Поликультурное воспитание на уроках литературы. Развитие поликультурной компетенции.
Краткое описание
Поликультурное воспитание на уроках литературы занимает очень важное место. Только при таком подходе к изучению литературы можно сформировать у ученика глобальное понимание исторической и межкультурной ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности.
Описание
Поликультурное воспитание на уроках литературы
(развитие поликультурной компетенции)
Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к
выстраиванию
концепции школьного преподавания литературы. Поликультурное воспитание средствами урока литературы является его приоритетной задачей. Поэтому актуальным становится
место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов. Личность – нация – человечество — это те основные понятия, начала, которые определяют структуру культуры как единой культуры
человечества. Общечеловеческое начало – фундамент
творчества. «Изолированных культур не существует, они взаимосвязаны,- писал Леонид
Андреев («Роза мира»). -
Оставаясь достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя своеобразие, влияет на другие культуры».
«Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считает академик Д.С.Лихачев. Искусство есть средство общения
между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, – в возможности диалога
культур. Литература – вид искусства. Понятие диалог является ключевым для курса литературы.
Учителя словесности
стараются представить ее как единый творческий процесс – от века к
веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению
и, конечно, от «народа к народу». Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень. На “ встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры.Одним из источников и средств поликультурного воспитания
являются фольклорные произведения. На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, поняв их
структуру,
символику, учащиеся
на деле убеждаются
в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. На уроке внеклассного чтения «Сказки народов России» учащиеся, знакомясь с мордовскими сказками и сказкой народов Северного Кавказа «Общее счастье», приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось составить рассказ на тему “Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?”или составить словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.Важное место в формировании
высоко культурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве».
Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и возникает у юного читателя. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии не возможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности.В классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности народов. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.Дети всегда с интересом читают произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в котором прославляется жизнь как таковая и ее дитя – человек. В процессе урока ученики размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно- нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что представителей разных народов, разных культур объединяет стремление к
общечеловеческими ценностями.Кроме того литературные произведения помогают познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивают проблемы межнациональных отношений: — в рассказе И.А. Бунина “Чистый понедельник” изображены христианские праздники и традиции, помогающие понять характеры главных героев;
— в повести Лескова «Очарованный странник» представлена широкая панорама жизни народов России; — с традициями и обычаями народов Кавказа учащиеся знакомятся при изучении
романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”;
— красочные картины быта и нравов
украинского народа
предстают перед читателями в произведениях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»; — проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине
решаются в повести «Тарас Бульба», — проблемы межнациональных отношений — в произведении А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.
Так на уроках по изучению произведений современных писателей рассказов “Уроки французского” В. Распутина
и Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» группе ребят была предложена
исследовательская работа, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; определить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера и В.Распутина. Такое сопоставительное изучение способствует воспитанию поликультурной личности, обладающей высокими нравственными качествами. Тем самым у детей формируется межнациональная толерантность, умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире.
Поликультурное воспитание на уроках литературы занимает очень важное место. Только при таком подходе к изучению литературы можно сформировать у ученика глобальное понимание исторической и межкультурной
ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности.
Такой контекст
приобретает новое качество — творческое взаимодействие ученика
и учителя через материал
художественной словесности.
Источники информации
1.
Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 105—107.
2.
Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
3.
http://pjrtfolio.ucoz.ru/
4.
http://festival.1september.ru/articles/578556/
Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник //М.: Высш. шк.- 2002
(развитие поликультурной компетенции)
Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к
выстраиванию
концепции школьного преподавания литературы. Поликультурное воспитание средствами урока литературы является его приоритетной задачей. Поэтому актуальным становится
место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов. Личность – нация – человечество — это те основные понятия, начала, которые определяют структуру культуры как единой культуры
человечества. Общечеловеческое начало – фундамент
творчества. «Изолированных культур не существует, они взаимосвязаны,- писал Леонид
Андреев («Роза мира»). -
Оставаясь достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя своеобразие, влияет на другие культуры».
«Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считает академик Д.С.Лихачев. Искусство есть средство общения
между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, – в возможности диалога
культур. Литература – вид искусства. Понятие диалог является ключевым для курса литературы.
Учителя словесности
стараются представить ее как единый творческий процесс – от века к
веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению
и, конечно, от «народа к народу». Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень. На “ встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры.Одним из источников и средств поликультурного воспитания
являются фольклорные произведения. На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, поняв их
структуру,
символику, учащиеся
на деле убеждаются
в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. На уроке внеклассного чтения «Сказки народов России» учащиеся, знакомясь с мордовскими сказками и сказкой народов Северного Кавказа «Общее счастье», приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось составить рассказ на тему “Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?”или составить словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.Важное место в формировании
высоко культурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве».
Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и возникает у юного читателя. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии не возможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности.В классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности народов. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.Дети всегда с интересом читают произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в котором прославляется жизнь как таковая и ее дитя – человек. В процессе урока ученики размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно- нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что представителей разных народов, разных культур объединяет стремление к
общечеловеческими ценностями.Кроме того литературные произведения помогают познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивают проблемы межнациональных отношений: — в рассказе И.А. Бунина “Чистый понедельник” изображены христианские праздники и традиции, помогающие понять характеры главных героев;
— в повести Лескова «Очарованный странник» представлена широкая панорама жизни народов России; — с традициями и обычаями народов Кавказа учащиеся знакомятся при изучении
романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”;
— красочные картины быта и нравов
украинского народа
предстают перед читателями в произведениях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»; — проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине
решаются в повести «Тарас Бульба», — проблемы межнациональных отношений — в произведении А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.
Так на уроках по изучению произведений современных писателей рассказов “Уроки французского” В. Распутина
и Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» группе ребят была предложена
исследовательская работа, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; определить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера и В.Распутина. Такое сопоставительное изучение способствует воспитанию поликультурной личности, обладающей высокими нравственными качествами. Тем самым у детей формируется межнациональная толерантность, умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире.
Поликультурное воспитание на уроках литературы занимает очень важное место. Только при таком подходе к изучению литературы можно сформировать у ученика глобальное понимание исторической и межкультурной
ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности.
Такой контекст
приобретает новое качество — творческое взаимодействие ученика
и учителя через материал
художественной словесности.
Источники информации
1.
Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 105—107.
2.
Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
3.
http://pjrtfolio.ucoz.ru/
4.
http://festival.1september.ru/articles/578556/
Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник //М.: Высш. шк.- 2002
18 июля 2012
Файлы
презентация.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»