрения.
Мудрый-………, спокойный-………, крошечный-………,
оглушительный-………, храбрый-………, жуткий-……….
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Русский язык
2 класс
22 июля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО