Тема: Лирика А. С. Пушкина Поэтическая картина зимы в стихотворении "Зимний вечер"
1. обучающая: углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, познакомить учащихся со стихотворением «Зимний вечер», помочь учащимся увидеть, услышать, понять картину, созданную поэтом,
2. развивающая: развитие навыка анализа лирического стихотворения, развитие творческой активности,
3. воспитывающая: воспитание любви к поэзии, живописи.
Урок подготовила:
Ченозуб И. В. — 2007 год
Тема:
Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Цель:
обучающая: углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, познакомить учащихся со стихотворением «Зимний вечер», помочь учащимся увидеть, услышать, понять картину, созданную поэтом,развивающая: развитие навыка анализа лирического стихотворения, развитие творческой активности,воспитывающая: воспитание любви к поэзии, живописи.
Наглядность:
портрет А. С. Пушкина, репродукция картины Шишкина «На севере диком», иллюстрации пейзажа, схемы – опоры.
Эпиграф:
Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.М. Горький.
Ход урока: Слово учителя
«Поэзия повсюду… Только нужно всмотреться, увидеть ее», — говорил К. Паустовский. И он, наверное, прав. Только далеко не каждый наделен таким даром: увидеть необычное в обычном и не каждый, увидев это, может подарить радость и красоту от общения с прекрасным окружающим. Но поэт в России больше, чем поэт. И в этом мы все больше убеждаемся, изучая литературу. Мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина и сегодня на уроке мы попытаемся увидеть и услышать поэтическую картину зимы, созданную в стихотворении поэта. (Запись темы и эпиграфа)
Тема: Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Эпиграф: Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.М. Горький. Вы уже знакомы со многими произведениями Пушкина. Он оставил нам богатое наследие.
В каждом из этих жанров Пушкин чувствадобрые лирой пробуждал.А это значит учил видеть необычное в обычном, учил добру, справедливости и красоте. Мы изучаем лирику. Давайте вспомним известные вам стихотворения Пушкина. Зимнее Зимняя Зимний утро! дорога! вечер! картины природы
Пейзаж (франц.) – изображение природы. — Только ли поэт, писатель может изобразить пейзаж, зимнее утро? — Скажите, пожалуйста, можно ли прочитав стихотворение, понять настроение автора?
Настроение – внутреннее состояние человека, которое не является постоянным и неизбежным.
В чем выражается настроение?
— Скажите, а когда у поэта рождается стихотворение? В какой момент он берется за перо, ручку? (когда ему очень хочется поделиться тем, что у него на душе) И оттого, какими чувствами переполнена душа зависит и настроение, которым проникнуто стихотворение.
Стихотворение, о котором пойдет речь на уроке, написано в ссылке 1825 г. в Михайловском, где Пушкин находился в неволе, далеко от родных и друзей. Это был очень трудный период его жизни. Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт в то время? Давайте прочитаем стихотворение «Зимний вечер» и попытаемся соотнести картины, изображенные поэтом с его внутренним миром. Тема стихотворения -___________________(совпадает с названием). Посмотрим, как построено стихотворение? (Композиция)
Работа со схемой – опорой.Какую картину нарисовал Пушкин? (непогода, мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач) Как эта картина соотносится с внутренним состоянием (настроением героя)? Как меняется интонация стихотворения?
Читаем стихотворение. Обращаемся к эпиграфу.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод:Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод:Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Работа со схемой – опорой. Какую картину нарисовал Пушкин? (непогода, мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач) Как эта картина соотносится с внутренним состоянием (настроением героя)? Как меняется интонация стихотворения?
Читаем стихотворение. Обращаемся к эпиграфу.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод: Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
Локотская средняя общеобразовательная школа №2
Урок литературы
в 5 классе
Урок подготовила:
Ченозуб И. В.
2007 год
Тема: Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Цель:
-
обучающая: углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, познакомить учащихся со стихотворением «Зимний вечер», помочь учащимся увидеть, услышать, понять картину, созданную поэтом,
-
развивающая: развитие навыка анализа лирического стихотворения, развитие творческой активности,
-
воспитывающая: воспитание любви к поэзии, живописи.
Наглядность:
портрет А. С. Пушкина, репродукция картины Шишкина «На севере диком», иллюстрации пейзажа, схемы – опоры.
Эпиграф:
Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.
М. Горький.
Ход урока:
Слово учителя
«Поэзия повсюду… Только нужно всмотреться, увидеть ее», - говорил К. Паустовский. И он, наверное, прав. Только далеко не каждый наделен таким даром: увидеть необычное в обычном и не каждый, увидев это, может подарить радость и красоту от общения с прекрасным окружающим. Но поэт в России больше, чем поэт. И в этом мы все больше убеждаемся, изучая литературу.
Мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина и сегодня на уроке мы попытаемся увидеть и услышать поэтическую картину зимы, созданную в стихотворении поэта.
(Запись темы и эпиграфа)
Тема: Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Эпиграф:
Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.
М. Горький.
Вы уже знакомы со многими произведениями Пушкина. Он оставил нам богатое наследие.
ЖАНРЫ
СКАЗКА ПОЭМЫ ПОВЕСТИ СТИХИТВОРЕНИЯ
В каждом из этих жанров Пушкин чувства
добрые лирой пробуждал.
А это значит учил видеть необычное в обычном, учил добру, справедливости и красоте. Мы изучаем лирику. Давайте вспомним известные вам стихотворения Пушкина.
Зимнее Зимняя Зимний
утро! дорога! вечер!
картины природы
Пейзаж (франц.) – изображение природы.
- Только ли поэт, писатель может изобразить пейзаж, зимнее утро?
- Скажите, пожалуйста, можно ли прочитав стихотворение, понять настроение автора?
Настроение – внутреннее состояние человека, которое не является постоянным и неизбежным.
В чем выражается настроение?
как человек говорит (каким тоном, какие слова использует) |
как относится к другим |
как поступает |
как воспринимает окружающий мир |
веселое настроение отличное
хорошее печальное грустное плохое
- Скажите, а когда у поэта рождается стихотворение? В какой момент он берется за перо, ручку?
(когда ему очень хочется поделиться тем, что у него на душе)
И оттого, какими чувствами переполнена душа зависит и настроение, которым проникнуто стихотворение.
радостными грустными
Стихотворение, о котором пойдет речь на уроке, написано в ссылке в 1825 г. в Михайловском, где Пушкин находился в неволе, далеко от родных и друзей. Это был очень трудный период его жизни.
Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт в то время?
Давайте прочитаем стихотворение «Зимний вечер» и попытаемся соотнести картины, изображенные поэтом с его внутренним миром.
Тема стихотворения -___________________(совпадает с названием).
Посмотрим, как построено стихотворение?
(Композиция)
Работа со схемой – опорой.
Буря! Ветхая лачужка Спой мне песню Сердцу станет веселей!
ц з ц з ц з ц з
тьма свист темнота щуршание голубой
мрак ветра жужжание белый
мгла завывание мирное
бури
(Р)
страх печаль доброта вера!
сердечность надежда!
Аллитерация - ____________________
(повторение однородн. соглас.)
кольцевая композиция
Какую картину нарисовал Пушкин? (непогода, мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач)
Как эта картина соотносится с внутренним состоянием (настроением героя)?
Как меняется интонация стихотворения?
Читаем стихотворение.
Обращаемся к эпиграфу.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения.
Обращаемся к эпиграфу!
Вывод:
Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями
В конспекте отсутствует этап рефлексии, слабо прослеживается деятельность учащихся. Было бы уместнее разместить материал урока, переработанный в соответствии с критериями новых ФГОС.
С уважением, С.А. Колодин.