Урок развития речи - 7 класс. Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода»
Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.
Наглядность:
1)репродукции картин русских художников о весне; 2)эпиграфы к сочинению, уроку.
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя
Не привыкайте к чудесам – Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прислушивайтесь к родникам. Ничто не повторится!
Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться. Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту». Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам. И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться. Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода». Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном. — Скажите, в какой момент рождается произведение искусства? Художник, смотрите, художник! Пришел и сидит на пеньке. При нем голенастый треножник И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки, А прямо – огромный закат, Два стройных жирафа на стройке, Как черные тени стоят.
Художник, смотрите, художник! Сидит посреди пустыря… Зачем – то сорвал подорожник, Задумался – видно, не зря!
И кто – то в квартире 200 – сотой Соседу в окно помахал: «У нас тут такие красоты – Художники ходят, слыхал». ( М. Богородицкая ) — О чем это стихотворение? (Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)
— Что привлекло внимание художника? (Огромный закат)
— Закат – это явление, картина природы, не так ли? — Что мы еще относим к картинам природы?
Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней. Или сад и облака. Или снежная равнина, Или поле и шалаш. Обязательно картина Называется пейзаж.
II.Словарная работа
1) Пейзаж – изображение природы (франц.) Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные), а есть такие, которые создали фантазия художника.
— Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?
2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.) Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей. Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.
III.Работа с картиной
— Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину. — как называется картина? Какое еще название можно дать картине? Определяем тему – изображение весны. — Какое настроение вызывает картина?
(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе) — А можно было бы так сказать о картине? Люблю весну в ее разгаре, Когда уже сошли снега, Когда природа оживает И реки скрыли берега. Когда все ярче светит солнце, Когда синеет небосвод, Когда вокруг все словно дышит И свежестью все отдает. — Почему? (т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают) — А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию. — Что изображено на картине? — Что сразу бросается в глаза? На переднем плане картины: 1)березовая роща, затопленная талой водой; 2)небо, занимающее большое пространство; 3)лодка у песчаного берега; 4)простор света и воздуха.
роща → вода → небо → воздух
— Что еще нам помогает распознать в этой картине весну? (сочетание цветов) Колорит – цвет, от лат. color.
Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета», а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)
— Какие краски использует Левитан? (более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха) Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни. Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день? (легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка) — А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ? -Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года». — Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского? (Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы) Душа поет – рождение музыки!
IV.Составление плана
1. И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.2. Весна кругом живет и дышит».3. Описание картины «Весна. Большая вода»: а) затопленная роща; б) необъятное пространство света и воздуха; в) незримое присутствие человека. 4. Колорит картины.5. Чем мне нравится этот пейзаж.
V.Подбор эпиграфа к сочинению
а) Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями, На потопленные луга ( А. Пушкин ) б) Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает Утро года… (А. Пушкин ) в) Весна! Весна кругом Живет и дышит. Весна, весна шумит Со всех сторон. ( М. Исаковский)
VI Работа над сочинением (самостоятельная)
Локотская средняя общеобразовательная школа №2
Урок развития речи
в 6 классе
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода»
Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.
Наглядность :
-
репродукции картин русских художников о весне;
-
эпиграфы к сочинению, уроку.
Ход урока :
-
Вступительное слово учителя
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прислушивайтесь к родникам.
Ничто не повторится!
Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться.
Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту».
Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам.
И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться.
Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».
Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном.
- Скажите, в какой момент рождается произведение искусства?
Художник, смотрите, художник!
Пришел и сидит на пеньке.
При нем голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки,
А прямо – огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке,
Как черные тени стоят.
Художник , смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем – то сорвал подорожник ,
Задумался – видно, не зря!
И кто – то в квартире 200 – сотой
Соседу в окно помахал:
«У нас тут такие красоты –
Художники ходят, слыхал».
( М. Богородицкая )
- О чем это стихотворение?
(Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)
- Что привлекло внимание художника?
(Огромный закат)
- Закат – это явление, картина природы, не так ли?
- Что мы еще относим к картинам природы?
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней.
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш.
Обязательно картина
Называется пейзаж.
-
Словарная работа
1) Пейзаж – изображение природы (франц.)
Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные) , а есть такие, которые создали фантазия художника.
- Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?
2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.)
Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей.
Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.
-
Работа с картиной
- Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину.
- как называется картина? Какое еще название можно дать картине?
Определяем тему – изображение весны.
- Какое настроение вызывает картина?
(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе)
- А можно было бы так сказать о картине?
Люблю весну в ее разгаре,
Когда уже сошли снега,
Когда природа оживает
И реки скрыли берега.
Когда все ярче светит солнце,
Когда синеет небосвод,
Когда вокруг все словно дышит
И свежестью все отдает.
- Почему?
(т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают)
- А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию.
- Что изображено на картине?
- Что сразу бросается в глаза?
На переднем плане картины:
-
березовая роща, затопленная талой водой;
-
небо, занимающее большое пространство;
-
лодка у песчаного берега;
-
простор света и воздуха.
роща → вода → небо → воздух
Березовая Молодая Еще оголенные стволы деревьев Тонкий рисунок березовых ветвей |
Прозрачная Зеркальная Талая |
Лодка Незримое присутствие человека |
Светлое Голубое Голубой небосклон |
Чистый Свежий Прозрачный Наполненный солнцем и теплом Проникнут первым дыханием весны |
- Что еще нам помогает распознать в этой картине весну?
(сочетание цветов)
Колорит – цвет, от лат. color.
Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета» , а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)
Цвет
Теплый Холодный
Желтый Синий
Оранжевый Фиолетовый
Красный Голубой
- Какие краски использует Левитан?
(более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха)
Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни.
Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день?
(легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка)
- А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ?
-Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года».
- Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского?
(Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы)
Душа поет – рождение музыки!
-
Составление плана
-
И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.
-
«Весна кругом живет и дышит».
-
Описание картины «Весна. Большая вода»:
а) затопленная роща;
б) необъятное пространство света и воздуха;
в) незримое присутствие человека.
-
Колорит картины.
-
Чем мне нравится этот пейзаж .
-
Подбор эпиграфа к сочинению
а) Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями,
На потопленные луга
( А. Пушкин )
б) Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает
Утро года…
(А. Пушкин )
в) Весна! Весна кругом
Живет и дышит.
Весна, весна шумит
Со всех сторон.
( М. Исаковский)
-
Работа над сочинением (самостоятельная)
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»