Урок литературы - 10 класс. Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»
(по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)
Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию
Оборудование: музыкальное оформление «Авэ Мария».
Наглядность: портрет В. Распутина, схемы опоры, выставка книг писателя.
Эпиграф:
Господи, что это за мир, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку.
В. Распутин.
Это протест и молитва самой русской природы за всех, вышедших и не вышедших из окопа прозябания – выживания.
В. Чалмаев.
I.Вступительное слово учителя
«Мы не хирурги, мы боль», — говорил в свое время о нелегкой, спасительной и мучительной миссии писателя А. И. Герцен. Боль за человека и неустанные поиски надежды – вот главное, что объединяет все произведения писателя, о котором сегодня мы будем говорить на уроке. Это Валентин Распутин. Имя для вас не новое, а вот произведение, о котором пойдет речь – новое слово писателя современникам, а значит нам с вами. Тема урока (запись темы, эпиграфы). Название повести обыденное, малообещающее, но это только на первый взгляд.
II.Беседа с классом
— Скажите, когда писатель берется за перо? — Каждое произведение Распутина – это не столько всплеск чувств, сколько крик души: Так не должно быть! Люди, остановитесь.
Обращаюсь к выставке книг.
Определение жанра произведения. Повесть — … Ретроспектива -… Публицистическая (лат.) – посвященная обсуждению насущных социальных вопрос с целью прямого воздействия на общественное мнение. — О каком времени идет речь в повести? (о нашей современности) — Как сам автор называет это время? (дурное время, «изуродованный ход жизни»).
Назовите признаки современной жизни безработица учебники истории телепередачи И если раньше Распутин ставил вопрос: «Как жить?», то в этой повести остро стоит вопрос: «Как выжить в этом мире, оставаясь человеком?»
Читаю:
Как страшно в этом мире жить,
Где все давно решают деньги
Где можно все продать, купить
А совести где нет и тени.
Вдруг стало как – то все не так
И друг не друг, и враг не враг
Нельзя по совести решить
Что делать и как дальше жить
Именно эти вопросы волнуют героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана»
Анализ произведения — С чего начинается повествование? — Почему так волнуется Тамара Ивановна? (нарушен привычный ритм жизни семьи, страшное время: можно ожидать чего угодно) Мотивы тревоги – лейтмотив всей повести от начала до конца. — Ночь поисков дочери, расспросов подруг, посещения общежития результатов не дали. — Как ведут себя родители?
Бессонная ночь Отец уходит матери спать (о чем думает, что вспоминает)
Утро. — Что будем делать дальше? — Не знаю? Не знаю? — В какой момент решено было обратиться в милицию? Почему не сразу? (недоверие милиции, нет надежды на власть). Зачитываем эпизод. В милиции. (С чем приходят, с тем и уходят люди. Как отреагировали в милиции? Дети — «дурное время») Нет, не напрасно волновалась Т. И. – произошла страшная трагедия: дочь подверглась зверскому изнасилованию. — Встреча родителей Светки. Какие чувства переполняют Т. И.? (, боль больнее боли) Описание Светки (зачитываем). — Кто нашел преступника и привел в милицию? Т. И. вытравила свою судьбу, как крепость, но теперь в этой крепости такая брешь, что трудно залатывать. И это она понимала точно. — На что надеялись родители Светки, написав заявление в милицию? С чем столкнулись?(справедливое наказание тому, кто совершил преступление) Начинается хождение по мукам. Душа разрывается от боли, а кругом тишина. Как переживают трагедию в семье?
Почему Т. И. все чаще обращается в мыслях к прошлому? Ретроспекция (там другая жизнь, там нет зла и насилия) Трагедия произошла с дочерью, но в центре повести (гл. героиня) Т. И.? Почему? (удар судьбы и за Светку и за все происходящее принимает на себя) Русский народ отличается долготерпением? Долго терпела и Т. И., ожидания наказания преступника. Но терпение не бесконечно, оно накапливалось изо дня в день. После очередного визита к следователю она снова задает вопрос мужу. — Что будем делать, отец? И снова ответ: — Не знаю. (возмущение Т. И. о птицах, зверях и червях — они сопротивляются перед опасностью) — Встреча с прокурором (зачитываем). Происходит перелом в характере Т. И. Больше терпеть она не в силах.
Тема «А я не хочу так жить, не умею…» — Сцена семейного ужина. — Какое решение принимает Т. И.? Почему она не говорит об этом мужу? — Сон накануне самосуда, устроенного героиней? Его (сна) роль? (предупреждение отца о том, что сама задуманная идея – противоестественна человеку) — Почему Т. И не прислушалась к голосу отца? (необходимо стать поперек подлости, заявить о том, что есть еще сильные люди, способные противостоять злу, беззаконию – иначе это никогда не кончится). Самосуд, наказание. Речь на суде Т. И. — Как оценил поступок Т. И. муж? Встреча матери со Светкой (читаем).
Работаем со схемой. Так, кто же еще из героев не хочет и не может жить в мире, где рушиться все святое? Смысл названия повести. Сила характера передается из поколения в поколение и пока есть эта связывающая нить – есть надежда, что народному терпению придет конец и как в войну (вспоминал отец) всем миром поднялись, перекрестились и вперед! С кем из героев связаны надежды на нравственное возрождение общества?
Вывод: (Иван восстанавливает церковь) В чем заключается основная мысль повести? (Что же с нами происходит, предупреждение о нравственной катастрофе). Ты проснешься ль?.. Эпиграф №2.
III.Домашнее задание
Локотская средняя общеобразовательная школа №2
Урок литературы
в 10 классе
Тема: «А я не хочу так жить, не умею…»
(по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)
Подготовила : Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, совершенствовать навык анализа художественного произведения, подвести учащихся к пониманию основной мысли повести, воспитывать активную жизненную позицию
Оборудование : музыкальное оформление «Авэ Мария».
Наглядность: портрет В. Распутина, схемы опоры,
выставка книг писателя.
Эпиграф:
-
Господи, что это за мир, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку.
В. Распутин.
-
Это протест и молитва самой русской природы за всех, вышедших и не вышедших из окопа прозябания – выживания.
В. Чалмаев.
-
Вступительное слово учителя
«Мы не хирурги, мы боль», - говорил в свое время о нелегкой, спасительной и мучительной миссии писателя А. И. Герцен.
Боль за человека и неустанные поиски надежды – вот главное, что объединяет все произведения писателя, о котором сегодня мы будем говорить на уроке.
Это Валентин Распутин.
Имя для вас не новое, а вот произведение, о котором пойдет речь – новое слово писателя современникам, а значит нам с вами.
Тема урока (запись темы, эпиграфы).
Название повести обыденное, малообещающее, но это только на первый взгляд.
-
Беседа с классом
- Скажите, когда писатель берется за перо?
- Каждое произведение Распутина – это не столько всплеск чувств, сколько крик души: Так не должно быть! Люди, остановитесь.
Обращаюсь к выставке книг.
Определение жанра произведения.
Повесть - …
Ретроспектива -…
Публицистическая (лат.) – посвященная обсуждению насущных социальных вопрос с целью прямого воздействия на общественное мнение.
- О каком времени идет речь в повести? (о нашей современности)
- Как сам автор называет это время? (дурное время, «изуродованный ход жизни»).
Назовите признаки современной жизни
рынок беззаконие наркомания бомжи
безработица учебники истории телепередачи
И если раньше Распутин ставил вопрос: «Как жить?», то в этой повести остро стоит вопрос: «Как выжить в этом мире, оставаясь человеком?»
Читаю:
Как страшно в этом мире жить,
Где все давно решают деньги
Где можно все продать, купить
А совести где нет и тени.
Вдруг стало как – то все не так
И друг не друг, и враг не враг
Нельзя по совести решить
Что делать и как дальше жить
Именно эти вопросы волнуют героев повести «Дочь Ивана, мать Ивана»
Анализ произведения
- С чего начинается повествование?
- Почему так волнуется Тамара Ивановна?
(нарушен привычный ритм жизни семьи, страшное время: можно ожидать чего угодно)
Мотивы тревоги – лейтмотив всей повести от начала до конца.
- Ночь поисков дочери, расспросов подруг, посещения общежития результатов не дали.
- Как ведут себя родители?
Бессонная ночь Отец уходит
матери спать
(о чем думает, что вспоминает)
Утро.
- Что будем делать дальше?
- Не знаю? Не знаю?
- В какой момент решено было обратиться в милицию? Почему не сразу?
(недоверие милиции, нет надежды на власть).
Зачитываем эпизод. В милиции.
(С чем приходят, с тем и уходят люди. Как отреагировали в милиции? Дети - «дурное время»)
Нет, не напрасно волновалась Т. И. – произошла страшная трагедия: дочь подверглась зверскому изнасилованию.
- Встреча родителей Светки.
Какие чувства переполняют Т. И.? (,боль больнее боли)
Описание Светки (зачитываем) .
- Кто нашел преступника и привел в милицию?
Т. И. вытравила свою судьбу, как крепость, но теперь в этой крепости такая брешь, что трудно залатывать. И это она понимала точно.
- На что надеялись родители Светки, написав заявление в милицию? С чем столкнулись?(справедливое наказание тому, кто совершил преступление)
Начинается хождение по мукам.
Душа разрывается от боли, а кругом тишина.
Как переживают трагедию в семье?
Т. И. --------------- Анатолий -------- Иван -------- Светка
(мать) (отец) (сын)
замкнулась
Страшно переживает, молчит много в себе
всю боль берет на себя размышляет о жизни
Как жить дальше?
Почему Т. И. все чаще обращается в мыслях к прошлому?
Ретроспекция (там другая жизнь, там нет зла и насилия)
Трагедия произошла с дочерью, но в центре повести (гл. героиня) Т. И.? Почему? (удар судьбы и за Светку и за все происходящее принимает на себя)
Русский народ отличается долготерпением?
Долго терпела и Т. И., ожидания наказания преступника.
Но терпение не бесконечно, оно накапливалось изо дня в день.
После очередного визита к следователю она снова задает вопрос мужу.
- Что будем делать, отец?
И снова ответ:
- Не знаю.
(возмущение Т. И. о птицах, зверях и червях - они сопротивляются перед опасностью)
- Встреча с прокурором (зачитываем) .
Происходит перелом в характере Т. И.
Больше терпеть она не в силах.
Тема «А я не хочу так жить, не умею…»
- Сцена семейного ужина.
- Какое решение принимает Т. И.?
Почему она не говорит об этом мужу?
- Сон накануне самосуда, устроенного героиней? Его (сна) роль? (предупреждение отца о том, что сама задуманная идея – противоестественна человеку)
- Почему Т. И не прислушалась к голосу отца?
(необходимо стать поперек подлости, заявить о том, что есть еще сильные люди, способные противостоять злу,
беззаконию – иначе это никогда не кончится) .
Самосуд, наказание.
Речь на суде Т. И.
- Как оценил поступок Т. И. муж?
Встреча матери со Светкой (читаем) .
Работаем со схемой.
Егоровна Иван Савельевич
«Я бы так не «А как мы в войну»
смогла…а она
героиня» «Надо быть
сильной, сильнее себя…»
Анатолий
«Это я должен Светка Иван
был сделать»
«Как же мне «Необходимо
жить мама?» создавать из
себя крепкий
орешек»
Так, кто же еще из героев не хочет и не может жить в мире, где рушиться все святое?
Смысл названия повести.
Тамара Ивановна
Иван Савельевич, отец Дочь Ивана, мать Ивана сын Иван
Сила характера передается из поколения в поколение и пока есть эта связывающая нить – есть надежда, что народному терпению придет конец и как в войну (вспоминал отец) всем миром поднялись, перекрестились и вперед!
С кем из героев связаны надежды на нравственное возрождение общества?
Вывод: (Иван восстанавливает церковь)
В чем заключается основная мысль повести?
(Что же с нами происходит, предупреждение о
нравственной катастрофе) .
Ты проснешься ль ?... Эпиграф №2.
-
Домашнее задание
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями
С уважением, С.А. Колодин.