В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок литературы - 7 класс. Тема: Баллада А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Урок литературы - 7 класс. Тема: Баллада А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 14461
Краткое описание
Знакомство с балладой А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; совершенствовать умения анализировать произведение; помочь учащимся увидеть картину нравов, отношений и характеров, сопоставить с легендой, отметить особенности композиции, языка; воспитание лучших качеств характера.
Описание
Урок литературы в 7 классе
Тема: Баллада А.С. Пушкина
«Песнь о Вещем Олеге»
(Поэтическая картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. Особенности композиции. Язык баллады)

Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи: 

Знакомство с балладой А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; совершенствовать умения анализировать произведение; помочь учащимся увидеть картину нравов, отношений и характеров, сопоставить с легендой, отметить особенности композиции, языка; воспитание лучших качеств характера.
Наглядность:
1)иллюстрации к балладе; 2)Боян (певец); 3)схемы – опоры; 4)портрет А.С. Пушкина.

Эпиграф:
Дела давно минувших дней, Преданье старины глубокой …
А. С. Пушкин.

I.Слово учителя.

Есть у Г. Уэлса мечта – фантазия о машине времени. Разве поэзия (искусство) не обладает фантастическим качеством перемещении во времени и пространстве? Да, один из «волшебных» свойств поэзии – ее способность приближать время и уничтожать расстояние. В этом мы убедимся сегодня на уроке. (сообщение темы урока, цели и эпиграф)
Влечет меня старинный слог Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов И современнее и резче … Б. Ахмадулина. Сегодня, вы достаточно знакомы с творчеством А.С.Пушкина, чтобы достаточно определить основную тему его поэзии. Как характеризует это поэта?
Скажите, откуда у Пушкина любовь к слову, к литературе?
Да, это они день за днем прививали любовь к литературе, к слову, где мысли поэта преображались и выливались в целые произведения. — Давайте вспомним, как работал поэт, что происходило в его творческой лаборатории?
Как сам поэт говорил о вдохновении, которое его посещало?
Хочу я быть немножко старомодным,- Не то я временностью смыт, Чтоб стыдно за меня не стало мертвым Познавшим жизни старый добрый смысл.
Легенда о смерти Олега поразила воображение Пушкина и ему захотелось воскресить то далекое время, когда существовала Киевская Русь.
Влечет меня старинный слог…
И под пером Пушкина возникает далекое время. Поэт не просто пересказывает легенду, а заставляет читателя услышать старинную речь, увидеть  князя и его дружину, испытать разнообразные чувства. Дома вы прочитали отрывок из летописи и балладу, отметили в чем состоит сходство и различие.

II.Давайте определим жанр.

(Что такое жанр?) — Пушкин называл «Песнь …» опр. литер. баллада
Указ на близость фольклору
Слияние двух жанров. Баллада (подобно былине чтение на распев)

III.Определение тема.

О чем или о ком это произведение?Можно ли по названию произведения определить время, о котором рассказывает Пушкин, когда происходит событие?
Вещий Олег (название конкретное: ист. лицо + эпитет Вещий – слово ушедшее из повседневного обихода) Есть ли еще в балладе слова, выражения, указывающее на время? Раскрытие авторского замысла идет вслед за композицией, поэтому и мы последуем этому пути анализа. Итак, начало баллады – I вступление. — О чем мы узнаем? (зачитываем) — Что узнаем о князе Олеге?От чего же омрачилось чело князя?
(от смерти, предсказанной кудесником)
Не в бою, как воин
Не от ран,
Не от старости, как положено,
А бесславная смерть от коня.
— Почему он хочет обмануть судьбу, верит ли он кудеснику?
Внешне – нет, но в душе…
— Каким он образом пытается обойти судьбу?
(зачитываем)
Сцена прощания с конем.

В письме к Бестужеву в январе Пушкин писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе – есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Мы с этим можем согласиться, а можем и не согласиться. (зачитываем) Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. В старину конь – в прямом смысле был боевым соратником человека. Для Олега – он товарищ, слуга, с кем вместе прожита славная жизнь. («Коней на переправе не меняют») Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты: смелость, верность, преданность. — Что происходит дальше? (Изменился ли Олег с годами?) — Презрение к кудеснику, насмешливость и что совсем не к лицу доблестному воину, оскорбление! — Но кудесник оказался прав!

IV.Заключение.

Кто же на самом деле «Вещий»?
Летопись (легенда)
Баллада

Один сюжет (ист. событие)
Проза (рассказ о событии). Название действующего лица
Язык (высокий стиль)
Поэтический текст
Поэтическое осмысление событий
Даны характеры действующих лиц
Четко выделяются части композиции
Используются выразительные средства

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
Свою раскованную речь,
Свою пленительную участь,
Как бы шаля, глаголом жечь!
Эпитеты
Сравнение
Олицетворение
Авторская хар – ка героев


Идея, основная мысль — в устах кудесника:
свобода, независимость, неподкупность.
— Почему?

V.Домашнее задание .

1)Составить таблицу, заполнить 2 часть. Отличительные признаки баллады, как жанра (примеры).
2)Характеристика героя (план в учебнике, герой по выбору).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок литературы 3.doc Скачать


Локотская средняя общеобразовательная школа №2


Урок литературы

в 7 классе

Тема: Баллада А.С. Пушкина

«Песнь о Вещем Олеге»


(Поэтическая картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. Особенности композиции. Язык баллады)











Подготовила : Чернозуб И. В.



Цели и задачи:




Знакомство с балладой А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; совершенствовать умения анализировать произведение; помочь учащимся увидеть картину нравов, отношений и характеров, сопоставить с легендой, отметить особенности композиции, языка; воспитание лучших качеств характера.


Наглядность:


  1. иллюстрации к балладе;

  2. Боян (певец) ;

  3. схемы – опоры;

  4. портрет А.С. Пушкина.



Эпиграф :


Дела давно минувших дней,

Преданье старины глубокой …

А. С. Пушкин.




  1. Слово учителя.


Есть у Г. Уэлса мечта – фантазия о машине времени. Разве поэзия (искусство) не обладает фантастическим качеством перемещении во времени и пространстве?

Да, один из «волшебных» свойств поэзии – ее способность приближать время и уничтожать расстояние.

В этом мы убедимся сегодня на уроке.

(сообщение темы урока, цели и эпиграф)


Влечет меня старинный слог

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

И современнее и резче …

Б. Ахмадулина.

Сегодня, вы достаточно знакомы с творчеством А.С.Пушкина, чтобы достаточно определить основную тему его поэзии.







Тема

природы

Дружбы и

любви

Историческая тема

Тема

свободы






Как характеризует это поэта?




Скажите, откуда у Пушкина любовь к слову, к литературе?







Арина Родионовна

Отец

Дядя - поэт

Литературная встреча с поэтами и писателями

Да, это они день за днем прививали любовь к литературе, к слову, где мысли поэта преображались и выливались в целые произведения.

- Давайте вспомним, как работал поэт, что происходило в его творческой лаборатории?


Как сам поэт говорил о вдохновении, которое его посещало?


Хочу я быть немножко старомодным,-

Не то я временностью смыт,

Чтоб стыдно за меня не стало мертвым

Познавшим жизни старый добрый смысл.


Легенда о смерти Олега поразила воображение Пушкина и ему захотелось воскресить то далекое время, когда существовала Киевская Русь.


Влечет меня старинный слог…


И под пером Пушкина возникает далекое время. Поэт не просто пересказывает легенду, а заставляет читателя услышать старинную речь, увидеть князя и его дружину, испытать разнообразные чувства.

Дома вы прочитали отрывок из летописи и балладу, отметили в чем состоит сходство и различие.


  1. Давайте определим жанр.


(Что такое жанр?)

- Пушкин называл «Песнь …» опр. литер. баллада


Указ на близость

фольклору


Слияние двух жанров.

Баллада (подобно былине чтение на распев)


  1. Определение тема.


О чем или о ком это произведение?


О Вещем Олеге

Его коне

Кудеснике


Тема частично совпадает с названием


Можно ли по названию произведения определить время, о котором рассказывает Пушкин, когда происходит событие?

Вещий Олег

(название конкретное : ист. лицо + эпитет Вещий – слово ушедшее из повседневного обихода)

Есть ли еще в балладе слова, выражения, указывающее на время?

Раскрытие авторского замысла идет вслед за композицией, поэтому и мы последуем этому пути анализа.

Итак , начало баллады – I вступление.

- О чем мы узнаем? (зачитываем)

- Что узнаем о князе Олеге?

- От чего имени идет повествование?


Князь Олег АВТОР Кудесник


  1. Основная часть. Встреча с кудесником.



«вещий»

Светлое чело

Дивная изба



Автор



Вдохновенность

Любимец богов

Мудрый старец

Князь Олег



Диалог

Кудесник

Восседает в седле,

неуважение к Кудеснику, власть, сила, непобедимость



Иллюстрации

Стоит гордо,

подняв голову, неподкупность, бесстрашие



Дайте характеристику князю Олегу…


Князь Олег:

Смелый

Бесстрашный

Уверенный в себе

Сильный



От чего же омрачилось чело князя?

(от смерти, предсказанной кудесником)


Не в бою, как воин

Не от ран,

Не от старости, как положено,

А бесславная смерть от коня.


- Почему он хочет обмануть судьбу, верит ли он кудеснику?

Внешне – нет, но в душе…

- Каким он образом пытается обойти судьбу?

(зачитываем)


Сцена прощания с конем.


В письме к Бестужеву в январе 1825 г. Пушкин писал :

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе – есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Мы с этим можем согласиться, а можем и не согласиться.

(зачитываем)

Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой.

В старину конь – в прямом смысле был боевым соратником человека. Для Олега – он товарищ, слуга, с кем вместе прожита славная жизнь.

(«Коней на переправе не меняют»)

Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты: смелость , верность, преданность.

- Что происходит дальше?

(Изменился ли Олег с годами?)

- Презрение к кудеснику, насмешливость и что совсем не к лицу доблестному воину, оскорбление!

- Но кудесник оказался прав!


  1. Заключение.


Кто же на самом деле «Вещий»?


Летопись

(легенда)


Баллада


Один сюжет

(ист. событие)


Проза

(рассказ о событии) . Название действующего лица







Язык

(высокий стиль)

Поэтический текст

Поэтическое осмысление событий

Даны характеры действующих лиц

Четко выделяются части композиции

Используются выразительные средства


Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

Свою раскованную речь,

Свою пленительную участь,

Как бы шаля, глаголом жечь!

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

Авторская хар – ка героев


Идея, основная мысль --- в устах кудесника :


свобода, независимость, неподкупность.


- Почему? (ссылка 1825 г.)


  1. Домашнее задание .


  1. Составить таблицу, заполнить 2 часть.

Отличительные признаки баллады, как жанра (примеры) .


  1. Характеристика героя (план в учебнике, герой по выбору) .


ChernozubI_Literatura.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос