Из личного опыта работы с одаренными детьми
Выявление одарённых детей и создание условий, стимулирующих развитие их креативного мышления, творческих способностей.
образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края
Из личного опыта работы с одаренными детьми
Чвалун Ирина Ивановна
педагог дополнительного
образования
1
квалификационной категории
с. Старомарьевка Год разработки программы 2011г. Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!
Яркие детские таланты встречаются довольно редко, но
при благоприятных условиях обучения и воспитания они
способны достичь хороших результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют их склонностям и интересам.
В учреждения дополнительного образования
приходят разные дети, с разными установками на образование в нашей системе. Это будущие гении, музыканты, танцоры, творцы, художники, техники. Наш опыт доказывает, что кроме системных знаний по освоению дополнительной общеобразовательной программы, важно стимулировать одаренного ребенка к непрерывному саморазвитию, создавать условия для самореализации в различных видах социальной и личностно-значимой деятельности, что способствует обретению индивидуального жизненного опыта. Бесспорно, нужны особые педагогические технологии, особые условия развития ребенка, особая социальная и педагогическая среда, в которой одаренные дети осваивают опыт организации своей жизни, учатся творчески жить, ответственно работать, реализовать свои интересы. Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Стараясь выходить на инновационный режим деятельности, разрабатываем и внедряем программы, вводим новые формы и методы работы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от нас специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать. Признание коллективом педагогов и руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, меня побудило
разработать программу «Развития одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ» для работы с одарёнными детьми в детском объединении «Конструирование
из
бумаги «Оригами». Цель данной программы:
Выявление одарённых детей и создание условий, стимулирующих развитие их креативного мышления, творческих способностей. Задачи:
— выявление творчески одарённых детей с использованием различных методик и диагностик; — использование на занятии дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; — отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских
навыков, творчества; — организация разнообразной деятельности; — разработка модели личностного «Портфолио» учащегося; Сроки реализации программы: 2011-2015 гг.
Программа рассчитана на 3 года обучения и воспитания согласно общеобразовательной программе «Конструирование из бумаги «Оригами». По мнению психологов одаренным детям очень трудно проявлять себя в современном обществе, исследования показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Часто одаренные дети оказываются вне современного общества. Учитывая это, я выбрала:
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми: ·
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей. ·
Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей). ·
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений; ·
Формирование духовного потенциала
личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию. На первом этапе реализации данной программы передо мной стояла важная задача — выявлении одаренных детей, первичная диагностика на основе наблюдений, анкетирования детей и их родителей. Большое значение имеет выявление личностных особенностей детей. Личностные характеристики, такие как структура и устойчивость интересов, эмоциональное самочувствие, особенности самооценки и саморегуляции очень важны для определения, подходят ли те или иные условия обучения данному ребенку и как помочь ему преодолеть нежелательные отклонения, а также привлекают внимание к возможным личностным проблемам обучающихся.
Детям и родителям
были предложены: -Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч(Приложение 1); -Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (Приложение 2). Первичная диагностика дает важную информацию, которая является основой для выявления одаренности ребенка. По результатам анкетирования определились дети с признаками той или иной одаренности.
Способности к лидерству наблюдались у 11% учащихся; интеллектуальные способности у 6%; артистичные — у 15%; способности к научной работе выявились у 5%; художественные способности у 40%; музыкальный талант у 5%; литературный талант у 3%; технические способности выявились у 10%; спортивный талант у 5% учащихся. Предоставив возможность учащимся осуществить пробу сил, выбрать свою нишу социальной реальности, внести коррективы в свои планы, это способствовало
жизненному становлению и успешной адаптации личности в социуме. Основу педагогической деятельности кроме образования, на занятиях
составляли общение, деятельность, отношения, которые определяют позитивные изменения в детском коллективе и создают комфортную среду для творческой деятельности.
Особую значимость приобрела
работа над «Маршрутами развития личности» (Приложение 3.), в процессе которой учащиеся сами анализировали свой индивидуальный маршрут, выводили формулу «УСПЕХА», строили планы, поднимались по «Лестнице УСПЕХА» (Приложение 4). Важным критерием одаренности
является анализ результатов деятельности обучающегося, в том числе общественное признание достижений ребенка: победы на конкурсах, соревнованиях, выставках. С начала 2011г.-2012г. учебного года наблюдалась положительная динамика участия детей во Всероссийских, Региональных конкурсах различной направленности. Всего учащиеся приняли участие в 14 мероприятиях (Приложение 5, 6.). Так, на Всероссийские мероприятия была выполнена 31 работа (рисунки, декоративно-прикладное творчество, литературное творчество, проект). На Региональные мероприятия было подготовлено 9 работ (олимпиады, рисунки, плакаты). Важным условием социально — педагогического сопровождения одаренных детей является формирование образовательной среды, где царит атмосфера взаимопонимания, сотрудничества, искренности. Важно создать комфортную
психологическую обстановку, позволяющую каждому ребенку реализовать свой потенциал. Сплочение коллектива как команды, приобретение навыков работы в группе, формирование ответственности за порученное дело — готовит учащихся стать активными созидательными членами общества. Опыт адаптации, сотрудничества, взаимопомощи в коллективе происходил при организации дел творческого характера: конкурсы, интеллектуальные турниры, огоньки, аукционы, презентации и др. Применение активных методов обучения (деловых, ситуационно-ролевых игр, анализа конкретных ситуаций и т.д.) способствовало
эмоциональному принятию процесса образовательной деятельности и заинтересованному участию в нем. Заинтересованность и желание ребенка продолжать обучение в творческом объединении – важный показатель для педагога. Приобретая определенные знания, умения и навыки дети второго и третьего года обучения уже могут принимать участие в научно-исследовательских работах, проектах, олимпиадах.
Проделанная работа по программе «Развития одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ» с начала учебного года, дала положительные результаты, а впереди еще 2 года апробации и успехи моих учеников. Таким образом, включая одаренного ребенка в активную позицию в образовательной деятельности мы создаем условия для его жизненного и профессионального самоопределения.
Приложение 1.
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч |
Диагностика одаренности |
Цель
анкеты "Как распознать одаренность":
выявить
область одаренности ребенка, степень
выраженности у ребенка тех или иных
способностей. Спортивный талант, Если…
Технические способности, Если…
Литературное дарование, Если…
Музыкальный талант, Если…
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться, Если ребенок…
Способности к научной работе, Если ребенок…
Артистический талант, Если ребенок…
Незаурядный интеллект, Если ребенок…
Обработка результатов:
|
Приложение 2.
Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа |
Диагностика одаренности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика Эта
методика создана на основе методики
Хаана и Каффа. Она отличается от
методики вышеназванных авторов тем,
что для обработки результатов было
"выброшено" несколько вопросов
по каждому разделу, а также в целях
облегчения подведения итогов был
введен "лист опроса", позволяющий
сравнительно легко систематизировать
полученную информацию. Лист вопросов
Методика
рассчитана на выполнение основных
функций: Обработка результатов Сосчитайте
количество плюсов и минусов по вертикали
(плюс и минус взаимно сокращаются).
Результаты подсчетов напишите внизу,
под каждым столбцом. Полученные суммы
баллов характеризуют вашу оценку
степени развития у ребенка следующих
видов одаренности: Лист ответов
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края
Из личного опыта работы с одаренными детьми
Чвалун Ирина Ивановна
педагог дополнительного
образования
1 квалификационной категории
с. Старомарьевка
Год разработки программы 2011г.
Таланты трудно
распознать,
Не всякий может в них
поверить.
Таланты надо воспитать,
Их
надо развивать, в них верить!
Яркие детские таланты встречаются довольно редко, но при благоприятных условиях обучения и воспитания они способны достичь хороших результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют их склонностям и интересам.
В учреждения дополнительного образования приходят разные дети, с разными установками на образование в нашей системе. Это будущие гении, музыканты, танцоры, творцы, художники, техники. Наш опыт доказывает, что кроме системных знаний по освоению дополнительной общеобразовательной программы, важно стимулировать одаренного ребенка к непрерывному саморазвитию, создавать условия для самореализации в различных видах социальной и личностно-значимой деятельности, что способствует обретению индивидуального жизненного опыта. Бесспорно, нужны особые педагогические технологии, особые условия развития ребенка, особая социальная и педагогическая среда, в которой одаренные дети осваивают опыт организации своей жизни, учатся творчески жить, ответственно работать, реализовать свои интересы.
Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Стараясь выходить на инновационный режим деятельности, разрабатываем и внедряем программы, вводим новые формы и методы работы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от нас специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать.
Признание коллективом педагогов и руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, меня побудило разработать программу «Развития одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ» для работы с одарёнными детьми в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами».
Цель данной программы:
Выявление одарённых детей и создание условий, стимулирующих развитие их креативного мышления, творческих способностей.
Задачи:
- выявление творчески одарённых детей с использованием различных методик и диагностик;
- использование на занятии дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества;
- организация разнообразной деятельности;
- разработка модели личностного «Портфолио» учащегося;
Сроки реализации программы: 2011-2015 гг. Программа рассчитана на 3 года обучения и воспитания согласно общеобразовательной программе «Конструирование из бумаги «Оригами».
По мнению психологов одаренным детям очень трудно проявлять себя в современном обществе, исследования показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Часто одаренные дети оказываются вне современного общества. Учитывая это, я выбрала:
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:
-
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
-
Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
-
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
-
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию.
На первом этапе реализации данной программы передо мной стояла важная задача - выявлении одаренных детей, первичная диагностика на основе наблюдений, анкетирования детей и их родителей. Большое значение имеет выявление личностных особенностей детей. Личностные характеристики, такие как структура и устойчивость интересов, эмоциональное самочувствие, особенности самооценки и саморегуляции очень важны для определения, подходят ли те или иные условия обучения данному ребенку и как помочь ему преодолеть нежелательные отклонения, а также привлекают внимание к возможным личностным проблемам обучающихся.
Детям и родителям были предложены:
-Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч (Приложение 1);
-Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (Приложение 2). Первичная диагностика дает важную информацию, которая является основой для выявления одаренности ребенка. По результатам анкетирования определились дети с признаками той или иной одаренности.
Способности к лидерству наблюдались у 11% учащихся; интеллектуальные способности у 6%; артистичные - у 15%; способности к научной работе выявились у 5%; художественные способности у 40%; музыкальный талант у 5%; литературный талант у 3%; технические способности выявились у 10%; спортивный талант у 5% учащихся.
Предоставив возможность учащимся осуществить пробу сил, выбрать свою нишу социальной реальности, внести коррективы в свои планы, это способствовало жизненному становлению и успешной адаптации личности в социуме. Основу педагогической деятельности кроме образования, на занятиях составляли общение, деятельность, отношения, которые определяют позитивные изменения в детском коллективе и создают комфортную среду для творческой деятельности.
Особую значимость приобрела работа над «Маршрутами развития личности» (Приложение 3.), в процессе которой учащиеся сами анализировали свой индивидуальный маршрут, выводили формулу «УСПЕХА», строили планы, поднимались по «Лестнице УСПЕХА» (Приложение 4).
Важным критерием одаренности является анализ результатов деятельности обучающегося, в том числе общественное признание достижений ребенка: победы на конкурсах, соревнованиях, выставках. С начала 2011г.-2012г. учебного года наблюдалась положительная динамика участия детей во Всероссийских, Региональных конкурсах различной направленности. Всего учащиеся приняли участие в 14 мероприятиях (Приложение 5, 6.). Так, на Всероссийские мероприятия была выполнена 31 работа (рисунки, декоративно-прикладное творчество, литературное творчество, проект). На Региональные мероприятия было подготовлено 9 работ (олимпиады, рисунки, плакаты).
Важным условием социально - педагогического сопровождения одаренных детей является формирование образовательной среды, где царит атмосфера взаимопонимания, сотрудничества, искренности. Важно создать комфортную психологическую обстановку, позволяющую каждому ребенку реализовать свой потенциал. Сплочение коллектива как команды, приобретение навыков работы в группе, формирование ответственности за порученное дело - готовит учащихся стать активными созидательными членами общества. Опыт адаптации, сотрудничества, взаимопомощи в коллективе происходил при организации дел творческого характера: конкурсы, интеллектуальные турниры, огоньки, аукционы, презентации и др. Применение активных методов обучения (деловых, ситуационно-ролевых игр, анализа конкретных ситуаций и т.д.) способствовало эмоциональному принятию процесса образовательной деятельности и заинтересованному участию в нем.
Заинтересованность и желание ребенка продолжать обучение в творческом объединении – важный показатель для педагога. Приобретая определенные знания, умения и навыки дети второго и третьего года обучения уже могут принимать участие в научно-исследовательских работах, проектах, олимпиадах.
Проделанная работа по программе «Развития одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ» с начала учебного года, дала положительные результаты, а впереди еще 2 года апробации и успехи моих учеников.
Таким образом, включая одаренного ребенка в активную позицию в образовательной деятельности мы создаем условия для его жизненного и профессионального самоопределения.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
С ув. модератор.