Урок " Железо и его свойства"
обучающие:
— основываясь на знаниях учащихся о железе –
элементе, о железе – простом веществе, полученных
в курсе химии,
физики, а также на известных
учащимся
данных о его свойствах;
рассмотреть строение атома железа, свойства железа
как простого вещества, нахождение в природе,
биологическая роль железа, применение железа,
получение используя современные технологии
обучения;
применять знания о железе и его свойствах
при
решения практических
задач.
развивающие:
— формировать у учащихся познавательный интерес,
— умения логически рассуждать,
— устанавливать
взаимосвязь между составом,
строением и свойствами веществ;
— развивать креативность мышления, инициативу;
— обобщать и делать выводы из полученных знаний.
воспитательные:
— воспитывать качества личности, обеспечивающие
социальную мобильность, способность принимать
самостоятельные решения в достижении
поставленной цели;
— формировать качества мышления, необходимые для
адаптации в
современном информационном
обществе;
— повышать творческую активность учащихся;
— воспитывать культуру общения.
здоровьесберегающие:
-создать благоприятный психологический климат на уроке.
-создать условия для работы каждого учащегося в своем темпе.
ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Тема урока: « Железо и его свойства».
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Историческая справка о железе |
Информационный |
презентация |
Слайд 7-17, http://www.fcoir.edu.ru |
2 |
Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома |
Информационный |
Презентация Анимационная схема |
Слайд 18-20 http://www.fcoir.edu.ru |
3 |
Нахождение в природе |
Информационный |
презентация |
Слайд 21-27 |
4 |
Физические свойства железа |
Информационный |
презентация |
Слайд 28-29
|
5 |
Химические свойства железа |
Информационно-практический |
презентация, лабораторная работа Анимационная схема |
Сайт http://www.fcior.edu.ru ( лабораторная работа Химические свойства железа) Слайд 30 - 36 |
6 |
Биологическая роль железа. |
Информационный |
презентация |
Слайд 37 - 51 |
7 |
Д/задание |
практический |
Анимационная схема |
http://www.fcoir.edu.ru Тест «Железо» |
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Исилькуль, Омская область.
Кирейто Наталья Михайловна учитель химии 1 категория.
Подробный конспект урока.
Организационная информация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Железо и его свойства. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет |
Химия (базовый уровень), основное общее образование. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс |
9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Комбинированный. Урок изучения нового материала c применением ИКТ и ЭОР |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
Изучить простое вещество железо и применять полученные знания на практике. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока
|
обучающие: - основываясь на знаниях учащихся о железе – элементе, о железе – простом веществе, полученных в курсе химии, физики, а также на известных учащимся данных о его свойствах; рассмотреть строение атома железа, свойства железа как простого вещества, нахождение в природе, биологическая роль железа, применение железа, получение используя современные технологии обучения; применять знания о железе и его свойствах при решения практических задач. развивающие: - формировать у учащихся познавательный интерес, - умения логически рассуждать, - устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; - развивать креативность мышления, инициативу; - обобщать и делать выводы из полученных знаний. воспитательные: - воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения в достижении поставленной цели; - формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе; - повышать творческую активность учащихся; - воспитывать культуру общения. здоровьесберегающие: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ ученики в ходе урока |
Репродуктивный уровень: Знать строение железа, давать характеристику железу, писать уравнения, характеризующие химические свойства железа. Конструктивный уровень: понимать зависимость свойств веществ от их состава и строения, прогнозировать свойства. Творческий уровень: уметь видеть проблему, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий. За 2 недели до проведения урока класс делится на 5 групп. Каждая группа получает творческие задания для урока – по теме «Железо и его свойства». Итогом выполнения которого должна стать презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. В отборе материала и подготовке презентации оказываю помощь учащимся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы |
- компьютер, мультимедийный проектор, презентации: «Историческая справка», « Строение электронной оболочки атома железа», « Нахождение железа в природе», « Физические свойства железа», « Химические свойства железа», «Биологическая роль железа» сайт http://www.fcior.edu.ru ( история железа, строение атома, физические свойства железа, лабораторная работа Химические свойства железа) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся – стадия - Вызов |
Эпиграф: Сейчас металлы изучаем и многое о них мы знаем: В таблице, где находятся и атомы как строятся. А для того, чтобы определить тему урока и сконцентрировать весь класс для работы, я загадываю учащимся Загадку: слайд №1 Среди металлов самый славный, Важнейший, древний элемент. В тяжелой индустрии – главный, Знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, Расплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, Он нужен всей стране родной. О каком металле идёт речь? (Ответ: Железо) Правильно - это железо, запишите в свои тетради тему нашего сегодняшнего урока «Железо и его свойства». А теперь давайте вместе определим цели и задачи нашего урока. демонстрируется слайдом №3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока |
Ребята! Послушайте отрывок из «Поэмы о периодическом законе», В. Половняк. Громоподобные раскаты И в небе раскаленный след: На землю новый камень падал И ужасался человек Но редким был подарок неба Им лишь счастливец обладал: Топор был выкован железный, Сверкает лезвием кинжал. Вот длинный ряд тысячелетний Приходит в поисках, в борьбе, И наступает век железный Кровавый беспокойный век.
Проблемный вопрос: На каком древнем языке железо именуют «небесным камнем»? Откуда же древние люди брали железо в то время, когда еще не умели добывать его из руды? Сообщения учеников Презентация работы учащихся группы - Историки. 1.«Историческая справка о железе» . Железо в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. При падении Тунгусского метеорита по всей Центральной Сибири был виден ослепительно-яркий свет. Установлено, что в земную атмосферу со скоростью 70 км/с влетело метеоритное тело массой 1000000 т. Удары огромной силы, подобные взрывам, были слышны, в тысяче километров от места падения! Куски «небесного тела», которые называют «метеоритами», бывают похожи на камни черно-бурого цвета. В свободном состоянии железо встречается только в метеоритах. Ежесуточно на Землю выпадают до 10 т метеоритного вещества. Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком железном амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и …в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько железных изделий было найдено в гробнице фараона, среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка “Урс”. Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н.э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков. Поскольку булат – это сталь с очень большой твердостью и упругостью, изготовленные из нее изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными. Раскрыл секрет булата русский металлург П.П. Аносов. Он очень медленно охлаждал раскаленную сталь в специальном растворе технического масла, подогретого до определенной температуры; в процессе охлаждения сталь ковалась.
2.«Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома». Презентация работы учащихся группы - Эксперты (Выясняем положение железа в ПСХЭМ, учащиеся записывают схему строения атома железа, проверяют правильность записи по слайду. Формулируем вывод о свойствах железа на основе строения атома.) Что можно дополнительно сказать о железе на основании положения его в периодической системе химических элементов? (Ученики сообщают: место положение Fe - 8 группа, побочная подгруппа, 4 большой период, d-элемент. Химическое знак – Fe. Порядковый номер – 26. Относительная атомная масса (Ar) – 56 Число протонов Z =26 число нейтронов N = 30. Cтепень окисления +2, +3). УЧИТЕЛЬ. А теперь я прошу вас написать строение атома, электронную и графическую формулы железа? ( к доске приглашается ученик). Ученики составляют следующую запись: Схема строения атома: Fe +26 )2 )8 )14 )2.
2 2 6 2 6 2 6 Электронная формула атома 1s 2s 2p 3s 3p 4s 3d. Вывод : железо – d-элемент, и наиболее устойчивые его соединения со степенью окисления +3, т. к. данный ион Fe3+ имеет наиболее устойчивый d-подуровень (5e–), а соединения Fe+2 устойчивы в кислой среде 3. Нахождение в природе. Презентация работы учащихся группы - Геологи Учитель - Встречается ли железо в природе в чистом виде? Если нет, то в виде чего встречается?
Железо – один из самых распространенных элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%, по этому показателю оно уступает только кислороду, кремнию и алюминию. Много железа находится и в небесных телах, что установлено по данным спектрального анализа. В образцах лунного грунта, которые доставила автоматическая станция “Луна”, обнаружено железо в неокисленном состоянии. Железные руды довольно широко распространены на Земле. Названия гор на Урале говорят сами за себя: Высокая, Магнитная, Железная. Агрохимики в почвах находят соединения железа. Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа используют железные руды с содержанием железа 30-70% и более. Основными железными рудами являются: магнетит – Fe3O4 содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале, Курской магнитной аномалии; гематит – Fe2O3 содержит до 65% железа, такие месторождения встречаются в Криворожском районе; лимонит – Fe2O3*nH2O содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму; пирит – FeS2 содержит примерно 47% железа, месторождения встречаются на Урале. (Работа с картой). В Оренбургской области разведано 8 месторождений железных руд . Семь месторождений железных руд составляют Орско-Халиловскую группу, расположенную в Кувандыкском и Гайском районах области. Самые крупные - Аккермановское и Новокиевское. Руды Орско-Халиловской группы железорудных месторождений относятся к типу природнолегированных, поскольку кроме железа содержат хром и никель. Запасы руды невелики - 194,6 млн т. Природнолегированные руды Халиловского железорудного бассейна состоят в основном из лимонита или бурого железняка. Цвет лимонита от темно-бурого до охристо-желтого. Халиловские руды представляют собой смесь продуктов древнего выветривания и озерных отложений. Источником железа для образования этих месторождений служили массивы магматических пород. Задание ученикам: Покажите на карте, где находятся железные руды у нас в стране? (На Урале. Магнитогорск – магнетит, Уральские горы, горы Южной Сибири, западной и восточной Сибири, на Дальнем востоке, Европейский север, Центральное Черноземье, Халиловское месторождение.) Уникальное месторождение железных руд (магнетита) – это Курская магнитная аномалия. Задание ученикам: (у доски 1 ученик) Вычислить массовую долю железа в природных соединениях, определив какое из соединений содержит больше железа. Магнитный железняк – Fе3О4 Гематит – Fе2О3 Пирит – FеS2 Сидерин – FеСОз Лимонит – Fе2О3 • n Н2О Вывод: железо в природе находится в виде соединений: руд и минералов, а самородное железо встречается очень редко. Наша страна занимает 1 место по запасам железных руд. 4. Физические свойства железа. – Какие физические свойства железа вы знаете? Презентации работы учащихся группы - Физики Эвристическая беседа, просмотр видеофрагмента, формулирование выводов, проверка выводов по слайду.
Железо – это серебристо-белый металл с температурой плавления 1539С. Один из наиболее распространенных элементов в природе, по содержанию в земной коре (4,65% по массе) уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. Оно входит в состав многих оксидных руд – гематита, или красного железняка Fe2O3, магнетита Fe3O4, пирита FeS2 и др. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия, например, с помощью закалки и прокатки. Различают химически чистое и технически чистое железо. Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше. Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Химически чистое железо устойчиво к коррозии (вспомним, что такое коррозия?) и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные доли примесей лишают его этих драгоценных свойств. Вывод : Чистое железо – мягкий металл, ножом, сделанным из него не обстругаешь деревянную палочку. Железо, с которым имеет дело техника – это, как правило, не химически чистый металл. Оно содержит примеси и поэтому отличается по свойствам от чистого железа. Главная примесь – это углерод. 5. Химические свойства железа. Презентация работы учащихся группы – Химики, сайт http://www.fcior.edu.ru ( лабораторная работа Химические свойства железа)
Степень окисления железа зависит от окислительной способности реагирующих с ним веществ.
+2 +3
Итак, химические свойства железа: Исходя из знаний о химических свойствах металлов, как вы думаете, какими химическими свойствами будет обладать железо как простое вещество? Взаимодействие с: неметаллами, кислотами, солями, водой. А теперь давайте проведём лабораторную работу в виртуальном виде. Сайт http://www.fcior.edu.ru ( лабораторная работа Химические свойства железа)
Учащиеся записывают уравнения реакций в тетради. 1.С кислородом во влажном воздухе образуется Fe2O3 • nH2O С кислородом проявляет степень окисления равную +2,+3 3Fe +2O2=Fe2O3 • FeO 2.C разбавленными HСl и H2SO4 проявляет степень окисления равную +2 Fe +2 HCl = FeCl2 + H2 0 + 2+ 0 Fe + 2H = Fe + H2 3.Железо, реагируя с хлором, проявляет степень окисления равную +3 C хлором 2Fe +3Cl2=2FeCl3 4.C серой проявляет степень окисления равную +2 Fe +S= FeS 5. Железо вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа: С солями проявляет степень окисления равную +2 Fe +CuCl2 = FeCl2 + Cu
0 2+ 2+ 0 Fe + Cu = Fe +Cu С водой 3Fe +4H2O = Fe3O4 + 4H2 С HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.) не реагирует при обычной температуре, но при нагревании реакция идёт с образованием сульфата железа, оксида серы ( или оксида азота) и воды 0 t Fe + H2SO4 (k) = Fe2(SO4)3 + SO2 + H2O
0 t Fe + 6 HNO3(k) = Fe(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O
0 3+ Fe - 3e = Fe 5+ 4+ N + 1e = N 6.Биологическая роль железа. Презентации работ учащихся (Приложение 6). Беседа по вопросам: – Какова роль железа в жизни человека и растений? Проверка творческого домашнего задания. Железо - это биогенный элемент. Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. Гемоглобин состоит из двух частей: крупной белковой молекулы - глобина и встроенной в нее небелковой структуры - гема, в сердцевине которого и находится ион железа. Это железо легко вступает в связь с кислородом и именно соединение кислорода с железом окрашивает кровь в красный цвет.Кислород - это окислитель. Но союз кислорода и железа в гемоглобине - невероятное исключение. Здесь никакого окисления не происходит. Ион железа как бы "берет за руку" молекулу кислорода и "ведет" ее к месту свершения действительного окисления и там ее "отпускает". За это свойство английский физиолог, один из основателей науки о дыхании Дж. Баркрофт, назвал гемоглобин "самым удивительным веществом в мире". Кроме того, гемоглобин выполняет и другую очень важную функцию - выведение с места окисления углекислого газа. И если кислород вводится в клетку гемом, то углекислоту оттуда "выносит" глобин.
Таким образом, красные кровяные тельца, "набитые" миллионами молекул гемоглобина, выступают в роли автобусов, которые никогда не делают холостых пробегов: в одну сторону (от легких к клеткам) они "везут" кислород, а в другую (от клеток к легким) - "вывозят" углекислоту. Вот так все рационально устроено в природе! Но не весь кислород, доставленный гемоглобином, сразу же идет в дело. Часть его остается в мышцах про запас. И вот для чего. В экстремальной ситуации, при повышенной физической нагрузке, когда мышцы начинают усиленно работать, им может не хватить доставленного кислорода, тогда они обратятся к своим запасникам. Роль таких запасников в мышцах играет другой гемосодержащий белок - миоглобин - "младший брат" гемоглобина. Впервые железо в крови человека было обнаружено в XIX в. Это открытие стало настоящей сенсацией. Давайте посмотрим содержание железа в разных продуктах и найдем тройку лидеров. ( таблица на слайде) В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо, а клетки кишечника пропускают только двухвалентное. Минуя пищевод и попав в кишечник, восстанавливается в . Усваивается 2–20% железа, причем из продуктов растительного происхождения – 2–8%. Если человек плохо пережевывает пищу, не восстанавливается и остается недоступным. На усвоение влияет и состав пищи. в присутствии витамина С и фруктозы легко растворяется и усваивается. Но есть враги железа – это чай, кофе, яичные желтки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения. В организме взрослого человека содержится 4-5 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина крови. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – CO2. При недостатке железа у животных и человека развивается анемия (малокровие). Железо играет важную роль и в жизни растений. Без участия железа не образуется хлорофилл, зеленый пигмент растительных клеток. При недостатке железа растения не образуют хлорофилла (что разрушает процесс фотосинтеза), теряют возможность ассимилировать углекислый газ и выделять кислород. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Больше того, стоит белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.У меня на столе лежат яблоки, буреющие срезы являются доказательством наличия железа, а содержание витамина С и фруктозы обеспечивает его активное всасывание. Можно сказать в заключении «весело зеленеют листья растений и краснеют щечки благодаря железу». – Какова роль железа и его сплавов в быту и промышленности? Примерно 90% используемых человечеством металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУНКов |
Закрепление изученного материала Самоконтроль с взаимопроверкой. Верно - неверно Цель: Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале. Используя опорную схему, записанную в тетради, сделайте вывод: что же представляет собой железо и каковы его свойства? Графический диктант (заранее приготовить листочки с начерченной прямой, разделенной на 8 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить знаком «+» в таблице номер положения, которое считается верным). Вариант 1.
Вариант 2.
После выполнения задания учащиеся меняются своими работами и проверяют их (ответы к работам - на слайде). Критерии отметки: “5” – 0 ошибок, “4” – 1-2 ошибки, “3” – 3-4 ошибки, “2” – 5 и больше ошибок.
Задание 2. №1 конверт (за правильно выполненное задание – «5»).Какой объем хлора потребуется для реакции с железом массой 240г, содержащим 20% примеси? Какое количество хлорида железа при этом получится, если выход его составляет 80% от теоретически возможного? – решение с комментариями. №2 конверт (за правильное выполненное задания – «4»).Напишите два уравнения реакции: а) железа с концентрированной серной кислотой, в которой продуктом восстановления кислоты будет соответственно оксид серы(4), б) железа с солью, в результате чего образуется соль железа. Задание 3. №3 конверт - Закончите уравнения реакций: Fe + H2SO4 (разб) =
Fe + C = Fe + AgCL =
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.( таблица на слайде) Цель:
Рефлексия: Выражение своего внутреннего состояния после проведенного урока. Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
§ 14 до стр. 65. Подготовить презентацию по применению железа . Домашнее задание (записывает на доске домашнее задание и демонстрирует на экране). УЧИТЕЛЬ. А сейчас каждая группа получит конверт с индивидуальным домашним заданием. Группе Историков. 1. Как называется теснина (узкий проход между возвышенностями) на реке Дунай? (Железные ворота.) 2. В 1778 году был построен мост. В 1788 году был построен водопровод. В 1818 году был построен корабль. В 1825 году была построена железная дорога. Что объединяет все эти события? (Эти события имеют прямое отношение к истории использования человеком железа. Это был первый железный мост, первый железный водопровод, первый железный корабль и первая железная дорога.) 3. Назовите жидкий металл, из которого, как полагают учёные, состоит земное ядро. (Железо.) 4. В древности и в средние века были известны только семь металлов. Это число совпадало с числом известных планет. Поэтому каждый металл соотносили с одной из планет: золото – Солнце, серебро – Луна, олово – Юпитер, свинец – Сатурн, медь - Венера. А с какой планетой связали железо? (Железо – Марс.) 5. Назовите человека, произнесшего фразу: "Лучше смерть от железа, чем от голода". (Спартак.) 6.Какие продукты богаты железом? 7.Задача: Ежедневный прием железа с пищей составляет в среднем 23 мг. Сколько надо съесть яблок, чтобы пополнить суточную норму железа? 8. Интеллектуальная викторина. Назовите пословицы, связанные со словом железо. Назовите выражения, связанные со словом железо. Индивидуальное задание: Составить кроссворд о металлах.
Группе Геологов 1.Дайте другое название минерала гематита. (Железный блеск.) 2. Хрупкий союз железа с углеродом - это... Что? (Чугун.) 3. В какой области РФ находится город Железногорск, славящийся добычей железной руды? (Курская область.) 4. На этом датском острове найдено уникальное месторождение чистого железа: руда вместе с магмой прошла через пласт каменного угля и восстановилась. Назовите остров. (Гренландия.) 5. Укажите реакции получения хлорида железа (III) и закончите уравнение:
6. Интеллектуальная викторина.
Загадка Я известен
с давних пор и имею спрос, – Какой это металл? (Железо) *Напишите все реакции, о которых идет речь в загадке. (Для сильных учащихся) Индивидуальное задание: Составить кроссворд о железе. Группе Физиков 1. Как называется высокое (до 25 метров) листопадное дерево с яйцевидной кроной, тяжёлая древесина которого тонет в воде? (Железное дерево.) 2. Перед вами ряд металлов: железо, золото, платина. Какие из них имеют вкус? (Железо имеет вкус, так как слабо растворяется в воде. Золото и платина в воде нерастворимы и вкуса не имеют.) 3. Английское слово «железо» - iron - означает ещё и бытовой предмет. Какой? (Утюг.) 4. Как окрестила наша газета «Красная звезда» Маргарет Тэтчер, прошедшую путь от дочери булочника до премьер-министра Великобритании и титула баронессы с гербом? «Железная леди». 5. Масса топора 6 кг. Топор изготовлен из природного железа содержащего 2,8% никеля, 0,6% кобальта. Сколько кг железа в этом топоре? 6.Интеллектуальная викторина. Назовите спутник Земли, в грунте которого обнаружено самородное железо. Загадка: Очень
древний я металл, Был
нескромным я не в меру, Я давно
в названии века, Индивидуальное задание: Составить кроссворд о металлах. Группе Химиков 1. Назовите красно-бурое дитя железа и кислорода.составьте уравнение реакции. (Ржавчина) 2. Сколько гвоздей можно изготовить из железа, содержащегося в теле человека массой 65 кг? (Один гвоздь.) 3. Какими бывают логика, хватка, характер, воля и факты? (Железными.) 4. В карбиде железа массовая доля углерода составляет 6,67%. Определите формулу карбида железа. (Ответ: Fe3C) 5. Для хлорирования 3 г смеси железа с медью пошло 1,12 л хлора. Определите состав смеси (в граммах). (Ответ: m (Fe)= 0,28 г m (Си)= 2,72 г) 6.Интеллектуальная викторина. Назовите краску, содержащую оксид железа. Загадка: Я известен
с давних пор и имею спрос, – Какой это металл? (Железо) *Напишите все реакции, о которых идет речь в загадке. (Для сильных учащихся) Индивидуальное задание: Составить кроссворд о железе. Группе Биологов. 1.Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа? (Желе-зо - желе.) 2. Как называется болезнь железа и растений? (Ржавчина. На железе вследствие окисления, на растениях - бурое пятно в местах, где развиваются споры паразитных грибков.) 3. Плод этого фрукта очень полезен: в нем много сахара, рекордное количество железа. Сердцевина ствола дерева, на котором растет плод, – знаменитое "черное дерево", из него изготавливают мебель, духовые инструменты и многое другое. Назовите этот плод. ( Хурма.) 4. При малокровии больному назначают железный купорос FeSO4*7H2O по 0,5г 3 раза в день. Вычислите массу железа, которую получит больной в день. 5. На 2 г смеси, состоящей из металлического железа, оксида железа (П) и оксида железа (III), подействовали соляной кислотой. При этом выделилось 224 мл водорода (н.у). При восстановлении 2 г смеси водородом получено 0,423 г. воды. Определите состав исходной смеси в граммах. (Ответ: m (Fe) = 56 г, m (FeO)= 2,247г, m (Fe2O3) = 0,193г.) 6. Интеллектуальная викторина. Назовите заболевания, возникающие при недостатке железа в организме человека, растений. Назовите заболевания, возникающие при избытке железа в организме человека. Индивидуальное задание: Составить кроссворд о металлах. Вывод к уроку. ( Итог урока подводят ученики)
Железо – металл-труженик Железо относится к металлам, известным человечеству с глубокой древности. В древнем Египте из железа изготовляли домашнюю утварь. Колоссальную роль сыграло железо в земледелии: мотыги, плуги, лопаты и серпы. В военном деле это мечи, шлемы, щиты, другие доспехи воинов, оружие. Со временем из железа начали делать корпуса судов, якоря, пушки, рельсы, машины, трактора и строительные конструкции. Железо - не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. Я хочу прочитать четверостишье, написанное А.Е. Ферcманом, в котором он показывает своё отношение к железу « И трудно во всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества»
Учитель - Наша цель выполнена – мы изучили тему “Железо и его свойства» и успешно применили свои знания в практических ситуациях. Завершая знакомство со свойствами железа, хочу напомнить, насколько химия многолика. Она дает ученику огромные возможности, но при этом требует ответственного отношения и понимания химических реакций. Надеюсь, что полученные сведения окажутся вам полезными. На следующем уроке мы продолжим знакомство со свойствами соединений железа. Оценки за урок. Благодарю за сотрудничество. Спасибо за урок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В помощь учителю |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использован ные источники и литература (если имеются) |
О.С.Габриелян «Химия-9», М, Дрофа, 2009г О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М., Дрофа, 2010г. М.Фримантл «Химия в действии», 2 часть, М,, Мир, 1991 г, стр191-192 Н.В.Манцевич «Неорганическая химия в таблицах», Минск, Современная школа, 2008г, стр . 364-372. Бусев А.И., Ефимов И.П., Определения, понятия, термины в химии. Просвещение 1981. Гонтарук Т.И. автор- составитель. Я познаю мир. Детская энциклопедия. АСП 1999, с. 294-297. ТретьяковЮ.Д. Справочные материалы. Просвещение 1988. http://www.fcoir.edu.ru http://www.catalogmineralov.ru/1.html http://webelements.narod.ru/elements/Al.htm http://www.uchmarket.ru/n_2237_9.htm |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использовани ем ИКТ и ЭОР ресурсов. Мультимедиа. |
В течение данного урока используются презентации, материал сайта http://www.fcoir.edu.ru – П модуль, лабораторная работа, содержащие в себе демонстрационный и дидактический материал, способствующие более легкому усвоению учебной темы. Подобранный материал позволяет активизировать познавательный интерес и творческую активность всех участников образовательного процесса. |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»