В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Производная .Геометрический и физический смысл производной.»

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Производная .Геометрический и физический смысл производной.»

Ольга Титенко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:5просмотров: 6561 комментариев: 2
Краткое описание
обобщить теоретические знания по теме производная, геометрический и физический смысл производной
- закрепить умение находить производные функций,
- решать задачи на геометрический и физический смысл производной,
- готовиться  к ЕГЭ: повторить умение решать задачи на вычисления и преобразования тригонометрических, логарифмических, иррациональных и степенных выражений.
Описание


Цели урока: — обобщить теоретические знания по теме производная, геометрический и физический смысл производной
— закрепить умение находить производные функций,
— решать задачи на геометрический и физический смысл производной,
— готовиться
к ЕГЭ: повторить умение решать задачи на вычисления и преобразования тригонометрических, логарифмических, иррациональных и степенных выражений.

Оборудование: карточки трех цветов, компьютер.

Ход урока.

1.
1 этап – Организационный ( 1 мин).
Учитель сообщает тему урока, цель и поясняет, что во время урока будет использоваться раздаточный материал, который лежит на партах и проведена разноуровневая самостоятельная работа.
2.
2 этап- Повторение теоретического материала по теме производная. ( 10 мин).
Учитель приглашает к доске ученика написать таблицу производных элементарных функций.

Учитель:Сформулируйте и запишите правила вычисления производных.
Учитель.Что называется касательной к графику
функции?
Ученик.Касательной к графику дифференцируемой в точке x0
функции f— называется прямая, проходящая
через точку (
x;f(x) ) и имеющая угловой коэффициент f′(x).

Учитель
: В чем состоит геометрический смысл производной?
Ученик.Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке. Учитель. Назовите уравнение касательной к графику функции y=f(x)
в точке с абсциссой
x0.
Ученик.y= f(x)+ f′(x) ( x-x) Учитель.В чем состоит физический смысл производной? Ученик.Если материальная точка движется прямолинейно по закону S(t), то производная функции y= S(t)выражает
мгновенную скорость материальной точки в момент времени
t0
, т.е.
v= S′(t).Производная от координаты по времени есть скорость.Производная от скорости по времени есть ускорение.
Учитель.Решим у доски несколько задач на применение
этих правил.
Задача№1.Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции f(x)= 2-x2+3x4
в его точке с абсциссой
x=-1.
Задача №2. Через точку графика функции y(x)= -0,5x2+4x+7 с абсциссой x=2 проведена касательная. Найдите тангенс угла наклона этой касательной к оси абсцисс. Задача № 3. Составьте уравнение касательной к графику функции y= x2-2x
в точке
x=-1/
Задача №4.При движении тела по прямой расстояние
S( в метрах) от начальной точки изменяется по закону S(t)=t3-t2+5t+1( t— время движения в секундах). Найти скорость в (м/с) тела через 3 секунды после начала движения.( Вопросы устного счета на
экране).
3 этап – Устный счет ( на экране ) – 5 минут. Найти производные функции.

4 этап урока-Разноуровневая самостоятельная работа.( 20 минут). Дети получают
карточки трех цветов, трех уровней: желтые – содержат задание базового уровня сложности, голубые – повышенного уровня сложности, розовые- высокого уровня сложности. Они так же содержат задания на вычисления и преобразования логарифмических, тригонометрических, иррациональных и степенных выражений. На самостоятельную работу отводится 20 минут. Дети выполняют работу в тетрадях для самостоятельных работ. Учитель вызывает к доске одного или двух учеников работающих с голубыми карточками, а во время работы оказывает помощь ученикам, работающим по желтым карточкам. После окончания работы ученики, работающие у доски, объясняют решение своих задач, а остальные внимательно слушают и задают вопросы по решению или поправляют, если есть ошибки.

Примерные варианты разноуровневых карточек.
5 этап – Подведение итога урока.( 4 минуты)
Учитель подводит итог урока, называет наиболее активных учеников, выставляет оценки. В качестве домашнего задания дети обмениваются карточками в своей группе

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Цели урок1.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 село Краснопартизанское






Урок разноуровневого обобщающего повторения

по теме «Производная .Геометрический и физический

смысл производной.»

по алгебре

для учащихся 11 класса




























Автор разработки Титенко Ольга Григорьевна


С.Краснопартизанское


2012 год


Цели урока: - обобщить теоретические знания по теме производная, геометрический и физический смысл производной

- закрепить умение находить производные функций,

- решать задачи на геометрический и физический смысл производной,

- готовиться к ЕГЭ: повторить умение решать задачи на вычисления и преобразования тригонометрических, логарифмических, иррациональных и степенных выражений.

Оборудование: карточки трех цветов, компьютер.


Ход урока.

  1. 1 этап – Организационный ( 1 мин).

Учитель сообщает тему урока, цель и поясняет, что во время урока будет использоваться раздаточный материал, который лежит на партах и проведена разноуровневая самостоятельная работа.

  1. 2 этап- Повторение теоретического материала по теме производная. ( 10 мин).

Учитель приглашает к доске ученика написать таблицу производных элементарных функций.

Функция y=f (x)

Производная y′= f′(x)

C

0

xЄR

x-1

ax

ax lnx

ex

ex

log x

lnx

sinx

cosx

cosx

- sinx

tg x

ctgx

-

( Все теоретические и практические вопросы урока демонстрируются на экране).

Учитель: Сформулируйте определение производной функции в точке.

Ученик: Производной функции f в точке x0 называется число, к которому стремится разностное отношение при

Учитель: Сформулируйте и запишите правила вычисления производных.

Ученики. 1. Если функция y=f(x) y=g(x) имеют производную в точке x, то и их сумма имеет производную в точке x ,причем производная суммы равна сумме производных.

(f(x)+g(x))′= f′(x)+g′(x)

2. Если функция y=f(x) имеет производную в точке x, то и функция y=k f(x) имеет производную в точке x, причем (k (f(x))′=k f′(x)

Постоянный множитель можно выносить за знак производной.

3.Если функция y=f(x) и y=g(x) имеют производную в точке x, то и их произведение имеет производную в точке x

( f(x) g(x))′= f′(x) g(x)+f(x)g′(x)

Производная произведения двух функций равна сумме двух слагаемых; первое слагаемое есть произведение производной первой функции на вторую функцию, а второе слагаемое есть произведение первой функции на производную второй функции.

4. Если функция y=f(x) и y= g(x) имеют производную в точке x и в этой точкеg(x)≠0 , то и частное имеет производную в точке x , причем

Учитель. Что называется касательной к графику функции?

Ученик. Касательной к графику дифференцируемой в точке x0 функции f- называется прямая, проходящая через точку (x0 ;f(x0) ) и имеющая угловой коэффициент f′(x0).

Учитель: В чем состоит геометрический смысл производной?

Ученик. Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.

Учитель. Назовите уравнение касательной к графику функции y=f(x) в точке с абсциссой x0.

Ученик.y= f(x0)+ f′(x0) ( x-x0)

Учитель. В чем состоит физический смысл производной?

Ученик. Если материальная точка движется прямолинейно по закону S(t) , то производная функции y= S(t)выражает мгновенную скорость материальной точки в момент времени t0 , т.е. v= S′(t).Производная от координаты по времени есть скорость .Производная от скорости по времени есть ускорение.

Учитель. Решим у доски несколько задач на применение этих правил.

Задача№1. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции f(x)= 2-x2+3x4 в его точке с абсциссой x0=-1.

Задача №2. Через точку графика функции y(x)= -0,5x2+4x+7 с абсциссой x0=2 проведена касательная . Найдите тангенс угла наклона этой касательной к оси абсцисс.

Задача № 3. Составьте уравнение касательной к графику функции y= x2-2x в точке x0=-1/

Задача №4. При движении тела по прямой расстояние S( в метрах) от начальной точки изменяется по закону S(t)=t3-t2+5t+1( t- время движения в секундах). Найти скорость в (м/с) тела через 3 секунды после начала движения.( Вопросы устного счета на экране).

3 этап – Устный счет ( на экране ) – 5 минут.

Найти производные функции.

5-4x 2ex 2x

x4

x8

x6

2x3

2x5-3x2+2

7x6+3x3+5x2

2x-4

( 3x-6)2

(8+7x)2

log2x sin 2x cos(3x+4)

ln x sin2x sin ( 3-2x)

cos 2x cos 3x


4 этап урока- Разноуровневая самостоятельная работа.( 20 минут).

Дети получают карточки трех цветов, трех уровней: желтые – содержат задание базового уровня сложности, голубые – повышенного уровня сложности, розовые- высокого уровня сложности. Они так же содержат задания на вычисления и преобразования логарифмических, тригонометрических, иррациональных и степенных выражений. На самостоятельную работу отводится 20 минут. Дети выполняют работу в тетрадях для самостоятельных работ. Учитель вызывает к доске одного или двух учеников работающих с голубыми карточками, а во время работы оказывает помощь ученикам , работающим по желтым карточкам. После окончания работы ученики, работающие у доски, объясняют решение своих задач, а остальные внимательно слушают и задают вопросы по решению или поправляют, если есть ошибки.

Примерные варианты разноуровневых карточек.


Желтая карточка № 1.


1. Найти значение выражения. 3-4,5 а 3 2,5 а при а= -

1) 2) 3 3) 1 4)

2. Вычислить log 515+ log 5

1) 5 2) 1 3) 4) -1

3. Найти значение производной функции y = x4 – 2x3 -x2-5 в точке с абсциссой x 0 = 1

1) -3 2) 2 3) 0 4)1

4. Найдите производную функции y = e3x+x2

1) y ′(x)= e3x+2x 3) y′(x)= 3e3x+2x

2) y ′(x)= 3 ex+2x 4) y ′(x)= 3e2x +2x

5. Материальная точка движется по закону x(t) = t3-4t2+3t-17 (x –перемещение в м,t-время в с ). Через сколько секунд после начала движения ускорение точки будет равно 10м ∕ с2.

1) 6 2) 2 3) 3 4) 4

6. Определите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции y= 4x2 – 8x +4 параллельна оси абсцисс.

1) -8 2) 1 3) 0 4) 4



Желтая карточка № 2

1. Упростить 2,2а 1,5

1) 7.2 a 2,5 2) 11 а 2,5 3) 7,2 а 1,5 4) 11 а1,5


2. Вычислить 12 – log3 16log 16 3

1) 0 2) -4 3) 12 4) 11

3. Найдите значение производной функции y(x) = ln ( x-3) в точке с абсциссой x0=4

1) -1 2) -3 3) 1 4) 3

4. Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции

y= 3x3-2x2 +5 в его точке с абсциссой x0 = -3

1) 98 2) 69 3) 33 4) 93

5. Тело движется по прямой так, что расстояние S ( в м) от него до точки М этой прямой изменяется по закону S ( t ) = t4-t3 + 3t2 -21. Чему будет равна мгновенная скорость ( (м/с) через 3 секунды после начала движения?

1) 70 2) 78 3) 81 4) 76

6. Найдите производную функции y ( x) = sin 4xx4

1) y′ ( x) = 4 cos 3x – 4x3 3) y′ (x) = -4 sin 4x – 4x3

2) y′ ( x) = 4 sin 4x – 3x3 4) y′(x) = 4 cos 4x – 4x3



________________________________________________________________


Желтая карточка 3.


  1. Вычислить 3 - 20

1) 250 2) 70 3) 10 4) 430

2. Найдите значение выражения log 6 ( 36 m2), если log6m= 3.

1) 8 2) 18 3) 12 4) 24

3. Найти производную функции y= 3x4-2x2+x-1 в точке с абсциссой x0 = 1

1) 9 2) 5 3) 4 4) 6

4. Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции

y = -2x4+3x +5 в его точке с абсциссой x0=-2

1) 67 2) -61 3) 19 4) 72

5. Материальная точка движется по закону x(t) = t3-5t2+6t+7 ( x – перемещение в м, t- время в с). Через сколько секунд после начала движения ускорение точки будет равно 8м/ с2

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

6. Найти производную функции y= 2x+sinx

1) y(x)= 2xln2 +cos x 3) y= x 2 x-1 +cosx

2)y(x) = + cosx 4)y= 2x ln2 –cosx



Голубая карточка №1


  1. Вычислить ( -

  2. Вычислить ( , если tg =

  3. Найдите значение производной функции y= sin ( 4x - ) в точке x0=

  4. Найдите угол наклона касательной, проведенной к графику функции f(x) = tgx+ в точке с абсциссой x0=

  5. Составьте уравнение касательной к графику функции y = 2+x, параллельной прямой y= 2x

  6. Найти значение производной функции f (x)= в точке x0= -1



Голубая карточка 2.

  1. Вычислить

  2. Найти значение выражения , если cos= Є

  3. Найдите значение производной функции y= в точке x0=2

  4. Составьте уравнение касательной к графику функции y=2x- ln x, параллельной прямой y=x

  5. Найти угловой коэффициент касательной к графику функции g(x)=, проведенной в точке с абсциссой x0=-0,5

  6. Закон движения тела задан формулой S(t)=0,5t2 +3t +2( s-в метрах, t- время в с). Какой путь пройден телом за 4с? Какова скорость движения в этот момент времени?



Голубая карточка 3.



  1. Вычислить log 36-2log 9+1

  2. Вычислить (110)2 +

  3. Найдите значение производной функции y=e2x-1 в точке x0=

  4. Составьте уравнение касательной к графику функции y= в точке графика с ординатой 2.

  5. Материальная точка движется по закону x(t)= (x –перемещение, t-время в с). Через сколько секунд после начала движения ускорение точки будет равно 4 м/с2

  6. Найдите значение производной функции f(x)=2 в точке x0=4



Розовая карточка.( повышенный уровень)

  1. Найти производную функции

а) y= sin 32x

в) y=( x4-x2+1)5

2. К графику функции y= проведены две касательные , одна из которых проходит через точку графика с абсциссой x0=-1 .Найдите абсциссу точки, в которой другая касательная касается графика данной функции.

3.При каких значениях параметра b прямая y=bx является касательной к параболе f(x)=x2-2x+4 ?

4. Решить уравнение x

5 этап – Подведение итога урока.( 4 минуты)

Учитель подводит итог урока, называет наиболее активных учеников, выставляет оценки. В качестве домашнего задания дети обмениваются карточками в своей группе
















Цели урок1.rar Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
29.07.2012 15:14
Уважаемый автор! Неужели вы не видели как разместилась ваша работа на странице портала? Она наполовину нечитаемая. Посмотрите, пожалуйста, внимательно требования к размещению материалов, находящиеся в разделе Справка и приведите свою страницу в соответствие с требованиями.
Ольга Титенко
30.07.2012 20:14
Извените, но скопировать таблицу и формулы не удалось! Весь материал урока в прикрепленном файле.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров