В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Интегрированный урок "В гостях у хозяйки медной горы" (8 класс)

Интегрированный урок "В гостях у хозяйки медной горы" (8 класс)

Лема Петрова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:5просмотров: 3155
Краткое описание
Обучающая: систематизировать знания о горных породах, расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к профессии геолога, ювелира, палеонтолога.
Развивающая: развитие навыков анализа и творческой активности, развитие навыков  исследовательской деятельности.
Воспитывающая: воспитание любви к родному краю и бережного отношения к окружающей среде.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
В гостях у хозяйке медной горы.doc Скачать


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ТЕМА: «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»

(география Башкортостана, история Башкортостана,

биология, химия, физика)

Урок географии в 8 классе,

продолжительность урока - академический час.


Урок подготовила Петрова Л.С., учитель МБОУ СОШ №137

г. Уфа Республика Башкортостан


Цель урока:

Обучающая: систематизировать знания о горных породах, расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к профессии геолога, ювелира, палеонтолога.

Развивающая: развитие навыков анализа и творческой активности, развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитывающая: воспитание любви к родному краю и бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование: раздаточный материал – «минералы», Презентация Microsoft Power Point.

Тип урока: повторительно-обобщающий по изученной теме «Геологическое строение и рельеф», интегрированный.

Методы: эвристическая беседа, заслушивание сообщений учащихся, просмотр фильма, игра «Ромашка».



Ход урока

I. Постановка задач урока и вступительное слово учителя

( слайд №2) «Человека, - говорил академик А.Е. Ферсман, - всегда влечет к камню». У первобытного человека предметом увлечения были особые свойства камня:

  • прочность;

  • твердость;

  • способность высекать огонь.

Современного человека камень привлекает как бесконечно разнообразный по свойствам материал. Чем глубже мы его изучаем, тем больше нового и оригинального дает нам каменный мир. Эта книга всегда открыта, всегда перед глазами. О многом может нам рассказать эта книга.

Камни – немые свидетели прошлого. Изучая их, мы знаем, как на протяжении многих миллионов лет менялся рельеф земной поверхности, какие изменения претерпел климат, как образовались залежи полезных ископаемых. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык».

II. Вопросы для повторения темы: «Геологическое строение и рельеф» (выберете правильный ответ)

  1. Зилаирское плато расположено:

а) на юге; б) на западе; в) на севере.

  1. В начале какой эры произошел раскол обширного континента, в результате чего обособились Русская и Сибирская платформы, между которыми образовался океан.

  2. Назовите время, когда океан окончательно исчезает, усиливается горообразование и формируется складчато-глыбовые и надвижные структуры.

  3. Когда началось образование Уральских гор.

Ответы: 1 - а; 2 – Палеозойская эра; 3 – конец палеозоя; 4 – в конце докембрия в байкальскую эпоху.

III. Вопросы для повторения темы: «Полезные ископаемые»

  1. Восточный склон Южного Урала сложен:

а) метаморфическими породами;

б) магматическими породами.

  1. Медные руды в Башкортостане добывают:

а) в Уфе; б) в Сибае; в) в Бирске.

  1. Яшмы добывают в районе:

а) Туймазы; б) Учалы; в) Иглино.

  1. Запасы бурого угля расположены:

а) в окрестностях Уфы;

б) близ Кумертау;

в) в районе Учалов.

  1. Крупное месторождение каменной соли:

а) Яр-Бишкадакское; б) Салаватское; в) Иглинское.

  1. Крупное месторождение железной руды разрабатывают:

а) Белорецкое; б) Учалинское; в) Туканское.

  1. Гранит, габбро встречаются:

а) в Горном Башкортостане;

б) в Предуралье;

в) в Зауралье.

Ответы: 1 - б; 2 - б; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – в; 7 - в.

IV. Заслушивание выступлений учащихся

Учитель. Доказано, что камень рождается, живет и умирает. Только в отличие от живых существ, продолжительность их жизни выше. Камни возникают при определенных условиях в глубинах Земли или на дне моря. Зная, как образовалась данная порода, мы можем мысленно восстановить ту обстановку, в которой шло и образование. Камни могут рассказать о возрасте морей, гор, равнины, о том, каким был когда-то климат на данной территории.

  • Демонстрация доломита с отпечатками моллюсков – наутилуса, свидетелей того, что в нашей местности когда-то было море, на дне которого образовался мел

(слайды № №3, 4).

Ученные утверждают, что миллионы лет назад территория, которую в настоящее время занимает Башкортостан, была дном огромного теплого моря, его называли Девонским (слайд №5). Около 350 миллионов лет назад земная кора стала подниматься и со дна моря поднялись Уральские горы и прилегающие к ней возвышенности (слайд №6).

Оказывается, о происхождении участков суши рассказывают горные породы. Как же определить возраст горных пород?

Предполагаемый ответ. Чем глубже залегает пласт, тем он древнее, а чем ближе к поверхности, тем он моложе. Это относительный возраст.

Учитель. А всегда по залеганию горных пород можно определить возраст? Нет, иногда пласты бывают перевернуты в результате сильных движений земной коры. Но есть наука (слайд №7) палеонтология, которая изучает вымершие организмы и развитие органического мира в течение всего геологического прошлого Земли. Специалистов, которые занимаются данной наукой, называют палеонтологами. Они установили, что каждому пласту соответствуют окаменевшие останки животных и растений, живших в тот момент. По этим окаменевшим останкам палеонтологи точно могут определить, когда образовалась та или иная горная порода –

Демонстрация рисунков окаменелостей (слайды№№ 8,9)

Могут ли горные породы рассказать о том, как менялся климат на территории Башкортостана? Оказывается, камни довольно точно могут поведать об этом.




V. Сообщение о том, что было раньше на месте РБ, в котором мы живем

Около 350 миллионов (слайд № 10) лет тому назад земная кора стала подниматься. Со дна девонского моря постепенно поднялись Уральские горы (слайд №11) и прилегающие к ней возвышенности. На суше выросли удивительные деревья (слайд № 12). Это были гигантские тридцати метровые папоротники с огромными толстыми стволами и раскидистыми листьями, такие же высокие, похожие на свечи, хвощи, мощные стройные сигиллярии, плауны. Теперь в лесах тоже растут папоротники, хвощи, плауны. Но, в дальнейшем они стали низкорослыми (слайд №13). Появились и первые животные. Затем суша вновь была затоплена морем, которое окончательно отступило лишь около 50 миллионов лет тому назад.

Долго менялся климат: то он был теплый и влажный, то сухой и жаркий. А полтора миллиона лет назад наступило великое похолодание. Землю покрыл ледник, дошедший до Урала (слайд № 14).

В Ледниковый период на Урале жили мамонты (слайд 15), шерстистые носороги. Мамонт походил на большого слона, высотой 3 метра и длиной более 4 метров. Тело его было покрыто длинной рыжей шерстью. Питался он растениями, которые рвал хоботом. Траву перетирал коренными зубами.

Каждый такой зуб был длиной около 30, а шириной около 10 сантиметров. Зимой мамонт выкапывал траву под снега своими двухметровыми бивнями. Каждый такой бивень весил более 60 килограммов.

Около 15 тысяч лет назад Ледниковый период завершился. Моря, реки, горы начали приобретать современные очертания. Низкорослые, хилые ивы и березы, выбравшись из ледникового плена, стали, бурно расти. Настал час хвойных деревьев. Вымерли мамонты и другие гиганты Ледникового периода (слайд №16). Выжили и приспособились к новым природным условиям другие звери и птицы, которые в обилии населили дремучие леса Урала. Мельчайшие жители моря погибали, и останки их скапливались в огромных количествах в спокойной воде морских заливов. Сюда же собирались, ракушки, скелеты рыб. Все это смешивалось илом и песчинками, которые приносили реки, впадающие в море. За сотни миллионов лет вещества, составлявшие, когда-то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть.

VI. Сообщение учащихся о горных породах имеющихся на территории РБ

Учитель. 12 созвездий еще в древности назвали именами (слайд №17) животных (рыбы, львы, раки, тельцы…) по ним Солнце совершает свой путь в течение года. Каждый из вас родился в тот или иной месяц, когда Солнце находилось каком-то созвездие и дало название вашему знаку Зодиака. А слышали ли вы о так называемых «Камнях месяца рождения». Списки этих камней составлены в глубокой древности на востоке. А, сейчас играя в игру «Ромашка», мы определили для нескольких учащихся их камни по числу и месяцу рождения.

Игра «Ромашка»

На доске прикреплена ромашка с 12 лепестками, сверху листка число и месяц, а внутри листка – знак Зодиака и камень:


январь – гранат июль – рубин

февраль – аметист август – хризолит

апрель – алмаз сентябрь – сапфир

март – аквамарин октябрь – опал

май – изумруд ноябрь – топаз

июнь – жемчуг декабрь – бирюза

(вызываем рожденного в январе, феврале и т.д., отрываем лепестки, смотрим, какие породы камней, и знаки Зодиака соответствуют им).

Этот список был уточнен и принят в 1973г. на Международной ассоциации ювелиров.

Особое место среди камней занимают драгоценные камни. Эти цветы в царстве минералов должны обладать:

  1. Красотой окраски, блеском, игрой цвета, блеском.

  2. Прочностью, сохранностью при ношении, поэтому они должны быть тверже кварца.

  3. Быть редкими, незаурядными.

  4. Отвечать требованиям моды в отношении цвета.

( слайд № 18) Красота камня зависит от мастера ювелира, который должен правильно сделать огранку, в результате получается великолепный камень, порой даже шедевр (слайды № № 19,20,21, 22).


Учитель. Вспомните, какие группы делятся горные породы по происхождению.

VII. Анализ стенда «Горные породы»

Учитель. Скажите, можно ли назвать горные породы, песок, глину полезными ископаемыми?

Ответы учащихся. Да, из глины делают кирпич, а из него строят здания. Огнеупорные кирпичи используют для облицовки внутренних частей доменных печей. Из глины изготавливают фарфоровую и фаянсовую посуду. Глина, смешанная с графитным порошком, идет на изготовление карандашных грифелей. Из песка получается стекло, хрусталь, железобетонные изделия. Выходит, что всякая горная порода – полезное ископаемое.

Учитель истории Башкортостана. Вы знаете из уроков ИБ, что было время, когда для изготовления орудий охоты, домашней утвари, люди использовали камни (слайды №№ 23,24, 25). Из них они изготавливали каменные топоры, ступы, зернотерки… Люди жили в каменных пещерах, яркий пример тому – пещера Шульганташ (Капова) ( слайды №№ 26,27, 28, 298,30) в каменном веке.

Первыми металлами, которыми стал пользоваться человек, были медь и золото, так как они встречаются в природе в самородном виде на Урале. Но золото редкий и недостаточно твердый металл, поэтому основным материалом для изготовления различных орудий стала медь. Позднее выяснилось, что медь становится более твердой и более пригодной для литья, если ее сплавить с оловом. Так появился первый сплав – бронза. Так начался бронзовый век.

Со временем человек научился получать железо, и в истории человечества наступил железный век.

Учитель географии Башкортостана. У полезных ископаемых сложная и загадочная история у одних она начинается в морских глубинах, у других в раскаленных, неведомых нам недрах Земли. Каждое полезное ископаемое обозначают на картах условными знаками (слайд №31 и прежде, чем отправится на поиски полезных ископаемых. Геологи тщательно изучают местность по картам, а затем, уже найдя полезное ископаемое в той или иной местности, наносят его на карту соответствующим значком. А знаете ли вы значки полезных ископаемых (работа с атласом – картой полезные ископаемые РБ, проверка знаний). Я называю их, а вы поднимаете руку со значком данного полезного ископаемого.

Хозяйка Медной горы зорко хранит свои богатства, но геологи, а также космонавты находят ее кладовые.

Учитель биологии. Очень часто открыть месторождение полезных ископаемых геологу помогают растения – индикаторы ( слайд № 32). Многие растения растут там, где много тех или иных металлов, например Анютины глазки, папоротник – никель.

Учитель химии. Помогает (слайд №33) искать полезные ископаемые и химия. Химики снабдили геологов необходимыми реактивами для проведения химических анализов, как говорится, «не отходя от скалы».

Учитель физики. Помогают в поиске полезных ископаемых и космонавты (слайд №34). Кроме этого, широко используется геофизический метод поиска. Геофизиков часто называют геологами будущего. Пользуясь современными приборами, они определяют, на какой глубине залегают месторождения полезных ископаемых.

Конкурс «Географические загадки по теме «Полезные ископаемые».

1. Тот камень нежный с Урала
Нежным цветом зеленым манит.
Я только сегодня узнала,

Что камень зовут ... (малахит).

2. В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит.

И рядом с медью малахиты, Железо, мрамор и ... (гранит).

3. Найдем в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом ... (изумруд).

4. Я был когда-то смолою.

Из трещин стволов вытекал.

Искрился на солнце карою

И липкой слезой застывал. (Янтарь.)

5. В таежных диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней.

Найдены россыпи драгоценных камней.

По твердости им равных, нет. (Алмаз.)

6. Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный этот металл. (Алюминий.)

VIII. Заключительное слово учителя ГБ

Побывав в гостях у хозяйки Медной горы, мы познакомились со многими минералами и науками, занимающимися их изучением – минералогией, геологией, палеонтологией. Трудными и интересными науками. Этот урок, надеюсь, заинтересовал, тех, кто любит и понимает природу, возможно, вам захотелось узнать о других минералах. Это вы сможете прочитать в книгах.

На Урале в 1919 г. был создан Ильменский минералогический музей под открытым небом. Здесь и сегодня царствует хозяйка Медной горы, с которой пришло нам время временно проститься.

IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.





Литература, использованная при подготовке к уроку:


  1. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России 8 класс, ООО «Дрофа» М. 2010.

  2. С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова. Культура Башкортостана 8 класс, Уфа 2009

  3. М.М. Кульшарипов. История Башкортостана 9 класс, Уфа 2010.

  4. М.Ф. Хисматов, В.П. Сухов. География Башкортостана 9 класс, Уфа 2008.


10


В гостях у хозяйки медной горы..pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос