Тема: Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания
Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания.
Наглядность:
1)портрет писателя; 2)иллюстрации к произведению; 3)схемы – опоры.
ТСО: Запись музыки И. Крутого.
Эпиграф:
1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. О. Волов. 2. Побеждай зло добром. (Библия)
I.Ход урока.
Скажи, какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет и косо посмотрели вслед? Или незримый, прочный след В чужой душе на много лет.
Л. Мартынов.
След, который оставил после себя Андрей Платонович Платонов на земле – след добра и человечности, честности и справедливости. Вот он перед вами ( портрет ) человек с удивительно грустными глазами, обыкновенной внешности, но такой необыкновенной души. Сегодня мы продолжаем изучать творчество Андрея Платонова и попробуем проанализировать рассказ «Юшка», отметить ключевые моменты, помогающие понять основную мысль произведения.
II.Сообщение темы и цели урока.
Скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось поделиться с кем – нибудь? (душа переполнена чувствами) Наверное, и писатель поэт берется за перо, когда его душа переполнена чувствами. И от того, какими чувствами именно радостными или грустными, зависит и настроение, которым проникнуто произведение. Хотя немаловажно Ито, что интересует писателя, чем он живет. — А чем живет (жил) Платонов?
Работаем со схемой №1
Человек, живущий по такой формуле, нравственный Человек
Словарная работа №1 — нравственность.
У Платонова сочетание нравственный человек чаще подменяется словом ЧЕЛОВЕК. « Я просто хочу быть Человеком. Человек для меня – редкость и праздник» Почему так? Потому что далеко не все живут по законам нравственности, далеко не все, но только не герои Платонова. Они живут по формуле жизни А. Платонова.
Работаем со схемой №2 (иллюстрации)
Какого цвета доброта?
Не сразу скажешь и не спешно Наверное, светлая она И очень теплая, конечно.
Быть добрым – это труд большой, Не разума, а труд души. Быть добрым в жизни – очень важно. Быть добрым – значит мир спасти.
Так это или нет, мы решим, проанализировав рассказ «Юшка». Определение жанра, особенности композиции. — Давайте вспомним, что такое рассказ и как он строится? (определим тему рассказа о Юшке, его отношении с людьми) С чего начинается рассказ?
Что узнаем о герое и какое первое впечатление о герое? а) занятие героя; б) портрет Юшки; в) характеристика взрослых, данная Юшке.
Развитие действия (взаимоотношения Юшки и людей)
Работаем со схемой №3
И могло бы сердце Юшке ожесточиться, закостенеть и выбрал бы он дорогу ЗЛА, мести, ненависти, но он очень любит людей и прощает их неумение любить человека. — Бывали ли в жизни Юшки счастливые минуты? (один раз в году в июне или августе)
Звучит музыка И. Крутого, на ее фоне ученица читает эпизод «Юшка на природе».
Так почему же Юшке так легко и просто? (Здесь его никто не обижает, здесь он дома, среди добра и красоты. Юшка поэт в душе, умеющий видеть и ценить красоту)
Читаю: Цветы, как люди на добро щедры И щедро людям нежность отдавая, Они цветут их души согревая, Как маленькие яркие костры.
Что же происходит, когда Юшка возвращается в город? Любому терпению, а терпение у Юшки было «адское», приходит конец. Так произошло и с Юшкой. Он больше не выдержал людской ненависти, людской злобы.
Ученики читают диалог ( в лицах ).
Кульминация : смерть Юшки.
— Как отреагировали люди на смерть Юшки? ( на похороны пришли все ) «Прощай, Юшка, и прости нас всех … Развязка:
— Когда люди снова вспомнили Юшку?
Ученица зачитывает эпизод «Приезд сироты»
— Что мы узнали о Юшке? Каким человеком он оказался? — Почему Юшка, отказывая себе во всем, помогает сироте? (сострадание, сопереживание)
Словарная работа №2: Милосердие.
— Скажите, если бы люди знали это решение, изменили бы они свое отношение к нему? — Почему он этого не сделал? (добро не нуждается в обратном адресе) Но добро Юшки дало ростки, и сирота щедро дарит его людям. — Какого человека мы называем красивым? — Можно ли Юшку назвать красивым человеком?
(обращаюсь к эпиграфу №1)
— Бывало ли Юшке стыдно перед самим собой за его жизнь?
(Нет, он действительно самый чистый, добрый)
А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь ему рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Определяем основную мысль произведения.
Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно.
III.Домашнее задание
Можно ли Юшку считать Красивым человеком и почему? (рассуждение письменно)
Локотская средняя общеобразовательная школа №2
Урок литературы
в 7 классе
Тема: Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания
(по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Подготовила : Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания.
Наглядность:
-
портрет писателя;
-
иллюстрации к произведению;
-
схемы – опоры.
ТСО:
Запись музыки И. Крутого.
Эпиграф :
1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. О. Волов.
2. Побеждай зло добром.
(Библия)
-
Ход урока.
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
и косо посмотрели вслед?
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет.
Л. Мартынов.
След, который оставил после себя Андрей Платонович Платонов на земле – след добра и человечности, честности и справедливости.
Вот он перед вами ( портрет ) человек с удивительно грустными глазами, обыкновенной внешности, но такой необыкновенной души.
Сегодня мы продолжаем изучать творчество Андрея Платонова и попробуем проанализировать рассказ «Юшка», отметить ключевые моменты, помогающие понять основную мысль произведения.
-
Сообщение темы и цели урока.
Скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось поделиться с кем – нибудь?
(душа переполнена чувствами)
Наверное, и писатель поэт берется за перо, когда его душа переполнена чувствами.
И от того, какими чувствами именно радостными или грустными, зависит и настроение, которым проникнуто произведение.
Хотя немаловажно Ито, что интересует писателя, чем он живет.
- А чем живет (жил) Платонов ?
Работаем со схемой №1
…Я больше всего люблю …
формула
жизни
Андрея
Платонова Мать Поле Церковный Потную
деревню колокол работу
доброта любовь к согласие трудолюбие
душевность Родине с богом
Человек, живущий по такой формуле, нравственный Человек
Словарная работа №1 - нравственность.
У Платонова сочетание нравственный человек чаще подменяется словом ЧЕЛОВЕК .
« Я просто хочу быть Человеком. Человек для меня – редкость и праздник»
Почему так? Потому что далеко не все живут по законам нравственности, далеко не все, но только не герои Платонова. Они живут по формуле жизни А. Платонова.
Работаем со схемой №2 (иллюстрации)
Вася Рубцов
Неизвестный Идея добра, Цветок
цветок человечности на земле
трудолюбия
Юшка
Какого цвета доброта?
Не сразу скажешь и не спешно
Наверное, светлая она
И очень теплая, конечно.
Быть добрым – это труд большой,
Не разума, а труд души.
Быть добрым в жизни – очень важно.
Быть добрым – значит мир спасти.
Так это или нет, мы решим, проанализировав рассказ «Юшка».
Определение жанра, особенности композиции.
- Давайте вспомним, что такое рассказ и как он строится? (определим тему рассказа о Юшке, его отношении с людьми)
Завязка
С чего начинается рассказ?
Что узнаем о герое и какое первое впечатление о герое?
а) занятие героя;
б) портрет Юшки;
в) характеристика взрослых , данная Юшке.
Развитие действия
(взаимоотношения Юшки и людей)
Работаем со схемой №3
Ласка Доброта Нежность Смех Радость Так
должно быть: -человечность, -справедливость. Взрослые Но:
-равнодушие, жестокость, черствость.
На природе
Дети
ассоциации
Зло жестокость
Дети и взрослые несут Юшке ЗЛО
И могло бы сердце Юшке ожесточиться, закостенеть и выбрал бы он дорогу ЗЛА, мести, ненависти, но он очень любит людей и прощает их неумение любить человека.
- Бывали ли в жизни Юшки счастливые минуты?
(один раз в году в июне или августе)
Звучит музыка И. Крутого, на ее фоне ученица читает эпизод «Юшка на природе».
Так почему же Юшке так легко и просто?
(Здесь его никто не обижает, здесь он дома, среди добра и красоты. Юшка поэт в душе, умеющий видеть и ценить красоту)
Читаю:
Цветы, как люди на добро щедры
И щедро людям нежность отдавая,
Они цветут их души согревая,
Как маленькие яркие костры.
Что же происходит, когда Юшка возвращается в город?
Любому терпению, а терпение у Юшки было «адское», приходит конец. Так произошло и с Юшкой. Он больше не выдержал людской ненависти, людской злобы.
Ученики читают диалог ( в лицах ) .
Кульминация : смерть Юшки.
- Как отреагировали люди на смерть Юшки?
( на похороны пришли все )
«Прощай, Юшка, и прости нас всех …
Развязка :
- Когда люди снова вспомнили Юшку?
Ученица зачитывает эпизод «Приезд сироты»
- Что мы узнали о Юшке?
Каким человеком он оказался?
- Почему Юшка, отказывая себе во всем, помогает сироте?
(сострадание, сопереживание)
Словарная работа №2: Милосердие.
- Скажите, если бы люди знали это решение, изменили бы они свое отношение к нему?
- Почему он этого не сделал ?
(добро не нуждается в обратном адресе)
Но добро Юшки дало ростки, и сирота щедро дарит его людям.
- Какого человека мы называем красивым?
- Можно ли Юшку назвать красивым человеком?
(обращаюсь к эпиграфу №1)
- Бывало ли Юшке стыдно перед самим собой за его жизнь?
(Нет, он действительно самый чистый, добрый)
А. П. Чехов писал:
«Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь ему рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» .
Определяем основную мысль произведения.
Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно.
-
Домашнее задание
Можно ли Юшку считать Красивым человеком и почему?
(рассуждение письменно)
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Достоинство предложенной Вами разработки снижает её несоответствие критериям
С уважением, С.А. Колодин.