Выступление на районной секции учителей биологии на тему: «Методические особенности работы с одаренными высокомотивированными детьми в условиях общеобразовательной школы»
Выступление на районной секции учителей биологии на тему:
«Методические особенности работы с одаренными высокомотивированными детьми в условиях общеобразовательной школы»
Подготовила: учитель биологии
МБОУ «СОШ №4»
Лазаренко Н.В.
Чернянка 2012 г.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров |
|
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. «Одаренные дети» — это особые дети, и задача педагогов — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Под способностями понимаются (по Б. М. Белову) психологические особенности, отличающие одного человека от других, причем они обусловливают успешность выполнения какого-либо действия или многих действий, скорость движения человеком высокого ее качества. Важным для способностей является то, что они взаимно компенсируются, то есть невыраженные качества подкрепляются более выраженными. Можно сказать, что каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность — синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность — прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Прогнозировать развитие детской одаренности чрезвычайно сложно. Проявление определенных способностей может оказаться возрастным, преходящим; необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности; Ранние проявления интеллекта могут привести к снижению работоспособности (на начальных этапах обучения таким детям все дается легко и они непривычны к длительным учебным нагрузкам, что может тормозить их дальнейший рост). Именно поэтому большую роль в развитии детской одаренности играют не только школа, но и учреждения дополнительного образования, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. |
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра (Приложение 1).
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.(Приложения 2,3,4).
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи биологического содержания, доклады учащихся о применении биологических знаний в различных отраслях, уроки-экскурсии. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. В школе работает биологический кружок, на котором учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, областном уровнях.
Приложение 1 Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов. Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении; 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко; 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею). Обработка результатов. Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка 1 Любознательность 2 Сверхчувствитeльность к проблемам 3 Способность к прогнозированию 4 Словарный запас 5 Способность к оценке 6 Изобретательность 7 Способность рассуждать и мыслить логически 8 Настойчивость 9 Перфекционизм Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Приложение 2
Приемы мотивации
L
Парадоксальные факты
•
Известный врач А.Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А.Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?
•
Картофель имеет красивые цветки — белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?
2.Создание проблемной ситуации
•
Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?
3.Использование художественной литературы
• Оцените правдоподобность следующего утверждения Б.Заходера:«Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и известку, ел изделия из воску, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирки, чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щетки и электролампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..» Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
4.Анализ жизненных ситуаций
•
Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Dзначительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?
•
Давно подмечено: для того чтобы не чихнуть, надо сильно надавить на носовую перегородку над верхней губой или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?
•
На улицах мы встречаем людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?
5.Использование произведений искусства
•
Рассказ И.С.Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было бы вылечить Лукерью в наши дни?
•
Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, Оле Лукойе, Мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка и другие коротышки, хоббиты.)
•
В одном из фрагментов балета «Лебединое озеро» балерина делает 34 оборота за 24 секунды. Почему это возможно?
6.Черный ящик
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца.)
7.Использование загадок, пословиц, поговорок
Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки:
•
«От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»).
•
«Достанется тебе ухо от селедки» (тема «Рыбы»),
8.Разъяснение значимости знаний
• Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устает больше, чем руки. Знаете ли вы почему?
• Объясните, почему нередко моченые яблоки, соленые огурцы теряют форму?
9.Найди ошибку в тексте
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желез притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выныривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на легкое прикосновение к коже дельфина у него открываются и закрываются глаза. Кожные рецепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях».
Ошибка: притупила.
Верный ответ: не притупила.
10.Смысловые пары
Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить предложение или сконструировать вопрос:
•
устьица — газообмен;
•
листья — фотосинтез;
•
птицы — дыхание;
•
сердце — кровообращение.
11.Кто лишний
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
12. Экскурс в историю
•
Во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему?
•
Известно, что Петр Iзапретил звонить в колокола во время нереста рыб. Почему?
13. Изречения знаменитых людей
•Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
14. Знаете ли вы, что...
• Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» — нога, бедро. «Лягать» — ударять ногами. В.Даль в своем знаменитом словаре отмечал: «лягать» — ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, но и каждый этап деятельности учеников (поскольку первоначальной мотивации хватает на 7-8 мин).
цель — это ожидаемый результат.
С позиций личностно-ориентированного обучения ученики должны сформулировать цель сами.
Приложение 3
Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках биологии
Задания на развитие логического мышления. Задание 1. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное. Например, «гриб – съедобный гриб – масленок» или «природа – неживая природа – камни». 1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные. 2. Лесное растение, дуб, дерево. 3. Куриные, птицы, глухарь.
Задание 2. Расположение понятий от более частных к более общим. Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, если даны понятия «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель – собака – домашнее животное – животное». 1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные. 2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб. 3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. Задание 3. Нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых. Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым. Например, «черешковый – сидячий» (лист) 1. Хлорофилл – антоцнан 2. Дерево – кустарник 3. Вены – артерии 4. Корзинка – колос 5. Белок – крахмал 6. Луг – старый пень 7. Кокки – бациллы 8. Ядро – вакуоль. Упражнение «перевод с русского на русский». (Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора). Пример:1. Сбился с азимута среди тpexголосеменных. (Заблудился в тpexсоснах). 2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь). 3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит). Пример:шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия: Птица-кашевар Сорока Хитрый гриб Лисичка Солнечный макияж Загар Бабочка из шкафа Моль Обувь с ресничками Инфузория туфелька Cocтавить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись. Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном
порядке словами или действиями. Пример:Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм. Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином). Пример:вены-артерии; планария – аскарида; Коробочка – орех; кокки-бациллы. Отгадать заданное слово в игре «да-нет», задавая вопросы по теме. Заполнить «слепой» текст пропущенными словами или числами. Решить задачу с биологическим содержанием на основе изученных алгоритмов. Пример: Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов? Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек
курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил. При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха? Задания на развития творческого мышления: Может ли существовать планета счастливых людей, если на ней плохо живется животным. Путешествие в лес каменноугольного периода. Что думает обо мне мое сердце. Путешествие в тайны моего рождения. Портрет курильщика. Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка, о здоровом образе жизни, против курения. Придумать и нарисовать рисунок-иллюстрацию к изучаемой темe. Coбрать и оформить коллекцию. Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем. Провести самостоятельно исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму. Задание на составление проектов: Каким бы вы хотели видеть шкальный участок. Развитие жизни на земле. Кабинет биологии 21 века. Экологический парк – зона здоровья. Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту: Функции какой системы человека могут быть нарушены при бесконтрольном применении антибиотиков? Почему? Цианистый водород (HCN) и угарный газ (CO) яды, легко проникающие через клеточную мембрану. Почему ни одна из клеток не выработала приспособления, препятствующие поступлению этих веществ внутрь клетки? Задания на прогнозирование ситуации: Пример:Что будет, если вырубить в лесу все деревья?
Приложение 4
Творческие работы учащихся
«Что думает обо мне мое сердце?»
Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха. Значимость этого органа трудно переоценить. И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить. Наверное иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты. Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе! Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его. А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.
Рассказ органов человека о себе
Сердце
Мне так плохо, так устало, И нет больше сил стучать. Наверное осталось мало… Могли бы только вы понять – Мне не хватает кислорода, Меня так душит никотин, А этот яд непобедим, Мои сосуды кровяные В дыму сгорают день за днем И если вы нас не спасете. Мы только от куренья пропадем!
Управление образования администрации Чернянского района Белгородской области
Выступление на районной секции учителей биологии
на тему:
«Методические особенности работы с одаренными высокомотивированными детьми в условиях общеобразовательной школы»
Подготовила: учитель биологии
МБОУ «СОШ №4»
Лазаренко Н.В.
Чернянка
2012 г.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров |
|
|
|
|
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. «Одаренные дети» — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Под способностями понимаются (по Б. М. Белову) психологические особенности, отличающие одного человека от других, причем они обусловливают успешность выполнения какого-либо действия или многих действий, скорость движения человеком высокого ее качества. Важным для способностей является то, что они взаимно компенсируются, то есть невыраженные качества подкрепляются более выраженными. Можно сказать, что каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.
Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность — прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Прогнозировать развитие детской одаренности чрезвычайно сложно. Проявление определенных способностей может оказаться возрастным, преходящим; необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности; Ранние проявления интеллекта могут привести к снижению работоспособности (на начальных этапах обучения таким детям все дается легко и они непривычны к длительным учебным нагрузкам, что может тормозить их дальнейший рост). Именно поэтому большую роль в развитии детской одаренности играют не только школа, но и учреждения дополнительного образования, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. |
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра (Приложение 1).
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.(Приложения 2,3,4).
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи биологического содержания, доклады учащихся о применении биологических знаний в различных отраслях, уроки-экскурсии. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. В школе работает биологический кружок, на котором учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, областном уровнях.
Приложение 1
Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствитeльность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Приложение 2
Приемы мотивации
L Парадоксальные факты
-
Известный врач А.Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А.Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?
-
Картофель имеет красивые цветки - белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?
2. Создание проблемной ситуации
-
Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?
3. Использование художественной литературы
• Оцените правдоподобность следующего утверждения Б.Заходера:«Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и известку, ел изделия из воску, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирки, чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щетки и электролампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..» Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
4. Анализ жизненных ситуаций
-
Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина D значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?
-
Давно подмечено: для того чтобы не чихнуть, надо сильно надавить на носовую перегородку над верхней губой или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?
-
На улицах мы встречаем людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?
5. Использование произведений искусства
-
Рассказ И.С .Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было бы вылечить Лукерью в наши дни?
-
Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, Оле Лукойе, Мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка и другие коротышки, хоббиты.)
-
В одном из фрагментов балета «Лебединое озеро» балерина делает 34 оборота за 24 секунды. Почему это возможно?
6. Черный ящик
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца.)
7. Использование загадок, пословиц, поговорок
Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки:
-
«От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»).
-
«Достанется тебе ухо от селедки» (тема «Рыбы»),
8. Разъяснение значимости знаний
• Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устает больше, чем руки. Знаете ли вы почему?
• Объясните, почему нередко моченые яблоки, соленые огурцы теряют форму?
9. Найди ошибку в тексте
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желез притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выныривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на легкое прикосновение к коже дельфина у него открываются и закрываются глаза. Кожные рецепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях».
Ошибка: притупила.
Верный ответ: не притупила.
10. Смысловые пары
Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить предложение или сконструировать вопрос:
-
устьица - газообмен;
-
листья - фотосинтез;
-
птицы - дыхание;
-
сердце - кровообращение.
11. Кто лишний
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
12. Экскурс в историю
-
Во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему?
-
Известно, что Петр I запретил звонить в колокола во время нереста рыб. Почему?
13. Изречения знаменитых людей
• Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
14. Знаете ли вы, что...
• Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - ударять ногами. В.Даль в своем знаменитом словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, но и каждый этап деятельности учеников (поскольку первоначальной мотивации хватает на 7-8 мин).
цель - это ожидаемый результат.
С позиций личностно-ориентированного обучения ученики должны сформулировать цель сами.
Приложение 3
Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках биологии
Задания на развитие логического мышления.
Задание 1. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
Например, «гриб – съедобный гриб – масленок» или «природа – неживая природа – камни».
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь.
Задание 2. Расположение понятий от более частных к более общим.
Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, если даны понятия «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель – собака – домашнее животное – животное».
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.
Задание 3. Нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых.
Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым.
Например, «черешковый – сидячий» (лист)
1. Хлорофилл – антоцнан
2. Дерево – кустарник
3. Вены – артерии
4. Корзинка – колос
5. Белок – крахмал
6. Луг – старый пень
7. Кокки – бациллы
8. Ядро – вакуоль.
Упражнение «перевод с русского на русский». (Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).
Пример: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах). 2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь). 3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).
Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:
Птица-кашевар Сорока
Хитрый гриб Лисичка
Солнечный макияж Загар
Бабочка из шкафа Моль
Обувь с ресничками Инфузория туфелька
Cocтавить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.
Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
Пример: Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).
Пример: вены-артерии; планария – аскарида; Коробочка – орех; кокки-бациллы.
Отгадать заданное слово в игре «да-нет», задавая вопросы по теме.
Заполнить «слепой» текст пропущенными словами или числами.
Решить задачу с биологическим содержанием на основе изученных алгоритмов.
Пример:
Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов.
Сколько у человека всего эритроцитов?
Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.
При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?
Задания на развития творческого мышления:
Может ли существовать планета счастливых людей, если на ней плохо живется животным.
Путешествие в лес каменноугольного периода.
Что думает обо мне мое сердце.
Путешествие в тайны моего рождения.
Портрет курильщика.
Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка, о здоровом образе жизни, против курения.
Придумать и нарисовать рисунок-иллюстрацию к изучаемой темe.
Coбрать и оформить коллекцию.
Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.
Провести самостоятельно исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму.
Задание на составление проектов:
Каким бы вы хотели видеть шкальный участок.
Развитие жизни на земле.
Кабинет биологии 21 века.
Экологический парк – зона здоровья.
Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
Функции какой системы человека могут быть нарушены при бесконтрольном применении антибиотиков? Почему?
Цианистый водород (HCN) и угарный газ (CO) яды, легко проникающие через клеточную мембрану. Почему ни одна из клеток не выработала приспособления, препятствующие поступлению этих веществ внутрь клетки?
Задания на прогнозирование ситуации:
Пример: Что будет, если вырубить в лесу все деревья?
Приложение 4
Творческие работы учащихся
«Что думает обо мне мое сердце?»
Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
Значимость этого органа трудно переоценить. И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
Наверное иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.
Рассказ органов человека о себе
Сердце
Мне так плохо, так устало,
И нет больше сил стучать.
Наверное осталось мало...
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем
И если вы нас не спасете.
Мы только от куренья пропадем!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»