Прошлое и настоящее глазами эколога
Краткое описание
Урок по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России".
Цель: Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу.
Цель: Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу.
Описание
Комбинированный урок с применением ИКТ по окружающему миру в 4-ом классе по программе «Школа России». Тема:Прошлое и настоящее глазами эколога. Цель: Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу.
Задачи: 1. Ознакомить с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
2. Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. 3. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь. Оборудование: рисунки и фотографии, иллюстрирующие жизнь первобытного человека и последствия деятельности современного человека, компьютер, экран, мультимедиапроектор, запись «Песня Красной Шапочки» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина), эмблемы «Мне сегодня повезло. Структура урока:
I.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. II.
Проверка домашнего задания. III.
Проверка ранее усвоенных знаний. IV.
Восприятие и осмысливание знаний. Динамическая пауза. V.
Обобщение и систематизация знаний. VI.
Итог урока. VII.
Домашнее задание.
Ход урока. I.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Слайд 1. Идём мы с вами по тропинке лесной, Вопросы нас обгоняют гурьбой. Дана нам возможность экологами стать, Чтобы экологические проблемы решать. — Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.
II. Проверка домашнего задания. — Вспомните, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Какая наука рассказала нам о жизни первобытных людей? (История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.) Слайд 2. — Приведи известные тебе примеры исторических памятников. (Первый музей в России – Кунсткамеру – открыл царь Пётр I
в Санкт-Петербурге в 1714 году.) — Что такое исторический источник? (Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.) — Какие исторические источники тебе известны? (О минувших временах поведают старинные оружия, древняя рукопись, монета и печать, сказания и легенды, названия деревень и городов, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи и многое другое.) — Как работают археологи? (Удивительные находки они выкапывают из земли.) — Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука – одна из главных помощниц истории.
III. Проверка ранее усвоенных знаний. — Чтобы открыть 2-ую страничку нашего урока, вы должны решить кроссворд и прочитать спрятанное слово. Слайд 3.
Вопросы к кроссворду: 1.
Столетие. (Век.) 2.
Наука о прошлом человеческого общества. (История.) 3.
10 веков. (Тысячелетие.) 4.
Предмет, выставленный в музее, на выставке. (Экспонат.) 5.
Наука, изучающая прошлое человечества по данным, необходимым при раскопках. (Археология.) 6.
Учреждение, где хранятся старые документы. (Архив.)
IV. Восприятие и осмысливание знаний. — Прочитайте ключевое слово. Что обозначает «Экология»? (Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.) Слайд 4. — Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «лотос » – наука. — Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна пища. Наши далёкие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи. — Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить всё живое. — Человек, словно сказочный великан-великанище, всё может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольётся. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, — вот, в чём вопрос. Слайд 5. — Прочитайте. (Сын или покоритель?) — Кем человек должен стать для природы? — Прочитайте статью учебника. (с.47) (Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.) — Правильно. Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, учёные-экологи, должны обсудить три экологические проблемы. Слайд 6. — Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?» Сказка о «нефтяной» рыбке. (инсценировка) — Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не с «одною тиною морскою», а ещё и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою! Слайд 7. — Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов с заводов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют и даже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной плёнкой, которая, словно крышка, не даёт проникнуть вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать – от голода. Слайд 8. — Рассмотрите схему. — 80% загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. А какие принимаются меры по охране океанов? — «Суда-губки» всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России». — А что же самое главное должно быть в людях, чтобы спасти Мировой океан от экологической катастрофы? (Уважать природу, быть ей благодарными, не причинять природе боль.) — Вторая проблема – «Как спасти тропические леса?» — Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в тропики! Физминутка.(Запись «Песня Красной Шапочки».) Слайд 9.
— Вот мы и оказались в тропических лесах Африки! Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания. Это отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке. Слайд 10. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, снижению плодородия почвы, вымиранию растений и животных. Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. Гимнастика для глаз. — На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов. — Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? — Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф. — Переходим к решению третьей проблемы – «Как избавиться от мусора?» — Откуда появляется мусор? (Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.) — Как же можно избавиться от мусора? (Мусор можно сортировать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные бутылки.) — В Прибалтике уже существуют такие заводы. Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли. V. Обобщение и систематизация знаний. — Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть? (Может, если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать её.) — А может ли человек один вылечить планету? (Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, т.к. они являются её частью.) — Верно. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью учебника «Лечить планету сообща» на с. 50-52. VI. Итог урока. Выставление отметок. Комментирование ответов учащихся. — Что такое экология? — Кто такие историки и археологи? — Назовите причины загрязнения океана? — Как спасти тропические леса? — Как избавиться от мусора? Учащиеся делают вывод, что человек – это часть природы, поэтому он должен уважать её, заботиться о ней, а не покорять. Вручение эмблем «Мне сегодня повезло». VII.
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Планета заболела» и нарисовать рисунок.
Задачи: 1. Ознакомить с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
2. Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. 3. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь. Оборудование: рисунки и фотографии, иллюстрирующие жизнь первобытного человека и последствия деятельности современного человека, компьютер, экран, мультимедиапроектор, запись «Песня Красной Шапочки» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина), эмблемы «Мне сегодня повезло. Структура урока:
I.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. II.
Проверка домашнего задания. III.
Проверка ранее усвоенных знаний. IV.
Восприятие и осмысливание знаний. Динамическая пауза. V.
Обобщение и систематизация знаний. VI.
Итог урока. VII.
Домашнее задание.
Ход урока. I.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Слайд 1. Идём мы с вами по тропинке лесной, Вопросы нас обгоняют гурьбой. Дана нам возможность экологами стать, Чтобы экологические проблемы решать. — Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.
II. Проверка домашнего задания. — Вспомните, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Какая наука рассказала нам о жизни первобытных людей? (История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.) Слайд 2. — Приведи известные тебе примеры исторических памятников. (Первый музей в России – Кунсткамеру – открыл царь Пётр I
в Санкт-Петербурге в 1714 году.) — Что такое исторический источник? (Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.) — Какие исторические источники тебе известны? (О минувших временах поведают старинные оружия, древняя рукопись, монета и печать, сказания и легенды, названия деревень и городов, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи и многое другое.) — Как работают археологи? (Удивительные находки они выкапывают из земли.) — Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука – одна из главных помощниц истории.
III. Проверка ранее усвоенных знаний. — Чтобы открыть 2-ую страничку нашего урока, вы должны решить кроссворд и прочитать спрятанное слово. Слайд 3.
Вопросы к кроссворду: 1.
Столетие. (Век.) 2.
Наука о прошлом человеческого общества. (История.) 3.
10 веков. (Тысячелетие.) 4.
Предмет, выставленный в музее, на выставке. (Экспонат.) 5.
Наука, изучающая прошлое человечества по данным, необходимым при раскопках. (Археология.) 6.
Учреждение, где хранятся старые документы. (Архив.)
IV. Восприятие и осмысливание знаний. — Прочитайте ключевое слово. Что обозначает «Экология»? (Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.) Слайд 4. — Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «лотос » – наука. — Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна пища. Наши далёкие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи. — Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить всё живое. — Человек, словно сказочный великан-великанище, всё может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольётся. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, — вот, в чём вопрос. Слайд 5. — Прочитайте. (Сын или покоритель?) — Кем человек должен стать для природы? — Прочитайте статью учебника. (с.47) (Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.) — Правильно. Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, учёные-экологи, должны обсудить три экологические проблемы. Слайд 6. — Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?» Сказка о «нефтяной» рыбке. (инсценировка) — Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не с «одною тиною морскою», а ещё и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою! Слайд 7. — Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов с заводов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют и даже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной плёнкой, которая, словно крышка, не даёт проникнуть вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать – от голода. Слайд 8. — Рассмотрите схему. — 80% загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. А какие принимаются меры по охране океанов? — «Суда-губки» всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России». — А что же самое главное должно быть в людях, чтобы спасти Мировой океан от экологической катастрофы? (Уважать природу, быть ей благодарными, не причинять природе боль.) — Вторая проблема – «Как спасти тропические леса?» — Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в тропики! Физминутка.(Запись «Песня Красной Шапочки».) Слайд 9.
— Вот мы и оказались в тропических лесах Африки! Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания. Это отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке. Слайд 10. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, снижению плодородия почвы, вымиранию растений и животных. Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. Гимнастика для глаз. — На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов. — Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? — Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф. — Переходим к решению третьей проблемы – «Как избавиться от мусора?» — Откуда появляется мусор? (Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.) — Как же можно избавиться от мусора? (Мусор можно сортировать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные бутылки.) — В Прибалтике уже существуют такие заводы. Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли. V. Обобщение и систематизация знаний. — Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть? (Может, если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать её.) — А может ли человек один вылечить планету? (Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, т.к. они являются её частью.) — Верно. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью учебника «Лечить планету сообща» на с. 50-52. VI. Итог урока. Выставление отметок. Комментирование ответов учащихся. — Что такое экология? — Кто такие историки и археологи? — Назовите причины загрязнения океана? — Как спасти тропические леса? — Как избавиться от мусора? Учащиеся делают вывод, что человек – это часть природы, поэтому он должен уважать её, заботиться о ней, а не покорять. Вручение эмблем «Мне сегодня повезло». VII.
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Планета заболела» и нарисовать рисунок.
22 июня 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»