В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Календарно - тематическое планирование по истории Древнего мира

Календарно - тематическое планирование по истории Древнего мира

Светлана Утина
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 17459
Краткое описание
Предлагаю тематическое планирование по истории для 5 класса. Может кому - то нужно, сама когда искала, но трудно найти универсальное....посмотрите.
Описание
Муниципальное образовательное учреждение ДИВЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ /ПОЛНАЯ/ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Дивеевского района Нижегородской области

«Рассмотрено» «Согласовано»
Руководитель РМО Заместитель директора по УВР
______________ /Коршунова М.С. ./ _______________ /Косарева И.А. ./
Протокол №___ от «___» ____________ 2011г.
«___» ____________ 2011 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» Пояснительная записка
Класс – 5 Количество часов в неделю – 2, в год – 68
Учебник – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» – Просвещение-2008
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. — Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».
Задачикурса: формировать историческое мышление, терпимость, широту мировоззрения, гуманизма.
Целикурса:
·
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
·
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
·
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
·
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Основные умения:
·
связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
·
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
·
сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
·
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
·
спорить и отстаивать свои взгляды;
·
самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
·
работать с исторической картой;
·
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Учебно-методическое обеспечение: 1.
Учебник «История Древнего мира», 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Москва «Просвещение», 2011год.
2.
Поурочные разработки по истории древнего мира к вышеназванному учебнику, автор О.В Арасланова, К.А. Соловьёв, Москва, издательство «ВАКО», 2007 г.
3.
Поурочные планы к вышеназванному учебнику 1 часть, автор О.А. Северина, Волгоград, 2003г., издательство «Учитель-АСТ».
4.
Тесты по истории древнего мира из поурочных планов, автор О.А. Северина, Волгоград, 2003г., издательство «Учитель-АСТ».
5.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, выпуск в 2-х частях, автор Г.И. Годер, Москва, 2007г., «Просвещение».
6.
Олимпиады по истории древнего мира, автор А.В. Дричак, Волгоград, 2005г., издательство «Учитель-АСТ».
7.
Учебные карты по истории древнего мира, иллюстративные картины.
8.
Учебное электронное издание по истории древнего мира «Всеобщая история» -5,6 класс, ООО «Кордис & Медиа», 2004г.


Система контроля: 1.
Тестирование по темам;
2.
Проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа, словарные и хронологические диктанты.
3.
Игровые викторины по большим темам;
4.
Самостоятельный ответ по заготовленным карточкам.

Примечание: в связи с тем, что учащиеся 5-х классов изучали летоисчисление в 4-м классе, а эта тема есть так же в программе 5-го класса, то целесообразнее было поставить её в начале года. Учебно-тематическиий план
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:


Учебная тема
Количество часов
всего теоретические Повторительно- обобщающие уроки

История древнего мира
68

1
Введение в историю древнего мира.
2 2 -
2
Жизнь первобытных людей.
6 5 1
3
Древний Восток
20 18 2
4
Древняя Греция
21 20 1
5
Древний Рим
19 16 3

Всего
68 61 7



Дата проведения Тема урока Кол-во часов Цели и задачи урока Основные факты, понятия, проблемы Домашнее задание
Введение (2 ч)
1.
 


Источники знаний по истории Древнего мира

1

Заинтересовать учащихся учебным предметом.

История, вещественные источники, археология, этнография.
Введение, привести примеры письменных и вещественных источников
2.
 

Счёт лет в истории
1 Подготовить учащихся к пониманию счёта лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории.
Наша эра, до нашей эры.
Решить задачи о счёте лет.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч) Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.)
3.
 

Древнейшие люди
1 Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.
Человеческое стадо, собирательство
§1, вопросы устно.
4.
 

Первобытные охотники и собиратели
1 Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время.
Родовая община
§2, нарисовать основные орудия труда древних людей.
5.
 

Возникновение искусства и религии
1 Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.
Религия, духи, душа, молитвы.
§3
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч)
6.
 

Первобытные земледельцы и скотоводы
1 Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.
Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие.
§4, определения
7.
 

Возникновение неравенства между людьми
1 Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.
Знать, вождь, неравенство, соседская община.
§5; вопросы
8.
 

Повторение
1 Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы.


Раздел 2. Древний Восток (20 ч) Тема 1 Древний Египет (8 ч)
9.
 

Местоположение и природные условия Древнего Египта
1 Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.
Дельта, дамбы, каналы.
§6
10.
 

Быт земледельцев и ремесленников
1 Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников
Фараон, крестьяне, ремесленники
§7
11.
 

Жизнь египетского вельможи
1 Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков.
Вельможи
§8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона
12.
 

Военные походы фараонов
1 Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.
Колесница, пехотинцы
§9, вопросы, выводы к таблице
13.
 

Религия древних египтян
1 Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов.
Храмы, жрецы
§10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа.
14.
 

Искусство Древнего Египта
1 Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта
Пирамиды, архитектура, скульптура
§11
15.
 

В Древнеегипетской школе
1 Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей.
Иероглифы, папирус
§12
16.
 

Повторение
1 Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.


Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)
17.
 

Древнее Двуречье
1 Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация
Клинопись
§13
18.
 

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1 Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.
Аренда, ростовщик.
§14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».
19.
 

Финикийские мореплаватели
1 Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского.
Колонии
§15
20.
 

Древние евреи
1 Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой
Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет.
§16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок.
21.
 

Древнееврейское царство и его правители
1 Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей.
Иерихон, храм Соломона
§19, вопросы
22.
 

Ассирийская держава
1 Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.
Железо, держава.
§18, вопросы
23.
 

Образование Персидской державы
1 Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения.
Сатрапии
§19, разобрать схему.
Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч)
24.
 

Местоположение и природа Древней Индии
1 Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.
Индия, Ганг, Инд, Гималаи
§21, прочесть легенды о Раме и Будде.
25.
 

Индийские касты
1 Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира.
Касты, брахманы, буддизм
§21, повторить термины из словаря
26.
 

Местоположение и природа Древнего Китая
1 Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.
конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы.
§22, вопросы
27.
 

Объединение Китая
1 Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях.
Гунны, Великая Китайская стена.
§23, вопросы
28.
 

Повторение
1 Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.


Раздел 3. Древняя Греция (21 ч) Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)
29.
 

Природа и население Древней Греции
1 Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.
Греция
§24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу.
30.
 

Микены и Троя
1 Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.
Ахейцы, дорийцы, Троя.
§25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними?
31.
 

Поэма Гомера «Илиада»
1 Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.


§26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой.
32.
 

Поэма Гомера «Одиссея»
1 Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.


§27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.
33.
 

Религия древних греков
1 Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований.
Пантеон
§28, пересказ одного из мифов о богах.
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)
34.
 

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1 Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.
Полис, демос, аристократ
§29, термины учить.
35.
 

Зарождение демократии в Афинах
1 Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.
Реформы
§30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других?
36.
 

Древняя Спарта
1 Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью
Илоты
§31
37.
 

Основание греческих колоний
1 Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами.
Колонии
§32, подготовить пересказ о царе Скиле
38.
 

Олимпийские игры
1 Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции.
Олимпия, «Священный мир», олимпионик
§33
39.
 

Греко-персидские войны
1 Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу.
Марафон, экспансия, стратег.
§34, нарисовать план Марафонского сражения.
40.
 

Нашествие персидских войск на Элладу
1 Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков.
триера
§35
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.)
41.
 

В гаванях афинского порта Пирей
1 Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.
Граждане, метеки, пошлина
§36
42.
 

В городе богини Афины
1 Сформировать представление о том, что 5-6 вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры.


§37
43.
 

В афинских школах и гимнасиях
1 Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных
Стиль, палестра, педагог
§38.
44.
 

В театре Диониса
1 Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств.
Орхестра, скене, трагедия, комедия.
§39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы»
45.
 

Афинская демократия при Перикле
1 Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин.
Демократия
§40
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (4 ч)
46.
 

Города Эллады подчиняются Македонии
1 Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией.
Македония, монархия, Филиппики, сариссы.
§42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским
47.
 

Поход Александра Македонского на Восток
1 Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития.

§42, контурная карта.
48.
 

В Древней Александрии Египетской
1 Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов.
Обсерватория, музы
§43, сопоставить муз с видами искусств.
49.
 

Повторение
1 Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции

Таблица
Раздел 4. Древний Рим (19 ч) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)
50.
 

Древнейший Рим
1 Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии.
Патриции, плебеи.
§44
51.
 

Завоевание Римом Италии
1 Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.
Республика
§45
52.
 

Устройство Римской республики
1 Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер
Консулы, легионы
§46, сделать рисунок римского легионера
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
53.
 

Вторая война Рима с Карфагеном
1 Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.
Пентеры «ворон»
§47, план «Битва при Каннах»
54.
 

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э.
1 Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья.
Триумф, империя
§48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание.
55.
 

Рабство в Древнем Риме
1 Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация.
Гладиаторы
§49, рисунок гладиатора.
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)
56.
 

Земельный закон братьев Гракхов
1 Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия.
Аграрный закон
§50
57.
 

Восстание Спартака
1 Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.


§51
58.
 

Единовластие Цезаря в Риме
1 Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер.
Военная диктатура
§52
59.
 

Установление империи в Риме
1 Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством.


§53
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)
60.
 

В Риме при императоре Нероне
1 На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства.
Диктатор
§54
61.
 

Первые христиане и их учения
1 Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.


§55
62.
 

Расцвет Римской империи во 2 веке
1 Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима.
Колоны, рабы с хижинами
§56
63.
 

«Вечный город» во времена империи и его жители
1 Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями.
Термы, Колизей, Пантеон
§57, вопрос 4 письменно
64.
п

Повторение
1 Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.




Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.)
65.
 

Римская империя при Константине
1 Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи
Варвары, епископ.
§58
66.
 

Взятие Рима готами
1 Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами


§59, подготовка к проверочной работе
Итоговое повторение (2 ч.)
67.
 

Особенности цивилизации Греции и Рима.
1 Проверка и закрепление изученного материала.

Работа над ошибками.
68.
 

Вклад народов в мировую культуру
1 Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
план по истории 5 класс.doc Скачать


Муниципальное образовательное учреждение

ДИВЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ /ПОЛНАЯ/ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Дивеевского района Нижегородской области



«Рассмотрено» «Согласовано»

Руководитель РМО Заместитель директора по УВР


______________ /Коршунова М.С../ _______________ /Косарева И.А../


Протокол №___ от «___» ____________ 2011г.


«___» ____________ 2011 г.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

Пояснительная записка

Класс – 5

Количество часов в неделю – 2, в год – 68

Учебник – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» – Просвещение-2008

План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».


Задачи курса: формировать историческое мышление, терпимость, широту мировоззрения, гуманизма.


Цели курса:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.


Основные умения:

  • связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • спорить и отстаивать свои взгляды;

  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;

  • работать с исторической картой;

  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник «История Древнего мира», 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Москва «Просвещение», 2011год.

  2. Поурочные разработки по истории древнего мира к вышеназванному учебнику, автор О.В Арасланова, К.А. Соловьёв, Москва, издательство «ВАКО», 2007 г.

  3. Поурочные планы к вышеназванному учебнику 1 часть, автор О.А. Северина, Волгоград, 2003г., издательство «Учитель-АСТ».

  4. Тесты по истории древнего мира из поурочных планов, автор О.А. Северина, Волгоград, 2003г., издательство «Учитель-АСТ».

  5. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, выпуск в 2-х частях, автор Г.И. Годер, Москва, 2007г., «Просвещение».

  6. Олимпиады по истории древнего мира, автор А.В. Дричак, Волгоград, 2005г., издательство «Учитель-АСТ».

  7. Учебные карты по истории древнего мира, иллюстративные картины.

  8. Учебное электронное издание по истории древнего мира «Всеобщая история» -5,6 класс, ООО «Кордис & Медиа», 2004г.



Система контроля:

  1. Тестирование по темам;

  2. Проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа, словарные и хронологические диктанты.

  3. Игровые викторины по большим темам;

  4. Самостоятельный ответ по заготовленным карточкам.


Примечание: в связи с тем, что учащиеся 5-х классов изучали летоисчисление в 4-м классе, а эта тема есть так же в программе 5-го класса, то целесообразнее было поставить её в начале года.

Учебно-тематическиий план


В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:



Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

Повторительно-

обобщающие уроки


История древнего мира

68



1

Введение в историю древнего мира.

2

2

-

2

Жизнь первобытных людей.

6

5

1

3

Древний Восток

20

18

2

4

Древняя Греция

21

20

1

5

Древний Рим

19

16

3


Всего

68

61

7



Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов

Цели и задачи урока

Основные факты, понятия, проблемы

Домашнее задание

Введение (2 ч)



Источники знаний по истории Древнего мира


1


Заинтересовать учащихся учебным предметом.


История, вещественные источники, археология, этнография.

Введение, привести примеры письменных и вещественных источников


Счёт лет в истории

1

Подготовить учащихся к пониманию счёта лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории.

Наша эра, до нашей эры.

Решить задачи о счёте лет.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.)


Древнейшие люди

1

Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.

Человеческое стадо, собирательство

§1, вопросы устно.


Первобытные охотники и собиратели

1

Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время.

Родовая община

§2, нарисовать основные орудия труда древних людей.


Возникновение искусства и религии

1

Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.

Религия, духи, душа, молитвы.

§3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч)


Первобытные земледельцы и скотоводы

1

Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.

Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие.

§4, определения


Возникновение неравенства между людьми

1

Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.

Знать, вождь, неравенство, соседская община.

§5; вопросы


Повторение

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы.



Раздел 2. Древний Восток (20 ч)

Тема 1 Древний Египет (8 ч)


Местоположение и природные условия Древнего Египта

1

Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Дельта, дамбы, каналы.

§6


Быт земледельцев и ремесленников

1

Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников

Фараон, крестьяне, ремесленники

§7


Жизнь египетского вельможи

1

Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков.

Вельможи

§8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона


Военные походы фараонов

1

Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.

Колесница, пехотинцы

§9, вопросы, выводы к таблице


Религия древних египтян

1

Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов.

Храмы, жрецы

§10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа.


Искусство Древнего Египта

1

Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта

Пирамиды, архитектура, скульптура

§11


В Древнеегипетской школе

1

Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей.

Иероглифы, папирус

§12


Повторение

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.



Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)


Древнее Двуречье

1

Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация

Клинопись

§13


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.

Аренда, ростовщик.

§14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».


Финикийские мореплаватели

1

Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского.

Колонии

§15


Древние евреи

1

Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой

Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет.

§16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок.


Древнееврейское царство и его правители

1

Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей.

Иерихон, храм Соломона

§19, вопросы


Ассирийская держава

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.

Железо, держава.

§18, вопросы


Образование Персидской державы

1

Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения.

Сатрапии

§19, разобрать схему.

Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч)


Местоположение и природа Древней Индии

1

Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.

Индия, Ганг, Инд, Гималаи

§21, прочесть легенды о Раме и Будде.


Индийские касты

1

Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира.

Касты, брахманы, буддизм

§21, повторить термины из словаря


Местоположение и природа Древнего Китая

1

Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы.

§22, вопросы


Объединение Китая

1

Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях.

Гунны, Великая Китайская стена.

§23, вопросы


Повторение

1

Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.



Раздел 3. Древняя Греция (21 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)


Природа и население Древней Греции

1

Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.

Греция

§24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу.


Микены и Троя

1

Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

Ахейцы, дорийцы, Троя.

§25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними?


Поэма Гомера «Илиада»

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.


§26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой.


Поэма Гомера «Одиссея»

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.


§27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.


Религия древних греков

1

Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований.

Пантеон

§28, пересказ одного из мифов о богах.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)


Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.

Полис, демос, аристократ

§29, термины учить.


Зарождение демократии в Афинах

1

Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.

Реформы

§30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других?


Древняя Спарта

1

Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью

Илоты

§31


Основание греческих колоний

1

Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами.

Колонии

§32, подготовить пересказ о царе Скиле


Олимпийские игры

1

Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции.

Олимпия, «Священный мир», олимпионик

§33


Греко-персидские войны

1

Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу.

Марафон, экспансия, стратег.

§34, нарисовать план Марафонского сражения.


Нашествие персидских войск на Элладу

1

Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков.

триера

§35

Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.)


В гаванях афинского порта Пирей

1

Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.

Граждане, метеки, пошлина

§36


В городе богини Афины

1

Сформировать представление о том, что 5-6 вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры.


§37


В афинских школах и гимнасиях

1

Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных

Стиль, палестра, педагог

§38.


В театре Диониса

1

Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств.

Орхестра, скене, трагедия, комедия.

§39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы»


Афинская демократия при Перикле

1

Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин.

Демократия

§40

Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (4 ч)


Города Эллады подчиняются Македонии

1

Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией.

Македония, монархия, Филиппики, сариссы.

§42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским


Поход Александра Македонского на Восток

1

Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития.


§42, контурная карта.


В Древней Александрии Египетской

1

Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов.

Обсерватория, музы

§43, сопоставить муз с видами искусств.


Повторение

1

Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции


Таблица

Раздел 4. Древний Рим (19 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)


Древнейший Рим

1

Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии.

Патриции, плебеи.

§44


Завоевание Римом Италии

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.

Республика

§45


Устройство Римской республики

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер

Консулы, легионы

§46, сделать рисунок римского легионера

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)


Вторая война Рима с Карфагеном

1

Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.

Пентеры «ворон»

§47, план «Битва при Каннах»


Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э.

1

Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья.

Триумф, империя

§48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание.


Рабство в Древнем Риме

1

Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация.

Гладиаторы

§49, рисунок гладиатора.

Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)


Земельный закон братьев Гракхов

1

Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия.

Аграрный закон

§50


Восстание Спартака

1

Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.


§51


Единовластие Цезаря в Риме

1

Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер.

Военная диктатура

§52


Установление империи в Риме

1

Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством.


§53

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)


В Риме при императоре Нероне

1

На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства.

Диктатор

§54


Первые христиане и их учения

1

Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.


§55


Расцвет Римской империи во 2 веке

1

Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима.

Колоны, рабы с хижинами

§56


«Вечный город» во времена империи и его жители

1

Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями.

Термы, Колизей, Пантеон

§57, вопрос 4 письменно

  1. п


Повторение

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.



Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.)


Римская империя при Константине

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи

Варвары, епископ.

§58


Взятие Рима готами

1

Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами


§59, подготовка к проверочной работе

Итоговое повторение (2 ч.)


Особенности цивилизации Греции и Рима.

1

Проверка и закрепление изученного материала.


Работа над ошибками.


Вклад народов в мировую культуру

1

Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»






план по истории 5 класс.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос