ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Краткое описание
создать условия для формирования социально-адаптированной личности с учетом ее возрастных, индивидуальных психофизических особенностей через организацию туристско-краеведческой деятельности.
Описание
МОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Руководитель: Васильева Людмила Васильевна
Возраст детей: 11-15 лет Срок реализации: 1 год
п. Краснооктябрьский 2009 – 2010 уч. г.
Пояснительная записка Важной задачейвоспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Актуальность заявленной задачи в современных условиях подчёркнута в специальной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля <metricconverter productid=«2005 г» w:st=«on»>2005 г. № 422. В реализации поставленной задачи особое место отводится туристско–краеведческой деятельности. Которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою страну с “малой Родины”, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т.д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Это и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны, и готовность в любую минуту встать на её защиту. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека.
Современное российское общество, с его демократическими тенденциями, предъявляет к подрастающему поколению новые требования: — быть способными на собственный выбор — с пониманием воспринимать мнения и “предпочтения” других людей — владеть навыками социального поведения и общения с разными людьми — уважать права и свободы личности. Будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах, прежде всего – в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, а, гражданственность в соблюдении чистоты в поселке, вокруг школы и т.д. Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни. Занимаясь туризмом, учащиеся приобретают опыт и навыки поведения и выживания в условиях автономного существования, экстремальных ситуациях: обустройство быта в природных условиях, приготовление пищи, обеспечение санитарно-гигиенических условий, преодоление препятствий, адаптация к различного рода изменениям в природе. Цель программы: создать условия для формирования социально-адаптированной личности с учетом ее возрастных, индивидуальных психофизических особенностей через организацию туристско-краеведческой деятельности. Задачи программа: -
формирование чувства патриотизма и гражданственности;
-
повышение мотивации на здоровый образ жизни,укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию воспитанников;
-
совершенствование выносливости, силы, быстроты, координационных способностей, формирование механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний; -
— обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;
-
развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми, окружающим мироми социального поведения;
-
воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;
-
развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;
-
формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;
- формирование бережного отношения к природе.
Программа предусматривает активное участие детей в общественно-полезной деятельности, овладение навыками туризма, ориентирования, фенологических наблюдений, краеведческой работы. Программа дает широкие возможности экологического воспитания учащихся, успешному осуществлению которого способствует изучение взаимосвязей организмов с окружающей средой, функционирование экологических систем, разнообразие видов растений и животных, их значение в природе и жизни человека. Знакомство с законами об охране природы предусматривает проведение практических занятий на природе, экскурсии, походы. При разработке маршрутов походов, экскурсий по родному краю необходимо учитывать примеры рационального и нерационального природопользования.
Методы и формы работы. Методы: 1.Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.
2.
Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала, просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков.
3. Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия.
Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводитьна местностив форме соревнований, походов.
4.Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.
Формы: 1.
практические занятия 2.
беседы 3.
экскурсии 4.
игровые программы 5.
спортивные тренировки 6.
соревнования
7.
походы
8.
зачетные занятия
Прогнозируемый результат:
По итогам года обучения, занимающиеся в объединении должны:
–
повысить техническое и тактическое мастерство по туристскому многоборью; спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам.
–
знать правила безопасного поведения в природных условиях;
–
уметь практически применять навыки выживания в экстремальных ситуациях;
–
ориентироваться по карте и компасу или без них;
–
владеть навыками передвижения по горной местности;
–
знать виды страховок;
–
уметь составлять раскладку по питанию и приготавливать пищу;
–
оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
–
бережно относиться к окружающей среде;
–
обладать социальной компетентностью;
–
любить свою «малую Родину».
Контингент объединения
В состав объединения входят ребята 11—15 лет (учащиеся V—I Xклассов) — 13 человек. Комплектуя состав, необходимо привлечь к занятиям несколько большее количество детей, учитывая последующий отсев.
Режим и организация работы Программа занятий рассчитана на 72 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов. Занятия проводятся один раз в неделю в четверг с 16 00 до 17.30 мин.
При составлении учебного календарного плана предусмотрено на отдельных занятиях чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Разделы тематического плана вовсе не обязательно изучать в той строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, во второй половине каждого занятия запланирована практическая работа (упражнения, тренировки, организационные дела по подготовке к предстоящим походам). Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно связаны с прохождением теории раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя. Необходимо наладить своевременный учет спортивно-туристских и краеведческих достижений каждого занимающегося. Можно завести альбом «Летопись туристской группы» или оборудовать специальный стенд «Уголок туристической группы». Каждый учащийся для занятий должен иметь тетрадь и походный блокнот, и аккуратно вести записи в них.
Условия реализации программы Занятия проводятся в кабинете музыки, информатики, спортивном зале. .Материально-техническое обеспечение: ·
Литература по туризму и краеведению; ·
Канцтовары (бумага, карандаши, линейки, ластик, ножницы и т.д.); ·
Аптечка; ·
Телевизор,DVD. Учебно-методическое обеспечение: ·
Программа объединения; ·
Правила ТБ во время занятий; ·
Методическая литература; ·
Энциклопедии; ·
Флаг, герб, гимн Оренбургской области, Октябрьского района; ·
Видеоматериалы; ·
Туристические снаряжения; ·
Гербарии растений.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся,: Что должен знать учащийся: Ø
сезонные явления в природе; Ø
основные виды растений и животных нашего края, их роль в природе; Ø
умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; Ø
редкие и исчезающие виды растений и животных Оренбуржья; Ø
взаимоотношения животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе; Ø
правила поведения в природе; Ø
общие представления о туризме; Ø
основы краеведения; Ø
правила разбивки лагеря; Ø
правила поведения во время грозы; Ø
правила заготовки дров и разведения костра. Что должен уметь учащийся: Ø
вести наблюдения в природе; Ø
оформлять дневники наблюдений; Ø
ориентироваться по компасу, по местным предметам и небесным светилам; Ø
определять азимут; Ø
укладывать рюкзак; Ø
выбрать место для бивуака; Ø
оказать первую медицинскую помощь в походе.
Учебно – тематический план
Календарно — тематический план
Содержание тем 1.Введение. (2 ч.)
Беседа о туризме и его работе кружка, о значении туризма для человека. Особенности пешеходных походов. Рассказы об интересных походах и путешествиях.
Что такое экология? Каждый в ответе в деле охраны окружающей среды. Экология сегодня. Проблемы, которые необходимо решить, чтобы сохранить природу чистой и прекрасной.
Раздел I. Природа родного края (24 ч.) 2. Мой родной край (4 ч.) Характеристика географического положения области. Границы области. Соседи. Экскурсионные объекты края, памятники природы, туристические возможности. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.
История края, памятные исторические места. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края.
Практические занятия ( 2 ч. ): Знакомство с картой области. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
3. Природа – наш общий дом (2 ч.) Природный комплекс и его компоненты. Что такое окружающая среда. Связь человека с окружающей средой. Дары природы. Разумное использование природных ресурсов. Проблемы природопользования. Антропогенная деятельность.
4. Рельеф, почвы, полезные ископаемые Оренбургской области (4 ч.) Особенности рельефа своей местности. Взаимосвязь между рельефом и другими компонентами природного комплекса. Экскурсия: знакомство с рельефом местности.
5.Многообразие растительного мира (4 ч.) Мир растений – источник жизни на Земле. Многообразие растений. Леса – одно из важнейших звеньев в природной цепи круговорота веществ. Видовой состав леса. Леса Оренбуржья. Основные древесные породы области. Понятие о сообществе на примере леса. Лес — экологическая система. Значение леса (водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно-гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Лишайники, мхи и папоротники наших лесов. Грибы – чудо природы. Лесной хлеб – дикорастущие фруктово-ягодные растения. Лесная аптека.
Практические занятия ( 4 ч. ): 1) Определение деревьев и кустарников по коре, веткам, почкам, хвое, шишкам, семенам. 2) Влияние факторов вытаптывания травяного покрова. Экскурсии ( 2 ч. ): Определение и сбор лекарственных растений.
6. Многообразие животного мира (2 ч.) Животный мир Земли. Многообразие животного мира. Обзор животного мира родного края. Любой вид животного — неповторимое явление природы. Редкие и исчезающие животные. Удивительный и разнообразный мир рыб. Птицы — верные друзья человека. Значение птиц. Забота птиц о своем потомстве. Охрана птиц. Практическое занятие ( 1 ч. ): Определение наиболее типичных животных, птиц по их следам, следам жизнедеятельности.
7. Вода — источник жизни на Земле (4 ч.) Распределение воды и суши на земном шаре. Океаны. Моря. Круговорот воды в природе. Вода в жидком, твердом и газообразном состоянии. Присутствие воды в биосфере. Запасы воды на Земле. Реки и их притоки. Речная сеть родного края. Ее прошлое. Настоящее и будущее. Режим рек. Питание рек. Элементы водного режима (скорость течения, уровень, расход воды). Озера, водохранилища. Озера родного края. Болота, их происхождение. Болота как компонент природного ландшафта. Охрана болот. Использование болот в народном хозяйстве. Значение водных объектов в народном хозяйстве.
8. Климат Оренбуржья (4 ч.) Понятие о климате. Климатообразующие факторы. Характеристика климата области. Учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении предприятий города, области.
Раздел II. Охрана природы (4 ч.) 9. Красная книга Оренбургской области (4 ч.) Необходимость сохранения флоры и фауны, биологического разнообразия в Оренбуржье. Редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в Красную книгу Оренбургской области. Раздел III. Туризм (84 ч.) 10 Туризм (4 ч.) О развитии туризма. Туризм — самый массовый вид активного отдыха. Туризм как способ общения с природой. Туризм доступен для всех возрастов. 11 Виды туризма (4 ч.) Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. Лыжный туризм и его особенности. Наблюдения в зимнем путешествии. Горный туризм. Основные горные системы, их туристические возможности. Контрольно-спасательная служба (туристская, альпинистская). Водный туризм. Путешествия на байдарках и других судах. Велосипедный туризм. Обзор районов велосипедных походов и путешествий. Правила дорожного движения. Спелеотуризм (пещерный), его особенности. Пещеры — памятники природы, истории, культуры. Их охрана.
12 Туристский бивуак (4 ч.) Что такое привал и бивуак в походе. Основные требования к месту привала и бивуака.
Планировка бивуака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивуака). Графики дежурств на бивуаках.
Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы, Свертывание бивака. Противопожарные меры.
Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристического похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.
Практические занятия (2 ч):Расчет продуктов питания для двухдневного похода. Зарисовка схем правильной планировки бивуака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.
13 Туристический быт и туристическое снаряжение (4 ч.) Выбор места для бивуака с учетом правил охраны природы. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Свертывание бивуака. Противопожарные меры. Питание в походе. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды. Использование ягод и грибов. Экологические игры в походе. Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, времени года. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в использовании и переноске. Виды рюкзаков и палаток. Устройство туристской палатки. Правила укладки рюкзака. Практические занятия (2 ч):Установка и снятие палаток. Разжигание костра. Кипячение воды. Укладка рюкзака. Проведение игр «Что взять с собой в поход», «Угости целебным чаем».
14 Ориентирование по компасу (6 ч.) Краткие сведения о спортивном ориентировании. Спортивные карты. Условные знаки. Определение сторон горизонта. Надежный путеводитель — компас. Устройство компаса. Небесный «компас»- Солнце. Определение сторон горизонта по Солнцу.
Нахождение направления на север по созвездию Большая медведица в ночное время. Путеводитель — кора деревьев, годичные кольца срубленного дерева. Ориентиры — лесные обитатели, мхи и муравейники. Живые ориентиры. Ориентиры — звук и свет. Практические занятия (4 ч):Работа с компасом. Движение по азимуту. Ориентирование в лесу и на открытой местности. Маркированная трасса. Игры и упражнения, направленные на закрепление приемов в ориентировании.
15 Топографическая подготовка (4 ч.) Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейными и числовыми масштабами. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.
Практические занятия (2 ч): Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный.
Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).
16 Туризм и здоровье (2 ч.) Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Меры предупреждения потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Помощь при желудочно-кишечных и простудных заболеваниях. Состав походной аптечки. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод. Трав. Правила использования химических средств защиты от кровососущих насекомых.
17 Туризм и охрана природы (2 ч.) Поведение туриста во время отдыха на природе. Не рубите живые деревья, используйте припасенные металлические колышки. Не бросайте горящих спичек, тщательно тушите костер. Не загрязняйте воду. Не оставляйте мусор. Не врубайте топор в дерево. Не используйте нижних ветвей хвойных деревьев для подстилки. Не рвите больших букетов — многие цветы находятся на стадии исчезновения. Охраняйте птиц, не разоряйте их гнезда, оставляйте кормушки. Не берите домой детенышей диких зверей и птиц. Не повреждайте выложенной подкормки для диких животных, аншлагов, опознавательных и указательных знаков. 18 Подготовка экскурсии, путешествия, туристического похода (4 ч.) Составление плана подготовки похода, путешествия. Распределение обязанностей в группе (староста, завхоз, медсестра, костровые, синоптик, повара). Ознакомление с литературой и картами по району путешествия. Подробный расчет времени переездов, переходов. Продумать способы ориентирования и преодоления препятствий. Ведение записей в походе. Фотографирование. Прохождение медосмотра. Закупка и укладка продуктов. Походная аптечка. Краеведческая и общественно-полезная работа при проведении похода, экскурсии. Соблюдение в походе туристской этики. 19 Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему (4 ч.) Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия (2 ч): Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. 20 Проведение походов (6 ч.)
Возможно проведение практических занятий на местности без прохождения маршрута, проведение экскурсий без похода в случае неблагоприятных погодных условий.
Задача заключается в том, чтобы кружковцы на практике закрепили знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий.
21 Подведение итогов похода (2 ч.) Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам работы, оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме «Летопись кружка», написание заметок в общую стенгазету школы. Подготовка и сдача отчетных материалов по проведенной в походе краеведческой работе (текстов, экспонатов, чертежей, рисунков, фотографий, слайдов и т.д.).
Если в кружке заведены личные учетные карточки на каждого кружковца («Паспорт туриста»), то командир должен вписать в них все сведения об участии в очередном походе: маршрут похода, его протяженность и продолжительность, какую работу выполнял в группе турист, какой опыт приобрел в походе.
Список литературы, используемой педагогом:
Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Медицина, 2001. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность, 1980.
Г.Я. Рыжавский, Биваки. — М.: ЦДЮТур России, 1995г.
А.С. Шибаев. Переправа. — М.: ЦДЮТур России, 1996г.
В.М. Куликов, Ю.С. Константинов. Топография и ориентирование в туристском путешествии. — М.: ЦДЮТур России, 1997г.
С.П. Матюцкий. Туристу о растениях. – М.: Профиздат, 1988г.
Рекомендуемая литература: Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973.
Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975.
Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.
Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. Под ред. доктора педагогических наук, профессора И.С. Марьенко. М., Просвещение, 1980.
Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М..1980.
Список детей
1. Байгазин Ахат 2.Бабенкова Татьяна 3.Вишняков Егор 4.Голдаева Альфияна 5.Сигизова Дарина 6.Казиханов Мади 7.Куликова Вика 8.Мишустин Кирилл 9.Марофиев Абдугафур 10.Сигизова Жанна 11.Трушин Роман 12.Умарова Диана 13.Умаргалиев Азамат 14.Умургалеева Динара
МОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Руководитель: Васильева Людмила Васильевна
Возраст детей: 11-15 лет Срок реализации: 1 год
п. Краснооктябрьский 2009 – 2010 уч. г.
Пояснительная записка Важной задачейвоспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Актуальность заявленной задачи в современных условиях подчёркнута в специальной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля <metricconverter productid=«2005 г» w:st=«on»>2005 г. № 422. В реализации поставленной задачи особое место отводится туристско–краеведческой деятельности. Которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою страну с “малой Родины”, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т.д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Это и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны, и готовность в любую минуту встать на её защиту. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека.
Современное российское общество, с его демократическими тенденциями, предъявляет к подрастающему поколению новые требования: — быть способными на собственный выбор — с пониманием воспринимать мнения и “предпочтения” других людей — владеть навыками социального поведения и общения с разными людьми — уважать права и свободы личности. Будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах, прежде всего – в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, а, гражданственность в соблюдении чистоты в поселке, вокруг школы и т.д. Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни. Занимаясь туризмом, учащиеся приобретают опыт и навыки поведения и выживания в условиях автономного существования, экстремальных ситуациях: обустройство быта в природных условиях, приготовление пищи, обеспечение санитарно-гигиенических условий, преодоление препятствий, адаптация к различного рода изменениям в природе. Цель программы: создать условия для формирования социально-адаптированной личности с учетом ее возрастных, индивидуальных психофизических особенностей через организацию туристско-краеведческой деятельности. Задачи программа: -
формирование чувства патриотизма и гражданственности;
-
повышение мотивации на здоровый образ жизни,укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию воспитанников;
-
совершенствование выносливости, силы, быстроты, координационных способностей, формирование механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний; -
— обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;
-
развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми, окружающим мироми социального поведения;
-
воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;
-
развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;
-
формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;
- формирование бережного отношения к природе.
Программа предусматривает активное участие детей в общественно-полезной деятельности, овладение навыками туризма, ориентирования, фенологических наблюдений, краеведческой работы. Программа дает широкие возможности экологического воспитания учащихся, успешному осуществлению которого способствует изучение взаимосвязей организмов с окружающей средой, функционирование экологических систем, разнообразие видов растений и животных, их значение в природе и жизни человека. Знакомство с законами об охране природы предусматривает проведение практических занятий на природе, экскурсии, походы. При разработке маршрутов походов, экскурсий по родному краю необходимо учитывать примеры рационального и нерационального природопользования.
Методы и формы работы. Методы: 1.Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.
2.
Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала, просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков.
3. Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия.
Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводитьна местностив форме соревнований, походов.
4.Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.
Формы: 1.
практические занятия 2.
беседы 3.
экскурсии 4.
игровые программы 5.
спортивные тренировки 6.
соревнования
7.
походы
8.
зачетные занятия
Прогнозируемый результат:
По итогам года обучения, занимающиеся в объединении должны:
–
повысить техническое и тактическое мастерство по туристскому многоборью; спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам.
–
знать правила безопасного поведения в природных условиях;
–
уметь практически применять навыки выживания в экстремальных ситуациях;
–
ориентироваться по карте и компасу или без них;
–
владеть навыками передвижения по горной местности;
–
знать виды страховок;
–
уметь составлять раскладку по питанию и приготавливать пищу;
–
оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
–
бережно относиться к окружающей среде;
–
обладать социальной компетентностью;
–
любить свою «малую Родину».
Контингент объединения
В состав объединения входят ребята 11—15 лет (учащиеся V—I Xклассов) — 13 человек. Комплектуя состав, необходимо привлечь к занятиям несколько большее количество детей, учитывая последующий отсев.
Режим и организация работы Программа занятий рассчитана на 72 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов. Занятия проводятся один раз в неделю в четверг с 16 00 до 17.30 мин.
При составлении учебного календарного плана предусмотрено на отдельных занятиях чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Разделы тематического плана вовсе не обязательно изучать в той строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, во второй половине каждого занятия запланирована практическая работа (упражнения, тренировки, организационные дела по подготовке к предстоящим походам). Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно связаны с прохождением теории раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя. Необходимо наладить своевременный учет спортивно-туристских и краеведческих достижений каждого занимающегося. Можно завести альбом «Летопись туристской группы» или оборудовать специальный стенд «Уголок туристической группы». Каждый учащийся для занятий должен иметь тетрадь и походный блокнот, и аккуратно вести записи в них.
Условия реализации программы Занятия проводятся в кабинете музыки, информатики, спортивном зале. .Материально-техническое обеспечение: ·
Литература по туризму и краеведению; ·
Канцтовары (бумага, карандаши, линейки, ластик, ножницы и т.д.); ·
Аптечка; ·
Телевизор,DVD. Учебно-методическое обеспечение: ·
Программа объединения; ·
Правила ТБ во время занятий; ·
Методическая литература; ·
Энциклопедии; ·
Флаг, герб, гимн Оренбургской области, Октябрьского района; ·
Видеоматериалы; ·
Туристические снаряжения; ·
Гербарии растений.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся,: Что должен знать учащийся: Ø
сезонные явления в природе; Ø
основные виды растений и животных нашего края, их роль в природе; Ø
умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; Ø
редкие и исчезающие виды растений и животных Оренбуржья; Ø
взаимоотношения животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе; Ø
правила поведения в природе; Ø
общие представления о туризме; Ø
основы краеведения; Ø
правила разбивки лагеря; Ø
правила поведения во время грозы; Ø
правила заготовки дров и разведения костра. Что должен уметь учащийся: Ø
вести наблюдения в природе; Ø
оформлять дневники наблюдений; Ø
ориентироваться по компасу, по местным предметам и небесным светилам; Ø
определять азимут; Ø
укладывать рюкзак; Ø
выбрать место для бивуака; Ø
оказать первую медицинскую помощь в походе.
Учебно – тематический план
Год обучения | Количество часов | ||
Название тем | Всего | Теория | Практика |
1. Введение. | 2 | 2 | 0 |
2. Мой родной край | 4 | 0 | 4 |
3.Природа — наш общий дом. | 2 | 2 | 0 |
4.Рельеф, почвы, полезные ископаемые Оренбургской области. | 4 | 2 | 2 |
5.Многообразие растительного мира. | 4 | 0 | 4 |
6.Многообразие животного мира. | 2 | 1 | 1 |
7.Вода – источник жизни на земле. | 4 | 4 | 0 |
8.Климат Оренбуржья. | 4 | 4 | 0 |
9 Красная книга Оренбургской области. | 4 | 4 | 0 |
10.Туризм. | 4 | 4 | 0 |
11.Виды туризма. | 4 | 4 | 0 |
12.Туристский бивуак. | 4 | 2 | 2 |
13.Туристический быт и туристическое снаряжение. | 4 | 2 | 2 |
14.Топографическая подготовка. | 4 | 2 | 2 |
15.Ориентирование по компасу. | 4 | 2 | 2 |
16.Туризм и здоровье. | 2 | 2 | 0 |
17.Туризм и охрана природы. | 2 | 2 | 0 |
18.Подготовка экскурсии, путешествия, туристического похода. | 4 | 4 | 0 |
19Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему | 4 | 2 | 2 |
20… Проведение походов. | 4 | 0 | 4 |
21.Подведение итогов походов. | 2 | 2 | 0 |
ИТОГО: | 72 | 45 | 27 |
Календарно — тематический план
№ п/п |
Название разделов и тем | Количество часов | ||||
практика | ||||||
всего | теория | в помещении | на местности | Сроки | ||
1 |
Введение. Цели и задачи кружка «Туристское многоборье» | 2 | 2 | 17.09 | ||
Раздел I. Природа родного края. | 24 | 13 | 5 | 6 | ||
2 |
Мой родной край. | 4 | 2 | 2 | 24.09 01.10 | |
3 |
Природа — наш общий дом. | 2 | 2 | 08.10 | ||
4 |
Рельеф, почвы, полезные ископаемые Оренбургской области. | 4 | 2 | 2 | 15.10 22.10 | |
5 |
Многообразие растительного мира. | 4 | 2 | 2 | 2910 05.11 | |
6 |
Многообразие животного мира. | 2 | 1 | 1 | 12.11 | |
7 |
Вода – источник жизни на земле. | 4 | 4 | 19.11 26.11 | ||
8 |
Климат Оренбуржья. | 4 | 4 | 03.12 10.12 | ||
Раздел II. Охрана природы. | 4 | 4 | ||||
9 |
Красная книга Оренбургской области. | 4 | 4 | 17.12 24.12 | ||
Раздел III. Туризм. | 44 | 26 | 8 | 8 | ||
10 |
Туризм. | 4 | 4 | 07.01 14.01 | ||
11 |
Виды туризма. | 4 | 4 | 21.01 28.01 | ||
12 |
Туристский бивуак. | 4 | 2 | 2 | 04.02 11.02 | |
13 |
Туристический быт и туристическое снаряжение. | 4 | 2 | 2 | 18.02 25.02 | |
14 |
Топографическая подготовка. | 4 | 2 | 2 |
04.03 11.03 | |
15 |
Ориентирование по компасу. | 4 | 2 | 2 | 18.03 25.03 | |
16 |
Туризм и здоровье. | 2 | 2 |
01.04 | ||
17 |
Туризм и охрана природы . | 2 | 2 | 08.04 | ||
18 |
Подготовка экскурсии, туристического похода. | 4 | 4 |
15.04 22.04 | ||
19 |
Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему | 4 | 2 | 2 |
29.04 06.05 | |
20 |
Проведение походов. | 4 | 4 | 13.05 20.05 | ||
21 |
Подведение итогов походов. | 2 | 2 | 27.05 | ||
Итого | 72 | 45 | 13 | 14 |
|
Содержание тем 1.Введение. (2 ч.)
Беседа о туризме и его работе кружка, о значении туризма для человека. Особенности пешеходных походов. Рассказы об интересных походах и путешествиях.
Что такое экология? Каждый в ответе в деле охраны окружающей среды. Экология сегодня. Проблемы, которые необходимо решить, чтобы сохранить природу чистой и прекрасной.
Раздел I. Природа родного края (24 ч.) 2. Мой родной край (4 ч.) Характеристика географического положения области. Границы области. Соседи. Экскурсионные объекты края, памятники природы, туристические возможности. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.
История края, памятные исторические места. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края.
Практические занятия ( 2 ч. ): Знакомство с картой области. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
3. Природа – наш общий дом (2 ч.) Природный комплекс и его компоненты. Что такое окружающая среда. Связь человека с окружающей средой. Дары природы. Разумное использование природных ресурсов. Проблемы природопользования. Антропогенная деятельность.
4. Рельеф, почвы, полезные ископаемые Оренбургской области (4 ч.) Особенности рельефа своей местности. Взаимосвязь между рельефом и другими компонентами природного комплекса. Экскурсия: знакомство с рельефом местности.
5.Многообразие растительного мира (4 ч.) Мир растений – источник жизни на Земле. Многообразие растений. Леса – одно из важнейших звеньев в природной цепи круговорота веществ. Видовой состав леса. Леса Оренбуржья. Основные древесные породы области. Понятие о сообществе на примере леса. Лес — экологическая система. Значение леса (водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно-гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Лишайники, мхи и папоротники наших лесов. Грибы – чудо природы. Лесной хлеб – дикорастущие фруктово-ягодные растения. Лесная аптека.
Практические занятия ( 4 ч. ): 1) Определение деревьев и кустарников по коре, веткам, почкам, хвое, шишкам, семенам. 2) Влияние факторов вытаптывания травяного покрова. Экскурсии ( 2 ч. ): Определение и сбор лекарственных растений.
6. Многообразие животного мира (2 ч.) Животный мир Земли. Многообразие животного мира. Обзор животного мира родного края. Любой вид животного — неповторимое явление природы. Редкие и исчезающие животные. Удивительный и разнообразный мир рыб. Птицы — верные друзья человека. Значение птиц. Забота птиц о своем потомстве. Охрана птиц. Практическое занятие ( 1 ч. ): Определение наиболее типичных животных, птиц по их следам, следам жизнедеятельности.
7. Вода — источник жизни на Земле (4 ч.) Распределение воды и суши на земном шаре. Океаны. Моря. Круговорот воды в природе. Вода в жидком, твердом и газообразном состоянии. Присутствие воды в биосфере. Запасы воды на Земле. Реки и их притоки. Речная сеть родного края. Ее прошлое. Настоящее и будущее. Режим рек. Питание рек. Элементы водного режима (скорость течения, уровень, расход воды). Озера, водохранилища. Озера родного края. Болота, их происхождение. Болота как компонент природного ландшафта. Охрана болот. Использование болот в народном хозяйстве. Значение водных объектов в народном хозяйстве.
8. Климат Оренбуржья (4 ч.) Понятие о климате. Климатообразующие факторы. Характеристика климата области. Учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении предприятий города, области.
Раздел II. Охрана природы (4 ч.) 9. Красная книга Оренбургской области (4 ч.) Необходимость сохранения флоры и фауны, биологического разнообразия в Оренбуржье. Редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в Красную книгу Оренбургской области. Раздел III. Туризм (84 ч.) 10 Туризм (4 ч.) О развитии туризма. Туризм — самый массовый вид активного отдыха. Туризм как способ общения с природой. Туризм доступен для всех возрастов. 11 Виды туризма (4 ч.) Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. Лыжный туризм и его особенности. Наблюдения в зимнем путешествии. Горный туризм. Основные горные системы, их туристические возможности. Контрольно-спасательная служба (туристская, альпинистская). Водный туризм. Путешествия на байдарках и других судах. Велосипедный туризм. Обзор районов велосипедных походов и путешествий. Правила дорожного движения. Спелеотуризм (пещерный), его особенности. Пещеры — памятники природы, истории, культуры. Их охрана.
12 Туристский бивуак (4 ч.) Что такое привал и бивуак в походе. Основные требования к месту привала и бивуака.
Планировка бивуака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивуака). Графики дежурств на бивуаках.
Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы, Свертывание бивака. Противопожарные меры.
Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристического похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.
Практические занятия (2 ч):Расчет продуктов питания для двухдневного похода. Зарисовка схем правильной планировки бивуака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.
13 Туристический быт и туристическое снаряжение (4 ч.) Выбор места для бивуака с учетом правил охраны природы. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Свертывание бивуака. Противопожарные меры. Питание в походе. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды. Использование ягод и грибов. Экологические игры в походе. Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, времени года. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в использовании и переноске. Виды рюкзаков и палаток. Устройство туристской палатки. Правила укладки рюкзака. Практические занятия (2 ч):Установка и снятие палаток. Разжигание костра. Кипячение воды. Укладка рюкзака. Проведение игр «Что взять с собой в поход», «Угости целебным чаем».
14 Ориентирование по компасу (6 ч.) Краткие сведения о спортивном ориентировании. Спортивные карты. Условные знаки. Определение сторон горизонта. Надежный путеводитель — компас. Устройство компаса. Небесный «компас»- Солнце. Определение сторон горизонта по Солнцу.
Нахождение направления на север по созвездию Большая медведица в ночное время. Путеводитель — кора деревьев, годичные кольца срубленного дерева. Ориентиры — лесные обитатели, мхи и муравейники. Живые ориентиры. Ориентиры — звук и свет. Практические занятия (4 ч):Работа с компасом. Движение по азимуту. Ориентирование в лесу и на открытой местности. Маркированная трасса. Игры и упражнения, направленные на закрепление приемов в ориентировании.
15 Топографическая подготовка (4 ч.) Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейными и числовыми масштабами. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.
Практические занятия (2 ч): Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный.
Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).
16 Туризм и здоровье (2 ч.) Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Меры предупреждения потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Помощь при желудочно-кишечных и простудных заболеваниях. Состав походной аптечки. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод. Трав. Правила использования химических средств защиты от кровососущих насекомых.
17 Туризм и охрана природы (2 ч.) Поведение туриста во время отдыха на природе. Не рубите живые деревья, используйте припасенные металлические колышки. Не бросайте горящих спичек, тщательно тушите костер. Не загрязняйте воду. Не оставляйте мусор. Не врубайте топор в дерево. Не используйте нижних ветвей хвойных деревьев для подстилки. Не рвите больших букетов — многие цветы находятся на стадии исчезновения. Охраняйте птиц, не разоряйте их гнезда, оставляйте кормушки. Не берите домой детенышей диких зверей и птиц. Не повреждайте выложенной подкормки для диких животных, аншлагов, опознавательных и указательных знаков. 18 Подготовка экскурсии, путешествия, туристического похода (4 ч.) Составление плана подготовки похода, путешествия. Распределение обязанностей в группе (староста, завхоз, медсестра, костровые, синоптик, повара). Ознакомление с литературой и картами по району путешествия. Подробный расчет времени переездов, переходов. Продумать способы ориентирования и преодоления препятствий. Ведение записей в походе. Фотографирование. Прохождение медосмотра. Закупка и укладка продуктов. Походная аптечка. Краеведческая и общественно-полезная работа при проведении похода, экскурсии. Соблюдение в походе туристской этики. 19 Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему (4 ч.) Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия (2 ч): Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. 20 Проведение походов (6 ч.)
Возможно проведение практических занятий на местности без прохождения маршрута, проведение экскурсий без похода в случае неблагоприятных погодных условий.
Задача заключается в том, чтобы кружковцы на практике закрепили знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий.
21 Подведение итогов похода (2 ч.) Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам работы, оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме «Летопись кружка», написание заметок в общую стенгазету школы. Подготовка и сдача отчетных материалов по проведенной в походе краеведческой работе (текстов, экспонатов, чертежей, рисунков, фотографий, слайдов и т.д.).
Если в кружке заведены личные учетные карточки на каждого кружковца («Паспорт туриста»), то командир должен вписать в них все сведения об участии в очередном походе: маршрут похода, его протяженность и продолжительность, какую работу выполнял в группе турист, какой опыт приобрел в походе.
Список литературы, используемой педагогом:
Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Медицина, 2001. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность, 1980.
Г.Я. Рыжавский, Биваки. — М.: ЦДЮТур России, 1995г.
А.С. Шибаев. Переправа. — М.: ЦДЮТур России, 1996г.
В.М. Куликов, Ю.С. Константинов. Топография и ориентирование в туристском путешествии. — М.: ЦДЮТур России, 1997г.
С.П. Матюцкий. Туристу о растениях. – М.: Профиздат, 1988г.
Рекомендуемая литература: Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973.
Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975.
Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.
Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. Под ред. доктора педагогических наук, профессора И.С. Марьенко. М., Просвещение, 1980.
Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М..1980.
Список детей
1. Байгазин Ахат 2.Бабенкова Татьяна 3.Вишняков Егор 4.Голдаева Альфияна 5.Сигизова Дарина 6.Казиханов Мади 7.Куликова Вика 8.Мишустин Кирилл 9.Марофиев Абдугафур 10.Сигизова Жанна 11.Трушин Роман 12.Умарова Диана 13.Умаргалиев Азамат 14.Умургалеева Динара
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
09 июля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
Исправьте и перезагрузите работу.
С ув. модератор Юлия.