Урок "Интервью. Правила ведения интервью"
интервью на радио, в газетах, по телевидению, в частности;
- обозначить этическую сторону ведения интервью.
Зажигина Тамила Ахмедовна
учитель высшей категории
станица Варениковская, Крымского района, Краснодарского края
МБОУ СОШ № 58
курс по выбору «Издательское дело»
Тема: «Интервью. Правила ведения интервью».
урок для 9 класса
занятие рассчитано на 40 минут
Разработка урока по курсу «Издательское дело»
Тема: «Интервью. Правила ведения интервью». Цели: — показать специфику интервью, в целом;
интервью на радио, в газетах, по телевидению, в частности;
— обозначить этическую сторону ведения интервью.
Комментарий: поскольку профессия журналиста предполагает умение общаться с людьми: умение вести и поддерживать разговор, строить правильно предложения, грамотно выражать свои мысли слушать собеседника, поэтому на теоретических и на практических занятиях учитель старается, чтобы дети «говорили», как можно больше, учились слышать и слушать друг друга.
Ход урока:
Урок начинается с того, что совместно с учащимися учитель дает понятие «интервью». Интервью – предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.
Затем преподаватель пытается наводящими вопросами раскрыть суть данного процесса:
— Ребята, как вы думаете, так ли важно, у кого брать интервью?
— Каким человеком должен быть опрашиваемый?
— Можно ли брать интервью «у первого встречного»?
Ответы учеников учитель направляет в следующее русло:
Интервью чаще всего берут у людей известных многим, популярным, чьи имена на слуху. Это могут быть звезды эстрады, политики, экономисты, деятели культуры и т.п. Другими словами, чтобы ваше интервью опубликовали, к примеру, в газете, необходимо, чтобы ваш респондент был личностью известной, популярной… (ребята фиксируют основные положения беседы).
Поскольку на предыдущих уроках выделялась отдельно работа на радио, в газете и на телевидении, ученики смогут совместно с учителем определить, чем отличаются друг от друга интервью газетное, радийное и телевизионное.
Итак, в газете:
Журналист сам излагает ответы опрашиваемого. Читателям предлагается только текст интервью. Причем, этот текст может не раз правиться, редактироваться.
На радио:
Слушатель воспринимает что и как говорит участник интервью (его голос, тембр, речь, стиль и манеру излагать свои мысли). Здесь у слушателей вырисовывается портрет респондента. Как ни крути, а речь человека может свидетельствовать как о культуре, уме человека, так и об отсутствии того и другого…
На телевидении:
Пожалуй, вести и давать интервью на ТV
да еще в прямом эфире сложнее, чем делать это на радио и в газетах, журналах. Все «ляпы» здесь, как на ладони. Тут на мнение публики влияют содержание ответов, речь человека, его внешний вид, манера держаться на публике. Поэтому в период предвыборной гонки политики активно используют именно этот вид агитации.
Далее, для разгрузки, детям предлагается вспомнить интервью, которое они когда-либо слышали, читали и которое произвело на них наибольшее впечатление. И почему?
Следующим этапом урока станет знакомство учащихся со структурой интервью, которое представляет собой вопрос-ответ. В связи с этим формулируется задача:
Можно ли идти на беседу с человеком, не подготовившись заранее? Если нет, то, что необходимо сделать до непосредственной встречи с человеком?
Ответы детей анализируются, затем сводятся и записываются в виде следующих тезисов:
1 необходимо иметь представление о человеке, с которым вы хотите пообщаться( его работа, семья, хобби…).
2 нужно уточнить с собеседником место, время и продолжительность вашего с ним разговора. Возможно, иногда целесообразно будет обговорить заранее некоторые ваши вопросы.
Здесь с учащимися необходимо поговорить об этике ведения интервью (стоит ли «обижать», «унижать» своего респондента вопросами о его болезнях, скандалах и т.п, ради краткого периода «славы»?).
3 всегда ставить перед собой некую задачу: что именно (какую информацию) вы хотите услышать.
4 исходя из поставленной задачи,сформулировать возможные вопросы.
5 избегать односложных ответов собеседника («да», «нет», «наверное» и др.) Чтобы не получать подобные ответы, следует выдерживать некую паузу; дать время человеку…
6 следить за тем, чтобы собеседник не отклонялся от темы, от сути вопроса или, наоборот, слишком много не распространялся по тому или иному поводу.
Подведение итогов урока:
Мастерство журналиста определяется умением направлять беседу в необходимое для него русло. Безусловно, успех интервью зависит от техники его ведения. Для этого журналист определяет круг вопросов, которые вызовут интересные ответы; продумывают их последовательность; ищет наилучшие выразительные решения темы; предусматривает резервные вопросы и отступления. В процессе интервью журналист должен создать непринужденную атмосферу общения; внимательно слушать собеседника. Вопросы формулировать таким образом, чтобы они не содержали в себе ответов. Следить за тем, как решается поставленная задача.
Домашнее задание: ученикам предлагается «подготовиться» к интервью с директором школы ( или любой другой личностью, интересной им ). Под словом «подготовиться» подразумеваются реализация умений сформулировать свою задачу и возможные вопросы.
Список литературы:
1 Справочная книга редактора и корректора.- М.: Книга, 1985
2 Т.А. Лазаревич Практика по литературному редактированию.-МГУ, 1986
3 И.Л. Владимиров Всеобщая история книги.- М., 1988
Зажигина Тамила Ахмедовна
учитель высшей категории
станица Варениковская, Крымского района, Краснодарского края
МБОУ СОШ № 58
курс по выбору «Издательское дело»
Тема: «Интервью. Правила ведения интервью».
урок для 9 класса
занятие рассчитано на 40 минут
Разработка урока по курсу «Издательское дело»
Тема: «Интервью. Правила ведения интервью».
Цели: - показать специфику интервью, в целом;
интервью на радио, в газетах, по телевидению, в частности;
- обозначить этическую сторону ведения интервью.
Комментарий: поскольку профессия журналиста предполагает умение общаться с людьми: умение вести и поддерживать разговор, строить правильно предложения, грамотно выражать свои мысли слушать собеседника, поэтому на теоретических и на практических занятиях учитель старается, чтобы дети «говорили», как можно больше, учились слышать и слушать друг друга.
Ход урока:
Урок начинается с того, что совместно с учащимися учитель дает понятие «интервью». Интервью – предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.
Затем преподаватель пытается наводящими вопросами раскрыть суть данного процесса:
- Ребята, как вы думаете, так ли важно, у кого брать интервью?
- Каким человеком должен быть опрашиваемый?
- Можно ли брать интервью «у первого встречного»?
Ответы учеников учитель направляет в следующее русло:
Интервью чаще всего берут у людей известных многим, популярным, чьи имена на слуху. Это могут быть звезды эстрады, политики, экономисты, деятели культуры и т.п. Другими словами, чтобы ваше интервью опубликовали, к примеру, в газете, необходимо, чтобы ваш респондент был личностью известной, популярной… (ребята фиксируют основные положения беседы).
Поскольку на предыдущих уроках выделялась отдельно работа на радио, в газете и на телевидении, ученики смогут совместно с учителем определить, чем отличаются друг от друга интервью газетное, радийное и телевизионное.
Итак, в газете:
Журналист сам излагает ответы опрашиваемого. Читателям предлагается только текст интервью. Причем, этот текст может не раз правиться, редактироваться.
На радио:
Слушатель воспринимает что и как говорит участник интервью (его голос, тембр, речь, стиль и манеру излагать свои мысли). Здесь у слушателей вырисовывается портрет респондента. Как ни крути, а речь человека может свидетельствовать как о культуре, уме человека, так и об отсутствии того и другого…
На телевидении:
Пожалуй, вести и давать интервью на ТV да еще в прямом эфире сложнее, чем делать это на радио и в газетах, журналах. Все «ляпы» здесь, как на ладони. Тут на мнение публики влияют содержание ответов, речь человека, его внешний вид, манера держаться на публике. Поэтому в период предвыборной гонки политики активно используют именно этот вид агитации.
Далее, для разгрузки, детям предлагается вспомнить интервью, которое они когда-либо слышали, читали и которое произвело на них наибольшее впечатление. И почему?
Следующим этапом урока станет знакомство учащихся со структурой интервью, которое представляет собой вопрос-ответ. В связи с этим формулируется задача:
Можно ли идти на беседу с человеком, не подготовившись заранее? Если нет, то, что необходимо сделать до непосредственной встречи с человеком?
Ответы детей анализируются, затем сводятся и записываются в виде следующих тезисов:
1 необходимо иметь представление о человеке, с которым вы хотите пообщаться( его работа, семья, хобби…).
2 нужно уточнить с собеседником место, время и продолжительность вашего с ним разговора. Возможно, иногда целесообразно будет обговорить заранее некоторые ваши вопросы.
Здесь с учащимися необходимо поговорить об этике ведения интервью (стоит ли «обижать», «унижать» своего респондента вопросами о его болезнях, скандалах и т.п, ради краткого периода «славы»?).
3 всегда ставить перед собой некую задачу: что именно (какую информацию) вы хотите услышать.
4 исходя из поставленной задачи, сформулировать возможные вопросы.
5 избегать односложных ответов собеседника («да», «нет», «наверное» и др.) Чтобы не получать подобные ответы, следует выдерживать некую паузу; дать время человеку…
6 следить за тем, чтобы собеседник не отклонялся от темы, от сути вопроса или, наоборот, слишком много не распространялся по тому или иному поводу.
Подведение итогов урока:
Мастерство журналиста определяется умением направлять беседу в необходимое для него русло. Безусловно, успех интервью зависит от техники его ведения. Для этого журналист определяет круг вопросов, которые вызовут интересные ответы; продумывают их последовательность; ищет наилучшие выразительные решения темы; предусматривает резервные вопросы и отступления. В процессе интервью журналист должен создать непринужденную атмосферу общения; внимательно слушать собеседника. Вопросы формулировать таким образом, чтобы они не содержали в себе ответов. Следить за тем, как решается поставленная задача.
Домашнее задание: ученикам предлагается «подготовиться» к интервью с директором школы ( или любой другой личностью, интересной им ). Под словом «подготовиться» подразумеваются реализация умений сформулировать свою задачу и возможные вопросы.
Список литературы:
1 Справочная книга редактора и корректора.- М.: Книга, 1985
2 Т.А. Лазаревич Практика по литературному редактированию.-МГУ, 1986
3 И.Л. Владимиров Всеобщая история книги.- М., 1988
Зажигина Тамила Ахмедовна
учитель высшей категории
станица Варениковская, Крымского района, Краснодарского края
МБОУ СОШ № 58
курс по выбору «Издательское дело»
Тема: «Интервью. Правила ведения интервью».
урок для 9 класса
занятие рассчитано на 40 минут
Разработка урока по курсу «Издательское дело»
Тема: «Интервью. Правила ведения интервью».
Цели: - показать специфику интервью, в целом;
интервью на радио, в газетах, по телевидению, в частности;
- обозначить этическую сторону ведения интервью.
Комментарий: поскольку профессия журналиста предполагает умение общаться с людьми: умение вести и поддерживать разговор, строить правильно предложения, грамотно выражать свои мысли слушать собеседника, поэтому на теоретических и на практических занятиях учитель старается, чтобы дети «говорили», как можно больше, учились слышать и слушать друг друга.
Ход урока:
Урок начинается с того, что совместно с учащимися учитель дает понятие «интервью». Интервью – предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.
Затем преподаватель пытается наводящими вопросами раскрыть суть данного процесса:
- Ребята, как вы думаете, так ли важно, у кого брать интервью?
- Каким человеком должен быть опрашиваемый?
- Можно ли брать интервью «у первого встречного»?
Ответы учеников учитель направляет в следующее русло:
Интервью чаще всего берут у людей известных многим, популярным, чьи имена на слуху. Это могут быть звезды эстрады, политики, экономисты, деятели культуры и т.п. Другими словами, чтобы ваше интервью опубликовали, к примеру, в газете, необходимо, чтобы ваш респондент был личностью известной, популярной… (ребята фиксируют основные положения беседы).
Поскольку на предыдущих уроках выделялась отдельно работа на радио, в газете и на телевидении, ученики смогут совместно с учителем определить, чем отличаются друг от друга интервью газетное, радийное и телевизионное.
Итак, в газете:
Журналист сам излагает ответы опрашиваемого. Читателям предлагается только текст интервью. Причем, этот текст может не раз правиться, редактироваться.
На радио:
Слушатель воспринимает что и как говорит участник интервью (его голос, тембр, речь, стиль и манеру излагать свои мысли). Здесь у слушателей вырисовывается портрет респондента. Как ни крути, а речь человека может свидетельствовать как о культуре, уме человека, так и об отсутствии того и другого…
На телевидении:
Пожалуй, вести и давать интервью на ТV да еще в прямом эфире сложнее, чем делать это на радио и в газетах, журналах. Все «ляпы» здесь, как на ладони. Тут на мнение публики влияют содержание ответов, речь человека, его внешний вид, манера держаться на публике. Поэтому в период предвыборной гонки политики активно используют именно этот вид агитации.
Далее, для разгрузки, детям предлагается вспомнить интервью, которое они когда-либо слышали, читали и которое произвело на них наибольшее впечатление. И почему?
Следующим этапом урока станет знакомство учащихся со структурой интервью, которое представляет собой вопрос-ответ. В связи с этим формулируется задача:
Можно ли идти на беседу с человеком, не подготовившись заранее? Если нет, то, что необходимо сделать до непосредственной встречи с человеком?
Ответы детей анализируются, затем сводятся и записываются в виде следующих тезисов:
1 необходимо иметь представление о человеке, с которым вы хотите пообщаться( его работа, семья, хобби…).
2 нужно уточнить с собеседником место, время и продолжительность вашего с ним разговора. Возможно, иногда целесообразно будет обговорить заранее некоторые ваши вопросы.
Здесь с учащимися необходимо поговорить об этике ведения интервью (стоит ли «обижать», «унижать» своего респондента вопросами о его болезнях, скандалах и т.п, ради краткого периода «славы»?).
3 всегда ставить перед собой некую задачу: что именно (какую информацию) вы хотите услышать.
4 исходя из поставленной задачи, сформулировать возможные вопросы.
5 избегать односложных ответов собеседника («да», «нет», «наверное» и др.) Чтобы не получать подобные ответы, следует выдерживать некую паузу; дать время человеку…
6 следить за тем, чтобы собеседник не отклонялся от темы, от сути вопроса или, наоборот, слишком много не распространялся по тому или иному поводу.
Подведение итогов урока:
Мастерство журналиста определяется умением направлять беседу в необходимое для него русло. Безусловно, успех интервью зависит от техники его ведения. Для этого журналист определяет круг вопросов, которые вызовут интересные ответы; продумывают их последовательность; ищет наилучшие выразительные решения темы; предусматривает резервные вопросы и отступления. В процессе интервью журналист должен создать непринужденную атмосферу общения; внимательно слушать собеседника. Вопросы формулировать таким образом, чтобы они не содержали в себе ответов. Следить за тем, как решается поставленная задача.
Домашнее задание: ученикам предлагается «подготовиться» к интервью с директором школы ( или любой другой личностью, интересной им ). Под словом «подготовиться» подразумеваются реализация умений сформулировать свою задачу и возможные вопросы.
Список литературы:
1 Справочная книга редактора и корректора.- М.: Книга, 1985
2 Т.А. Лазаревич Практика по литературному редактированию.-МГУ, 1986
3 И.Л. Владимиров Всеобщая история книги.- М., 1988
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»