Организация геоэкологической тропы
Краткое описание
Главная задача геоэкологической тропы – это получение практических естественно – научных сведений о родном крае.
Описание
Актуальность работы заключается в том, что до сих пор представления, значительной части учащихся,
взаимодействия природы и человека существуют где-то в отдалении и не имеют к ним непосредственного отношения, то есть чисто умозрительный характер, а учебный полигон дает возможность преодоления подобных представлений, создает эффект сопричастности.
Позволяет увидеть неповторимые ландшафты. Красоту своей малой родины. Осмыслить зависимость хозяйственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов.
Способствует принятию активного участия в мероприятиях по улучшению среды своего обитания закреплению навыков исследовательских работ, систематизировать накопленные знания, делать прогнозы и искать пути дальнейшего развития и сохранения геосистемы,, не только своего региона, а в целом всего мира.
Данная работа будет интересна учителям естествознания, ее можно применять на уроках, при проведение практических работ, а так же как самостоятельный курс — краеведения.
Местонахождение учебной геоэкологической тропы с учебными полигонами – г. Уфа. Калининский район (микрорайон Шакша5) Проезд автобусом №35, №221, №71 до остановки «КАМАЗ». Опорная точка №1 расположена на улице Касимовская 10/2 МБОУ СОШ №137…
Общая протяженность маршрута 3,5 км. Ее длина рассчитана, исходя из необходимости прохождения маршрута за два часа экскурсионного времени и 1,5-2 часа опытно-экспериментальной работы на полигонах.
Начало маршрута сопровождается рассказом о микрорайоне Шакша5.
Одно из древнейших пригородных селений Уфы – Касимово – еще совсем недавно имело деревенскую застройку и буквально на глазах превратилось в городские кварталы с девятиэтажными домами. Произошло это через несколько лет после того как Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 января 1988 года было утверждено решение Президиума Верховного Совета БАССР о включении села Касимово (с территорией 396,6 га) в состав Уфы.
Расположенное к юго-востоку от рабочего поселка Шакша, включенного в границы города еще 25 июля 1980 года, село Касимово соединилось с ним.
Потому и путают Касимово с Шакшой, Шакшу с Касимово. От деревни Касимово осталось 7 домов, в западной части Касимово – в Курмыше – по сей день, стоят деревянные дома, в которых живут потомки зубовских крестьян. Эти деревенские домики вокруг Никольской церкви контрастируют с современными многоэтажными застройками.
Шакша в переводе с тюркского языка «отхожее место». Возможно, так оно поначалу и было, ведь Шакша связана с разработкой глиняного карьера. Название так и закрепилось за ней –« шок – ша».
Сейчас Шакша – микрорайон Калининского района, население её – 35 тысяч человек. Здесь несколько предприятий: ОАО «КАМАЗ», ОАО «РусДжам», Шакшинский сельскохозяйственный строительный комбинат треста «Башсельстрой», Уфимский завод керамзитового гравия. Здесь расположена наша школа, работает Центр досуга молодежи и культурно-спортивный комплекс «Виктория».
Примечательно, что в Шакше, в самой непосредственной близости с заводами и многоэтажными домами простираются поля, луга, поляны и леса, так красочно и поэтично воспетые Сергеем Тимофеевичем. «Чудесный край, благословенный» назвал он башкирские земли. «Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои…Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки… Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля, то белеющие весной молочным цветом вишенника, клубничка и дикого персика, то покрытые летом, как красным сукном, ягодами ароматной полевой клубники и мелкою, стоят твои разнородные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом».
Маршрут по тропе начинается со школьного двора. Здесь расположен полигон №1 мониторинга воздушных масс – метеорологическая площадка, которая размещена на открытом месте, где производятся замеры температуры воздуха — термометром и атмосферное давление – барометром; с помощью самодельного флюгера, компаса и секундомера определяется направление, скорость ветра. На планшет заносятся замеры, и вычерчивается «роза ветров» и метеорологические измерения. Также на пункте №1 производятся работы по составлению плана местности школьного двора. Вся работа на пункте №1 рассчитана на учащихся 6 класса.
( производятся контрольно – измерительные изыскания и закрепление теоретических знаний полученных на уроках, самостоятельные исследования).
Точка №1 Одним из любимых занятий жителей Касимово была до недавнего времени рыбная ловля. По наследству еще с давних времен достался им пруд.
«Голубое зеркало воды, вправленное в зеленую раму прибрежных кустарников… Ближе к осени в конце – августа – из пруда выпускали воду ровно настолько, сколько нужно малькам сохраниться в неглубоких лунках» — писал С.Т. Аксаков.
Взрослого же карпа, играющего на солнце зеркальной чешуей, вылавливали из тины вилами, грузили в мощные ивовые корзины и везли на машинах в Уфу – Гостиный двор. Отдельные рыбины весили от четырех до двенадцати кг., когда урожай, был особенно богатым приспосабливали для отлова рыбы грузовую машину ЗИС – 5, к которой крепился один конец невода, другой же его конец волокли пять-шесть лошадей.
Рыбный промысел особенно процветал при директоре колхоза «Заветы Ильича» Николае Васильевиче Прокудине. Он не только восстановил пруд, развел сады, построил теплицы, но и занялся овцеводством (завел у себя австралийских мериносов – тонкорунных овец). Будучи председателем колхоза, с 1946 по 1958-е годы, сумел вывести отстающие хозяйство в шестерку колхозов миллионеров.
Пруд, кормивший жителей Касимовки, с уходом Н.В. Прокудина довели до запустения.
Сегодня экология пруда сильно нарушена, водоем заливается и зарастает травой. Причины ее загрязнения – беззаботное отношение к ней людей. Во-первых – сброс мусора, во-вторых – постройка погребов по краям речки, в-третьих – мойка машин – все это приводит к загрязнению водоема фенолом, маслами, бензином, что способствует вымиранию живых организмов. На сегодняшний день уже нет той рыбы, которой так славился пруд.
Полигон №2– рассчитан на учащихся 7-8 классов, это пруд. Здесь производятся геоморфологические, гидрологические исследования. Проводится экологический анализ и мероприятия по очистке пруда.
Полигон №3– холм, рассчитан на учащихся 6-8 классов, здесь производится мониторинг рельефа местности.
Полигон №4— рассчитан на учащихся 8-9 классов – мониторинг водных объектов: река Шакшинка, старицы реки Шакшинки.
Точка №2
Никольская церковь: идем по течению реки Шакшинка. Здесь показываем работу реки, как она меандрирует, оползни, возникшие по краям балки, рассматриваем луговую растительность.
Полигон №5
Старица — заболоченное место.
Режим и работа реки. Образование болот и озер – стариц ( производятся контрольно – измерительные изыскания и закрепление теоретических знаний полученных на уроках, самостоятельные исследования).
Полигон №6 – Растительный мир микрорайона Шакша, его видовой состав. Как меняется растительность в зависимости от сторон света. Как ориентироваться в лесу ( производятся контрольно – измерительные изыскания и закрепление теоретических знаний полученных на уроках, самостоятельные исследования)
Полигон №7– здесь расположен овраг, где хорошо прослеживается почвенные горизонты, поэтому вся работа на данном полигоне связана с изучением почвы, его строением, механическим составом и структурой.
Полигон №8– родник, как источник естественного выхода подземных вод и как источник питьевой воды.
Точка №3
Без прошлого нет и настоящего. Утро 26 сентября 1997 года началось с торжественного открытия мемориального гранитного знака, установленного в дань уважения основателя деревни и ее внуку С.Т. Аксакову у Никольской церкви – это бывший жилой дом Назаровых, его хорошо видно со всех сторон – она находится у дороги при въезде в наш микрорайон. Светлым пятном белеет памятный знак, на котором славянской вязью начертано: Во второй половине XVIIIвеков здесь было имение деда С.Т. Аксакова Н.С. Зубова и его наследников. Надпись продублирована на башкирском языке.
В открытии памятного знака участвовал его автор – член Союза художников РБ, наш уфимский скульптор Владимир Лобанов. Он рассказал нам, что форма раскрытого окна выбрана им как символ взгляда нашего на окружающий мир, природу и Вселенную.
Открытие памятного знака состоялось в дни VIIАксаковского праздника. Сюда, в Шакшу, на место бывшего села Касимово – родового имения деда Сергея Тимофеевича – Н.С Зубова приехали именитые гости из Москвы – секретарь Союза писателей России С. Лыкошин и консультант Союза писателей С. Кабанова, рижский поэт Г. Рыбников, прозаик и наш земляк Я. Мустафин, а также заместитель Министра культуры РБ Г. Муратова, директор Уфимского Дома – музея Аксакова писатель М. Чванов, известный краевед З.Н. Гудкова, поэт Р. Паль. Много было детей – учащихся шакшинских школ.
Полигон №9– рассчитан на учащихся 9 класса, здесь изучается ландшафтный дизайн цветников, сельскохозяйственные культуры (школьный огород) произрастающие на территории Башкортостана, одновременно ведется работа по обогащению коллекции цветников и огорода.
Далее маршрут проходит вдоль жилых домов микрорайона, где изучается «природа в городе»:
1.
планировка жилых и промышленных объектов, определяются функциональные зоны.
2.
проводится инвентаризация бытового мусора.
3.
мониторинг транспортной нагрузки, запыленности атмосферы, бытового шума.
4.
производится оценка антропогенного воздействия на жилой комплекс промышленных предприятий («КАМАЗ», «РусДжам»).
Полигон №10– геоботаническая площадка – пункт мониторинга за состоянием растительного покрова. На этой территории производится учет всех древесных и травянистых растений и проводится наблюдение за фазами их развития
В результате созданной геоэкологической тропы обучение и воспитание сливаются в единый процесс, усваиваются не только научные знания о географической оболочке, но этические и правовые нормы, связанные с природоиспользованием. Именно на такой тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает трудолюбие и уважение к труду и желанию сохранить окружающую нас среду.
Актуальность работы заключается в том, что до сих пор представления, значительной части учащихся,
взаимодействия природы и человека существуют где-то в отдалении и не имеют к ним непосредственного отношения, то есть чисто умозрительный характер, а учебный полигон дает возможность преодоления подобных представлений, создает эффект сопричастности.
Позволяет увидеть неповторимые ландшафты. Красоту своей малой родины. Осмыслить зависимость хозяйственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов.
Способствует принятию активного участия в мероприятиях по улучшению среды своего обитания закреплению навыков исследовательских работ, систематизировать накопленные знания, делать прогнозы и искать пути дальнейшего развития и сохранения геосистемы,, не только своего региона, а в целом всего мира.
Данная работа будет интересна учителям естествознания, ее можно применять на уроках, при проведение практических работ, а так же как самостоятельный курс — краеведения.
Местонахождение учебной геоэкологической тропы с учебными полигонами – г. Уфа. Калининский район (микрорайон Шакша5) Проезд автобусом №35, №221, №71 до остановки «КАМАЗ». Опорная точка №1 расположена на улице Касимовская 10/2 МБОУ СОШ №137…
Общая протяженность маршрута 3,5 км. Ее длина рассчитана, исходя из необходимости прохождения маршрута за два часа экскурсионного времени и 1,5-2 часа опытно-экспериментальной работы на полигонах.
Начало маршрута сопровождается рассказом о микрорайоне Шакша5.
Одно из древнейших пригородных селений Уфы – Касимово – еще совсем недавно имело деревенскую застройку и буквально на глазах превратилось в городские кварталы с девятиэтажными домами. Произошло это через несколько лет после того как Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 января 1988 года было утверждено решение Президиума Верховного Совета БАССР о включении села Касимово (с территорией 396,6 га) в состав Уфы.
Расположенное к юго-востоку от рабочего поселка Шакша, включенного в границы города еще 25 июля 1980 года, село Касимово соединилось с ним.
Потому и путают Касимово с Шакшой, Шакшу с Касимово. От деревни Касимово осталось 7 домов, в западной части Касимово – в Курмыше – по сей день, стоят деревянные дома, в которых живут потомки зубовских крестьян. Эти деревенские домики вокруг Никольской церкви контрастируют с современными многоэтажными застройками.
Шакша в переводе с тюркского языка «отхожее место». Возможно, так оно поначалу и было, ведь Шакша связана с разработкой глиняного карьера. Название так и закрепилось за ней –« шок – ша».
Сейчас Шакша – микрорайон Калининского района, население её – 35 тысяч человек. Здесь несколько предприятий: ОАО «КАМАЗ», ОАО «РусДжам», Шакшинский сельскохозяйственный строительный комбинат треста «Башсельстрой», Уфимский завод керамзитового гравия. Здесь расположена наша школа, работает Центр досуга молодежи и культурно-спортивный комплекс «Виктория».
Примечательно, что в Шакше, в самой непосредственной близости с заводами и многоэтажными домами простираются поля, луга, поляны и леса, так красочно и поэтично воспетые Сергеем Тимофеевичем. «Чудесный край, благословенный» назвал он башкирские земли. «Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои…Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки… Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля, то белеющие весной молочным цветом вишенника, клубничка и дикого персика, то покрытые летом, как красным сукном, ягодами ароматной полевой клубники и мелкою, стоят твои разнородные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом».
Маршрут по тропе начинается со школьного двора. Здесь расположен полигон №1 мониторинга воздушных масс – метеорологическая площадка, которая размещена на открытом месте, где производятся замеры температуры воздуха — термометром и атмосферное давление – барометром; с помощью самодельного флюгера, компаса и секундомера определяется направление, скорость ветра. На планшет заносятся замеры, и вычерчивается «роза ветров» и метеорологические измерения. Также на пункте №1 производятся работы по составлению плана местности школьного двора. Вся работа на пункте №1 рассчитана на учащихся 6 класса.
( производятся контрольно – измерительные изыскания и закрепление теоретических знаний полученных на уроках, самостоятельные исследования).
Точка №1 Одним из любимых занятий жителей Касимово была до недавнего времени рыбная ловля. По наследству еще с давних времен достался им пруд.
«Голубое зеркало воды, вправленное в зеленую раму прибрежных кустарников… Ближе к осени в конце – августа – из пруда выпускали воду ровно настолько, сколько нужно малькам сохраниться в неглубоких лунках» — писал С.Т. Аксаков.
Взрослого же карпа, играющего на солнце зеркальной чешуей, вылавливали из тины вилами, грузили в мощные ивовые корзины и везли на машинах в Уфу – Гостиный двор. Отдельные рыбины весили от четырех до двенадцати кг., когда урожай, был особенно богатым приспосабливали для отлова рыбы грузовую машину ЗИС – 5, к которой крепился один конец невода, другой же его конец волокли пять-шесть лошадей.
Рыбный промысел особенно процветал при директоре колхоза «Заветы Ильича» Николае Васильевиче Прокудине. Он не только восстановил пруд, развел сады, построил теплицы, но и занялся овцеводством (завел у себя австралийских мериносов – тонкорунных овец). Будучи председателем колхоза, с 1946 по 1958-е годы, сумел вывести отстающие хозяйство в шестерку колхозов миллионеров.
Пруд, кормивший жителей Касимовки, с уходом Н.В. Прокудина довели до запустения.
Сегодня экология пруда сильно нарушена, водоем заливается и зарастает травой. Причины ее загрязнения – беззаботное отношение к ней людей. Во-первых – сброс мусора, во-вторых – постройка погребов по краям речки, в-третьих – мойка машин – все это приводит к загрязнению водоема фенолом, маслами, бензином, что способствует вымиранию живых организмов. На сегодняшний день уже нет той рыбы, которой так славился пруд.
Полигон №2– рассчитан на учащихся 7-8 классов, это пруд. Здесь производятся геоморфологические, гидрологические исследования. Проводится экологический анализ и мероприятия по очистке пруда.
Полигон №3– холм, рассчитан на учащихся 6-8 классов, здесь производится мониторинг рельефа местности.
Полигон №4— рассчитан на учащихся 8-9 классов – мониторинг водных объектов: река Шакшинка, старицы реки Шакшинки.
Точка №2
Никольская церковь: идем по течению реки Шакшинка. Здесь показываем работу реки, как она меандрирует, оползни, возникшие по краям балки, рассматриваем луговую растительность.
Полигон №5
Старица — заболоченное место.
Режим и работа реки. Образование болот и озер – стариц ( производятся контрольно – измерительные изыскания и закрепление теоретических знаний полученных на уроках, самостоятельные исследования).
Полигон №6 – Растительный мир микрорайона Шакша, его видовой состав. Как меняется растительность в зависимости от сторон света. Как ориентироваться в лесу ( производятся контрольно – измерительные изыскания и закрепление теоретических знаний полученных на уроках, самостоятельные исследования)
Полигон №7– здесь расположен овраг, где хорошо прослеживается почвенные горизонты, поэтому вся работа на данном полигоне связана с изучением почвы, его строением, механическим составом и структурой.
Полигон №8– родник, как источник естественного выхода подземных вод и как источник питьевой воды.
Точка №3
Без прошлого нет и настоящего. Утро 26 сентября 1997 года началось с торжественного открытия мемориального гранитного знака, установленного в дань уважения основателя деревни и ее внуку С.Т. Аксакову у Никольской церкви – это бывший жилой дом Назаровых, его хорошо видно со всех сторон – она находится у дороги при въезде в наш микрорайон. Светлым пятном белеет памятный знак, на котором славянской вязью начертано: Во второй половине XVIIIвеков здесь было имение деда С.Т. Аксакова Н.С. Зубова и его наследников. Надпись продублирована на башкирском языке.
В открытии памятного знака участвовал его автор – член Союза художников РБ, наш уфимский скульптор Владимир Лобанов. Он рассказал нам, что форма раскрытого окна выбрана им как символ взгляда нашего на окружающий мир, природу и Вселенную.
Открытие памятного знака состоялось в дни VIIАксаковского праздника. Сюда, в Шакшу, на место бывшего села Касимово – родового имения деда Сергея Тимофеевича – Н.С Зубова приехали именитые гости из Москвы – секретарь Союза писателей России С. Лыкошин и консультант Союза писателей С. Кабанова, рижский поэт Г. Рыбников, прозаик и наш земляк Я. Мустафин, а также заместитель Министра культуры РБ Г. Муратова, директор Уфимского Дома – музея Аксакова писатель М. Чванов, известный краевед З.Н. Гудкова, поэт Р. Паль. Много было детей – учащихся шакшинских школ.
Полигон №9– рассчитан на учащихся 9 класса, здесь изучается ландшафтный дизайн цветников, сельскохозяйственные культуры (школьный огород) произрастающие на территории Башкортостана, одновременно ведется работа по обогащению коллекции цветников и огорода.
Далее маршрут проходит вдоль жилых домов микрорайона, где изучается «природа в городе»:
1.
планировка жилых и промышленных объектов, определяются функциональные зоны.
2.
проводится инвентаризация бытового мусора.
3.
мониторинг транспортной нагрузки, запыленности атмосферы, бытового шума.
4.
производится оценка антропогенного воздействия на жилой комплекс промышленных предприятий («КАМАЗ», «РусДжам»).
Полигон №10– геоботаническая площадка – пункт мониторинга за состоянием растительного покрова. На этой территории производится учет всех древесных и травянистых растений и проводится наблюдение за фазами их развития
В результате созданной геоэкологической тропы обучение и воспитание сливаются в единый процесс, усваиваются не только научные знания о географической оболочке, но этические и правовые нормы, связанные с природоиспользованием. Именно на такой тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает трудолюбие и уважение к труду и желанию сохранить окружающую нас среду.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
География
8 класс
25 июня 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»