Творческие и информационные проекты на уроках окружающего мира как условие реализации личностно-ориентированного подхода в обучении
Иванова Марина Вячеславовна, учитель первой категории
Государственное общеобразовательное учреждение лицей№ 95 Санкт-Петербург, ул. Верности 14-4 E–mail:akyamarin2009@yandex.ru
На сегодняшний день в обществе актуальна потребность в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельности и нестандартному решению проблем. Считаю, что проектная технология одна из тех, которая позволяет решать эти задачи, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. В процессе работы над проектом школьниками приобретаются важные качества: умение самостоятельно мыслить, делать правильный выбор, предвидеть результат.
Цель исследования: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, формирование компетенций учащегося.
Предполагаемая гипотеза исследования — эффективность реализации личностно-ориентированного подхода будет достигнута путём внедрения учебной проектной деятельности в качестве системообразующего компонента, при этом:
• проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;
•проблематика и содержание творческой и информационной проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия самоопределения учащихся;
•
осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;
•
учащиеся включаются в активную творческую деятельность.
Новизна данного исследования и в том, как повысить интерес к изучаемому предмету через изучение дополнительной литературы, интеграцию с информационными технологиями,
использование как результат своих знаний и умений
в повседневной жизни.
В ходе экспериментальной работы удалось доказать дидактический смысл проектной деятельности: она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Использование метода проектов показано на примере работ учеников, показано применение метода проектов на уроках окружающего мира и его практическое использование учениками начальной школы. Результаты выполненных проектов — это конкретный результат, готовый к использованию на уроках и в реальной жизни.
_________________________________________________ _________________ 1.
Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1991.-160 с.: ил. 2.
Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4 3.
Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003. 4.
Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках окружающего мира. // Школа и производство, №7 2005. 5.
Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии.
Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 95
Калининского административного района
Санкт-Петербурга
Адрес учреждения: Санкт-Петербург, Гражданский проспект д.92/3
Название работы:
«Творческие и информационные проекты
на уроках окружающего мира
как условие реализации
личностно-ориентированного подхода в обучении»
Номинация: естественные науки
Автор Иванова Марина Вячеславовна
Предмет преподавания: окружающий мир (начальная школа)
Должность: учитель
Адрес автора: Санкт-Петербург,
Email: akyamarin2009yandex.ru
Контактный телефон: 8(981) 701-06-16
Название работы:
Творческие и информационные проекты на уроках окружающего мира как условие реализации личностно-ориентированного подхода в обучении
«…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества
и конкретного участия»
(В.Гузеев)
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации ребёнка в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность.
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область «Окружающий мир».
Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника.
Условием решения задач гуманизации
является четкая направленность процесса
обучения школьников на формирование
творческого потенциала как приоритетной
ценности отечественного образования.
Анализ ряда исследований (Т.Г. Браже,
Л.К. Веретенникова, П.Ф. Кравчук, М.Г.
Мерзлякова, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряховских,
O.K. Черепанова, Н.М. Яковлева) позволил
сделать вывод о том, что проблема развития
творческого потенциала рассматривается
в различных сферах образования, однако
нам не удалось найти работ, связанных
с развитием творческих способностей
методом творческих и информационных
проектов на уроках окружающего мира в
общеобразовательной школе.
Основное противоречие, выявленное в
процессе анализа процедур организации
образования в системе общего образования,
состоит в том, что, с одной стороны,
современные социально-экономические
условия жизни требуют от человека
нестандартных, творческих жизненно
важных решений, а с другой - наблюдается
слабая разработанность проблемы развития
творческих способностей школьников, с
целью подготовки их к самостоятельной
жизни.
На основании выявленного
противоречия сформулирована проблема
исследования: каково влияние творческих
и информационных проектов в реализации
личностно-ориентированного подхода на
уроках окружающего мира?
Объектом исследования: творческие и информационные проекты на уроках окружающего мира как условие реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Предметом исследования стал процесс развития творческого потенциала учащихся в проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Цель исследования: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, формирование компетенций учащегося.
Гипотеза исследования: эффективность реализации личностно-ориентированного подхода будет достигнута путём внедрения учебной проектной деятельности в качестве системообразующего компонента, при этом:
-
• проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управле-нии собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъект-ности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;
-
• проблематика и содержание творческой и информационной проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия самоопределения учащихся;
-
• осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;
-
• учащиеся включаются в активную творческую деятельность.
В ходе моей работы я пыталась решить следующие задачи:
-
- Выявить возможности использования информационной проектной учебной деятельности для развития творческой активности как условия реализации личностно-ориентированного подхода на уроках окружающего мира.
- Повысить интерес к изучаемому предмету через изучение дополнительной литературы, интеграцию с информационными технологиями.
- Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
В основе творческой деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой работы, развивать критическое мышление. Не во всех школах в начальной школе активно используют метод проектов на уроках окружающего мира, нет возможности активно использовать на каждом уроке интерактивные и мультимедийные установки.
Новизна данного исследования и в том, как повысить интерес к изучаемому предмету через изучение дополнительной литературы, интеграцию с информационными технологиями, использование как результат своих знаний и умений в повседневной жизни.
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умении самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:
-Ролево-игровой проект.
-Исследовательский проект.
-Информационный проект.
-Творческий проект.
- Ролевой проект.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
-
внутришкольными;
- региональными;
-
межрегиональными;
- международными.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Дети не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Они увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующий элемент творческой активности – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося. Важнейшие условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.
Основные компоненты творческой активности учащихся:
-
потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
-
преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам;
-
готовность к преобразующей деятельности;
-
эвристический потенциал;
-
сама преобразующая деятельность.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися 2-4 классов ежегодно не менее одного творческого проекта.
Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней.
-
Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
Проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной. В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Конечно, ни одна школьная программа не сможет предвидеть и охватить весь круг будущих задач, с которыми придётся столкнуться ребёнку. Кроме того, на материале школьного предмета можно построить далеко не любые, а только научные задачи, так называемые «познавательные». Думаю здесь важно то, что теоретические методы решения научных задач содержат те этапы, которые необходимы для рационального решения многих житейских вопросов. Поэтому обучать этим методам – означает готовить школьника к реальной жизни.
Я уверена: каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлечённости ученика этой деятельностью, и от умения её выполнять. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И. М. Сеченов писал о прирождённом и “крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётное стремление понимать окружающую жизнь”.
Основная цель курса “Окружающий мир” - показать, что в природе происходят различные изменения, за которыми не только интересно наблюдать, но и можно сделать полезные для человека выводы, позволяющие ему жить в гармонии с окружающим его миром природы.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа России” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по 4 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 2-3 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне
интересно больше всего?
- О чём хотелось
бы узнать как можно больше?
- Чем я мог
бы заняться - принять участие в
индивидуальной или коллективной
творческой работе?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической
(ребенок выдвигает какую-то фантастическую
гипотезу);
- экспериментальной;
-
изобретательской;
- теоретической.
Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:
-
освоение предметных знаний;
-
умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
-
овладение междисциплинарными умениями;
-
коммуникативными умениями;
-
умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
-
овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
-
умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.
Метод творческих проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (А. А. Хромов).
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, которая заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать); - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие
аналитико-синтетических действий;
-
сформированность алгоритма сравнительного
анализа;
- умение вычленять существенный
признак, соотношение данных, составляющих
условие задачи;
- возможность выделять
общий способ действий;
- перенос общего
способа действий на другие учебные
задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
-
адекватно оценивать свою работу и работу
одноклассников;
- обоснованно и
доброжелательно оценивать как результат,
так и процесс решения учебной задачи с
акцентом на положительное;
- выделяя
недостатки, делать конструктивные
пожелания, замечания.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение
осмыслить задачу, для решения которой
недостаточно знаний;
- умение отвечать
на вопрос: чему нужно научиться для
решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение
самостоятельно генерировать идеи, т.е.
изобретать способ действия, привлекая
знания из различных областей;
- умение
самостоятельно найти недостающую
информацию в информационном поле;
-
умение запросить недостающую информацию
у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
- умение находить несколько
вариантов решения проблемы;
- умение
выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать
причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение
коллективного планирования;
- умение
взаимодействовать с любым партнером;
-
умения взаимопомощи в группе в решении
общих задач;
- навыки делового
партнерского общения;
- умение находить
и исправлять ошибки в работе других
участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение
инициировать учебное взаимодействие
со взрослыми – вступать в диалог,
задавать вопросы и т.д.;
- умение вести
дискуссию;
- умение отстаивать свою
точку зрения;
- умение находить
компромисс;
- навыки интервьюирования,
устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки
монологической речи;
- умение уверенно
держать себя во время выступления;
-
артистические умения;
- умение
использовать различные средства
наглядности при выступлении;
- умение
отвечать на незапланированные вопросы.
Сначала детей пугали творческие работы. Предложения учащимся подумать, догадаться или порассуждать приводили к встречному вопросу – как это? Для снятия такого барьера я использую метод свободной дискуссии. Велика боязнь у маленьких школьников сделать что-либо не так. У них эта боязнь усиливается страхом перед снижением оценки. Постоянно отмечаю, что правильность найденного или предлагаемого решения определяются, во-первых, количеством предложенных вариантов, во-вторых, полнотой обоснования их принятия или отрицания, убедительностью аргументации.
Эта работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В общем виде при осуществлении работы можно выделить следующие этапы:
-
– погружение в работу.
-
– организация деятельности.
-
– осуществление деятельности.
-
– презентация результатов.
Роль учителя велика на первом этапе. И от того, как он выполнит свою роль на этом этапе зависит судьба работы в целом. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме работы, очерчивает проблемное поле, расставляет акценты значимости, предлагая тот или иной путь рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. В результате определяют цель и задачи работы – поиск способа или способов решение проблем проекта.
Что происходит при решении поставленной задачи? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывает, предлагает, т е мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа, и её результат – сообщение. Было рассказано и показано, что и как сделано. Имела место и презентационная деятельность.
В программе “Окружающий мир” школа России предусмотрены творческие работы:
1-й класс.
1. Зарисовка растений и их раскрашивание
2. Лепка, рисование или моделирование грибов.
2-й класс.
1. Аппликации “Ночное небо”, “На море”, “Озеро”, “Болото”.
2. Изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа.
3. Аппликация “Национальные костюмы народов России”.
3-й класс.
1. Изготовление сравнительной аппликации “Лето и осень”.
2. Аппликация “Обитатели почвы”.
3. Аппликация “От семени к семени” и “Стадии развития животного” (по выбору).
4. Аппликация “Прошлое и настоящее” (по выбору).
4-й класс.
1. Аппликация “Солнечная система”
2. Аппликация “Растительный и животный мир природных зон или природных сообществ” (по выбору).
3. Рекламный плакат “Родной край”
4. Ролевая игра “Я - экскурсовод”
5. Аппликация “Растительный и животный мир континентов”
(по выбору).
Особое внимание я обращаю на 2 этап, на котором происходит формирование проектного замысла. В ходе работы дети уяснили, что даже слабое решение существенно лучше отсутствия решения, что стремление к решению, которое может быть слабым или сильным, но высоко оценивается обоснование автором, ясность авторской позиции и точки зрения. Именно в творческой деятельности учащиеся учатся чаще использовать высказывания – “Я так считаю”, “Я предлагаю”, “потому что”, и так далее.
По возможности я стараюсь стимулировать обращение за конструктивной помощью, правильное составление такого запроса. Иногда выносим на суд учителя и одноклассников альтернативные предложения. Некоторые школьники могут выполнять творческие задания по образцу.
На исполнительском этапе выдвинутые идеи проверяются практическим путём. На этом этапе у учащихся может возникнуть потребность в уточнении или дополнении проектной идеи. Активная умственная деятельность предполагает целенаправленную работу с источниками.
Проекты проходят и процедуру защиты. Необязательно превращать их защиту в праздничное мероприятие. Ценность защиты (презентации) в том, что дети учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, идеи. Учащиеся учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Таким образом, защита проекта составляет важную часть целостной проектной деятельности. Побольше дела, поменьше “барабанного боя”, как призывала когда-то Н. К. Крупская.
Ощущение законченности появляется на презентации. Но интересующий нас результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности;
- как работали
дети, реализуя себя;
- как проявляли
свою самостоятельность;
- что приобрели
в смысле новых знаний и умений;
Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ. Для успешной работы на этапе презентации нужно учить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать свои сообщения, готовить наглядные иллюстрации, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
Учитель обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы каждое дело было завершённым, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно.
Все работы детей собраны в файловую папку. Дети имеют свободный доступ к работам, рассматривают, сравнивают, обсуждают идеи одноклассников. В нашей школе есть свои “фирменные” бланки грамот и дипломов (с символикой школы).
Детей награждают такими грамотами и дипломами с указанием участник, победитель, занявший . . . место в творческом туре . . . Ещё мы рассматривали работы по номинациям:
-
Оригинальность
-
Творческий подход
-
Техническая сложность
Творческие работы способствуют формированию повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения нового тысячелетия.
Мы работали с творческими и информационными проектами. Результатом творческого проекта может быть стенгазета, аппликация, моделирование, сценарий праздника, видеофильм и т д. Информационные проекты направлены на сбор информации, её анализ и обобщение фактов.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации стекается отовсюду. Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к образованию системы знаний. Детей нужно учить правильно усваивать информацию, а для этого нужно научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Учить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Речь идёт о формировании у учащихся информационной компетентности.
Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у учителя возникает ряд проблем: определить, какие необходимо вырабатывать у учеников умения для её формирования (продуктивность общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем, и т д.)? Как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чём-либо предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформулированности умения их использовать.
Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные, рефлексивные и другие формы и методы учения (обучения).
Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носит характер проектной деятельности.
Анализ исходных данных, поиск информации по теме. Тематический поиск источников (печатных, электронных, видео, аудио). Выборка необходимых данных и добытых источников информации. Выделение главного, опора на имеющиеся у детей знания, жизненный опыт. Учить работе с каталогами.
В 4-м классе при изучении темы “Природные зоны и природные сообщества” занимались творческими проектами и информационными проектами, используя схему из рабочей тетради.
Составь маленький научный доклад (любая природная зона)
-
о климатических условиях
-
о приспособленности растений, животных к условиям среды обитания
-
о влиянии деятельности человека на природу
-
предложи проект экологически грамотного поведения человека в данной зоне
План изучения природных зон.
-
географическое положение природной зоны.
-
положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной поверхности летом и зимой
-
описание климатических условий летом и зимой.
-
рельеф, водоёмы, особенности почвы
-
растения, животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи.
-
жилища, занятия и проблемы коренного населения, возделываемые культуры, домашние животные.
-
экологические проблемы каждой природной зоны, природоохранная деятельность
Дети подбирали информацию о любом животном (растении) изучаемой природной зоны (сообщества), анализировали её, обобщали и доводили до сведения одноклассников.
Сообщения оформлялись на листах формата А4 и собирались в файловых папках. Когда сообщение об одном животном (растении) делали несколько человек, то на уроке дополняли сообщения друг друга новыми данными, “знаете ли вы?” или готовили групповое сообщение. Делали сообщение не называя животное (растение). О ком (о чём) речь? Как догадались?
Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям. Более наглядно поэтапность работы над проектами показана в таб.1(Приложение 1)
Мною была проведена интересная работа в двух классах.
В эксперименте принимали участие два класса: экспериментальный (30 чел) и контрольный (30 чел).
Учащимся была предложена анонимная анкета: «Твое отношение к предмету окружающий мир» и даны варианты ответов: а) нравится, б) равнодушна, в) не нравится. Были получены следующие результаты:
62%-18 чел, 7%-2 чел., 31%-9 чел..
73%-22 чел., 6%-2 чел., 21%-6 чел..
68%-20 чел., 8%-2 чел, 24%-7 чел..
70%-21 чел., 9%-3 чел., 21%-6 чел..
86%-25 чел., 14%-4 чел..
89%-27 чел., 11%-3 чел..
84%- 25 чел., 10%-3 чел.,6%-2 чел..
82%-25 чел.,10%-3 чел.,8%-2чел..
Анализ
результатов показал, что учащимся
экспериментальной группы предмет
«окружающий мир» нравится больше, чем
учащимся контрольной
группы.
Надо отметить, что процент положительного отношения к предмету в экспериментальной группе у второклассников вырос по сравнению с второклассниками контрольной группы, возможно потому, что они выполняли проекты дважды. Можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету, позволяет ребёнку самому включатся в процесс исследования, интегрировать полученные знания, самому двигаться по ступенькам самосовершенствования , добиваться поставленной цели, самому искать ответы на поставленные им вопросы.
Заключение
Работа над проектом имеет
большое значение для развития
познавательных интересов ребенка. В
этот период происходит интеграция между
общими способами решения учебных и
творческих задач, общими способами
мыслительной, речевой, художественной
и другими видами деятельности. Через
объединение различных областей знаний
формируется целостное видение картины
окружающего мира. Коллективная работа
детей в подгруппах дает им возможность
проявить себя в различных видах ролевой
деятельности. Общее дело развивает
коммуникативные и нравственные качества.
В ходе экспериментальной работы удалось доказать дидактический смысл проектной деятельности: она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Эффективность реализации личностно-ориентированного подхода достигалась путём внедрения учебной проектной деятельности в качестве системообразующего компонента, при этом:
-
• проектная учебная деятельность выстраивалась с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивался позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;
-
• проблематика и содержание творческой и информационной проектной деятельности была ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включала широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавала условия самоопределения учащихся;
-
• осуществлялось вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;
-
• учащиеся включались в активную творческую деятельность.
В ходе экспериментальной работы были реализованы следующие задачи:
-
- проведён анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «проект», «творческий проект», «информационный проект», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме.
-
- выявлены возможности использования информационной проектной учебной деятельности для развития творческой активности как условия реализации личностно-ориентированного подхода на уроках окружающего мира.
- повысился интерес к изучаемому предмету через изучение дополнительной литературы, интеграцию с информационными технологиями.
- родители активно и с удовольствием (большим интересом) участвовали в детских проектах : оказывали помощь в информационном оформлении детских работ, в организации детских праздниках.
В основе творческой деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой работы, развивать критическое мышление.
Не во всех школах в начальной школе активно используют метод проектов на уроках окружающего мира, нет возможности активно использовать на каждом уроке интерактивные и мультимедийные установки.
Повысить интерес к изучаемому предмету можно через изучение дополнительной литературы, интеграцию с информационными технологиями, использование как результат своих знаний и умений в повседневной жизни, и именно эта идея ниточкой протянулась через всю экспериментальную работу.
Участие в творческих и информационных проектах способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам; вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся; формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач; развивает личностные качества ученика; влияет на выбор будущей профессии учеников.
Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Чего ждут наши дети от учителя? – Знаний для жизни.
В своей работе я пыталась доказать, что мы –учителя начальных классов должны учить не только запоминать и воспроизводить знания, но и применять их на практике.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих и информационных проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться как одно из условий реализации личностно-ориентированного подхода.
Список литературы
-
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
-
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.
-
3. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
-
4. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.
-
5. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
-
6. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.
-
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М.: Аркти, 2003.2 с.
-
8. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обу-чение 1-4, 5-11 классы, М., Просвещение,2006.- 240 с. (5 издание).
-
9. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина;
Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1991.-160 с.: ил. -
10. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4
-
11.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.
-
12.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках окружающего мира. // Школа и производство, №7 2005.
Приложение
Урок-проект
«Первоцветы»
Задачи:
1. Образовательные:
-
Углубление знаний о Красной книге и ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;
-
Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов.
-
Развивающие:
-
Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
-
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
-
-
Воспитательные:
-
Воспитание гуманного отношения к природе.
-
Экологическое и нравственное воспитание.
-
Воспитывать умение работать в группе.
-
Оборудование:
Детские рисунки первоцветов с рассказами о цветах, цветные карандаши, бумага для создания рисунков.
Методы:
-
Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
-
Наглядный (показ рисунков).
Предварительная работа.
На уроках изобразительного искусства ученики рисуют первоцветы и самостоятельно составляют рассказы о цветах, используя справочную литературу.
На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Первоцветы».
Проводятся экскурсии с целью изучения и охраны первоцветов, произрастающих в данной местности. Перед экскурсиями проводятся беседы о видах первоцветов и об охране первоцветов, о Красной книге России и края.
Весь накопленный материал: рисунки, работы учеников, рукописные рассказы используется для создания рукописной книги для учеников младших классов.
Итогом данной работы служит создание книги для учеников младших классов «Первоцветы».
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка темы урока.
У учеников в руках элементы мозаики. Рассаживание по группам. Собирание мозаики «Первоцветы».
- У Вас в руках элементы мозаики. Найдите на частях мозаики одинаковые цифры. Сядьте по группам. Соберите мозаику.
- Назовите, что вы собрали?
Ответы детей. – Это цветы. Одуванчик. Ветреница лютиковая. Медуница. Чистяк.
- Как назвать эти цветы? ( Первоцветы)
Сегодня на уроке мы будем говорить о первоцветах, и составлять, о них книгу.
- Почему их так называют?
2. Беседа о первоцветах с использованием презентации.
Ученики рассказывают о цветах. Учитель добавляет рассказы учеников.
- Название этого цветка является родственным слову «снег» и в природе этот цветок с ним непосредственно связан?
Что такое подснежники?
Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название - "галантус", что в переводе с латыни обозначает «молочноцветник».
Существует легенда, что однажды, когда богиня Флора раздавала всем цветам костюмы для карнавала, своему любимцу - подснежнику она подарила белое платье. Снег тоже хотел принять участие в карнавале, вот только карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Однако никто так и не согласился, потому что все очень боялись холода. И только подснежник укрыл снег своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Почему подснежники ничего не боятся?
- Ребята, я знаю такой секрет. Вы
очень любознательны и я вам его открою.
А может быть вам известно, когда растение
начинает расти? (ответы детей). Верно,
когда начинается сокодвижение. А у
подснежников сок необычайный, он
сахарный! Да, именно, в нем содержится
много сахара, а такие растворы с большим
содержанием сахара во время небольших
морозов не замерзают.
И вправду, цветки
у него белые, как молоко. Это довольно
редкие растения для России. А мы называем
подснежниками, или первоцветами, другие
цветы. Почему их так называют?
– Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осеннее-зимне-весенняя вегетация. Цветут они рано весной, летом наземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги - луковицы, клубни, корневища. Подснежники это: гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная и др.
Голубая пролеска. Она любит произрастать в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Ей не страшны весенние заморозки, потому что в моих клетках содержится повышенная концентрация сахара.
Медуница. Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который сам по себе – разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке, кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые.
А знаете, почему она меняет свои наряды? Все дело в красителе – антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становиться щелочным, антоциан придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей.
А теперь послушайте четверостишье и угадайте, о каком их этих растений я говорю?
На откосе, на лугу,
Босиком по снегу
Первые цветочки -
Желтые глазочки! (мать-и- мачеха)
- Почему это растение так называется?
Мать-и-мачеха - Листья у неё крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона добрая «мать», а верхняя сторона листьев неласковая «мачеха». Латинское название мое означает «Выводящее кашель».
Следующее растение - Хохлатка.
Хохлатка - Цветки собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка - будто небольшой хохолок. Всего несколько дней радую своей красотой глаз.Уже в конце весны её не увидите. Исчезнут не только цветы, но и стебель и листья. Останется только клубень в почве. От него на следующий год и будет расти растение. И, конечно, от семян, которые упали на землю. Но цветет растение лишь на 4 -5 год своей жизни. У неё есть КЛУБЕНЬ - видоизмененный побег растения с утолщенным стеблем и недоразвитыми листьями. В клубне находится запас питательных веществ. Именно за счет него начинаю рано расти и цвести. Клубень съедобен и для человека и для животных.
Ветреница - Зацветет ветреница - и покажется, что вернулась зима и украсила все большими снежинками. Нахмурится небо, соберется дождь - и белые цветы тут же закроются. Почти у всех весенних растений цветки на ночь и при наступлении ненастья и очень холодной погоды закрываются. Это способствует их сохранению при неблагоприятной погоде и сохранению пыльцы.
Название сразу ветер напоминает. Ранней весной от весеннего теплого ветра появляется этот маленький, тонконогий, желтенький, нежный цветочек. Но похож цветом на лютик, поэтому не просто ветреница, а лютиковая.
Про какой цветок так говорят: «С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка".
Загадки.
Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится.
На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.
Одуванчик - Русское название "одуванчик" он получил из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на пушистых летучках отрываются от цветоложе и разлетаются. Оставшееся голым цветоложе напоминает плешивую голову. Поэтому в средние века меня называли "монашеская голова", а в России с этим связаны названием пустодуй, пушник, плешивец. Еще одна группа названий обусловлена млечным соком, содержащимся во всех частях растения. Это обо мне говорят: "С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка".
- У одуванчика есть удивительная способность предсказывать ненастье. В ясную погоду корзинки одуванчика открываются в 6 часов утра и закрываются в 3 часа дня. В ненастную погоду они вообще не раскрываются.
Продолжаем парад первоцветов.
Гусиный лук. Чистяк.
Отгадайте загадку.
Белые душистые, в лесу растут, весной цветут?
Ландыши.
3. Физкультминутка
- Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – лепестки одуванчика.
– Утро?
Дети раскрывают ладошки в виде цветка.
– Вечер?
Дети закрывают ладошки в виде бутона.
Действие повторяется несколько раз.
4. Отгадывание кроссворда.
Как хорошо вы знаете первоцветы, мы узнаем, если вы отгадаете кроссворд.
-
П
Е
Р
В
О
Ц
В
Е
Т
Ы
5. Творческая работа.
Наш урок посвящён первоцветам. Но почему-то когда мы ходили на экскурсии мы видели очень мало цветов?
- Почему первоцветов так мало?
Сегодня на уроке мы будем создавать плакаты в защиту первоцветов и сочинять стихи.
Для стихов я вам дам рифмы. А вот плакаты вы придумаете сами.
Лес
Чудес
Букет
Первоцвет
Самостоятельная работа детей в группах. Составление стихов.
Защита своих работ.
6. Итог урока.
Все рисунки, аппликационные работы заранее и в конце урока складываются в папку с титульным листом «Первоцветы». В конце урока получается книга.
- Вот наша книга о первоцветах готова. Все сегодня очень хорошо поработали. А эту книгу мы подарим ученикам младших классов, чтобы они дополняли материал и делали нашу книгу ещё лучше и красочнее.
Игра «Большой – маленький»
В букетах дети, по команде учителя, находят самый большой или самый маленький лист.
Разбиваемся на команды.
Конкурс «Угадай, кто я». Одна команда описывает дерево, другая угадывает его название.
Хорошо получилось, но это работа в школе. А что, если мы подключим к этому мероприятию и родителей, в семейном кругу сочинить рассказ о жизни листика. Привлекаем учащихся 2 классов с классным руководителем: Вовк Викторию Анатольевну
Параллельно этой работе продолжаем наблюдения за деревьями, а данные наблюдений занесём в таблицу.
Вид дерева |
Появление жёлтых листьев |
Изменение окраски всех листьев |
Осыпание листьев |
Полный сброс листьев |
Берёза |
5-6 сентября |
Середина сентября |
2-3 октября |
15 октября |
Клён |
20 сентября |
20 октября |
10 октября |
|
Тополь |
20 сентября |
10 октября |
10 октября |
25 октября |
Каштан |
5 сентября |
15 сентября |
октябрь |
|
Яблоня |
15 октября |
1 ноября |
7 ноября |
15 ноября |
«Творческие и информационные проекты на уроках окружающего мира как условие реализации личностно-ориентированного подхода в обучении»
Иванова Марина Вячеславовна, учитель первой категории
Государственное общеобразовательное учреждение лицей№ 95
Санкт-Петербург, ул. Верности 14-4
E–mail:akyamarin2009@yandex.ru
На сегодняшний день в обществе актуальна потребность в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельности и нестандартному решению проблем. Считаю, что проектная технология одна из тех, которая позволяет решать эти задачи, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. В процессе работы над проектом школьниками приобретаются важные качества: умение самостоятельно мыслить, делать правильный выбор, предвидеть результат.
Цель исследования: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, формирование компетенций учащегося.
Предполагаемая гипотеза исследования - эффективность реализации личностно-ориентированного подхода будет достигнута путём внедрения учебной проектной деятельности в качестве системообразующего компонента, при этом:
-
• проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;
-
•проблематика и содержание творческой и информационной проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия самоопределения учащихся;
-
• осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;
-
• учащиеся включаются в активную творческую деятельность.
Новизна данного исследования и в том, как повысить интерес к изучаемому предмету через изучение дополнительной литературы, интеграцию с информационными технологиями, использование как результат своих знаний и умений в повседневной жизни.
В ходе экспериментальной работы удалось доказать дидактический смысл проектной деятельности: она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Использование метода проектов показано на примере работ учеников, показано применение метода проектов на уроках окружающего мира и его практическое использование учениками начальной школы. Результаты выполненных проектов - это конкретный результат, готовый к использованию на уроках и в реальной жизни.
__________________________________________________________________
-
Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1991.-160 с.: ил.
-
Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4
-
Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.
-
Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках окружающего мира. // Школа и производство, №7 2005.
-
Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО