В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок литературы - 10 класс. Тема: Мир духовных изысканий Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Урок литературы - 10 класс. Тема: Мир духовных изысканий Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 9410
Краткое описание
Выяснить социальные и философские истоки бунта Раскольникова, причины преступления героя, помочь учащимся постичь мир духовных исканий Раскольникова, развивать умение анализировать умение текст.
Описание
Урок литературы в 10 классе
Тема: Мир духовных изысканий Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Подготовила: Чернозуб И. В.

Цели и задачи:
Выяснить социальные и философские истоки бунта Раскольникова, причины преступления героя, помочь учащимся постичь мир духовных исканий Раскольникова, развивать умение анализировать умение текст.
Эпиграф:
Свойства палача в зародыши находятся в каждом современном человеке. Но не равно развиваются звериные свойства человека.
Ф. М. Достоевский «Записки из мертвого дома».

Ход урока:

Вступительное слово учителя

Мы продолжаем знакомство с романом Достоевского «Преступление и наказание». На прошлом уроке мы говорили о суровом правде жизни, изображенной автором на страницах романа. Вместе с героем романа мы прошли по улицам Петербурга, познакомились с внешним обликом людей перешедших из разряда бедных в разряд нищих, условиями их жизни. Так, каков же мир, в котором живут герои Достоевского?

Нет в жизни счастья человеку,
Где процветает ложь, обман. Где нищета как норма жизни. И каждый болен или пьян.
Где искалеченные судьбы Куда не бросишь только взгляд. И даже маленькие дети Существование влачат
Отравлен воздух, мрачен день И сны кошмарные витают, И во спасенье жизнь сама Идеи смутные рождает.
— В какой момент мы встречаемся с героем? (идет на пробу своего предприятия) Вот уже целый месяц сознание героя в плену у идеи. — Как сам Раскольников называет свое предприятие, свою идею?
Слова лексически несочитаемы слились в сознании Раскольникова в идиому (неделимость) и полностью сковали его разум. И вылились в настоящую идею. — В какой момент Раскольников решается на преступление? (подслушанный разговор) — Что испугало Раскольникова в тот момент? (он об этом только подумал, и вдруг его мысли были признаны вслух) — Эта идея витает в воздухе, ей он заражен, отравлен и приходит к выводу, что его задуманное предприятие действительно реально, если оно волнует не одного его. Именно с этого момента начинается мучительная борьба героя. — Что составляет основу конфликта? Чернышевский писал, что Толстой открыл диалектику души, т. е. показал как одни мысли и чувства развиваются в одном человеке, а Достоевский открыл двойственность души, т.е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, высоким и низким. О двойственности в литературе много сказал Омар Хайям. Мы источник веселья и скорби родных. Мы вместилище и чистый родник. Человек, как в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и он же безмерно велик . У Державина: Я царь, я раб Я червь, я бог… Лермонтов – образ Печорина: Во мне два человека. Один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. — Потому что именно так и происходит в его душе.
Мысли На данный момент у Раскольникова «все», что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как «арифметика», но он «все еще сам себе не верил». — В чем же сомневался герой? Давайте проследим за мыслями и чувствами героя. Вот Раскольников вышел из своей каморки на пробу своего предприятию (что подтолкнуло его к этому мысль или чувство?). — Что испытывает герой, когда возвращается от старухи – процентщицы? Ему страшно хочется побыть среди людей. И только он выпивает стакан пива. «Вздор!»… — Эпизод встречи с Мармеладовым. — Почему именно на Раскольникова обратил внимание Мармеладов? ( в лице какая – то скорбь ) — О чем Раскольников узнает из рассказа Мармеладова? ( В душе Раскольникова рождается боль и горечь из – за положения Сони, вынужденной продавать себя ради близких людей, и возмущение тем, что люди привыкли к подлости. «Ко всему – то подлец – человек привыкает!» ) От частной судьбы (Сонечки) и мысль Раскольникова идет к общим выводам о подлой и унизительной жизни всего человечества. Подло и мерзко это существование, когда жизнь покупается такой позорной ценой. Неразрешимость ситуаций, в которые попадают герои романа, зависит не от воли людей, а от состояния мира. Сама жизнь толкает Соню Мармеладову на преступление. Тогда можно назвать ее поступок «подлым»? И значит нечем возмущаться, а нужно признать оправданным всякое нарушение нравственных норм. Тоже самое происходит после встречи Раскольникова с девочкой на бульваре.
Мысль Раскольникова идет от частного к общему.
Частный факт приводит героя к глубоким выводам о социальном устройстве общества. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «Так тому и быть». В Раскольникове постоянная борьба – он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», не принимает такую жизнь, но в тоже время готов ее оправдать, готов согласиться, принять мир. Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов. Письмо матери. Решительный ответ. «Не бывать тому!» Это решение свойство того, что принять такой порядок вещей, когда жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели, Раскольников не может и не хочет. Когда нужно спасать ближних от нравственной гибели – Раскольников вновь, протестуя против этого – приходит к идеи убийства.
Таблица: причины преступления.
1.Нравственная Раскольников гордый, высоко себя ценит, борьба противоположных чувств 2.Психологическая Уединился в себе, одиночество 3.Социальная Был задавлен бедностью. 4.Философская В основе лежит теория безверия, безбожия

Протест против социальной несправедливости, против нарушения нравственных законов, против безвыходности положения приводит к активной работе мысли, которая выливается в теорию Раскольникова, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Вывод : Истоки преступления – социальные и философские; в безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова разные чувства, которые выливаются в мысли.
Домашнее задание : Теория Раскольникова – ч. 3 гл. 5, эпизод встречи Сони Мармеладовой с Раскольниковым – ч. 4 гл. 4.
Вопросы: 1) В чем главная причина преступления? 2)Каков мотив убийства, из тех которые Раскольников называет Сони, является ведущим?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок литературы 4.doc Скачать


Локотская средняя общеобразовательная школа №2



Урок литературы

в 10 классе


Тема:

Мир духовных изысканий Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.









Подготовила : Чернозуб И. В.


Цели и задачи:




Выяснить социальные и философские истоки бунта Раскольникова, причины преступления героя, помочь учащимся постичь мир духовных исканий Раскольникова, развивать умение анализировать умение текст.





Эпиграф:




Свойства палача в зародыши находятся в каждом современном человеке. Но не равно развиваются звериные свойства человека.


Ф. М. Достоевский

«Записки из мертвого дома».







Ход урока :


  1. Вступительное слово учителя


Мы продолжаем знакомство с романом Достоевского «Преступление и наказание». На прошлом уроке мы говорили о суровом правде жизни, изображенной автором на страницах романа.

Вместе с героем романа мы прошли по улицам Петербурга, познакомились с внешним обликом людей перешедших из разряда бедных в разряд нищих, условиями их жизни.

Так, каков же мир, в котором живут герои Достоевского?


Нет в жизни счастья человеку,

Где процветает ложь, обман.

Где нищета как норма жизни.

И каждый болен или пьян.


Где искалеченные судьбы

Куда не бросишь только взгляд.

И даже маленькие дети

Существование влачат


Отравлен воздух , мрачен день

И сны кошмарные витают,

И во спасенье жизнь сама

Идеи смутные рождает.

- В какой момент мы встречаемся с героем?

(идет на пробу своего предприятия)

Вот уже целый месяц сознание героя в плену у идеи.

- Как сам Раскольников называет свое предприятие, свою идею?


Безобразная Мечта



Чувство безграничного Стремление сделать

отвращения к тому, добро людям, изменить

что задумал безобразный мир




Слова лексически несочитаемы слились в сознании Раскольникова в идиому (неделимость) и полностью сковали его разум. И вылились в настоящую идею.

- В какой момент Раскольников решается на преступление?

(подслушанный разговор)

- Что испугало Раскольникова в тот момент?

(он об этом только подумал, и вдруг его мысли были признаны вслух)

- Эта идея витает в воздухе, ей он заражен, отравлен и приходит к выводу, что его задуманное предприятие действительно реально, если оно волнует не одного его.

Именно с этого момента начинается мучительная борьба героя.

- Что составляет основу конфликта?

Чернышевский писал, что Толстой открыл диалектику души, т. е. показал как одни мысли и чувства развиваются в одном человеке, а Достоевский открыл двойственность души, т.е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, высоким и низким.

О двойственности в литературе много сказал

Омар Хайям.

Мы источник веселья и скорби

родных.

Мы вместилище

и чистый родник .

Человек, как в зеркале мир,

многолик .

Он ничтожен и он же

безмерно велик .

У Державина :

Я царь, я раб

Я червь, я бог…

Лермонтов – образ Печорина :

Во мне два человека.

Один живет в полном

смысле этого слова,

другой мыслит и судит его.

- Потому что именно так и происходит в его душе.



Чувства



Раскольников



Мысли

На данный момент у Раскольникова «все», что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как «арифметика», но он «все еще сам себе не верил».

- В чем же сомневался герой?

Давайте проследим за мыслями и чувствами героя.

Вот Раскольников вышел из своей каморки на пробу своего предприятию (что подтолкнуло его к этому мысль или чувство?) .

- Что испытывает герой, когда возвращается от старухи – процентщицы?

Ему страшно хочется побыть среди людей.

И только он выпивает стакан пива.

«Вздор!»…

- Эпизод встречи с Мармеладовым.

- Почему именно на Раскольникова обратил внимание Мармеладов ?

( в лице какая – то скорбь )

- О чем Раскольников узнает из рассказа Мармеладова?

( В душе Раскольникова рождается боль и горечь из – за положения Сони, вынужденной продавать себя ради близких людей, и возмущение тем, что люди привыкли к подлости. «Ко всему – то подлец – человек привыкает!» )

От частной судьбы (Сонечки) и мысль Раскольникова идет к общим выводам о подлой и унизительной жизни всего человечества.

Подло и мерзко это существование, когда жизнь покупается такой позорной ценой.

Неразрешимость ситуаций, в которые попадают герои романа, зависит не от воли людей, а от состояния мира.

Сама жизнь толкает Соню Мармеладову на преступление.

Тогда можно назвать ее поступок «подлым»?

И значит нечем возмущаться, а нужно признать оправданным всякое нарушение нравственных норм.

Тоже самое происходит после встречи

Раскольникова с девочкой на бульваре.


Бедная девочка! Процентщицы стало быть и тревожиться нечего.



Мысль Раскольникова идет от частного к общему.

Частный факт приводит героя к глубоким выводам о социальном устройстве общества. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «Так тому и быть» .

В Раскольникове постоянная борьба – он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», не принимает такую жизнь, но в тоже время готов ее оправдать, готов согласиться, принять мир.

Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов.

Письмо матери.

Решительный ответ.

«Не бывать тому!»

Это решение свойство того, что принять такой порядок вещей, когда жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели, Раскольников не может и не хочет.

Когда нужно спасать ближних от нравственной гибели – Раскольников вновь, протестуя против этого – приходит к идеи убийства.


Таблица: причины преступления.


  1. Нравственная Раскольников гордый, высоко

себя ценит, борьба

противоположных чувств

  1. Психологическая Уединился в себе, одиночество

  2. Социальная Был задавлен бедностью.

  3. Философская В основе лежит теория

безверия, безбожия


Протест против социальной несправедливости, против нарушения нравственных законов, против безвыходности положения приводит к активной работе мысли, которая выливается в теорию Раскольникова, но об этом мы поговорим на следующем уроке.


Вывод :

Истоки преступления – социальные и философские; в безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова разные чувства, которые выливаются в мысли.


Домашнее задание :

Теория Раскольникова – ч. 3 гл. 5, эпизод встречи Сони Мармеладовой с Раскольниковым – ч. 4 гл. 4.


Вопросы:

  1. В чем главная причина преступления?

  2. Каков мотив убийства, из тех которые Раскольников называет Сони, является ведущим?



ChernozubI_Literatura.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос