Урок литературы - 7 класс. Тема: Баллада А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
Тема: Баллада А.С. Пушкина
«Песнь о Вещем Олеге»
(Поэтическая картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. Особенности композиции. Язык баллады)
Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Знакомство с балладой А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; совершенствовать умения анализировать произведение; помочь учащимся увидеть картину нравов, отношений и характеров, сопоставить с легендой, отметить особенности композиции, языка; воспитание лучших качеств характера.
Наглядность:
1)иллюстрации к балладе; 2)Боян (певец); 3)схемы – опоры; 4)портрет А.С. Пушкина.
Эпиграф:
Дела давно минувших дней, Преданье старины глубокой …
А. С. Пушкин.
I.Слово учителя.
Есть у Г. Уэлса мечта – фантазия о машине времени. Разве поэзия (искусство) не обладает фантастическим качеством перемещении во времени и пространстве? Да, один из «волшебных» свойств поэзии – ее способность приближать время и уничтожать расстояние. В этом мы убедимся сегодня на уроке. (сообщение темы урока, цели и эпиграф)
Влечет меня старинный слог Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов И современнее и резче … Б. Ахмадулина. Сегодня, вы достаточно знакомы с творчеством А.С.Пушкина, чтобы достаточно определить основную тему его поэзии. Как характеризует это поэта?
Скажите, откуда у Пушкина любовь к слову, к литературе?
Да, это они день за днем прививали любовь к литературе, к слову, где мысли поэта преображались и выливались в целые произведения. — Давайте вспомним, как работал поэт, что происходило в его творческой лаборатории?
Как сам поэт говорил о вдохновении, которое его посещало?
Хочу я быть немножко старомодным,- Не то я временностью смыт, Чтоб стыдно за меня не стало мертвым Познавшим жизни старый добрый смысл.
Легенда о смерти Олега поразила воображение Пушкина и ему захотелось воскресить то далекое время, когда существовала Киевская Русь.
Влечет меня старинный слог…
И под пером Пушкина возникает далекое время. Поэт не просто пересказывает легенду, а заставляет читателя услышать старинную речь, увидеть князя и его дружину, испытать разнообразные чувства. Дома вы прочитали отрывок из летописи и балладу, отметили в чем состоит сходство и различие.
II.Давайте определим жанр.
(Что такое жанр?) — Пушкин называл «Песнь …» опр. литер. баллада
Указ на близость фольклору
Слияние двух жанров. Баллада (подобно былине чтение на распев)
III.Определение тема.
О чем или о ком это произведение?Можно ли по названию произведения определить время, о котором рассказывает Пушкин, когда происходит событие?
Вещий Олег (название конкретное: ист. лицо + эпитет Вещий – слово ушедшее из повседневного обихода) Есть ли еще в балладе слова, выражения, указывающее на время? Раскрытие авторского замысла идет вслед за композицией, поэтому и мы последуем этому пути анализа. Итак, начало баллады – I вступление. — О чем мы узнаем? (зачитываем) — Что узнаем о князе Олеге?От чего же омрачилось чело князя?
(от смерти, предсказанной кудесником)
Не в бою, как воин
Не от ран,
Не от старости, как положено,
А бесславная смерть от коня.
— Почему он хочет обмануть судьбу, верит ли он кудеснику?
Внешне – нет, но в душе…
— Каким он образом пытается обойти судьбу?
(зачитываем)
Сцена прощания с конем.
В письме к Бестужеву в январе Пушкин писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе – есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Мы с этим можем согласиться, а можем и не согласиться. (зачитываем) Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. В старину конь – в прямом смысле был боевым соратником человека. Для Олега – он товарищ, слуга, с кем вместе прожита славная жизнь. («Коней на переправе не меняют») Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты: смелость, верность, преданность. — Что происходит дальше? (Изменился ли Олег с годами?) — Презрение к кудеснику, насмешливость и что совсем не к лицу доблестному воину, оскорбление! — Но кудесник оказался прав!
IV.Заключение.
Кто же на самом деле «Вещий»?
Летопись (легенда) | Баллада | |
Один сюжет (ист. событие) | ||
Проза (рассказ о событии). Название действующего лица |
Язык (высокий стиль) | Поэтический текст Поэтическое осмысление событий Даны характеры действующих лиц Четко выделяются части композиции Используются выразительные средства |
Дай, Пушкин, мне свою певучесть, Свою раскованную речь, Свою пленительную участь, Как бы шаля, глаголом жечь! |
Эпитеты Сравнение Олицетворение Авторская хар – ка героев |
Идея, основная мысль — в устах кудесника:
свобода, независимость, неподкупность.
— Почему?
V.Домашнее задание .
1)Составить таблицу, заполнить 2 часть. Отличительные признаки баллады, как жанра (примеры).
2)Характеристика героя (план в учебнике, герой по выбору).
Локотская средняя общеобразовательная школа №2
Урок литературы
в 7 классе
Тема: Баллада А.С. Пушкина
«Песнь о Вещем Олеге»
(Поэтическая картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. Особенности композиции. Язык баллады)
Подготовила : Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Знакомство с балладой А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; совершенствовать умения анализировать произведение; помочь учащимся увидеть картину нравов, отношений и характеров, сопоставить с легендой, отметить особенности композиции, языка; воспитание лучших качеств характера.
Наглядность:
-
иллюстрации к балладе;
-
Боян (певец) ;
-
схемы – опоры;
-
портрет А.С. Пушкина.
Эпиграф :
Дела давно минувших дней,
Преданье старины глубокой …
А. С. Пушкин.
-
Слово учителя.
Есть у Г. Уэлса мечта – фантазия о машине времени. Разве поэзия (искусство) не обладает фантастическим качеством перемещении во времени и пространстве?
Да, один из «волшебных» свойств поэзии – ее способность приближать время и уничтожать расстояние.
В этом мы убедимся сегодня на уроке.
(сообщение темы урока, цели и эпиграф)
Влечет меня старинный слог
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее и резче …
Б. Ахмадулина.
Сегодня, вы достаточно знакомы с творчеством А.С.Пушкина, чтобы достаточно определить основную тему его поэзии.
|
|
|
|
Тема природы |
Дружбы и любви |
Историческая тема |
Тема свободы |
Как характеризует это поэта?
Скажите, откуда у Пушкина любовь к слову, к литературе?
|
|
|
|
Арина Родионовна |
Отец |
Дядя - поэт |
Литературная встреча с поэтами и писателями |
Да, это они день за днем прививали любовь к литературе, к слову, где мысли поэта преображались и выливались в целые произведения.
- Давайте вспомним, как работал поэт, что происходило в его творческой лаборатории?
Как сам поэт говорил о вдохновении, которое его посещало?
Хочу я быть немножко старомодным,-
Не то я временностью смыт,
Чтоб стыдно за меня не стало мертвым
Познавшим жизни старый добрый смысл.
Легенда о смерти Олега поразила воображение Пушкина и ему захотелось воскресить то далекое время, когда существовала Киевская Русь.
Влечет меня старинный слог…
И под пером Пушкина возникает далекое время. Поэт не просто пересказывает легенду, а заставляет читателя услышать старинную речь, увидеть князя и его дружину, испытать разнообразные чувства.
Дома вы прочитали отрывок из летописи и балладу, отметили в чем состоит сходство и различие.
-
Давайте определим жанр.
(Что такое жанр?)
- Пушкин называл «Песнь …» опр. литер. баллада
Указ на близость
фольклору
Слияние двух жанров.
Баллада (подобно былине чтение на распев)
-
Определение тема.
О чем или о ком это произведение?
О Вещем Олеге Его коне Кудеснике |
Тема частично совпадает с названием |
Можно ли по названию произведения определить время, о котором рассказывает Пушкин, когда происходит событие?
Вещий Олег
(название конкретное : ист. лицо + эпитет Вещий – слово ушедшее из повседневного обихода)
Есть ли еще в балладе слова, выражения, указывающее на время?
Раскрытие авторского замысла идет вслед за композицией, поэтому и мы последуем этому пути анализа.
Итак , начало баллады – I вступление.
- О чем мы узнаем? (зачитываем)
- Что узнаем о князе Олеге?
- От чего имени идет повествование?
Князь Олег АВТОР Кудесник
-
Основная часть. Встреча с кудесником.
«вещий» Светлое чело Дивная изба |
Автор
|
Вдохновенность Любимец богов Мудрый старец |
|
Князь Олег
|
Диалог |
Кудесник |
|
Восседает в седле, неуважение к Кудеснику, власть, сила, непобедимость |
Иллюстрации |
Стоит гордо, подняв голову, неподкупность, бесстрашие |
|
Дайте характеристику князю Олегу… |
Князь Олег: Смелый Бесстрашный Уверенный в себе Сильный |
От чего же омрачилось чело князя?
(от смерти, предсказанной кудесником)
Не в бою, как воин
Не от ран,
Не от старости, как положено,
А бесславная смерть от коня.
- Почему он хочет обмануть судьбу, верит ли он кудеснику?
Внешне – нет, но в душе…
- Каким он образом пытается обойти судьбу?
(зачитываем)
Сцена прощания с конем.
В письме к Бестужеву в январе 1825 г. Пушкин писал :
«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе – есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Мы с этим можем согласиться, а можем и не согласиться.
(зачитываем)
Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой.
В старину конь – в прямом смысле был боевым соратником человека. Для Олега – он товарищ, слуга, с кем вместе прожита славная жизнь.
(«Коней на переправе не меняют»)
Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты: смелость , верность, преданность.
- Что происходит дальше?
(Изменился ли Олег с годами?)
- Презрение к кудеснику, насмешливость и что совсем не к лицу доблестному воину, оскорбление!
- Но кудесник оказался прав!
-
Заключение.
Кто же на самом деле «Вещий»?
Летопись (легенда) |
|
Баллада |
|
Один сюжет (ист. событие) |
|
Проза (рассказ о событии) . Название действующего лица |
Язык (высокий стиль) |
Поэтический текст Поэтическое осмысление событий Даны характеры действующих лиц Четко выделяются части композиции Используются выразительные средства |
Дай, Пушкин, мне свою певучесть, Свою раскованную речь, Свою пленительную участь, Как бы шаля, глаголом жечь! |
Эпитеты Сравнение Олицетворение Авторская хар – ка героев |
Идея, основная мысль --- в устах кудесника :
свобода, независимость, неподкупность.
- Почему? (ссылка 1825 г.)
-
Домашнее задание .
-
Составить таблицу, заполнить 2 часть.
Отличительные признаки баллады, как жанра (примеры) .
-
Характеристика героя (план в учебнике, герой по выбору) .
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»