Интеллектуальная игра по кубановедению "Дар Екатерины"
Интеллектуальная игра по кубановедению
«Дар Екатерины»
Фамилия, имя, отчество автора:Колганова Елена Петровна
Квалификационная категория:Вторая
Место проживания:Краснодарский край, город Сочи, поселок Красная Поляна
Название учебного заведения:МОУ СОШ №65 г. Сочи
Дисциплина:Кубановедение
Тема:Урок «Интеллектуальная игра по кубановедению «Дар Екатерины»
Класс:7
Продолжительность урока:40 минут
Использование информационных технологий: компьютер, проектор, экран, программа Power
Point
Цели:
— показать роль Екатерины Великой в истории развития и становления Кубани; -воспитание патриотизма, любви к Родине, родному краю, традициям и историческому наследию нашей Родины. Задачи:
— способствовать формированию позитивного мнения о роли личности Екатерины Великой в истории Кубани; — воспитание гражданственности, активной жизненной позиции; — развитие мировоззренческих тенденций на основе предлагаемого материала; — формирование исторического мышления; — формирование нравственной, социальной, политической культуры. Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки, карточки с вопросами.
Ход урока: 1. Организация класса.
2. Сообщение названия и целей игры.
На доске весит плакат с названием игры «Дар Екатерины» и гербом города Екатеринограда. Звучит тихая красивая музыка.
Ведущий: Наша Родина – Кубанская земля берет свое начало от дара Екатерины Великой. За верную службу она даровала нашим предкам эти земли. С ее именем связана вся наша жизнь. Сегодня мы попытаемся понять, кем для России была императрица Екатерина Вторая? Как ее правление повлияло на развитие Кубани? И что же связывает кубанское казачество с именем Екатерины Великой? Выходит учащаяся в роли Екатерины Второй и читает: «Жалованная грамота Екатерины Второй Черноморскому казачьему войску на кубанские земли. Божьей милостью Мы, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская Верного Нашего войска Черноморского Кошевому Атаману, Старшинам и всему войску Нашего императорского Величества милостивое слово. Усердная и ревностная войска Черноморского Нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портой Оттоманской войны, храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, нерушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие войско по воле Нашей покойным генерал – фельдмаршалом князем Григорием Александровичем Потемкиным – Таврическим наречено, приобрели особливое Наше внимание и любовь. Мы потому, желая воздать заслугам войска Черноморского утверждением всегдашнего его благосостояния доставлением способов к благополучному пребыванию, всемилостивейшее пожаловали оному в вечное владение состоящей в области Таврической остров Фанагарию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть – Лабинскому редуту так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли. Дано в Царском селе июня 30 дня, лета от Рождества 1792.» Ведущий: С чего же начинается история города Екатеринодара? Давайте посмотрим небольшой фильм, посвященный истории возведения Екатеринодара. Показ презентации. 3. Игра. Ведущий: Сегодня наша игра, посвящена роли личности Екатерины Великой в истории Кубани, истории создания города Екатеринодара. В нашей игре принимают участие 3 команды. Капитаны объявляют названия команд. После чего ведущий знакомит участников, жюри и гостей с правилами игры. Ведущий: Игра состоит из 4 туров. После того как я задаю вопрос, вы имеете право посоветоваться в течение 15 секунд, а затем либо капитан, либо один из участников команды должен четко произнести ответ. Если команда не знает правильного ответа, то вопрос переходит в зал. В конце игры среди гостей выбирается победитель. Выигрывает команда, сделавшая наименьшее количество ошибок. Если количество правильных и неправильных ответов совпадет, то будут проведен дополнительный тур, который поможет нам выявить победителя.
Первый тур. За 10 минут до начала игры участники получают вопрос, по которому они должны высказать развернутое мнение команды. При чем жюри выбирает только двух победителей. Вопрос: Роль Екатерины Великой в истории развития и становления Кубани?
Второй тур. Каждая из команд отвечает на вопрос ведущего, ответ оценивает жюри. Вопрос для 1 команды: Екатерина Великая по происхождению была немецкой принцессой, и звали ее – София Фредерика Августа, а имя Екатерина было дано при крещении в честь святой великомученицы Екатерины. Почему Екатерина, дочь правителя Александрии была причислена к лику святых? Ответ:Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии, обладая редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за ответом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превзойдет ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девушки увидеть Его. Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке. В то время в Александрию прибыл император Максимин (305 – <metricconverter productid=«313 г» w:st=«on»>313 г.г.) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру, император приказал казнить святую. Вопрос для 2 команды: Роль князя Потемкина в переселении казаков на Кубань? Ответ: Войско верных казаков принимало активное участие в русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. и отлично зарекомендовало себя в боях, как на суше, так и на море. Восхищенный боевыми подвигами казаков любимец императрицы генерал – губернатор Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний князь Потемкин определил место поселения черноморских казаков, треугольник между Черным морем, Бугом и Днестром. Вопрос для 3 команды:
Какие цели преследовало правительство Екатерины Второй переселяя Черноморское казачье войско на Кубань?
Ответ: а) необходимость охраны новой государственной границы. б) хозяйственное освоение вновь присоединенных земель. в) удовлетворить претензии черноморских старшин на новые земли. г) ликвидировать возможность ухода российских крепостных через Забужье в Задунайскую Сечь. д) устранить конкуренцию между казаками и помещиками за новороссийские земли. В конце тура подводиться общий итог за три тура.
Третий тур. Вопрос для 1 команды: Назовите основные пути, по которым передвигались казаки, во время заселения Кубани? Ответ: 25 августа <metricconverter productid=«1792 г» w:st=«on»>1792 г. первая партия черноморцев во главе с подполковником Саввой Белым на 51 лодке и одной яхте морем прибыла в Тамань. Затем через Крым в октябре <metricconverter productid=«1792 г» w:st=«on»>1792 г. прибыл к Темрюку полковник Кордовский с двумя пешими полками и частью казачьих семей. В начале сентября из Слободзеи выступил на Кубань кошевой атаман Захарий Чепега с конницей, пехотой и войсковым обозом. 23 октября <metricconverter productid=«1792 г» w:st=«on»>1792 г. он подошел к р.Ее, перезимовав, отряд двинулся к Карасунскому Куту, где вскоре был основан г. Екатериноград. Вопрос для 2 команды: Русской императрице недаром было дано имя Екатерина в честь святой Екатерины. Екатерина Великая сыграла огромную роль не только в истории развития Кубани, но и величающую роль в развитии Государства Российского. Чего же достигла Екатерина Вторая за время своего правления? Ответ: — выросло могущество государства; — население страны увеличилось почти вдвое; — за 30 лет было построено 144 города; - государственная казна увеличилась в 4 раза; — впервые в России хлеба стало столько, что его стали продавать на экспорт; — страна приобрела свою главную житницу и многое другое. Вопрос для 3 команды: В <metricconverter productid=«2002 г» w:st=«on»>2002 г. по инициативе главы администрации Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева было подписано постановление «О воссоздании памятника Екатерине Второй в городе Краснодаре». И 8 сентября 2006 года в столице Кубани состоялась торжественная церемония открытия воссозданного памятника. А какова история первого памятника Екатерины Второй, сооружение которого было приурочено к столетнему юбилею переселения на Кубань Черноморского войска? Ответ: 9 сентября 1896 года прошла торжественная закладка монумента, но его строительство завершилось спустя одиннадцать лет, причиной тому стала смерть скульптора Михаила Осиповича, который занимался этим проектом. Завершил работу над памятником Екатерине Великой ученик академика Микешина Борис Вениаминович Эдуардс. 6 мая 1907 года в торжественной обстановке памятник Екатерине второй был открыт. Новый памятник стал символом Екатеринограда и едва ли не самой главной достопримечательностью. Но, к сожалению, по решению Кубанского чрезвычайного революционного комитета он был демонтирован, а в 1931 году и вовсе сдан на переплавку.
Четвертый тур.
На данном этапе игры участники должны дать обоснованный и развернутый ответ на вопрос ведущего, а жюри выберет одного победителя четвертого тура. Вопрос для всех команд:Город Екатериноград был назван в честь Екатерины Великой, и сейчас губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев призывает переименовать город Краснодар в Екатеринодар. Как Вы думаете стоит ли переименовать город и почему? Если нет, то почему? В конце последнего тура подводиться общий итог игры. Если есть команды, которые набрали одинаковое количество правильных и неправильных ответов, то проводиться дополнительный тур.
Дополнительный тур. Дополнительный вопрос №1:
Почему 25 августа <metricconverter productid=«1792 г» w:st=«on»>1792 г. считается днем новоселья черноморских казаков на кубанской земле? Ответ: 25 августа <metricconverter productid=«1792 г» w:st=«on»>1792 г. первая партия черноморцев во главе с подполковником Саввой Белым на 51 лодке и одной яхте морем прибыла в Тамань. Дополнительный вопрос №2: 15 августа <metricconverter productid=«1793 г» w:st=«on»>1793 г. войсковое правительство решило «в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени Екатерины Второй, воздвигнуть город Екатериноград». Но место под него было выбрано заранее, когда и кем? Ответ: Место для города Екатеринограда было выбрано заранее Захарием Чепегой в июне <metricconverter productid=«1793 г» w:st=«on»>1793 г. Дополнительный вопрос №3: В январе <metricconverter productid=«1794 г» w:st=«on»>1794 г. кошевой атаман Захарий Чепега, войсковой судья Антон Головатый и войсковой писарь Тимофей Котляревский составили и подписали наказ войскового правительства, названный ими «Порядком общей пользы». О чем говориться в этом наказе? Ответ: В наказе «Порядок общей пользы» объявлялось о сформировании войскового правительства. Документ регламентировал управление, расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске. В нем официально закреплялись название и статус главного войскового града.
4. Подведение итогов и награждение победителей.
Ведущий: Екатерина Великая даровала казакам прикубанские земли, а покровительницей этих владений стала Святая Великомученица Екатерина. Третье столетие Святая Великомученица Екатерина оберегает нашу землю и народ, который своим трудолюбием превратил свои владения в цветущий сад, сделал жемчужиной России. Ответьте для себя на вопрос: может ли человек строить будущее, не зная прошлого? Награждение и поздравление победителей.
Литература:
1. Поурочное планирование и методические рекомендации по разделу «История Кубани» интегрированного курса кубановедения с 5 по 11 класс. История Кубани. 7 класс/ Под научной ред. А.Г. Еременко., Краснодар, 2005. 2. Поурочное планирование и методические рекомендации по разделу «История Кубани» интегрированного курса кубановедения с 5 по 11 класс. История Кубани. 10 класс/ Под научной ред. А.Г. Еременко., Краснодар, 2005. 3. Ретушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца 19 века. Краснодар: «Перспективы образования», 2000. 4. Родная Кубань. Страницы истории./ Под ред. профессора В.Н. Ретушняк. Краснодар, 2004. 5. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до конца 18 века. Краснодар: «Перспективы образования», 2004. 6. Певнев А.П. Кубанские казаки. Краснодар, 1995.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 г. Сочи
Интеллектуальная игра по кубановедению
«Дар Екатерины»
Фамилия, имя, отчество автора: Колганова Елена Петровна
Квалификационная категория: Вторая
Место проживания: Краснодарский край, город Сочи, поселок Красная Поляна
Название учебного заведения: МОУ СОШ №65 г. Сочи
Дисциплина: Кубановедение
Тема: Урок «Интеллектуальная игра по кубановедению «Дар Екатерины»
Класс: 7
Продолжительность урока: 40 минут
Использование информационных технологий: компьютер, проектор, экран, программа Power Point
Цели:
- показать роль Екатерины Великой в истории развития и становления Кубани;
-воспитание патриотизма, любви к Родине, родному краю, традициям и историческому наследию нашей Родины.
Задачи:
- способствовать формированию позитивного мнения о роли личности Екатерины Великой в истории Кубани;
- воспитание гражданственности, активной жизненной позиции;
- развитие мировоззренческих тенденций на основе предлагаемого материала;
- формирование исторического мышления;
- формирование нравственной, социальной, политической культуры.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки, карточки с вопросами.
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Сообщение названия и целей игры.
На доске весит плакат с названием игры «Дар Екатерины» и гербом города Екатеринограда. Звучит тихая красивая музыка.
Ведущий: Наша Родина – Кубанская земля берет свое начало от дара Екатерины Великой. За верную службу она даровала нашим предкам эти земли. С ее именем связана вся наша жизнь. Сегодня мы попытаемся понять, кем для России была императрица Екатерина Вторая? Как ее правление повлияло на развитие Кубани? И что же связывает кубанское казачество с именем Екатерины Великой?
Выходит учащаяся в роли Екатерины Второй и читает:
«Жалованная грамота Екатерины Второй Черноморскому казачьему войску на кубанские земли.
Божьей милостью Мы, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская Верного Нашего войска Черноморского Кошевому Атаману, Старшинам и всему войску Нашего императорского Величества милостивое слово.
Усердная и ревностная войска Черноморского Нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портой Оттоманской войны, храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, нерушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие войско по воле Нашей покойным генерал – фельдмаршалом князем Григорием Александровичем Потемкиным – Таврическим наречено, приобрели особливое Наше внимание и любовь.
Мы потому, желая воздать заслугам войска Черноморского утверждением всегдашнего его благосостояния доставлением способов к благополучному пребыванию, всемилостивейшее пожаловали оному в вечное владение состоящей в области Таврической остров Фанагарию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть – Лабинскому редуту так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли.
Дано в Царском селе июня 30 дня, лета от Рождества 1792.»
Ведущий: С чего же начинается история города Екатеринодара? Давайте посмотрим небольшой фильм, посвященный истории возведения Екатеринодара.
Показ презентации.
3. Игра.
Ведущий: Сегодня наша игра, посвящена роли личности Екатерины Великой в истории Кубани, истории создания города Екатеринодара. В нашей игре принимают участие 3 команды.
Капитаны объявляют названия команд. После чего ведущий знакомит участников, жюри и гостей с правилами игры.
Ведущий: Игра состоит из 4 туров. После того как я задаю вопрос, вы имеете право посоветоваться в течение 15 секунд, а затем либо капитан, либо один из участников команды должен четко произнести ответ. Если команда не знает правильного ответа, то вопрос переходит в зал. В конце игры среди гостей выбирается победитель. Выигрывает команда, сделавшая наименьшее количество ошибок. Если количество правильных и неправильных ответов совпадет, то будут проведен дополнительный тур, который поможет нам выявить победителя.
Первый тур.
За 10 минут до начала игры участники получают вопрос, по которому они должны высказать развернутое мнение команды. При чем жюри выбирает только двух победителей.
Вопрос: Роль Екатерины Великой в истории развития и становления Кубани?
Второй тур.
Каждая из команд отвечает на вопрос ведущего, ответ оценивает жюри.
Вопрос для 1 команды: Екатерина Великая по происхождению была немецкой принцессой, и звали ее – София Фредерика Августа, а имя Екатерина было дано при крещении в честь святой великомученицы Екатерины. Почему Екатерина, дочь правителя Александрии была причислена к лику святых?
Ответ: Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии, обладая редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве и мудрости.
Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за ответом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превзойдет ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девушки увидеть Его.
Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке.
В то время в Александрию прибыл император Максимин (305 – 313 г.г.) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру, император приказал казнить святую.
Вопрос для 2 команды: Роль князя Потемкина в переселении казаков на Кубань?
Ответ: Войско верных казаков принимало активное участие в русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. и отлично зарекомендовало себя в боях, как на суше, так и на море. Восхищенный боевыми подвигами казаков любимец императрицы генерал – губернатор Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний князь Потемкин определил место поселения черноморских казаков, треугольник между Черным морем, Бугом и Днестром.
Вопрос для 3 команды: Какие цели преследовало правительство Екатерины Второй переселяя Черноморское казачье войско на Кубань?
Ответ: а) необходимость охраны новой государственной границы.
б) хозяйственное освоение вновь присоединенных земель.
в) удовлетворить претензии черноморских старшин на новые земли.
г) ликвидировать возможность ухода российских крепостных через Забужье в Задунайскую Сечь.
д) устранить конкуренцию между казаками и помещиками за новороссийские земли.
В конце тура подводиться общий итог за три тура.
Третий тур.
Вопрос для 1 команды: Назовите основные пути, по которым передвигались казаки, во время заселения Кубани?
Ответ: 25 августа 1792 г. первая партия черноморцев во главе с подполковником Саввой Белым на 51 лодке и одной яхте морем прибыла в Тамань. Затем через Крым в октябре 1792 г. прибыл к Темрюку полковник Кордовский с двумя пешими полками и частью казачьих семей. В начале сентября из Слободзеи выступил на Кубань кошевой атаман Захарий Чепега с конницей, пехотой и войсковым обозом. 23 октября 1792 г. он подошел к р.Ее, перезимовав, отряд двинулся к Карасунскому Куту, где вскоре был основан г. Екатериноград.
Вопрос для 2 команды: Русской императрице недаром было дано имя Екатерина в честь святой Екатерины. Екатерина Великая сыграла огромную роль не только в истории развития Кубани, но и величающую роль в развитии Государства Российского. Чего же достигла Екатерина Вторая за время своего правления?
Ответ: - выросло могущество государства;
- население страны увеличилось почти вдвое;
- за 30 лет было построено 144 города;
- государственная казна увеличилась в 4 раза;
- впервые в России хлеба стало столько, что его стали продавать на экспорт;
- страна приобрела свою главную житницу и многое другое.
Вопрос для 3 команды: В 2002 г. по инициативе главы администрации Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева было подписано постановление «О воссоздании памятника Екатерине Второй в городе Краснодаре». И 8 сентября 2006 года в столице Кубани состоялась торжественная церемония открытия воссозданного памятника. А какова история первого памятника Екатерины Второй, сооружение которого было приурочено к столетнему юбилею переселения на Кубань Черноморского войска?
Ответ: 9 сентября 1896 года прошла торжественная закладка монумента, но его строительство завершилось спустя одиннадцать лет, причиной тому стала смерть скульптора Михаила Осиповича, который занимался этим проектом. Завершил работу над памятником Екатерине Великой ученик академика Микешина Борис Вениаминович Эдуардс. 6 мая 1907 года в торжественной обстановке памятник Екатерине второй был открыт. Новый памятник стал символом Екатеринограда и едва ли не самой главной достопримечательностью. Но, к сожалению, по решению Кубанского чрезвычайного революционного комитета он был демонтирован, а в 1931 году и вовсе сдан на переплавку.
Четвертый тур.
На данном этапе игры участники должны дать обоснованный и развернутый ответ на вопрос ведущего, а жюри выберет одного победителя четвертого тура.
Вопрос для всех команд: Город Екатериноград был назван в честь Екатерины Великой, и сейчас губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев призывает переименовать город Краснодар в Екатеринодар. Как Вы думаете стоит ли переименовать город и почему? Если нет, то почему?
В конце последнего тура подводиться общий итог игры. Если есть команды, которые набрали одинаковое количество правильных и неправильных ответов, то проводиться дополнительный тур.
Дополнительный тур.
Дополнительный вопрос №1:
Почему 25 августа 1792 г. считается днем новоселья черноморских казаков на кубанской земле?
Ответ: 25 августа 1792 г. первая партия черноморцев во главе с подполковником Саввой Белым на 51 лодке и одной яхте морем прибыла в Тамань.
Дополнительный вопрос №2: 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило «в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени Екатерины Второй, воздвигнуть город Екатериноград». Но место под него было выбрано заранее, когда и кем?
Ответ: Место для города Екатеринограда было выбрано заранее Захарием Чепегой в июне 1793 г.
Дополнительный вопрос №3: В январе 1794 г. кошевой атаман Захарий Чепега, войсковой судья Антон Головатый и войсковой писарь Тимофей Котляревский составили и подписали наказ войскового правительства, названный ими «Порядком общей пользы». О чем говориться в этом наказе?
Ответ: В наказе «Порядок общей пользы» объявлялось о сформировании войскового правительства. Документ регламентировал управление, расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске. В нем официально закреплялись название и статус главного войскового града.
4. Подведение итогов и награждение победителей.
Ведущий: Екатерина Великая даровала казакам прикубанские земли, а покровительницей этих владений стала Святая Великомученица Екатерина. Третье столетие Святая Великомученица Екатерина оберегает нашу землю и народ, который своим трудолюбием превратил свои владения в цветущий сад, сделал жемчужиной России. Ответьте для себя на вопрос: может ли человек строить будущее, не зная прошлого?
Награждение и поздравление победителей.
Литература:
1. Поурочное планирование и методические рекомендации по разделу «История Кубани» интегрированного курса кубановедения с 5 по 11 класс. История Кубани. 7 класс/ Под научной ред. А.Г. Еременко., Краснодар, 2005.
2. Поурочное планирование и методические рекомендации по разделу «История Кубани» интегрированного курса кубановедения с 5 по 11 класс. История Кубани. 10 класс/ Под научной ред. А.Г. Еременко., Краснодар, 2005.
3. Ретушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца 19 века. Краснодар: «Перспективы образования», 2000.
4. Родная Кубань. Страницы истории./ Под ред. профессора В.Н. Ретушняк. Краснодар, 2004.
5. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до конца 18 века. Краснодар: «Перспективы образования», 2004.
6. Певнев А.П. Кубанские казаки. Краснодар, 1995.
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей