"Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении" (статья)
Статья «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
подготовила Брызгалова Надежда Геннадьевна, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории МАДОУ детского сада № 63 «Журавлик» комбинированного вида
Киселёвск 2011 Сохранение здоровья населения является ключевой задачей, стоящей перед современным обществом. Проблема здоровья уже давно перестала восприниматься как проблема чисто медицинского характера. В.А. Сухомлинский писал, что забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя, ведь от жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы. Для дошкольных образовательных учреждений, где ребёнок проводит большую часть своего времени, особую значимость приобретает деятельность по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, соответственно, перед педагогами стоят задачи воспитывать интерес к собственному оздоровлению, развивать навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья. Период дошкольного возраста является благоприятным периодом для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетным направлением нашего МАДОУ является здоровьесбережение. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего развития. В настоящее время в МАДОУ прослеживается тенденция личностно ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих создать оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными особенностями. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста, изучение социальной обстановки, неблагоприятные экономические условия свидетельствуют о необходимости изменения содержания условий организации воспитательно–образовательной и оздоровительной работы с детьми. Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни, является целенаправленная работа по физическому воспитанию, формированию здорового образа жизни. Работа по укреплению физического и психического здоровья осуществляется комплексно: инструктор по физической культуре совместно с воспитателем и старшей медицинской сестрой решают вопросы физического воспитания детей, педагог-психолог занимается коррекцией психического здоровья детей. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей в дошкольном образовательном учреждении очень важным является организация двигательной, развивающей среды. В нашем детском саду оборудованы физкультурный и тренажёрный залы. В каждой группе имеются физкультурные уголки, где мелкое физкультурное оборудование доступно для детей большую часть дня. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщено разнообразным оборудованием и материалами. Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы: ·
диагностика физического развития; ·
система профилактических, оздоровительных мероприятий; ·
физкультурные занятия; ·
утренняя гимнастика; ·
игры на свежем воздухе; ·
закаливающие мероприятия; ·
спортивные праздники и развлечения, досуги; ·
совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребёнка, привитию ему навыка здорового образа жизни. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, игровые, игры-эстафеты и т. д. Главное — чередовать активную деятельность с упражнениями на дыхание, релаксацию. Наряду со здоровыми детьми в нашем детском саду есть группы компенсирующей направленности (нарушение зрения ). Педагоги этих групп и специалисты помогают таким детям решать проблемы профилактики и улучшения состояния здоровья путём создания щадящих условий, комплекса укрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. Проводится работа по лечению и коррекции зрения, воспитанию и обучению детей от 3-х до 7-ми лет. Комплексное лечение детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших условий их социально-педагогической адаптации в дальнейшей жизни. Инструктор по физкультуре подбирает упражнения и игры не только в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей, но и от характера зрительного нарушения. Вследствие трудностей зрительно-двигательной ориентации у детей с нарушением зрения наблюдается гиподинамия, нарушение осанки и плоскостопия, что требует бережной коррекции. Большое значение придается профилактике нарушений осанки и плоскостопия. В нашем детском саду создан кружок по профилактике данных нарушений, который посещают дети 5-ти — 7-ми лет по рекомендации врача-ортопеда и пожеланию родителей. Уже по прошествии определённого времени можно сказать, что деятельность МАДОУ по здоровьесбережению приведена в определённую систему: накоплен педагогический опыт, педагоги грамотно владеют инновационными технологиями, которые постоянно совершенствуются. Итогом реализации приоритетного направления за 2009-2011 учебный год является положительная динамика снижения заболеваемости на 5% к концу 2010-2011 учебного года. Уровень развитости физических качеств вырос на 4%, в уровень двигательно-эмоциональной сферы — на 9%. Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня развития детей; что подтверждает эффективность использования внедряемой нами системы современных технологий в физкультурно-оздоровительной работе МАДОУ. Воспитатели отмечают, что их воспитанники меньше болеют (особенно в межсезонье), стали более выносливы в различных видах деятельности, повысилась умственная работоспособность, усидчивость, они стали выдержаны и внимательны.
Использованная литература: 1.
Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду.- Управление ДОУ, №3, 2002 г. 2.
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида
Статья
«Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном
образовательном учреждении»
подготовила
Брызгалова Надежда Геннадьевна,
инструктор по физической культуре
первой квалификационной категории
МАДОУ детского сада № 63 «Журавлик» комбинированного вида
Киселёвск
2011
Сохранение здоровья населения является ключевой задачей, стоящей перед современным обществом. Проблема здоровья уже давно перестала восприниматься как проблема чисто медицинского характера. В.А. Сухомлинский писал, что забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя, ведь от жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Для дошкольных образовательных учреждений, где ребёнок проводит большую часть своего времени, особую значимость приобретает деятельность по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, соответственно, перед педагогами стоят задачи воспитывать интерес к собственному оздоровлению, развивать навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья. Период дошкольного возраста является благоприятным периодом для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Приоритетным направлением нашего МАДОУ является здоровьесбережение. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего развития. В настоящее время в МАДОУ прослеживается тенденция личностно ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих создать оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными особенностями. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста, изучение социальной обстановки, неблагоприятные экономические условия свидетельствуют о необходимости изменения содержания условий организации воспитательно–образовательной и оздоровительной работы с детьми.
Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни, является целенаправленная работа по физическому воспитанию, формированию здорового образа жизни. Работа по укреплению физического и психического здоровья осуществляется комплексно: инструктор по физической культуре совместно с воспитателем и старшей медицинской сестрой решают вопросы физического воспитания детей, педагог-психолог занимается коррекцией психического здоровья детей. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей в дошкольном образовательном учреждении очень важным является организация двигательной, развивающей среды. В нашем детском саду оборудованы физкультурный и тренажёрный залы. В каждой группе имеются физкультурные уголки, где мелкое физкультурное оборудование доступно для детей большую часть дня. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщено разнообразным оборудованием и материалами.
Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:
-
диагностика физического развития;
-
система профилактических, оздоровительных мероприятий;
-
физкультурные занятия;
-
утренняя гимнастика;
-
игры на свежем воздухе;
-
закаливающие мероприятия;
-
спортивные праздники и развлечения, досуги;
-
совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребёнка, привитию ему навыка здорового образа жизни.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, игровые, игры-эстафеты и т. д. Главное - чередовать активную деятельность с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Наряду со здоровыми детьми в нашем детском саду есть группы компенсирующей направленности (нарушение зрения ). Педагоги этих групп и специалисты помогают таким детям решать проблемы профилактики и улучшения состояния здоровья путём создания щадящих условий, комплекса укрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. Проводится работа по лечению и коррекции зрения, воспитанию и обучению детей от 3-х до 7-ми лет. Комплексное лечение детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших условий их социально-педагогической адаптации в дальнейшей жизни. Инструктор по физкультуре подбирает упражнения и игры не только в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей, но и от характера зрительного нарушения. Вследствие трудностей зрительно-двигательной ориентации у детей с нарушением зрения наблюдается гиподинамия, нарушение осанки и плоскостопия, что требует бережной коррекции.
Большое значение придается профилактике нарушений осанки и плоскостопия. В нашем детском саду создан кружок по профилактике данных нарушений, который посещают дети 5-ти - 7-ми лет по рекомендации врача-ортопеда и пожеланию родителей.
Уже по прошествии определённого времени можно сказать, что деятельность МАДОУ по здоровьесбережению приведена в определённую систему: накоплен педагогический опыт, педагоги грамотно владеют инновационными технологиями, которые постоянно совершенствуются. Итогом реализации приоритетного направления за 2009-2011 учебный год является положительная динамика снижения заболеваемости на 5% к концу 2010-2011 учебного года. Уровень развитости физических качеств вырос на 4%, в уровень двигательно-эмоциональной сферы - на 9%. Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня развития детей; что подтверждает эффективность использования внедряемой нами системы современных технологий в физкультурно-оздоровительной работе МАДОУ. Воспитатели отмечают, что их воспитанники меньше болеют (особенно в межсезонье), стали более выносливы в различных видах деятельности, повысилась умственная работоспособность, усидчивость, они стали выдержаны и внимательны.
Использованная литература:
-
Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду.- Управление ДОУ, №3, 2002 г.
-
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей