Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"
Тема: Повторение. Ударные и безударные гласные в корне, обозначение их на письме. Тип урока: Обобщение изученного материала. Цель: Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных Задачи:1. Обобщить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
2. Воспитывать чувство прекрасного. 3. Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова; творческие способности, речь, память, внимание. Оборудование: запись песен, компьютер, экран, мультимедиапроектор, картинки, карточки для учащихся. Структура урока: I.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Самоопределение. II.
Минутка чистописания. Словарная работа. III.
Повторение и обобщение изученного материала. Динамическая пауза.
IV.
Повторение и систематизация изученного материала. V.
Итог урока. VI.
Домашнее задание. Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Звучит один куплет песни «С чего начинается Родина» М. Матусовского. — Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Весёлым, интересным, чтобы узнали что-то новое).
II. а) Минутка чистописания. — Мы сегодня вспомним, как пишется заглавная и маленькая буква «р». А теперь дайте характеристику этому звуку. ([р] – согласный, непарный, звонкий; мягкий или твёрдый). Р р Русь русские Россия россияне — Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) — А как называлась наша страна в стародавние времена? (Русь) — А теперь назовите мне семейку слов, родственных со словом «Русь». — Спишите вторую строчку. Слайд 1. Списывая, не спеши, Букву к буковке спиши. б) Словарная работа. Слайд 2. — Запишите одним словом. а) Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса. (Язык) б) Тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении. (Ученик) в) Человек, исполняющий в порядке очереди какие-либо служебные или общественные обязанности. (Дежурный) г) Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Бывают школьными, нотными. Что это? (Тетрадь) д) Длинная коробочка, футляр для хранения карандашей, ручек. (Пенал) е) Вид верхней одежды, надеваемой поверх платья, костюма. (Пальто) ж) Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования. (Карандаш) з) Крестьянское селение. (Деревня) — На какую орфограмму записаны слова? — Расставьте ударение. Выделите безударную гласную, подчеркните орфограмму. Язык, ученик, дежурный, тетрадь, пенал, пальто, карандаш, деревня.
III. Повторение и обобщение изученного материала. а) Слайд 3. а, я, о, е, и — Что это за буквы? (Гласные) — А почему не все? (Написаны только те гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки или запоминания всего слова, то есть словарные слова.) — А теперь допишите те гласные, которые в безударном положении в корне слова не вызовут затруднения в написании. (У, э, ы, ю) — Сколько гласных в русском языке? (10) — Какая буква отсутствует и почему? (ё) — Это особенная гласная. Она всегда ударная. — Гласной «ё» проверяют безударную «е». — Например, несу – нёс, везу – вёз, лечу – лётчик. — Есть на свете скромные, хорошие слова, которые никогда никому не доставили ни малейших хлопот. Как слышишь – так и пиши! Слайд 4. (Дом, кот, лес, мак…). Гласный в этих словах под ударением и звучит сильно, в полный голос. А вот все безударные гласные слабые, беззащитные, надевают маски, словно прячутся от кого-то страшного, так что не сразу и разберёшься, какой это звук и, самое главное, какой буквой его обозначить. Слайд 5. Безударный гласный проверяю, Если буква гласная Число у слова изменяю. Вызвала сомнение, Ты её немедленно Поставь под ударение. — Так как же надо действовать, чтобы правильно писать безударный гласный? (Изменить число; подобрать родственное слово) Слайд 6.
Правописание гласных в корне Безударные гласные
Проверяемые Непроверяемые
ударной позицией
Слово изменить так, Запомнить или
чтобы проверяемая проверить по словарю
гласная оказалась под
ударением, т.е. в
сильной позиции
б) Работа в группах. (Ребята передают по цепочке карточку и вставляют пропущенную безударную гласную.)
Карточка для учащихся:
тр…ва
д…ревья
р…ды
гн…здо
п…ро
зм…я
цв…ты
гр…за
пл…ды
Слайд 7.
Физминутка
Безударный гласный звук Чтобы не было сомненья
причиняет много мук. ставим звук под ударенье:
Как писать гора, трава горы, травы, море, дело!
И слова моря, дела? Вот теперь напишем смело!
Слайд 8.
Артикуляционная гимнастика
Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила, ворону переспорила
IV. Повторение и систематизация изученного материала.
а) Работа с текстом. (3 учащихся читают наизусть.)
Родина.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, —
Это русская природа,
Это Родина моя.
Вижу горы и долины
Вижу степи и луга,
Это русское раздолье,
Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья, —
Это русская сторонка,
Это Родина моя. (Ф. Савинов)
— Страна, в которой человек родился и гражданином которой является. «Не там вся родина, думалось мне, где ты просто родился, а там, где ты к месту своего рождения прибавил ещё что-нибудь от себя». (М. Пришвин) — Какую картинку вы нарисовали бы, если бы её нужно было подписать словом «родина»? — Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. — Родина – сущ., ж.р. (только в ед.ч.); первоначальное значение – «семья». — Подберите однокоренные слова. Родина – родиться, рождение, урожай, родное. б) Работа над новым словарным словом. Урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов. — Составьте предложение с этим словом. (В нашем саду большой урожай яблок. В августе идёт уборка урожая пшеницы.) — Вставить пропущенные буквы. Записать и объяснить пословицы. Урожай бывает не от росы, а от пота. Х…роший сн…жок ур…жай сбережёт. в) Звуко-буквенный разбор слова. — Попрбуйте разобрать слово «родина» фонетически. Родина – ро-ди-на, [р о д' и н а] р — [р] – согл., звон., непар., твёрд. о — [о] – глас., удар. д — [д'] – согл., звон., пар., мяг. и — [и] – глас., безудар. н — [н] – согл., звон., непар., твёрд. а — [а] – глас., безудар. 6 б., 6 зв. г) — Почему так говорят? Слайд 9. «Родина краше солнца, дороже золота». — В этом ребусе зашифровано название атрибута – символа могущества страны и синоним к слову «родина». д) Работа по учебнику(упр. 15 с. 20) — Составить из данных слов два предложения (1 и 4). Начинай предложения с выделенных слов. Устно подбери проверочные слова. Широко разлилась река Волга. Хороша Волга в любое время года! Слайд 10. — Волга – крупнейшая река в Европе, гордость и краса нашей страны. Во многих народных песнях и сказаниях воспета красавица-Волга. Её изображали на своих полотнах великие художники И.Е. Репин, И.И. Левитан. Сегодня на её берегах расположено 500 городов. Самара – областной город. Один из старейших русских городов в Среднем Поволжье. Основан в 1583г.
е) Задание на смекалку. 1. Чтение слов в обратном порядке. шалаш (слова, имеющие смысл) сон наган 2. Составление из двух слов одного. голубые глаза – голубоглазый нежное лицо – нежнолицый длинные уши – длинноухий 3. Подбор синонимов приятель (знакомый, товарищ) добрый (ласковый, нежный, заботливый) бежать (мчаться, нестись, лететь) 4. Подбор антонимов. высокий – низкий день – ночь далеко – близко строить – ломать 5. Работа с омонимами. ключ (дверной; родник; скрипичный) лисичка (гриб; животное) коса (причёска; инструмент; часть суши в водоёмах) 6. Работа с изографами. (Слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) Различайте значения
старожил сторожил поседеть посидеть бачок бочок развеваться развиваться V. Итог урока. -С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. Что понравилось? Что удивило? Что запомнилось? -Ребята, большое спасибо вам за активную работу на уроке. VI.Домашнее задание. — Выполните звуко-буквенный анализ слова «урожай».
(Ф.И.О., по паспорту) Полозова Ирина Валентиновна
Место работы (полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г.о. Новокуйбышевск Самарской области
Должность (в соответствии с записью в трудовой книжке) учитель начальных классов
Возраст (полных лет) 44 года
Квалификационная категория высшая
Педагогический стаж 25 лет
Звания не имеет
Домашний почтовый адрес (индекс обязателен), телефон 446204 Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Дзержинского, 35 А, кв. 53 (884635)24654
Урок-практикум с применением ИКТ по русскому языку в 3-м классе
по программе «Школа России»
Тема: Повторение. Ударные и безударные гласные в корне, обозначение их на письме.
Тип урока: Обобщение изученного материала.
Цель: Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных
Задачи: 1. Обобщить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
2. Воспитывать чувство прекрасного.
3. Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова; творческие способности, речь, память, внимание.
Оборудование: запись песен, компьютер, экран, мультимедиапроектор, картинки, карточки для учащихся.
Структура урока:
-
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Самоопределение.
-
Минутка чистописания. Словарная работа.
-
Повторение и обобщение изученного материала.
Динамическая пауза.
-
Повторение и систематизация изученного материала.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Звучит один куплет песни «С чего начинается Родина» М. Матусовского.
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Весёлым, интересным, чтобы узнали что-то новое).
II. а) Минутка чистописания.
- Мы сегодня вспомним, как пишется заглавная и маленькая буква «р».
А теперь дайте характеристику этому звуку. ([р] – согласный, непарный, звонкий; мягкий или твёрдый).
Р р
Русь русские Россия россияне
- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- А как называлась наша страна в стародавние времена? (Русь)
- А теперь назовите мне семейку слов, родственных со словом «Русь».
- Спишите вторую строчку.
Слайд 1.
Списывая, не спеши,
Букву к буковке спиши.
б) Словарная работа.
Слайд 2.
- Запишите одним словом.
а) Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса. (Язык)
б) Тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении. (Ученик)
в) Человек, исполняющий в порядке очереди какие-либо служебные или общественные обязанности. (Дежурный)
г) Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Бывают школьными, нотными. Что это? (Тетрадь)
д) Длинная коробочка, футляр для хранения карандашей, ручек. (Пенал)
е) Вид верхней одежды, надеваемой поверх платья, костюма. (Пальто)
ж) Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования. (Карандаш)
з) Крестьянское селение. (Деревня)
- На какую орфограмму записаны слова?
- Расставьте ударение. Выделите безударную гласную, подчеркните орфограмму.
Язык, ученик, дежурный, тетрадь, пенал, пальто, карандаш, деревня.
III. Повторение и обобщение изученного материала.
а) Слайд 3.
а, я, о, е, и
- Что это за буквы? (Гласные)
- А почему не все? (Написаны только те гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки или запоминания всего слова, то есть словарные слова.)
- А теперь допишите те гласные, которые в безударном положении в корне слова не вызовут затруднения в написании. (У, э, ы, ю)
- Сколько гласных в русском языке? (10)
- Какая буква отсутствует и почему? (ё)
- Это особенная гласная. Она всегда ударная.
- Гласной «ё» проверяют безударную «е».
- Например, несу – нёс, везу – вёз, лечу – лётчик.
- Есть на свете скромные, хорошие слова, которые никогда никому не доставили ни малейших хлопот. Как слышишь – так и пиши! Слайд 4. (Дом, кот, лес, мак…). Гласный в этих словах под ударением и звучит сильно, в полный голос. А вот все безударные гласные слабые, беззащитные, надевают маски, словно прячутся от кого-то страшного, так что не сразу и разберёшься, какой это звук и, самое главное, какой буквой его обозначить.
Слайд 5.
Безударный гласный проверяю, Если буква гласная
Число у слова изменяю. Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
- Так как же надо действовать, чтобы правильно писать безударный гласный? (Изменить число; подобрать родственное слово)
Слайд 6.
Правописание гласных в корне
Безударные гласные
Проверяемые Непроверяемые
ударной позицией
Слово изменить так, Запомнить или
чтобы проверяемая проверить по словарю
гласная оказалась под
ударением, т.е. в
сильной позиции
б) Работа в группах. (Ребята передают по цепочке карточку и вставляют пропущенную безударную гласную.)
Карточка для учащихся:
тр…ва
д…ревья
р…ды
гн…здо
п…ро
зм…я
цв…ты
гр…за
пл…ды
Слайд 7.
Физминутка
Безударный гласный звук Чтобы не было сомненья
причиняет много мук. ставим звук под ударенье:
Как писать гора, трава горы, травы, море, дело!
И слова моря, дела? Вот теперь напишем смело!
Слайд 8.
Артикуляционная гимнастика
Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила, ворону переспорила
IV. Повторение и систематизация изученного материала.
а) Работа с текстом. (3 учащихся читают наизусть.)
Родина.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, -
Это русская природа,
Это Родина моя.
Вижу горы и долины
Вижу степи и луга,
Это русское раздолье,
Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья, -
Это русская сторонка,
Это Родина моя. (Ф. Савинов)
- Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
«Не там вся родина, думалось мне, где ты просто родился, а там, где ты к месту своего рождения прибавил ещё что-нибудь от себя». (М. Пришвин)
- Какую картинку вы нарисовали бы, если бы её нужно было подписать словом «родина»?
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос.
- Родина – сущ., ж.р. (только в ед.ч.); первоначальное значение – «семья».
- Подберите однокоренные слова.
Родина – родиться, рождение, урожай, родное.
б) Работа над новым словарным словом.
Урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов.
- Составьте предложение с этим словом.
(В нашем саду большой урожай яблок. В августе идёт уборка урожая пшеницы.)
- Вставить пропущенные буквы. Записать и объяснить пословицы.
Урожай бывает не от росы, а от пота.
Х…роший сн…жок ур…жай сбережёт.
в) Звуко-буквенный разбор слова.
- Попрбуйте разобрать слово «родина» фонетически.
Родина – ро-ди-на, [р о д' и н а]
р - [р] – согл., звон., непар., твёрд.
о - [о] – глас., удар.
д - [д'] – согл., звон., пар., мяг.
и - [и] – глас., безудар.
н - [н] – согл., звон., непар., твёрд.
а - [а] – глас., безудар.
6 б., 6 зв.
г) - Почему так говорят?
Слайд 9.
«Родина краше солнца, дороже золота».
- В этом ребусе зашифровано название атрибута – символа могущества страны и синоним к слову «родина».
д) Работа по учебнику (упр. 15 с. 20)
- Составить из данных слов два предложения (1 и 4). Начинай предложения с выделенных слов. Устно подбери проверочные слова.
Широко разлилась река Волга.
Хороша Волга в любое время года!
Слайд 10.
- Волга – крупнейшая река в Европе, гордость и краса нашей страны. Во многих народных песнях и сказаниях воспета красавица-Волга. Её изображали на своих полотнах великие художники И.Е. Репин, И.И. Левитан. Сегодня на её берегах расположено 500 городов. Самара – областной город. Один из старейших русских городов в Среднем Поволжье. Основан в 1583г.
е) Задание на смекалку.
1. Чтение слов в обратном порядке.
шалаш (слова, имеющие смысл)
сон
наган
2. Составление из двух слов одного.
голубые глаза – голубоглазый
нежное лицо – нежнолицый
длинные уши – длинноухий
3. Подбор синонимов
приятель (знакомый, товарищ)
добрый (ласковый, нежный, заботливый)
бежать (мчаться, нестись, лететь)
4. Подбор антонимов.
высокий – низкий
день – ночь
далеко – близко
строить – ломать
5. Работа с омонимами.
ключ (дверной; родник; скрипичный)
лисичка (гриб; животное)
коса (причёска; инструмент; часть суши в водоёмах)
6. Работа с изографами.
(Слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь)
Различайте значения
старожил сторожил
поседеть посидеть
бачок бочок
развеваться развиваться
V. Итог урока.
- С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. Что понравилось? Что удивило? Что запомнилось?
- Ребята, большое спасибо вам за активную работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
- Выполните звуко-буквенный анализ слова "урожай".
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре